Искусство пошива изделий из кожи было одним из первых ремесел, которым овладел человек.
Это древнейшее занятие продолжает существовать, развиваться и в наше время, во многом благодаря таким единичным мастерам Республики Ингушетия, как Хасан Хадрисович Оздоев, который оживил старейшую ремесленную традицию, вдохновив своим примером коллег со всего мира. С раннего детства, начав как любитель, Хасан быстро постиг все тонкости профессии и стал изготавливать уникальные галантерейные изделия высокого качества, что позволило ему основать собственный бренд MANUFAKTURING — синоним доступной и бескомпромиссной роскоши. Ассортимент бренда поражает разнообразием дорожных сумок, мужских и женских аксессуаров. Творчество — процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которые человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике. Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Кожевенное искусство почитается во всех странах и считается настоящей мужской работой, требующей огромного терпения и силы, развитую фантазию, а также конструктивное мышление. Индивидуальность нашего героя состоит в том, что он работает со всеми экзотическими и простыми видами кожи. По размерам, по фото и даже со слов заказчика может изготовить многие изделия без лекала, используя исключительно натуральную кожу. Его цель — создание сложных эксклюзивных изделий, выполненных качественно и с любовью к деталям. Своим опытом он делится и с другими мастерами республики, в регионе активно функционирует общественная организация «Ассоциация ремесленников», в работе которой активное участие принимает автор проекта. Оздоев Хасан Хадрисович родился 23 августа 1975 года в станице Орджоникидзевская (ныне город Сунжа Республики Ингушетия). Успешно окончил там же среднюю школу № 2, после чего, отучившись в Назрановском сельскохозяйственном техникуме на инженера, продолжил учёбу по той же специальности в Государственной сельскохозяйственной академии Кабардино-Балкарской Республики. Проходил срочную службу в танковых войсках на Дальнем Востоке в г. Хабаровске. По прибытии на родину в 2004 году устроился на службу в 126 полк Внутренних войск МВД России. Около года как на пенсии. Ветеран боевых действий. Женат, трое детей. Хасан Оздоев — профессиональный кожевенный мастер, который рассказал интересующие нас вопросы о его ремесле и не только. — Хасан, как сложилось, что вы стали заниматься ручным трудом, и как это увлечение переросло в ремесло? — С раннего детства я начал задумываться о том, что было бы неплохо найти себе увлечение, в котором я смог бы работать руками и что-нибудь создавать. С ремеслом у меня вся жизнь связана, так как я рос в среде творческих родителей: отец, Хадрис Орцхоевич, был мастером по кладке, талантливым столяром, отдававшим большее предпочтение дереву; мама, Арсельгова Лиза Османовна, была высококвалифицированным профессионалом своего дела по пошиву одежды с многолетним стажем работы в Доме быта станицы Орджоникидзевской. Я перепробовал много ремесел, но кожевенное дело мне понравилось больше всего. — Хасан, что самое сложное в работе кожевника? — Самое сложное — начать. Тут всё упирается в опыт, который нарабатывается годами, с каждым новым изделием. Иной раз заказчик пытается объяснить, что ему нужно, но это трудно визуализировать. Бывает, что приносят картинку, но копию изображённого сделать очень сложно. Сложно делать что-то многосоставное. И, конечно, в каждое изделие вкладываешь свое видение, делая его эксклюзивным. — Вы ощущаете себя персонажем средневековья? — Мысленно ощущаю и перевоплощаюсь при создании каждого исторического изделия. — Ваши любимые инструменты? — Шорник, киянка, круизер, торцбил (настоящий фаворит у кожевника), сликер, грувер, бевелер. — Какое самое дорогое изделие вы сделали? — Спортивную сумку из кожи крокодила стоимостью около трёхсот тысяч рублей. — Что нравится в работе больше всего? — Самое интересное работать по тиснению кожи, резьбе и раскраске. — А что не нравится? — Не нравится запах клея, красок и химии, но и с этим приходится мириться. В нашем деле без этого никак не обойтись. — Что делать, если ничего не вдохновляет? — Вдохновение приходит только тогда, когда занимаешься любимым делом. У меня вдохновение присутствует постоянно. — У вас есть мечта? — В настоящее время моя мечта заключается в приобретении собственного помещения в людном месте, чтобы разместить мастерскую MANUFAKTURING — своё маленькое производство, где я всё по-своему обустрою. Хочу, что бы это было уютное место, где всё пронизано творчеством. Моё дело — моя жизнь, я отдаю ему большую часть себя и хочу развивать его постоянно. — Какими качествами должен обладать кожевенный мастер? — Во-первых, умением работать руками, способностью осваивать технологии. И, конечно, должна быть любовь к материалу, а также стойкость, целеустремлённость, терпеливость, усидчивость. Во-вторых, надо иметь развитую фантазию и конструктивное мышление. — Где этому можно обучиться? С чего начать? — В начале рекомендую ничего не покупать, а посетить мастер-классы тем, кто желает прикоснуться к кожевенному ремеслу, проводимые мною в различных местах. На таких мастер-классах каждый желающий может не только самостоятельно изготовить для себя изделие (ремень, кошелек, обложку для паспорта) из натуральной кожи, но и получить базовые навыки и знания по работе с кожей как с особым видом материала. А начать, думаю, стоит с главного — понять, что ты от этого хочешь? Зачем это тебе нужно? — Многих заинтересует вопрос окупаемости, доходности этого ремесла. — Всё зависит от мастерства и грамотного подхода. Для меня это не главное. Если ставить вопрос денег основным, больших успехов не добьёшься, так как это мешает развиваться и как мастеру, и как художнику — творцу своих изделий. Для меня это стало делом моей жизни. — Насколько важен в этом деле художественный вкус? — Однозначно, нужно иметь и развивать художественный вкус для создания эксклюзивных изделий. А для ремней, кошельков и прочих массовых изделий достаточно качественно сшить и суметь реализовать. — Где вы покупаете кожу? И с какой легче работать? — Кожу я заказываю из разных стран мира, её много и в российских регионах. Есть очень популярные и известные в этой отрасли продавцы в кожевенном мире. В основном работаю с кожей итальянской выделки, так как она гибкая в руках, легка в работе и очень прочная. — Что для вас самое важное в работе с кожей? — Вся моя работа по тиснению кожи — от эскиза до последнего стежка — важна. Рисунок выбиваю на коже, выделанной специальным дублением, потом расписываю, закрепляю и дальше изделие сшиваю вручную. При работе с кожей самое главное — это душевное состояние, умиротворение, покой, мысли целиком и полностью должны быть погружены в творческий рабочий процесс. — Где вы представляете своё творчество? — Я представляю своё творчество на выставках, фестивалях и ярмарках как в Республике Ингушетия, так и за её пределами. Мои изделия ручной работы расходятся по всему миру. Также Министерством культуры Российской Федерации, в рамках федерального проекта создания точек концентрации талантов, был разработан проект под названием «Гений места», участником которой является Национальная библиотека имени Дж. Х. Яндиева, в которой я провел мастер-класс для подрастающего поколения нашей республики. — Логотип мастера, он у вас какой? — «OZ» в честь своей фамилии. Он у меня из латуни, работает как термическое тиснение. Термопрессом прижимается к коже. — На ваш взгляд, какие основные цели и задачи должен ставить перед собой кожевенный мастер? — Кожевенный мастер — ремесленная профессия, зачастую тяжёлая. Мне в работе нравится то, что я своими руками создаю вещи, которые сам же придумал и которые будут полезны другим людям. Я вкладываю душу в каждое изделие. Уверен, что ручной труд — это что-то настоящее, живое, природное. В нашей работе необходимо стараться добиваться безупречного результата, стремиться к настоящему. Такова моя цель и задача, так как заказчиками являются яркие индивидуальные личности, которые ценят и понимают сложность ручного труда и желают иметь неповторимое качественное изделие, созданное по их предпочтениям. И к этому, на мой взгляд, должны стремиться все мастера. — Что для вас самое интересное — придумать идею, дизайн, конструкцию или непосредственное воплощение идеи в жизнь? — Мне интересно всё: придумать уникальный дизайн и сделать интересную работу, такую, которой никто не делал до меня, а также совместить кожу с мехом, деревом, смолой, металлом и стеклом. — Используете ли вы исторические, средневековые, национальные ингушские мотивы в изделиях? — Однозначно. Использую все ресурсы и знания, реконструируя и воссоздавая как защитное и наступательное вооружение ингушского воина в виде доспехов, щитов, колчаны для стрел, краги для рук, защитные пояса, так и воплощая свои собственные идеи. — Не планируете расширять производство? Каковы ваши творческие планы на будущее? — Обязательно планирую, по воле Всевышнего, если в будущем получится с помещением, чтобы обучать нашу молодёжь этому утраченному среди ингушей ремеслу. Поделюсь всем, что умею, потому что, возможно, кому-то в жизни это пригодится. Может, это повлияет на выбор их профессии или раскроются таланты, благодаря той возможности, которую я предоставлю им. Я вижу, что ремесло — это будущее, и каждый человек вправе рассчитывать на то, в чем он может себя проявить. Я благодарю вас за предоставленную возможность рассказать о себе и о своём творчестве. Мне было очень приятно. Участие в выставках: 2022 год — участие в фестивале «Малх-керамик», г. Назрань; 2022 год — участие в этнофестивале «Своё» под эгидой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, Министерства промышленности и цифрового развития Республики Ингушетия, Комитета по туризму Республики Ингушетия, г. Магас; 2022 год — участие в фестивале ремесленников, приуроченном ко Дню народного единства под эгидой Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, г. Магас; 2022 год — участие в выставке, посвящённой юбилею Республики Ингушетия «Край мастеров», г. Магас; 2022 год — участие в выставке декоративно-прикладного искусства в Центре культурного развития города Магас, приуроченной к 30-летию Республики Ингушетия, г. Магас; 2023 год — организация и участие в фестивале искусств «Пхьоле», г. Назрань. А. Измайлов, заведующий передвижными выставками Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия
Ингушетия
Искусство пошива изделий из кожи было одним из первых ремесел, которым овладел человек.
Это древнейшее занятие продолжает существовать, развиваться и в наше время, во многом благодаря таким единичным мастерам Республики Ингушетия, как Хасан Хадрисович Оздоев, который оживил старейшую ремесленную традицию, вдохновив своим примером коллег со всего мира. С раннего детства, начав как любитель, Хасан быстро постиг все тонкости профессии и стал изготавливать уникальные галантерейные изделия высокого качества, что позволило ему основать собственный бренд MANUFAKTURING — синоним доступной и бескомпромиссной роскоши. Ассортимент бренда поражает разнообразием дорожных сумок, мужских и женских аксессуаров.
Творчество — процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которые человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике. Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему.
Кожевенное искусство почитается во всех странах и считается настоящей мужской работой, требующей огромного терпения и силы, развитую фантазию, а также конструктивное мышление.
Индивидуальность нашего героя состоит в том, что он работает со всеми экзотическими и простыми видами кожи. По размерам, по фото и даже со слов заказчика может изготовить многие изделия без лекала, используя исключительно натуральную кожу. Его цель — создание сложных эксклюзивных изделий, выполненных качественно и с любовью к деталям.
Своим опытом он делится и с другими мастерами республики, в регионе активно функционирует общественная организация «Ассоциация ремесленников», в работе которой активное участие принимает автор проекта.
Оздоев Хасан Хадрисович родился 23 августа 1975 года в станице Орджоникидзевская (ныне город Сунжа Республики Ингушетия). Успешно окончил там же среднюю школу № 2, после чего, отучившись в Назрановском сельскохозяйственном техникуме на инженера, продолжил учёбу по той же специальности в Государственной сельскохозяйственной академии Кабардино-Балкарской Республики. Проходил срочную службу в танковых войсках на Дальнем Востоке в г. Хабаровске. По прибытии на родину в 2004 году устроился на службу в 126 полк Внутренних войск МВД России. Около года как на пенсии. Ветеран боевых действий. Женат, трое детей.
Хасан Оздоев — профессиональный кожевенный мастер, который рассказал интересующие нас вопросы о его ремесле и не только.
— Хасан, как сложилось, что вы стали заниматься ручным трудом, и как это увлечение переросло в ремесло?
— С раннего детства я начал задумываться о том, что было бы неплохо найти себе увлечение, в котором я смог бы работать руками и что-нибудь создавать. С ремеслом у меня вся жизнь связана, так как я рос в среде творческих родителей: отец, Хадрис Орцхоевич, был мастером по кладке, талантливым столяром, отдававшим большее предпочтение дереву; мама, Арсельгова Лиза Османовна, была высококвалифицированным профессионалом своего дела по пошиву одежды с многолетним стажем работы в Доме быта станицы Орджоникидзевской. Я перепробовал много ремесел, но кожевенное дело мне понравилось больше всего.
— Хасан, что самое сложное в работе кожевника?
— Самое сложное — начать. Тут всё упирается в опыт, который нарабатывается годами, с каждым новым изделием. Иной раз заказчик пытается объяснить, что ему нужно, но это трудно визуализировать. Бывает, что приносят картинку, но копию изображённого сделать очень сложно. Сложно делать что-то многосоставное. И, конечно, в каждое изделие вкладываешь свое видение, делая его эксклюзивным.
— Вы ощущаете себя персонажем средневековья?
— Мысленно ощущаю и перевоплощаюсь при создании каждого исторического изделия.
— Ваши любимые инструменты?
— Шорник, киянка, круизер, торцбил (настоящий фаворит у кожевника), сликер, грувер, бевелер.
— Какое самое дорогое изделие вы сделали?
— Спортивную сумку из кожи крокодила стоимостью около трёхсот тысяч рублей.
— Что нравится в работе больше всего?
— Самое интересное работать по тиснению кожи, резьбе и раскраске.
— А что не нравится?
— Не нравится запах клея, красок и химии, но и с этим приходится мириться. В нашем деле без этого никак не обойтись.
— Что делать, если ничего не вдохновляет?
— Вдохновение приходит только тогда, когда занимаешься любимым делом. У меня вдохновение присутствует постоянно.
— У вас есть мечта?
— В настоящее время моя мечта заключается в приобретении собственного помещения в людном месте, чтобы разместить мастерскую MANUFAKTURING — своё маленькое производство, где я всё по-своему обустрою. Хочу, что бы это было уютное место, где всё пронизано творчеством. Моё дело — моя жизнь, я отдаю ему большую часть себя и хочу развивать его постоянно.
— Какими качествами должен обладать кожевенный мастер?
— Во-первых, умением работать руками, способностью осваивать технологии. И, конечно, должна быть любовь к материалу, а также стойкость, целеустремлённость, терпеливость, усидчивость. Во-вторых, надо иметь развитую фантазию и конструктивное мышление.
— Где этому можно обучиться? С чего начать?
— В начале рекомендую ничего не покупать, а посетить мастер-классы тем, кто желает прикоснуться к кожевенному ремеслу, проводимые мною в различных местах. На таких мастер-классах каждый желающий может не только самостоятельно изготовить для себя изделие (ремень, кошелек, обложку для паспорта) из натуральной кожи, но и получить базовые навыки и знания по работе с кожей как с особым видом материала. А начать, думаю, стоит с главного — понять, что ты от этого хочешь? Зачем это тебе нужно?
— Многих заинтересует вопрос окупаемости, доходности этого ремесла.
— Всё зависит от мастерства и грамотного подхода. Для меня это не главное. Если ставить вопрос денег основным, больших успехов не добьёшься, так как это мешает развиваться и как мастеру, и как художнику — творцу своих изделий. Для меня это стало делом моей жизни.
— Насколько важен в этом деле художественный вкус?
— Однозначно, нужно иметь и развивать художественный вкус для создания эксклюзивных изделий. А для ремней, кошельков и прочих массовых изделий достаточно качественно сшить и суметь реализовать.
— Где вы покупаете кожу? И с какой легче работать?
— Кожу я заказываю из разных стран мира, её много и в российских регионах. Есть очень популярные и известные в этой отрасли продавцы в кожевенном мире. В основном работаю с кожей итальянской выделки, так как она гибкая в руках, легка в работе и очень прочная.
— Что для вас самое важное в работе с кожей?
— Вся моя работа по тиснению кожи — от эскиза до последнего стежка — важна. Рисунок выбиваю на коже, выделанной специальным дублением, потом расписываю, закрепляю и дальше изделие сшиваю вручную. При работе с кожей самое главное — это душевное состояние, умиротворение, покой, мысли целиком и полностью должны быть погружены в творческий рабочий процесс.
— Где вы представляете своё творчество?
— Я представляю своё творчество на выставках, фестивалях и ярмарках как в Республике Ингушетия, так и за её пределами. Мои изделия ручной работы расходятся по всему миру. Также Министерством культуры Российской Федерации, в рамках федерального проекта создания точек концентрации талантов, был разработан проект под названием «Гений места», участником которой является Национальная библиотека имени Дж. Х. Яндиева, в которой я провел мастер-класс для подрастающего поколения нашей республики.
— Логотип мастера, он у вас какой?
— «OZ» в честь своей фамилии. Он у меня из латуни, работает как термическое тиснение. Термопрессом прижимается к коже.
— На ваш взгляд, какие основные цели и задачи должен ставить перед собой кожевенный мастер?
— Кожевенный мастер — ремесленная профессия, зачастую тяжёлая. Мне в работе нравится то, что я своими руками создаю вещи, которые сам же придумал и которые будут полезны другим людям. Я вкладываю душу в каждое изделие. Уверен, что ручной труд — это что-то настоящее, живое, природное. В нашей работе необходимо стараться добиваться безупречного результата, стремиться к настоящему. Такова моя цель и задача, так как заказчиками являются яркие индивидуальные личности, которые ценят и понимают сложность ручного труда и желают иметь неповторимое качественное изделие, созданное по их предпочтениям. И к этому, на мой взгляд, должны стремиться все мастера.
— Что для вас самое интересное — придумать идею, дизайн, конструкцию или непосредственное воплощение идеи в жизнь?
— Мне интересно всё: придумать уникальный дизайн и сделать интересную работу, такую, которой никто не делал до меня, а также совместить кожу с мехом, деревом, смолой, металлом и стеклом.
— Используете ли вы исторические, средневековые, национальные ингушские мотивы в изделиях?
— Однозначно. Использую все ресурсы и знания, реконструируя и воссоздавая как защитное и наступательное вооружение ингушского воина в виде доспехов, щитов, колчаны для стрел, краги для рук, защитные пояса, так и воплощая свои собственные идеи.
— Не планируете расширять производство? Каковы ваши творческие планы на будущее?
— Обязательно планирую, по воле Всевышнего, если в будущем получится с помещением, чтобы обучать нашу молодёжь этому утраченному среди ингушей ремеслу. Поделюсь всем, что умею, потому что, возможно, кому-то в жизни это пригодится. Может, это повлияет на выбор их профессии или раскроются таланты, благодаря той возможности, которую я предоставлю им. Я вижу, что ремесло — это будущее, и каждый человек вправе рассчитывать на то, в чем он может себя проявить.
Я благодарю вас за предоставленную возможность рассказать о себе и о своём творчестве. Мне было очень приятно.
Участие в выставках:
2022 год — участие в фестивале «Малх-керамик», г. Назрань;
2022 год — участие в этнофестивале «Своё» под эгидой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, Министерства промышленности и цифрового развития Республики Ингушетия, Комитета по туризму Республики Ингушетия, г. Магас;
2022 год — участие в фестивале ремесленников, приуроченном ко Дню народного единства под эгидой Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, г. Магас;
2022 год — участие в выставке, посвящённой юбилею Республики Ингушетия «Край мастеров», г. Магас;
2022 год — участие в выставке декоративно-прикладного искусства в Центре культурного развития города Магас, приуроченной к 30-летию Республики Ингушетия, г. Магас;
2023 год — организация и участие в фестивале искусств «Пхьоле», г. Назрань.
А. Измайлов, заведующий передвижными выставками Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия