Как экипаж бронепоезда №73 остановил танки противника, шедшие на Москву. ⠀ 30 сентября 1941 года фашисты начали наступление на Москву. Операция получила кодовое название «Тайфун». Противник превосходил в 2 раза советские части по числу артиллерии и авиации. Главной ударной силой фашистов стали танковые группы. В ноябре 41-го наших войск на северных подступах к Москве практически не было. Прямой путь фашистам к ней был открыт. Советской столице грозило полное окружение. ⠀ Получив приказ командующего 1-й ударной армией В.И. Кузнецова остановить прорвавшиеся фашистские танки, со станции Вербилки выдвинулся отдельный бронепоезд №73 по охране железнодорожных сооружений войск НКВД СССР под командованием ст.лейтенанта Фёдора Малышева. Бронепоезд состоял из 2-х бронеплощадок, имел на вооружении 4 76-миллиметровые пушки, восемь бортовых 7,62-миллиметровых пулемётов системы «Максим», 4 башенных пулемёта той же системы и зенитный взвод со счетверёнными пулемётными установками. Для лучшего маневрирования он был разделён на 2 части: самоходную площадку под командованием ст. лейтенанта А.И. Жукова и площадку с бронепаровозом, под командованием ст. лейтенанта Т.И. Сколышева. ⠀ Бронепоезд мчался из Вербилок через Дмитров на Яхрому на всех парах. Но он бы неминуемо полетел под откос, не открой ему путь 20-летняя Мария Летичевская, ст. оператор стрелочного поста на станции Дмитров. В тот день, в 15.00, она готовилась принять пассажирский поезд на первый путь. Внезапно раздался гул атакующих самолётов. Бомба, упавшая рядом с постом, не взорвалась, а лишь отбросила её, засыпав землёй. «Как очнулась, – вспоминала события того дня Мария Тимофеевна, – я сразу побежала к дежурному, помогла ему выбраться из-под обломков, а он мне говорит: «Бегом, надо проверить первый путь, мы должны принять бронепоезд»…». Тяжёлую, засыпанную снегом стрелку, юная девушка сумела перевести буквально в последнюю минуту. ⠀ На Перемиловской высоте, что на левом, восточном берегу канала Москва- Волга, напротив города Яхромы, возле моста через питающую столицу водную артерию, фашистов остановили огнём бойцы всего двух орудийных расчётов. Ими командовал помощник командира 2-й батареи артиллерийского дивизиона 76-мм пушек 29-й стрелковой бригады лейтенант Гурий Лермонтов. Вражеская пехота, поддержанная миномётным огнём, пошла в атаку. ⠀ Лейтенант Гурий Лермонтов, как сказано в его наградном документе, вывел оставшееся орудие «на временную огневую позицию и открыл огонь по противнику прямой наводкой, простреливая картечью и гранатой живую силу противника. Тов. Лермонтов огнём одного орудия отбил атаку немцев, при этом уничтожил до роты немецких солдат и офицеров». Но силы были явно не равны. ⠀ Фашисты, дождавшись резервов, смяли бы горстку наших бойцов. В момент, когда враги фактически открыли для себя Дмитровское шоссе, позволившее сходу зайти в столицу, на их пути появился бронепоезд. Его бойцы отразили не менее 5 вражеских атак. ⠀ Утром 29 ноября, пополнив боеприпасы на станции Вербилки, бронепоезд снова вернулся к Перемиловской высоте и продолжил отражение наступавших фашистских сил. Вскоре неприятельским огнём был сожжён паровоз, разбиты командирская рубка, одна из орудийных башен, получены множества пробоин в корпусе. Были убиты 2 и ранены 15 членов его экипажа. ⠀ Однако обездвиживший бронепоезд не покинул поле боя, а продолжал стрельбу по врагу. Стреляющий, но неподвижный он был очень уязвим для врага, но ему на помощь пришли железнодорожники станции Дмитров: машинист А.В. Доронин и его товарищи И.В. Мирошниченко и И.И. Лавров. Они привели на место боя новый паровоз, и, подцепив его к бронепоезду, вывели его из-под огня. ⠀ Благодаря героизму бойцов бронепоезда, бойцов батареи лейтенанта Гурия Лермонтова и поддержки железнодорожников Дмитрова было выиграно драгоценное время до подхода подразделений 29-й стрелковой бригады 1-й ударной армии. 29 ноября 1941 года враг отступил от Перемилова на западный берег канала Москва-Волга. Молниеносный удар на столицу с севера был сорван. Красноармейцы взорвали Яхромский мост. Воду из канала откачали через шлюзы, лед сломался. ⠀ Когда канал снова наполнили водой, он стал непроходимым препятствием. Фашисты по-прежнему пытались взять Дмитров, но безуспешно. Уже через неделю после прорыва гитлеровцев от врага была освобождена Яхрома. А к 10 декабря 1941 года – весь Дмитровский район. Это был переломный момент в ходе Великой Отечественной войны. 6 декабря 1941 года началось контрнаступление. ⠀ За этот бой многие члены экипажа бронепоезда, а также дмитровские железнодорожники, в том числе машинист А.В. Доронин и 20-летняя стрелочница М.Т. Литневская, под огнём бесстрашно переводившая стрелки на железной дороге и обеспечившая маневренность бронепоезда, были удостоены высоких правительственных наград, а сам бронепоезд был награждён орденом Красного Знамени. Бронепоезд прошёл ремонт и вновь воевал на фронтах Великой Отечественной. Спустя год он уже громил немцев под Сталинградом.
Вехи истории
Легендарный бронепоезд.
Как экипаж бронепоезда №73 остановил танки противника, шедшие на Москву.
⠀
30 сентября 1941 года фашисты начали наступление на Москву. Операция получила кодовое название «Тайфун». Противник превосходил в 2 раза советские части по числу артиллерии и авиации.
Главной ударной силой фашистов стали танковые группы.
В ноябре 41-го наших войск на северных подступах к Москве практически не было.
Прямой путь фашистам к ней был открыт.
Советской столице грозило полное окружение.
⠀
Получив приказ командующего 1-й ударной армией В.И. Кузнецова остановить прорвавшиеся фашистские танки, со станции Вербилки выдвинулся отдельный бронепоезд №73 по охране железнодорожных сооружений войск НКВД СССР под командованием ст.лейтенанта Фёдора Малышева.
Бронепоезд состоял из 2-х бронеплощадок, имел на вооружении 4 76-миллиметровые пушки, восемь бортовых 7,62-миллиметровых пулемётов системы «Максим», 4 башенных пулемёта той же системы и зенитный взвод со счетверёнными пулемётными установками.
Для лучшего маневрирования он был разделён на 2 части: самоходную площадку под командованием ст. лейтенанта А.И. Жукова и площадку с бронепаровозом, под командованием ст. лейтенанта Т.И. Сколышева.
⠀
Бронепоезд мчался из Вербилок через Дмитров на Яхрому на всех парах.
Но он бы неминуемо полетел под откос, не открой ему путь 20-летняя Мария Летичевская, ст. оператор стрелочного поста на станции Дмитров.
В тот день, в 15.00, она готовилась принять пассажирский поезд на первый путь.
Внезапно раздался гул атакующих самолётов.
Бомба, упавшая рядом с постом, не взорвалась, а лишь отбросила её, засыпав землёй.
«Как очнулась, – вспоминала события того дня Мария Тимофеевна, – я сразу побежала к дежурному, помогла ему выбраться из-под обломков, а он мне говорит: «Бегом, надо проверить первый путь, мы должны принять бронепоезд»…».
Тяжёлую, засыпанную снегом стрелку, юная девушка сумела перевести буквально в последнюю минуту.
⠀
На Перемиловской высоте, что на левом, восточном берегу канала Москва- Волга, напротив города Яхромы, возле моста через питающую столицу водную артерию, фашистов остановили огнём бойцы всего двух орудийных расчётов.
Ими командовал помощник командира 2-й батареи артиллерийского дивизиона 76-мм пушек 29-й стрелковой бригады лейтенант Гурий Лермонтов.
Вражеская пехота, поддержанная миномётным огнём, пошла в атаку.
⠀
Лейтенант Гурий Лермонтов, как сказано в его наградном документе, вывел оставшееся орудие «на временную огневую позицию и открыл огонь по противнику прямой наводкой, простреливая картечью и гранатой живую силу противника.
Тов. Лермонтов огнём одного орудия отбил атаку немцев, при этом уничтожил до роты немецких солдат и офицеров».
Но силы были явно не равны.
⠀
Фашисты, дождавшись резервов, смяли бы горстку наших бойцов.
В момент, когда враги фактически открыли для себя Дмитровское шоссе, позволившее сходу зайти в столицу, на их пути появился бронепоезд.
Его бойцы отразили не менее 5 вражеских атак.
⠀
Утром 29 ноября, пополнив боеприпасы на станции Вербилки, бронепоезд снова вернулся к Перемиловской высоте и продолжил отражение наступавших фашистских сил.
Вскоре неприятельским огнём был сожжён паровоз, разбиты командирская рубка, одна из орудийных башен, получены множества пробоин в корпусе.
Были убиты 2 и ранены 15 членов его экипажа.
⠀
Однако обездвиживший бронепоезд не покинул поле боя, а продолжал стрельбу по врагу.
Стреляющий, но неподвижный он был очень уязвим для врага, но ему на помощь пришли железнодорожники станции Дмитров: машинист А.В. Доронин и его товарищи И.В. Мирошниченко и И.И. Лавров.
Они привели на место боя новый паровоз, и, подцепив его к бронепоезду, вывели его из-под огня.
⠀
Благодаря героизму бойцов бронепоезда, бойцов батареи лейтенанта Гурия Лермонтова и поддержки железнодорожников Дмитрова было выиграно драгоценное время до подхода подразделений 29-й стрелковой бригады 1-й ударной армии.
29 ноября 1941 года враг отступил от Перемилова на западный берег канала Москва-Волга.
Молниеносный удар на столицу с севера был сорван.
Красноармейцы взорвали Яхромский мост.
Воду из канала откачали через шлюзы, лед сломался.
⠀
Когда канал снова наполнили водой, он стал непроходимым препятствием.
Фашисты по-прежнему пытались взять Дмитров, но безуспешно.
Уже через неделю после прорыва гитлеровцев от врага была освобождена Яхрома.
А к 10 декабря 1941 года – весь Дмитровский район.
Это был переломный момент в ходе Великой Отечественной войны.
6 декабря 1941 года началось контрнаступление.
⠀
За этот бой многие члены экипажа бронепоезда, а также дмитровские железнодорожники, в том числе машинист А.В. Доронин и 20-летняя стрелочница М.Т. Литневская, под огнём бесстрашно переводившая стрелки на железной дороге и обеспечившая маневренность бронепоезда, были удостоены высоких правительственных наград, а сам бронепоезд был награждён орденом Красного Знамени.
Бронепоезд прошёл ремонт и вновь воевал на фронтах Великой Отечественной.
Спустя год он уже громил немцев под Сталинградом.