Галиция: история одного региона.


То, что Киев, Полтава и Днепропетровск были центрами русской культуры- всем хорошо известно.
А вот Львов, Тернополь и Ивано-Франковск считались рассадниками проукраинских настроений, хотя еще 100 лет назад среди галичан и жителей соседних провинций царили идеи панрусизма и панславизма.

Издавна Галиция была моноэтничной территорией, где уживались различные этносы.
Самые ранние археологические сведения, полученные еще в конце 19 века, свидетельствуют о том, что эту землю населяли белые хорваты.
В разное время здесь с войнами проносились войска Моравии, Венгрии, Чехии и Польши.
В 981 году нашей эры легендарный древнерусский князь Владимир Святославович захватил Червен и Перемышль и включил их в состав Киевской Руси.

В дальнейшем русские князья ведут борьбу с западными конкурентами с переменным успехом до тех пор, пока в 1254 году князь Даниил Романович не объединяет галицко-волынские земли и основывает галицкий королевский дом.
То был период наивысшего расцвета Галиции, ее культурного и политического доминирования в Восточной Европе, сегодня незаслуженно забытый свидомыми историками.
Тогда восточные славяне окончательно укрепились в Галиции, преимущественно в восточной ее части, сегодня составляющей области Западной Украины.
Сильное и русское по духу государство тогда не нужно было никому из его соседей.
После смерти Даниила Галицкого величие Малой Руси, как тогда называли Галицию, постепенно угасает.
В ходе войны за галицко-волынское наследство территория региона делится между Польшей и Литвой.
С этого момента начинается отсчет мытарств и угнетения галичан — русского народа, попавшего под власть иноземцев.

Население Галиции, Буковины и Закарпатья оказалось зажато между откровенно русофобскими центрами.
В целях самоидентификации и сохранения памяти о своем прошлом жители региона стали называть себя русинами.
Многие из них вынужденно приняли католичество и униатство, но остались русскими внутри себя.
Раздел Речи Посполитой, ставшей совершенно нежизнеспособным государственным образованием, дал галичанам надежду на создание своей державы или хотя бы культурное обособление.
Возможно, оно так бы и случилось, отойди Зарубежная Русь к Российском Империи.
Более того, спустя несколько тяжелых и беспросветных веков галичане воссоединились бы с коренным русским народом, вернулись бы к своим истокам и корням.

К сожалению, политическая ситуация в регионе и агрессия Австро-Венгрии вынудили Россию отдать русофильскую Галицию этой агрессивной немецкой империи, где ущемлялись и задавливались силой практически все народы кроме самих немцев.
Тут-то и начинается самое интересное.
Во-первых, простые галичане в основной своей массе сохранили православие, хотя оно запрещалось почти всеми оккупационными правительствами.
Это дало им надежду на воссоединение с единоверцами из России.
По сути, культурное отчуждение 16-18 веков, начатое поляками и продолженное австрийцами, провалилось — Галицкая Русь по-прежнему действовала как альтернатива рабскому существованию под немецкой пятой.
Его главной причиной было то, что ни западные славяне, ни германцы, ни венгры или кто-либо еще не могли предложить Галиции другие варианты развития.

Идея украинства, за которую позже уцепился Бисмарк и другие европейские деятели, не существовала в принципе.
Выбор стоял примерно таким: подвергнуться полонизации или сохранить национальную идентичность и нечто, что тогда не называлось «русскостью», но под ней прямым образом подразумевалось.
И галичане сделали свой выбор.
1848 год и ряд буржуазно-демократических революций по всей Европе оказали свое влияние на развитие национальных движений Галиции.
Впервые появились «украинцы» — сторонники самостийности создали свою организацию «Главная Руськая рада», просуществовавшую 3 года и первой провозгласившую, что галичане являются частью большого украинского народа.
Неудивительно, что эта «рада» была создана при содействии австрийских властей и ими же была распущена, когда настал необходимый для сего момент.
При этом некоторые деятели, принимавшие участие в функционировании Главной Руськой рады, стояли на позициях открытого панрусизма, но не смогли развернуться в надлежащих масштабах из-за массовых репрессий, последовавших со стороны администрации Австро-Венгрии.
В противовес украинизаторству среди прорусской галицкой интеллигенции было основано движение галицких русофилов.
Предпосылки для его популяризации возникли в начале 19 века, когда такие представители культурных слоев региона, как Иван Орлай, Юрий Венелин, Михаил Балудянский и другие, переехали в Российскую Империю.
Там они проводили активные исследовательские работы по этническому сходству русинов и великороссов и пришли к выводу, что карпатско-русинские говоры — это упрощенное звучание русского наречия, так же созданное на основе церковнославянского языка.
В 20-х годах 19 века жил и творил галицкий культурный и национальный деятель Николай Кмицкиевич, писавший о том, что сходства галицкого и великоросского наречия подразумевают и этническое сходство их носителей в составе единого, но «сильно разветвленного русского народа».

Русофильские симпатии Галиции были скреплены главным фактором: единством народа и интеллигенции.
Как простые селяне, так и высшие культурные слои Галиции, которые еще не были полонизированы и украинизированы, стояли на единстве русского народа, и ничто не могло поколебить их решимость и веру.
В это время на востоке Австро-Венгрии создаются многочисленные русинские газеты — «Галичанин», «Прикарпатская Русь», «Зоря Галицкая» и многие другие.
Примерно 80% от общего тиража печаталось во Львове, ставшем центром противоборства русизма, полонизации и украинства.
Последнее практически не пользовалось популярностью: если газеты прорусских галичан обеспечивались их доходом от продажи, то печатные издания проукраинских настроений целиком и полностью зависели от государственных субсидий.
В конце 50-х создается общество Василия Великого, на повестку дня ставятся вопросы о русском языке и общности русского народа.
Также функционирует Галицкий сейм — орган ограниченного автономного управления регионом, некоторую часть депутатов которого представляли этнические галичане.

Вполне логично, что австро-венгерская администрация, руководившая Галицией, не могла не заметить мощный национальный подъем русинов.
Ситуация зашла дальше, чем предполагалось.
В правящих кругах Австрии было принято решение обезглавить галицкое национальное движение — начались судебные дела против местных русофилов.
Всеевропейский резонанс вызвал процесс, инициированный властями Австро-Венгерской империи против Ольги Грабарь — дочери Адольфа Добрянского, лидера русинов Закарпатья.
В вину ей вменялось создание и управление панславистской организацией, ставящей своей целью отторжение исконно русских земель от Австрии.
В лице прокурора и обвинителя на процессе выступил Кальман Тиса, премьер-министр Венгрии.
Впрочем, дело против Грабарь было сфабриковано очень грубо, на что обращали внимание даже английские и французские газеты.

Благодаря общественной поддержке дочь и отец были оправданы за неимением доказательств их вины, но Добрянскому запретили селиться в австро-венгерских провинциях, населенных русскими или любыми другими славянами.
С этого момента машина репрессий заработала в полную мощь.
Лидеры галицких русофилов не могли быть просто так нейтрализованы, но к ним применялись все возможные меры для их устранения с политической арены.
Неоднократно арестовывался Григорий Купчанко, автор важнейших историко-археологических работ о Буковине, Галичине и Угорской Руси.
В домах других прорусских деятелей проходили регулярные обыски, им чинили всевозможные препятствия в общественной деятельности, а с начала 20 века австрийская полиция взяла за правило внедрение в среду русинских организаций своих агентов-провокаторов, причем эта практика стала очень популярной.
На этом фоне вряд ли выглядело удивительным взращивание австрийскими идеологами доморощенной украинской нации, которая тогда тянула максимум на несколько второстепенных упоминаний в учебнике историй.
Планомерно создавались и популяризовались любые сообщества с антирусской позицией.
Доходило до того, что они полностью спонсировались австро-венгерским правительством.
Обстановка накалялась…

Отношение австрийских властей к русофилам и вообще к прорусски настроенным жителям Галиции в 20 веке стало невыносимым.
Так как столкновение немецкой нации с российской считалось делом ближайших лет, в германоязычной среде упорно зачищались все идеологические оппоненты.
Впрочем, это были только цветочки — ягодки пошли с началом конфликта.
Как только началась война, Галиция оказалась напрямую вовлечена в нее.
Уже 5 августа 1914 года состоялась Галицийская битва — одно из важнейших сражений на Русском театре военных действий.
Здесь русская воинская традиция однозначно побила австрийскую: войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Иванова сокрушили всякое сопротивление и к 20 августа освободили всю Восточную Галицию.

Австро-венгерские военные соединения были полностью деморализованы и отныне не приступали к крупным операциям без помощи немецкого командования.
Во Львове и Перемышле русских солдат встречали цветами.
Галичане не чаяли, что дождутся того момента, когда воссоединятся со своими братьями.
Было создано Галицкое генерал-губернаторство, которое в военных условиях просуществовало примерно год.
К сожалению, это продлилось недолго: в ходе массированного германского наступления, начавшегося в 1915 году, российские войска были вынуждены разорвать линию фронта и отступить.
Чтобы не допустить мобилизации галичан в немецко-австрийскую армию, генерал Иванов издал приказ о транспортировке в Волынскую губернию всего мужского боеспособного населения в возрасте от 18 до 50 лет.
Также многие беженцы из Галиции направлялись в российскую глубинку — по некоторым данным, к августу 1915 года в Российской Империи насчитывалось более 100 тысяч галицийских переселенцев.

Пока функционировала австрийская администрация, вся территория Галиции стала большим концлагерем.
Население убивали только за православие и верность своим традициям.
Несколько десятков тысяч русофилов было заключено в концлагеря Талергоф и Терезин.
За доносы на «москвофилов», как тогда называли русинов, можно было получить от 50 до 500 крон — новоявленные украинцы и поляки таким «заработком» не гнушались, а иногда галичан предавали их же соплеменники, иуды и предатели.
Талергоф, кстати, стал первым концлагерем на территории Европы, кровь узников которого никогда не будет смыта с австрийского лица — и это за десятки лет до прихода нацистов ко власти!

Становится ясно, что русинов тогда смертельно боялись — специальными указами представителей австро-венгерской власти нейтрализовывались все оппозиционные движения и их отдельные представители.
Но вот отгремела война.
Австро-Венгерская империя закончила свое существование, развалившись на несколько суверенных и независимых государств.
Большевики просто физически не могли бы дотянуться до Галиции, поскольку их зона влияния поначалу ограничивалась узким кольцом вокруг Москвы.
На этом фоне галицкие русофилы решили взять инициативу в свои руки.
В конце 1918 года во Львове был создан Русский исполнительный комитет, который стоял на позициях Белого движения и консолидировал русинов вокруг русской армии.
Комитет действовал достаточно долго, продолжая свою деятельность даже во время создания Западно-Украинской Народной Республики.
А уже к концу ноября Восточная Галиция была вместе с Буковиной захвачена польскими интервентами, которыми руководил небезызвестный всем Пилсудский.
В дальнейшем она несколько раз переходила в руки большевиков, а по итогам советско-польской войны была закреплена за Польшей.
На этом русский след в истории Галиции теряется.
Что еще можно сказать?
Очень многие деятели галицкого русизма в ходе многочисленных войн и столкновений погибли.
Некоторые из них бежали в Российскую Империю, в дальнейшем оставшись жить в РСФСР или предпочтя эмигрировать.
Важно одно: продержавшись более 500 лет под вражеским игом, оставаясь образцом русскости, галичане отказались или были вынуждены отказаться от своих взглядов и мировоззрений.
Первый удар по ним был нанесен во время польской оккупации, рассматривавшей Западную Украину и Западную Беларусь как вечные «Kresy Wschodnie», населенные этническими поляками.
А после 1939 года сюда пришла идеология украинства, ранее заполонившая Киев, Днепропетровск, Херсон и многие другие города русской славы.

Комментарии