Технологии без будущего

Очередная «технология будущего», которая так и не наступила — знакомая история? За глянцевыми картинками и громкими обещаниями скрываются десятки причин провала: от законов и высокой стоимости до нежелания людей менять свои привычки. Не лишним будет вспомнить недавнее прошлое, чтобы сделать выводы на ближайшее будущее
Помните ту шумиху вокруг двухколёсных самобалансирующихся устройств, которые должны были перевернуть представление о городском транспорте? Речь не только о гироскутерах, но и о легендарном Segway. Его создатель, Дин Кеймен, потратил на разработку около десяти лет, представив миру свое детище в 2001 году. Идея была амбициозной: заменить на коротких дистанциях и пешие прогулки, и даже автомобили. Управление выглядело волшебно — устройство двигалось и поворачивало в ответ на лёгкий наклон тела пользователя, благодаря сложной системе гироскопов и сенсоров, считывающих положение до 100 раз в секунду.
Однако мечты о массовой революции не сбылись. Segway так и остался диковинкой, которую чаще можно было встретить в патруле туристической полиции или в кино, чем в обычном дворе. Высокая цена (около $5000 на старте), солидный вес (40 кг) и ограниченная скорость (до 16 км/ч) сыграли против него. Трагическая гибель его владельца, Джими Хесельдена, в результате аварии на Segway в 2010 году стала мрачным символом неудачи бренда. К 2020 году производство было свёрнуто, а его нишу уверенно заняли более практичные и доступные электросамокаты и электровелосипеды.
Вслед за оглушительным успехом «Аватара» индустрия развлечений объявила 3D главным технологическим трендом. Производители телевизоров массово выпускали новые модели, а студии — десятки фильмов в этом формате. Однако эйфория длилась недолго. Очень скоро выяснилось, что зрителям надоели неудобные очки, вызывающие головную боль, скудный выбор качественного контента и слабый визуальный эффект, не оправдывающий завышенной цены на билеты. К середине 2010-х годов стало ясно, что формат обречен. Производители один за другим прекращали поддержку 3D в своих телевизорах. Причины провала были системными: помимо технологических недостатков, сыграли роль психологическая усталость от «доплат за эффект» и повсеместное использование дешёвой пост-конвертации, которая превращала фильмы в псевдообъёмные. Сегодня эстафету у 3D перехватили более совершенные иммерсивные форматы, такие как IMAX и Dolby Cinema. А сама 3D-графика успешно перекочевала в интерактивные сферы — видеоигры, дополненную и виртуальную реальность, рынок которой демонстрирует уверенный рост, в отличие от своего кинематографического предшественника.
Логичным продолжением технологической гонки казались полностью беспилотные автомобили. В 2016 году на эту арену вышел стартап Argo AI, который при поддержке гигантов Ford и Volkswagen попытался создать машину с уровнем автономности L4. Инвестиции исчислялись миллиардами долларов, штат рос, открывались офисы по всему миру. Однако сроки постоянно сдвигались, а к 2022 году проект упёрся в стену технологических сложностей, запредельных затрат и туманных рыночных перспектив. В октябре 2022 года Argo AI был закрыт из-за отказа инвесторов в новом финансировании. Ford и Volkswagen списали многомиллиардные убытки, сместив фокус на более реалистичные системы помощи водителю.
Похожая участь постигла и роботакси Cruise Origin от General Motors. Юридические проволочки, падение общественного доверия после инцидента с пешеходом и отзыв разрешений в Калифорнии в 2023-2024 годах вынудили GM заморозить проект. Сейчас компания пытается восстановить репутацию, а сотни готовых машин ожидают доработки программного обеспечения. Будущее массового беспилотного транспорта вновь оказалось под вопросом.
Все мы помним видеомагнитофоны и кассеты VHS. Но мало кто знает, что у них был куда более совершенный конкурент — формат Betamax от Sony. Выпущенный в 1975 году, Betamax предлагал заметно лучшее качество картинки, меньший размер кассет и передовые технические решения. Казалось бы, победа за ним? Но на деле всё решили не технические характеристики, а удобство для пользователя. Главным камнем преткновения стало время записи: тогда как VHS позволял записать на одну кассету полнометражный фильм или футбольный матч, Betamax на старте вмещал лишь около часа. Этого было катастрофически мало. К тому же, кассеты VHS были дешевле, а сам формат — более открытым, что позволило ему завоевать рынок. Преимущества Betamax в качестве казались просто незаметны на обычных телевизорах того времени. В итоге практичность и доступность победили технологическое совершенство.
Мечта многих с детства — летающий автомобиль. На роль этого транспорта будущего претендует китайский дрон EHang 184, который напоминает скорее увеличенный квадрокоптер с пассажирской кабиной. Этот автономный аппарат предназначен для перевозки одного человека и способен развивать скорость до 100 км/ч, преодолевая расстояния до 20 км. Управление им максимально упрощено: пассажиру нужно лишь выбрать пункт назначения на планшете, а всю работу по пилотированию и оценке погоды выполнит бортовой компьютер. Система безопасности предусматривает возможность аварийной посадки даже при отказе нескольких двигателей.
Однако путь в небо оказался сложнее, чем в мечтах. Внедрению EHang мешают не только высокая стоимость (около $300 000) и ограниченный запас хода, но и «земные» проблемы — отсутствие единых правил для такого транспорта, неразвитость инфраструктуры и вопросы кибербезопасности. Несмотря на это, рынок пассажирских дронов только формируется. Нынешние модели — это первые ласточки, которые, возможно, уступят место более совершенным концептам, когда технологии и законодательство будут готовы принять летающие автомобили в нашу повседневность.
Иногда история технологий напоминает кладбище гениальных идей, которые опередили своё время. На примере Segway, 3D-телевидения, Betamax и летающих автомобилей мы видим повторяющуюся закономерность: технологическое превосходство и инновационность ещё не гарантируют успех. Решающим фактором массового распространения становятся простота, доступность, дешевизна и просто привычки людей. Однако это не означает конец инноваций. Парадокс технологического прогресса заключается в том, что сегодняшние "тупиковые ветви" часто становятся фундаментом для завтрашних прорывов. Возможно, летающие автомобили и полноценные беспилотники появятся тогда, когда будут готовы не только технологии, но и общество, инфраструктура и экономические модели для их поддержки. История показывает: между изобретением и внедрением лежит пропасть, которую заполняют не столько технологии, сколько человеческие потребности, привычки и здравый смысл.
По материалам Хабр

Технологии без будущего - 5352898160509

Комментарии

Комментариев нет.