В своей практике я часто использую проективные методики для диагностики психоэмоционального состояния ребенка.

Маленькие дети не могут рассказать, что их беспокоит, а от родителей я получаю субъективный запрос-проблему, с которым как им кажется они пришли ко мне. Родители жалуются на отклонения в поведении, которые могут быть лишь следствием сути проблемы. На вопрос к родителям как они думают почему так происходит, зачастую они не могут ответить. Как понять причину неадекватного поведения, если ребенок не может описать свое состояние, а если может, то соответствует ли это действительности? В таком случае помогают проективные методики, и в частности рисуночные тесты. Для разного возраста я подобрала разные техники. Я поделюсь с вами некоторыми из них, на мой взгляд, более информативными. Вы сами можете провести их дома и лучше узнать вашего ребенка.
Первая методика для деток самых маленьких от 3 до 6 лет. Называется «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад). Предназначена для диагностики сферы общения ребенка.
Суть такова: предварительно рисуем 2 дома слева красивый, ровный красный домик, в котором несколько этажей, а справа кривой с неровной «съехавшей» крышей черный домик. Пример на рисунке ниже.



Приглашается ребенок и перед ним ложится листок с двумя домами и задается такой вопрос: «Вот перед тобой смотри какой красивый, аккуратный красный домик (указываем на него), он построен специально для тебя. В нем будешь жить ты. Покажи, где ты будешь жить?». Можно предложить ребенку сделать какую-либо отметку карандашом или что-нибудь нарисовать (зависит от возраста и возможностей, иногда достаточно пальчиком показать, а взрослый сам впишет имя). Иногда ребенок начинает изображать фигуры, изображая себя и других. А это дополнительная информация для диагностики. После изображения спросить: «А кого ты хочешь взять с собой в домик? Ты можешь поселить кого хочешь, ведь это твой дом». Важно в конце, когда семья и близкие, будь то животные и люди расселены в доме задать уточняющий вопрос «А ты никого не забыл (а), может еще хочешь кого-то заселить?» Это важно, ведь бывает так что ребенок, например, забыл заселить маму, так как он не отделяет ее от себя. После обращаем внимание на соседний домик и говорим, «Есть еще и второй дом. Надо ведь и там кому-то жить. Кого ты поселишь в него?» и проводим такую же процедуру. При этом говорить о том, что второй дом «черный», «плохой» или как-либо иначе его характеризовать, запрещено. Поскольку методика носит проективный характер, предполагается, что изображение выступает в роли символа и ребенок сам увидит, какой домик «хороший», а какой «плохой». Интерпретация методики.

Традиционно результаты этой методики интерпретируются следующим образом: те, кто находится в красном домике, значимы для ребенка, а потому он либо имеет, либо хочет иметь с ними хорошие отношения; те, кто попал в черный домик, – отвергаемы. Подобный поверхностный анализ позволяет увидеть количество социальных связей и их эмоциональный характер (на основании того, сколько всего ребенок упомянул персонажей и в каком домике их больше). Не менее важным показателем является порядок называния персонажей – те, кого ребенок назвал первыми, субъективно воспринимаются им как более значимые. Кроме того, важно обратить внимание не только на то, кого ребенок взял в свой домик, но и на то, где он разместил персонаж. Встречаются рисунки, в которых и ребенок, и родители находятся в одной ячейке; или рисунки, на которых ребенок находится на самом верхнем этаже, а родители – на самом нижнем. Можно предположить, что наиболее значимые для ребенка персонажи и в пространственном плане будут находиться ближе к нему. Также дети любят изображать любимых животных, несуществующих персонажей. Важно задавать вопросы: «Почему ты поместил Петю в черный домик?». В процессе разговора дети открывают тайны, например, его кто-то обидел или ребенок кого-то испугался (изображает чудище в черном доме). Бывает, что ребенок помещает себя в черный домик, спросите почему? Может он считает себя в чем-то виноватым или плохим? У меня был случай, когда девочка изобразила себя и в красном и в черном доме. В итоге она призналась, что как ей кажется одна ее часть «послушная», «хорошая», а другая «злая», «плохая».

Вторая интересная методика называется «Семейная социограмма». Она подходит как для детей, так и для взрослых и ее можно провести для всей семьи. Данная методика позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. (Смотри фото).




Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом. Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков; расположение кружков относительно друг друга; дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Для младших школьников я люблю применять проективную визуально-вербальную методику Р.Жиля состоящую из 42 заданий целью которой - исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.




Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения. Полная инструкция по ссылке 1 внизу текста.

Любимейшая моя проективная методика называется «Несуществующее животное». Она в основном рассчитана на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от 5-6 лет и взрослых. В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования

Для выполнения теста понадобится лист бумаги, карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится?





Интерпретация теста «Несуществующее животное» можно посмотреть по ссылке 2.

По рисункам несуществующего животного как детей, так и взрослых часто можно судить об их скрытой проблеме, о которой чаще всего умалчивается или о которой не подозревают, обращаясь за консультацией совсем по другому вопросу.

Также в практике я использую рисуночные методики: «Я-дерево», «Моя семья», «Дом-дерево-человек» и другие. Интерпретацию которых вы можете найти самостоятельно. Важно в проведении подобных методик задавать ребенку вопросы, вести диалог. Дети рисуя расслабляются и могут много дать нужной информации.

Если вам нужна помощь в психологической диагностике вашего ребенка или интерпретация рисунка обращайтесь ко мне, буду рада вам помочь.


Ссылки:

1.
https://paidagogos.com/metodika-rene-zhilya-dlya-mladshih-shkolnikov.html

2.
https://5psy.ru/obrazovanie/test-nesushchestvuiushchee-zhivotnoe.html

Если вам нужна помощь в психологической диагностике вашего ребенка или интерпретация рисунка обращайтесь ко мне, буду рада вам помочь.

Комментарии

Комментариев нет.