В чем была уникальность советских профтехучилищ?
⠀
Отношение к профессионально-техническим училищам в СССР было неоднозначным.
В то время как государство, выражаясь современным языком, всячески пиарило профтехобразование, старшеклассники не слишком стремились пополнять ряды «пэтэушников».
Да и взрослые чаще пугали своих строптивых чад, нежели поощряли их желание овладеть рабочей специальностью: «Будешь плохо учиться в школе – пойдешь в ПТУ!»
Каким же были советские ПТУ, и почему со временем учиться там стало непрестижным?
⠀
Спустя 2 года после того как в 1919 году декретом Совнаркома РСФСР было положено начало распространению профессионально-технических знаний, в стране появились первые ФЗУ – школы фабрично-заводского ученичества.
В таком виде они просуществовали до 1940 года, когда после создания системы государственных трудовых резервов школы ФЗУ были переданы в новое ведомство и реорганизованы в ремесленные училища и школы ФЗО – фабрично-заводского обучения.
⠀
После преобразования в 1959 году Главного управления трудовых резервов в Госкомитет Совмина СССР по профтехобразованию ФЗО и ремесленные училища подверглись реформированию.
Вместо них появились профессионально-технические училища – ПТУ, которые делились на 3 основных типа:
— городские и сельские ПТУ для получения рабочей специальности со сроком обучения 1-2 года;
— СПТУ – средние профтехучилища, куда принимали молодежь с 8-летним образованием.
Срок обучения в них составлял 3-4 года.
За это время учащиеся получали общее 10-летнее образование и овладевали рабочей профессией;
— ТУ – технические училища, где в течение от 1 до 1,5 лет обучали рабочим специальностям молодежь, окончившую полную среднюю школу.
В таком виде советские ПТУ просуществовали вплоть до развала СССР.
Выпускникам выдавался аттестат о среднем образовании и присваивалась соответствующая квалификация.
⠀
Если в довоенные и первые послевоенные годы учеба в профессионально-технических училищах была если не престижной, то хотя бы почетной (этому в немалой степени способствовала пропаганда: стране были нужны крепкие и умелые рабочие руки), то к 70-м годам ПТУ постепенно превратились в ту самую страшилку для нерадивых школьников.
Считалось, что в ПТУ шли те, кто был неспособен учиться в техникуме или в вузе: лентяи, двоечники и попросту недоумки.
Не зря в то время аббревиатура «ПТУ» расшифровывалась некоторыми острословами как «помоги тупому устроиться».
⠀
С одной стороны, обидно.
Но кое в чем все же верно.
Для поступления в техникум, институт или университет требовались серьезные знания в объеме средней школы.
Это сейчас диплом о высшем образовании можно купить в любом переходе, а в советское время подавляющее большинство молодежи получали дипломы исключительно благодаря собственным знаниям и стараниям.
Тогда как в ПТУ поступали без экзаменов – проще говоря, перекладывали документы из одного учебного заведения в другое, и все.
Это была одна из главных причин, по которой у двоечников в СССР была одна дорога: в ПТУ.
Одна из главных, но не единственная.
⠀
С появлением дефицита в тех же 70-х годах понятие о престижной работе у большинства молодых людей сместилось от рабочих профессий в сторону тех, которые открывали доступ к дефицитным товарам.
На этом фоне более способные выпускники средних школ стали чаще подавать документы в торговые и кулинарные техникумы и вузы, а их нерадивые одноклассники – в училища аналогичного профиля.
Причем желающих обучиться профессии продавца, повара или кондитера было столько, что одно время в профильных училищах была введена система вступительных экзаменов.
И все же поступить туда было гораздо проще, чем в техникум или институт.
Да и учиться в ПТУ было легче.
⠀
К концу 70-х профтехучилища советская молодежь уже всерьез не воспринимала.
Часто ими просто пользовались как промежуточным звеном для достижения более серьезных целей.
Так, некоторые молодые люди использовали профтехучилища как трамплин для дальнейшего получения высшего образования, так как при поступлении в вузы для выпускников профильных ПТУ существовали льготы.
Другие, кое-как окончив 8 классов, тянули время до армии, а заодно и получали профессию, которая может пригодиться в армейской службе.
Третьих туда практически принудительно определяли органы правопорядка, дабы плохое поведение не привело юношу или девушку на скамью подсудимых.
⠀
В середине 80-х система советского профессионально-технического образования начала деградировать и полностью «залегла на дно» к моменту развала СССР в 1991 году.
Для этого были объективные причины: спад промышленности и производства спровоцировал невостребованность в рабочих кадрах.
В результате число ПТУ сократилось в разы, а в оставшихся уже не обновлялись фонды.
Ушли из профтехучилищ опытные преподаватели.
А в 91-м система ПТУ рухнула вместе со страной.
Всё это очень помогло мне в дальнейшем. Спасибо Родине, она думала о будущем своих детей...