10 дек 2024

Как мы представляем себе авианосец?

Огромный корабль с широкой палубой. Но были и другие авианосцы - летающие.

Как мы представляем себе авианосец? - 977875078026

Тридцатые годы были по-своему удивительной эпохой. Человек в очередной раз поверил, что ему все по плечу, что еще немного, и жизнь коренным образом изменится. Это видно и по фантастическим романам, написанным в те годы, и по идеям, предлагаемым инженерами, и по мечтам мальчишек. Ну и по новым рекордам, случавшимся почти каждую
неделю. Такие периоды случаются, но редко. Помните оптимизм и веру в силы человека, которой преисполнены романы Жюля Верна? И куда все это делось через пару десятилетий?

Но вот в тридцатые это ненадолго вернулось. По крайней мере, у нас. И вот в этот момент, в СССР начинает реализовываться проект “Звено” - попытка создания летающего авианосца, способного нести на большое расстояние до пяти меньших самолетов.
Как мы представляем себе авианосец? - 977875083914

Напомню, что авиация тех лет имел множество ограничений, в том числе по дальности, скорости, да и точности бомбометания. Проект снимал часть вопросов. Самолёты-истребители могли быть доставлены на расстояния, намного превышающие радиус их действия, бомбардировщики можно было сопровождать там, где это необходимо. Кроме того, взлет перегруженного самолета облегчался с помощью моторов перевозимых истребителей. И самое главное, истребители можно было использовать в качестве пикирующих бомбардировщиков. Это повышало точность поражения нужных целей (которая у обычных
бомбардировщиков тех лет была никакая, фактически они работали по площадям), а кроме того, стартуя с другого самолета истребители моги брать такие тяжелые бомбы, с которыми бы сами с земли не взлетели.

Существовал вариант, когда после выполнения задачи истребители снова
“прицеплялись” к носителю. На учениях такое отрабатывалось, но, судя по всему, в реальных боях не практиковалось. И да, носитель мог еще и дозаправить истребители. Теоретически.
Как мы представляем себе авианосец? - 977875089546

Первый полет “Звена” состоялся в 1931 году, а всего до начала Великой Отечественной войны было испытано девять комбинаций носителей (различных тяжелых бомбардировщиков) и истребителей. По состоянию на 22 июня 1941 года имелось 6 подготовленных носителей (ТБ-3), однако в строю одновременно находились от трех до пяти. Командовал этим “воздушным цирком”, как тогда говорили, инженер-майор Вахмистров.

Уже 26 июля 1941 года, летающие авианосцы успешно атаковали нефтехранилище в Констанце. В реальной ситуации каждый бомбардировщик нес два самолета. Истребители с грузом бомб отсоединились от носителей на расстоянии 40 километров от цели и после
выполнения задания вернулись в Евпаторию своим ходом. Цель была поражена без потерь.
Вахмистров
Вахмистров

Следующей успешно уничтоженной целью стал Мост Карла I на Дунае, через который перебрасывались войска, и проходил важный нефтепровод. Возвращались “Звенья” и в Констанцу, где через некоторое время они разрушили важный мост, ведущий в гавань (его не восстановили до окончания войны), и поразили сухие доки. Были еще многие десятки боевых вылетов (в основном по мостам).

Удивительно, но старенькие истребители “И-16” успешно сбивали и “Мессершмиты”. Видимо, сработал “человеческий фактор”! Пилотов, окончивших ускоренные курсы “взлет-посадка” в “Звено” не брали. Но увы, сами тихоходные авианосцы “ТБ-3” стали легкой добычей немецких истребителей. Новых самолетов этой модели уже не выпускали, а заново
разрабатывать и испытывать комбинацию других бомбардировщиков и истребителей в начале войны не было возможности.
Как мы представляем себе авианосец? - 977875098250

Любопытно, но в 1943 году немцы попробовали перенять успешный опыт. Правда, их “комбинация” состояла из двух самолетов и представляла собой “Звено” наоборот. На крышу бомбардировщика “Юнкерс-88” помещали истребитель “Фокке-Вульф-190”. При этом, управление конструкцией велось дистанционно с истребителя. Весь же бомбардировщик, включая кабину пилота, заполнялся взрывчаткой. Истребитель должен был вывести этот “брандер” на цель, отцепиться и вернуться домой. Проект получил название “Омела”, или “Папа и сын”.

Но немецкий проект оказался неудачным. Его дальность была недостаточной. Сначала “Омелы” хотели использовать против британского флота, но тот ушел в море. Потом в качестве целей назначили советские военные заводы, но к тому моменту линия фронта сильно переместилась на Запад. В результате “Омелы” разрушили несколько мостов в самой
Германии. В 1945-м году.
Как мы представляем себе авианосец? - 977875100810

Большинство из них не смогло даже взлететь - конструкция оказалась настолько тяжелой, что при разбеге не выдерживали шины (с которыми в Германии было уже очень плохо). Они лопались при малейшей неровности. Захваченная союзниками “Омела” (на фото), видимо была
брошена именно по этой причине - присмотритесь. Однако упертые немцы выпустили целых 250 двоек, лишив себя пятисот весьма приличных самолетов.

Комментарии