Комментарии
- 19 янв 2020 01:14ПСИХОЛОГИЯЭто интересно (самые бредовые мифы о человеческом мозге), но мы конечно чуть позже добавить философские обоснования появления некоторых видов мифологии, ведь работает. https://theecology.ru/interesnoe/samye-bredovye-mify-o-chelovecheskom-mozgeСамые бредовые мифы о человеческом мозгеСамые бредовые мифы о человеческом мозге. Подборка теорий и фактов, которые имеют научные опровержения.theEcology.ru — этот удивительный мир
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ПСИХОЛОГИЯ
"МОЗГ и ИНТЕЛЛЕКТ:
Нарушение и восстановление
интеллектуальной деятельности". Страница 26.
Автор - Л.С. Цветкова.
Рецензент - ректор Института психологии и педагогики О.Н.Усанова (Москва).
Сдано в набор в 1993 году.
Издательство - М.: "Просвещение", АО "Учебная литература", 1995 год.
Часть 3. НАРУШЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
Глава 10. НАРУШЕНИЕ и ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ (на примере конструктивной деятельности):
Содержание:
- § 3. Нарушение наглядно-действенного мышления у больных с поражением лобных долей мозга.
- § 4. Обсуждение результатов исследования.
§ 3. НАРУШЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У БОЛЬНЫХ С ПОРАЖЕНИЕМ ЛОБНЫХ ДОЛЕЙ МОЗГА.
Совершенно противоположную картину мы обнаруживаем, как только переходим к анализу решения тех же конструктивных задач больными с поражением лобных долей мозга. Уже простое наблюдение за поведением этих больных в ситуации решения задачи, их отношение к инструкции и к результатам своей деятельности с самого начала убеждают, что здесь мы имеем дело с совершенно другой формой патологии интеллектуальной деятельности. Прежде всего обращает на себя внимание полное отсутствие у этих больных ориентировочно-исследовательской деятельности как необходимого этапа выполнения интеллектуального действия. В противоположность предыдущим, у этих больных никогда не возникает вопросов ни по инструкции, ни по условию задания, ни по ходу его выполнения. Отсутствуют и мотивы деятельности, намерения. К решению они приступают без предварительного анализа задачи или образца. Отсутствие аналитической деятельности, предваряющей решение, естественно приводит к невозможности создания общего плана выполнения задания. Процесс решения задачи у этих больных не представляет собой единую систему, в которой отдельные операции логически связаны между собой в единую программу действий, соответствующих условию задачи. Их попытки решения часто не выходят за пределы фрагментарных, не обусловленных общей программой операций. Контроль-за своими действиями у них также отсутствует, как отсутствует и правильная оценка выполнения задачи.
Особое затруднение у этих больных вызывало выполнение конструкции по образцам, требующим специального анализа структуры и перешифровки элементов образца в элементы конструкции. Больные с грубо выраженным лобным синдромом, как правило, не могли самостоятельно расчленить геометрическую фигуру, изображенную на образце, на составляющие её квадраты, соответствующие кубикам, из которых они должны были-построить данную конструкцию. Если этим больным предлагалось сосчитать количество квадратов, из которых может быть построена предложенная фигура, то они обычно пересчитывали наглядные, непосредственно воспринимаемые зрительные элементы образца.
Несколько примеров могут иллюстрировать это положение:
Больная Б. (ист. болезни № 37494) с опухолью, располагавшейся в полюсе лобной доли, уходящей до фалькса и базально, на образце выделила «три квадрата».
Больной У. (ист. болезни № 29302) с массивной опухолью, занимавшей всю правую лобную долю от полюса до ее задних отделов и от конвекситальных отделов до основания передней черепной ямки и прораставшей в левую долю, в средние ее отделы, на образце № 3 выделил «7 квадратов». Такое поведение с тенденцией оценивать элементы лишь по непосредственному впечатлению от образца характерно для всей группы больных с очагом поражения в лобных системах мозга. Однако внутри этой большой группы имеются индивидуальные различия, связанные прежде всего с топикой поражения лобных долей. Группы лобных больных представляющих разные варианты лобного синдрома, по разному проявляют себя и при решении конструктивных задач. Больным с базальным лобным синдромом решение конструктивных задач чаще всего принципиально доступно. Однако нормальное протекание интеллектуального процесса нарушается у них из-за повышенной импульсивности, которая приводит к изменению общего поведения больных и к нарушению динамики интеллектуальных процессов. Как правило, при решении конструктивных задач они сразу же после инструкции приступают к работе, чаще всего совершенно не обращаясь к предварительной ориентировке в образце и к анализу инструкции. Нередко исследующему приходится сдерживать их чрезмерные манипулятивные действия. Многие из больных на требование экспериментатора сначала хорошо рассмотреть образец отвечают, что они и так его помнят и что смотреть на образец им не нужно, но в то же время продолжают строить конструкцию, совершенно не адекватную образцу.
ОБРАЗЕЦ №1. Больная строит. Вы правильно построили? Смотрит на образец, смеется: «Правильно, ну можно и так».
Больной дается образец №3.
ОБРАЗЕЦ №3. «Не получается, не знаю, как эти углы сделать». (1) Показывает на верхние углы. Начинает все сначала, перестраивает фигуру, не глядя на образец. Попытки не выходят за рамки импульсивных, необоснованных действий с кубиками. Почему Вы ставите кубики косо? Перед Вами обыкновенный квадрат — посмотрите на образец.
Она, почти не посмотрев на образец, импульсивно начала строить фигуру, построив ее из шести квадратов вместо 4-х.
ОБРАЗЕЦ №1. Вы правильно построили фигуру? «Правильно, а что же тут строить, все просто».
Больной дается образец № 3.
ОБРАЗЕЦ №3.
Больная также, не обратив должного внимания на образец, отложила его в сторону и без всякого предварительного анализа импульсивно начала строить фигуру, стремясь использовать для этого все кубики. Вы правильно построили фигуру? «Правильно». Посмотрите на образец. «Зачем мне смотреть? Я ведь и так все помню». Посмотрите внимательно на образец и внимательно послушайте задание. Вы неправильно строите. Попробуйте найти другой способ построения фигуры. Вам нужно построить фигуру из кубиков. Все их не нужно брать. Возьмите нужное количество, такое, какое требуется. А это Вы узнаете, если внимательно посмотрите на образец. Работайте спокойно, не торопитесь. Дополнительная словесная инструкция, подсказывающая ход решения задачи, не была воспринята больной. Она так же, как и раньше, быстро смотрела на образец и поспешно начинала строить фигуру без каких-либо попыток анализа инструкции и образца. Экспериментатор вновь повторяет инструкцию и обращает внимание больной на то, что она неправильно построила заданную фигуру. Опять указывает на то, что здесь важно найти определенное количество кубиков.
После этого больной дается образец №6.
ОБРАЗЕЦ №6. Она продолжает импульсивно работать, почти не обращаясь к образцу.
(1).
(2).
Внимательно смотрите на образец. Он Вам подскажет, как надо строить. «А зачем мне смотреть (смеется), я и так все помню, у меня хорошая память». Вы все-таки смотрите на образец и делайте так, как там нарисовано. «А я и так делаю, как там». Начните сначала. (Экспериментатор разрушает ее фигуру.) Смотрите на образец. Больная снова продолжает импульсивно воспроизводить наглядную фигуру. Мы видим, как трудно ей оторваться от наглядного впечатления, как она все время импульсивно пытается воспроизвести воспринятую зрительную форму без всяких попыток анализа образца и контроля своих действий. Словесная инструкция и словесное регулирование ее деятельности не приводили к положительным результатам.
Больная Б. (ист. болезни № 37494), 37 лет, с высшим образованием. Поступила в Институт нейрохирургии повторно с жалобами на головную боль, ухудшение речи, слабости памяти. У больной были отчетливо выражены адинамия, ами-мия лица; больная была, резко заторможена, неподвижна, ее невозможно было включить в какую-либо деятельность. У нее не было стойкой эмоциональной реакции на болезнь, на предстоящую операцию. В неврологическом статусе больной отмечены парез взора вверх, застойные соски зрительных нервов на дне глаз, патологические рефлексы с обеих сторон, более выраженные справа. Чувствительность была сохранена. На операции была удалена большая внутримозговая опухоль левой лобной доли, которая располагалась в полюсе лобной доли, уходила до фалькса и базально. Нейропсихологическое исследование, проведенное до операции, отмечало у больной грубо выраженную аспонтанность, отсутствие активности как в двигательной, так и в психологической сфере. Больная была акинетична, её почти невозможно было заставить выполнить какое-либо задание, хотя формально она не отказывалась от его выполнения. В любом виде деятельности ей требовалась постоянная стимуляция к действию извне. Больная была некритична к своим дефектам, у нее отсутствовало стойкое эмоциональное отношение к своей болезни. Речь больной была замедленна, несколько дезавтоматизирована; уже в спонтанной речи была выражена тенденция к персеверациям, в специальных же пробах на удержание и воспроизведение речевых рядов персеверации обнаруживали себя наиболее отчетливо. Инертность протекания процессов обнаруживалась и при пробах на динамический праксис. Было нарушено активное протекание интеллектуальных процессов. Больной было недоступно решение элементарных арифметических задач, была затруднена планирующая работа с литературным текстом. После операции, несмотря на улучшение по сравнению с предоперационным состоянием (больная стала немного более активна, исчезли персеверации из двигательной сферы), у нее оставался тот же синдром инактивности, адинамии, аспонтайности с недостаточной критикой. Психологический анализ интеллектуальной деятельности с литературным текстом, а также решения конструктивных задач показал, что в основе патологии мыслительной деятельности данной больной лежало снижение активности высших психических процессов, которое обусловливает нарушение ориентировочно-исследовательской деятельности и функции самоконтроля.
Она, глядя на образец, откладывает его и не приступает к действию. Работайте, берите кубик, смотрите на образец, стройте нужную фигуру. «Сейчас, сейчас буду строить... буду работать» (продолжает бездействовать). Только после того, как больной был вложен в одну руку кубик, а в другую образец, она начала строить фигуру. Не глядя на образец, больная поставила 4 кубика в 2 ряда — один на другой, не подбирая цвета, не заботясь о форме фигуры, которую требовалось построить.
ОБРАЗЕЦ №1.
Почему Вы так поставили кубики? «А я не знаю почему» (смеется). Посмотрите внимательно на образец. Вы видите здесь квадрат. Возьмите кубики и положите их так, чтобы получился такой квадрат.
Больная, снова построила прежнюю фигуру. После этого исследующий сам построили образец № 1 и показал больной, как надо действовать.
Больной был дан образец № 3.
Большая берет кубики и ставит их на образец. Ей не разрешается это делать. Тогда она берет кубики, бесцельно вертит их, не знает, как их поставить. Смотрите на образец. Больная смотрит и строит следующую фигуру. (1).
ОБРАЗЕЦ №3.
(1).
Вы правильно сделали? «Правильно». Нет, неправильно. Начинайте строить снизу.
«Ага, низ красный». Строит низ правильно и говорит: «Все». (2).
(2)
бы сделали все? «Да». Посмотрите на образец. «Нет, еще надо». Берет один кубик, другой, не анализируя их, откладывает и говорит: «Таких кубиков нет».
Больной дан образец № 4. Она долго, застывшим взором смотрит на образец, не приступая к работе. Работайте. Больная берет сразу много кубиков, бесцельно вертит их, откладывает. На замечание экспериментатора, что кубики все одинаковые, не реагирует и продолжает рыться в ящике с кубиками, затем строит следующим образом (1, 2, 3, 4, 5, б, 7).
«Нет...» (1) Смотрите на образец. «Смотрю» (смотрит).
ОБРАЗЕЦ №4 (1).
(2).
(3).
«Нет, что-то не так». (2).
«Может быть так?» (3, 4).
«Нет». (5) Откладывает один ю кубиков и берет другой такой же.
(5).
Смотрите на образец. Больная смотрит на образец, берет новые кубики. Кубики все одинаковые, у них стороны разные. «Ну и что же, а такого, какой мне нужен, нет». Она работает долго, часто как бы застывает и прекращает деятельность; нужна постоянная стимуляция к действию.
Приведенные материалы, полученные после операции, показали, что, несмотря на общее улучшение состояния больной — она стала более подвижна, более активна в работе, у нее остались те же трудности в решении конструктивных задач.
Количество иллюстраций можно было бы намного увеличить, но все они показывают безусловное нарушение протекания решения конструктивных задач при полной сохранности оптико-пространственного гнозиса.
КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Обнаружив несостоятельность исследованных нами больных с поражением лобных долей мозга в решении конструктивных задач и предположив, что причина этого лежит в нарушении психологической структуры интеллектуальной деятельности с выпадением ее ориентировочной основы и ее стратегии, мы попытались так же, как и в эксперименте с теменно-затылочными больными, уточнить структуру нарушения интеллектуального акта путем обучения больного, использовав, таким образом, обучение как метод исследования. Исходя из того, что у всех больных данной группы была отчетливо нарушена ориентировочная основа деятельности, мы построили для их обучения программу, существенно отличающуюся от той, которая была предложена больным с поражением теменно-затылочных отделов мозга. Её существенное отличие заключалось в том, что мы отказались от какой-либо помощи в выполнении отдельных конструктивных операций и ограничили восстановительное обучение развернутым программированием поведения больного. Для этой цели была составлена программа, в которой были последовательно записаны все необходимые действия, которые больной должен был выполнять. Программа состояла из 3-х блоков:
1). 1-й блок программировал ориентировочную деятельность больного.
2). 2-й — предписывал последовательность действий больного при построении фигуры.
3). 3-й — требовал от больного самоконтроля при решении задач.
Т.о., заданные извне действия представляли собой программу поведения больного, но совершенно не включали помощь в способах выполнения непосредственных операций при построении фигуры.
1). Посмотрите на образец.
2). Просчитайте, сколько всего квадратов в данной фигуре.
3). Посчитайте, сколько рядов в фигуре.
4). Посчитайте, сколько квадратов в каждом ряду. Начинайте строить так:
5). Возьмите нужное количество кубиков.
6). Посчитайте, сколько квадратов в первом ряду.
7). Начинайте строить фигуру сверху.
8). Расставьте кубики так, как нарисовано на образце, в том же количестве.
9). Сверьте свой ряд с данным рядом.
10). Посчитайте, сколько квадратов во втором ряду.
11). Подстраивайте второй ряд к первому снизу, кубик за кубиком.
12). Сверьте свой второй ряд с данным.
13). Следите, чтобы первый и второй ряды образовали нужную фигуру
14). Посчитайте, сколько квадратов в третьем ряду.
15). Подстраивайте третий ряд ко второму снизу.
16). Сверьте свою фигуру с данной на образце.
17). Скажите, правильно или неправильно Вы построили фигуру.
Для восстановления процесса конструирования у больной первой группы необходимо было ограничение импульсивности и программирования ориентировочно-исследовательской деятельности и контрольных действий. Ограничение импульсивности действий больных достигалось 2-мя путями:
1). 1 из них чисто механически ограничивал импульсивность с помощью чтения программы с рамкой — в рамке каждый раз был лишь один пункт программы, прочитав который больной должен был сразу же выполнить ту операцию, которая заложена в этом пункте программы. Рамка постепенно передвигалась по тексту программы, каждый раз оставляя для чтения только один пункт.
2). 2-й путь — это замещение импульсивных действий указанием на действия, которые нужно выполнять, т. е. этот путь предусматривал воздействие на сам процесс выполнения задания, на его ориентировочно-исследовательскую составляющую. Эта программа создавала условия для формирования хотя бы внешних мотивов деятельности — прочитать и выполнить всю программу.
В дальнейшем составлялся сокращенный вариант всех 3-х блоков (ср.: 1—4, 5—8, 9 и 10, 11, 12—13).
В случае необходимости нужно возвращать больных к развернутому варианту программы. Оказалось, что больным с базальным лобным синдромом был достаточен сокращенный вариант программы, а для больных с задне-лобным синдромом необходим развернутый. Ниже мы иллюстрируем полученные нами результаты. Мы остановимся на анализе решения конструктивной задачи с помощью программы теми же больными, описанными выше.
Больной дан образец № 3. Она читает программу, смотрит на образец. после чего говорит: «Так, 4 кубика надо... В первом ряду, значит, два и второй ряд два. Сначала я построю первый ряд, а теперь 2-й». Правильно сделали? «Правильно». (Задача решена правильно.)
Больной дается образец № 8. Она пытается-пользоваться программой по памяти.
«Я помню табличку-программу, я буду по ней делать. Ну вот... смотрю сначала на образец, беру 2. кубика сверху... теперь 2 снизу, вот так. Четыре кубика. Все». Вы правильно Сделали? «Правильно».
ОБРАЗЕЦ №8
Похожа Ваша фигура на образец? «Не совсем, может быть, вот так ее поставить (посмотрела на образец и быстро сориентировала свою фигуру по образцу). Вот так».
Больной дан сложный образец № 14. Больная снова пыталась работать с программой но памяти. «Здесь 4 кубика... один сверху, один снизу и два по бокам». Берет 4 кубика и пытается из них воспроизвести заданную фигуру. После нескольких попыток больной была дана программа. Потребовалось громкое чтение каждого пункта и последовательное выполнение программы, прочитанной с помощью рамки. «Так, сколько здесь рядов... рядов один, два, три, четыре... четыре, кажется, а кубиков один, два, три, четыре, значит, шестнадцать кубиков». После этого больная правильно построила заданную фигуру.
Анализ экспериментального материала и его интерпретация с позиций современной психологии мышления позволяют, с одной стороны, подтвердить некоторые положения этого учения о структуре и микрогенезе, закономерностях протекания актуального мыслительного процесса, а с другой - найти объяснение нейро-психологическим фактам нарушения психологической стороны мыслительной деятельности. Нейропсихологическое исследование нарушения решения конструктивных задач показало,-что при поражении лобных и теменно-затылочных областей мозга структура и механизмы наглядно-действенного мышления нарушаются принципиально так же, как и вербально-логического и образного. Разным было нарушение содержания мыслительного процесса, которое зависело от типа, формы мыслительных задач. Известно, что решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл. В этом отношении и зарождаются и проявляются особенности мотивации мышления. Решение задачи — это всегда взаимодействие объекта (задачи) и субъекта. Это отношение к задаче, личностный смысл остается сохранным у больных с поражением теменно-затылочных зон мозга и нарушается у больных с поражением лобных отделов. Больные с задне-лобным и префронтальным лобным синдромом, как мы могли убедиться, демонстрируют индифферентное отношение к задаче, нередко - отстраненность, а больные с базально-лобным синдромом хотя и проявляют иногда интерес к задаче, но он оказывается формальным и неустойчивым. Та же картина обнаруживается и при анализе мотивов деятельности этих групп больных.
«...Мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении - в форме переживания желания, хотения, стремления к цели... Эти непосредственные переживания и выполняют роль внутренних сигналов, с помощью которых регулируются осуществляющиеся процессы» * (*1).
* (*1). - /Леонтьев А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность", М., 1975 год - стр. 204 - 205/.
* (*2). - /Леонтьев А.Н. "Проблемы развития психики", М., 1981 год/.
* (*3). - /Тихомиров О.К. "Психология мышления", М., 1984 год/.