Чудеса и загадки на карте Шегарского района

Какие чудеса и загадки можно найти на карте Шегарского района?
Шегарка, Мундрова, Каргала, Юнжерка, Кайтёс... "Ну и названия!", - скажете вы. Действительно, что же они означают? Попытаемся разобраться.
О названиях и не только
Нас с детства окружают леса, реки, озёра, населённые пункты. Все они имеют свои названия, к которым мы привыкли и постоянно ими пользуемся. И редко задумываемся, что они означают, откуда появились.
Названия могут рассказать многое, правда, далеко не всегда можно определить их значение. Многие названия даны народами, которые жили здесь ещё до прихода русских. Одни были искажены и переделаны на свой манер произношения переселенцами, другие – образованы из слияния слов разных языков. И если какие-то географические наименования можно как-то объяснить, то есть и такие, происхождение которых совершенно непонятно. И тогда в дело вступает народное толкование.
Одним из самых известных примеров может послужить название нашей реки Обь.

Быстрая и прекрасная

Народная версия выводит этот термин от слова «обе». Действительно, Обь образуется слиянием двух рек – Бии и Катуни – в горах Алтая. Только вот русские первопроходцы впервые познакомились с этой рекой в северном её течении и об её истоке ничего в то время не знали. Но зато они хорошо знали северных приобских жителей – коми-зырян, которые называли реку Обва, что значит «снежная вода». Теперь, казалось бы, всё понятно. Но почему же тогда в первых документах о Сибири река именуется как Обдора?
Наша красавица Обь

В древних ираноарийских языках есть слово «об» (вариант – «аб»), что значит «вода» или «река». Одной из прародин ираноарийских (индоарийских, индоиранских, арийских) народов являются юг Западной Сибири, Южная Сибирь и Южный Урал. Последней волной расселения ираноарийцев считается движение скифов в VIII веке до нашей эры.

Скифы создали огромный мир скотоводческих и земледельческих племён, простиравшийся от плато Ордос в Северном Китае до Румынии. Ещё советский академик Рыбаков высказывал мысль о родственности этого народа со славянами, а сегодня многие отечественные и зарубежные историки с большой долей уверенности отождествляют скифов с древнейшими славянами. Если так, то, может быть, у русских первопроходцев, назвавших реку Обью, проснулась историческая память?

Ну а вторая по величине река нашего района – Шегарка, почему именно так называется? То, что район получил имя по названию этой реки, понятно, но что означает её наименование? Официально – «Чёрная река», от селькупских «ше» – «чёрный» и «кы» – «река». А как быть с серёдкой «гар»? Есть старинные варианты названия реки: Шегара и Шегань, и эти слова никак не переводятся. А ведь если Шегарка – «Чёрная река», то Шегарский район, выходит, «Чёрный»?!
Река Шегарка дала название району

Кстати, о написании наименований. Например, Лопушинка или Лапушинка? Встречаются оба варианта. Говорят, что на месте деревни было много лопухов, от них и название пошло. Тогда правильно писать Лопушинка. А вдруг название вовсе не от лопухов?

В этом плане повезло деревне Тызырачево. Кроме приведённого названия встречаются Тазырачево, Тызарачево, Тазарачево. Если в документе на землю от 1692 года имя хозяина вписано правильно – Игнат Тызырачев, то первый вариант наименования верный. Откуда же берутся другие варианты? Вероятно, от однажды так записанного кем-то на слух или по незнанию. Но так или иначе, варианты живут и употребляются.

Есть превращения другого рода. При работе в архиве с документами XIX века обнаружилась новая, неизвестная деревня между Трубачево и Мало-Брагино – Ново-Никольская. Но сейчас, как и сто лет назад, здесь находится деревня Ново-Николаевка. Может, ошибка? Нет, и второй, и третий документы упрямо твердят – Ново-Никольская. Когда и как превратилась Ново-Никольская в Ново-Николаевку, и почему до сих пор для тамошних уроженцев и жителей соседних сёл она остаётся Роговиком?

Мельниково получило название из-за мельниц. Старики утверждали, что было их до двенадцати штук. Собственно, деревня и сложилась из заимки богородских мельников.

Обслуживали они жителей не только Богородского, но и десятков соседних сёл и деревень. Крестьянам приходилось ждать своей очереди порой по несколько дней. Работы хватало, поэтому рядом с мельницами ставили себе дома мельники (не ездить же всякий раз в Богородское и обратно), подселялись с семьями их дети, ставили амбары, завозни, кузни, постоялые дворы. Так и сложилась деревня Мельниково – всё благодаря мельницам.

Мукомольное производство было для нашего села, так сказать, градообразующей отраслью. Реконструировать бы мельницу!

Мельница, пусть и недействующая, могла бы стать, как модно сейчас говорить, брендом села и района. И диковинкой для туристов, ведь в последнее время реконструируют башни, остроги, а о мельницах – не слышно.

Мельницы стояли на реке Мундрове.
Мундрова

Что означает её название – неизвестно. Да и вообще, Мундрова ли это? Текут две реки – Мундрова и Юнжерка, сливаются и образуют одну. Вновь образованная река, как правило, получает название той, которая вливается слева. В нашем случае это Юнжерка. Так на какой реке возникло наше село?
Юнжерка

Мельниково – это официальное название нашего районного центра. Это знает, пожалуй, каждый местный житель. И постановление Шегарского райисполкома, и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР 1938 года о переносе райцентра прямо говорят: из Шегарского (бывшего Богородского) в Мельниково.

Но вот на самом деле перенос начался не в Мельниково, а в сторону от него, и долгое время между двумя населёнными пунктами стоял лес. На новостройку было перенесено название старого районного центра – Шегарка.

Впоследствии оно распространилось на всё разросшееся село и до последнего времени употреблялось не только в просторечии, но и часто в официальных документах. Употребляется оно и сейчас, правда, реже. Один из примеров – школы в райцентре именуются Шегарскими, а не Мельниковскими.

Кстати, многие жители Томска и других районов (особенно старшего поколения) не знают, где находится Мельниково, а где Шегарка – знают)). И ещё такой момент: в некоторых ранних официальных документах райцентр именовался не Шегаркой и не Мельниково, а просто райцентром. Видимо, не было уверенности, как правильно называть село.

О Каргале...

В конце XVI – начале XVII века с юга, из Барабинской степи, на север двинулись чатские татары. В Шегарском Приобье они столкнулись с томскими татарами. Противоборство длилось долго, и в конце концов чатам удалось закрепиться в южной части нынешнего Шегарского района. Так вот, один из родов чатских татар носил имя Каргала (в переводе – «вороньё» или «вороны»). Вполне возможно, что люди этого рода имели поселение или угодья на месте сегодняшней Каргалы, а значит, может статься, что история этого села как населённого пункта более древняя, чем считается.

Кстати, о возрасте сёл и деревень. В последнее время появилась (не только у нас) тенденция к удревнению дат возникновения населённых пунктов. И тенденция эта ничего общего с исторической правдой не имеет.

Реальной датой основания населённого пункта считается дата подачи челобитной с просьбой закрепления земли в воеводскую канцелярию, купчая на землю или дата первого упоминания.

Конечно, первые поселенцы могли в данном месте появиться раньше на один-два года, но никак не на 50 или 100 лет. Царская администрация серьёзно пресекала самовольные поселения – не так уж много было в Сибири «налогоплательщиков», чтобы позволить кому-то уклониться от своих обязанностей по отношению к государству.

Если уж даже ясачных аборигенов в тайге и тундре находили, то заимку крестьянина-земледельца отыскать особого труда не составляло. Сибирь – землица вольная, да вот только вотчина государева, и поселенцы прекрасно понимали, что лучше встать на учёт, а то себе хуже будет. Документы, отражающие реальные даты основания большинства сёл и деревень Томского Приобья, можно найти в фондах Государственного архива Томской области.

Откуда же возникли другие, более древние даты? А взялись они из данных переписи 1926 года. Как появились? А вот как. Первая половина 20-х годов. Императорская статистическая школа разрушена, а советская только-только зарождается. И вот молодые (речь не столько о возрасте) статистики и переписчики отправились по сёлам. Подсчитали население, дворы и прочее. Но вот дело дошло до даты возникновения населённого пункта. Хорошо, если деревенька молодая, живы ещё первопоселенцы, сохранились документы. А как быть со старыми сёлами? И начинают переписчики пытать дедов и бабушек, а те вспоминают: «Деда моего деда его дед сюда привёз». Начинается подсчёт по поколениям. Кто на поколение 30 лет положит, кто 35, а кто-то и все 50. Вот так и вышло, что некоторые населённые пункты Томской области много старше самого Томска.

Интересно, когда об основании села или деревни ходят истории и легенды. Не в плане того, что им нужно безоговорочно верить или переписывать дату основания, а в плане исследования. Например, Кайтёс появился в начале XIX века, но старожилы упрямо повторяли, что он был определён местом ссылки самим Ермаком. Откуда такая уверенность? Ермак-то до этих мест не дошёл и вряд ли вообще о них слышал. И ещё такой факт: даже в начале XX века далеко не все сибиряки знали, кто такой Ермак, а кайтёсцы знали...
Так что в поисках чудес и загадок совсем не обязательно ехать в джунгли. Иногда достаточно взглянуть на карту своего района.

Комментарии

  • 13 дек 2023 14:07
    Очень благодарна за публикацию, люблю читать, изучать историю родного края, для меня тема всегда вызывала и вызывает интерес. Молодцы, что пишите, знания ещё никому не лишние.Спасибо!!!
  • 16 дек 2023 10:49
    Мессершмидт, возглавивший первую научную экспедицию по изучению Сибири по заданию Великого Петра, 29 марта 1721 года писал в дневнике: " ...ехали до села Богородского, большого русского села... Деревня эта славилась иконой девы Марии, к коей на поклонение каждый год ходит много народу из Томска. Отсюда до города 25 старых или 50 новых вёрст, на одну новую версту (около 1 км)...
  • 29 дек 2023 03:57
    Спасибо. Познавательно. Люблю прочитывать все ваши публикации. В преддверии нового года я хочу вам пожелать добра, здоровья и благополучия.
  • 4 янв 17:33
    Спасибо за историю! Текст прочитывается легко, с забавными моментами, обязательно прочту внукам!