Привет, друзья! Первая частная авиакомпания в нашей стране появилась еще во времена позднего СССР. Она называлась Авиационно-коммерческое предприятие «СТЕЛА» и была создана в Иркутске в 1990 году. Спустя несколько лет, когда предприятие стало генерировать значительную прибыль, оно оказалось разгромлено! Расскажем, почему это произошло...
самолет Ан-32Б АПК "СТЕЛА" Основатель АПК «СТЕЛА» Борис Берковский трудился в Иркутском государственном университете, где возглавлял работу Лаборатории Комплексов. Одним из направлений работы этой лаборатории были экранопланы. Это такой тип воздушного судна, которые осуществляют полет на малой высоте над ровной поверхностью. За счет этого оно увеличивает свои аэродинамические характеристики и сокращает расход топлива. Берковский разрабатывал оригинальные конструкции этих аппаратов типа «летающее крыло» с шасси на воздушной подушке. Несколько опытных моделей этих аппаратов были созданы на Иркутском авиационном заводе и прошли испытания в аэротрубе на ОКБ Антонова в Киеве. В конце 1980-х годов в СССР было ограничено финансирование многих научных исследований. Тогда Берковский решил, что средства для продолжения своих работ придется изыскивать самостоятельно.
Испытания одной из моделей экраноплана Б. Берковского в аэротрубе ОКБ Антонова Для этого в 1989 году было основано «Авиационно-коммерческое предприятие «СТЕЛА». Аббревиатура расшифровывалась как «Сквозная Технология Летательных Аппаратов». Далее история АПК «Стела» передается со слов Берковского. Одним из подразделений новой организации стала авиакомпания, которая должна была генерировать прибыль. Средства, полученные от ее деятельности, предполагалось вкладывать в НИОКРы. Идею была поддержана Министром авиационной промышленности Аполлоном Сысцовым. Он дал «добро» на приобретение 5 военно-транспортных самолетов Ан-32Б на Киевском Авиационном Заводе. В 1990 году в Иркутск прибыли 5 новеньких Ан-32Б. Предприятие быстро набрало необходимый штат и приступило к выполнению полетов.
Самолет Ан-32Б АКП "СТЕЛА" в аэропорту Иркутска Это были грузовые перевозки на север – в северные районы Иркутской области и Якутию. За счет жесткой аккуратности в финансовом плане, АПК «СТЕЛА» быстро заработала себе репутацию надежного партнера и стала успешно конкурировать с государственным «Аэрофлотом». Через некоторое время она уже выполняла порядка 70% всех грузоперевозок из Иркутска на северных воздушных линиях. Параллельно с перевозками АКП «СТЕЛА» продолжало работы в области создания новых летательных аппаратов. Успехом компании стала разработка новаторского экраноплана по типу летающего крыла на воздушной подушке. Впервые он был продемонстрирован на первом российском авиакосмическом салоне МАКС в 1993 году и снискал множество восторженных откликов. Кроме того, в 1993 году АПК «СТЕЛА» готовилось выйти на рынок пассажирских перевозок. Для этой цели Берковский встретился с представителями Boeing и заключил предварительный контракт на поставку в Иркутск нескольких воздушных судов марки Boeing-757 и Boeing-767.
Б. Берковский на встрече с руководством корпорации Boeing, 1993 г. Если бы сделка состоялась, АПК «СТЕЛА» стало бы первым перевозчиком в стране, который начал использовать в своем парке самолеты, произведенные за пределами бывшего соцлагеря. ...Крах АПК «СТЕЛА» случился осенью 1993 года. В результате рейдерской атаки контроль над управлением активами предприятия был перехвачен, а все имущество было переписано на юрлицо похожим названием – ЗАО «Авиакомпания «Стела». В дальнейшем во всех реестрах именно это юридическое лицо фигурирует как эксплуатант пяти самолетов Ан-32Б. В результате три Ан-31 по поддельным контрактам были отправлены в Колумбию, один самолет бывшего АКП «Стела» оказался в Конго, а еще один был спрятан в России. Структуры, которые участвовали в захвате активов АКП «СТЕЛА», оказались связаны с международными ОПГ и наркомафией и были в разы могущественнее, чем те, которые им в то время могли противопоставить ослабленные правоохранительные органы России.
Б. Берковский презентует проект экраноплана собственной конструкции в музее авиации в Сиэтле (США), 1993 г. Доказательством их силы, в частности, может служить тот факт, что, направляясь в Колумбию, Ан-32 пересекли территорию США, несмотря на то, что пролет над США воздушным судам этого типа был запрещен. Единственное, что были в состоянии предпринять Берковский и его товарищи, это отстоять доброе имя АПК «СТЕЛЫ» в судах российской юрисдикции. Что и было сделано. В 1997 году Высший арбитражный суд России принял решение восстановить АПК «СТЕЛА». Но восстанавливать к тому времени уже было нечего! Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ (https://ok.me/x0ui), чтобы не пропустить следующие публикации.
Загадки Сибири
Разгром первой частной авиакомпании в СССР
Привет, друзья! Первая частная авиакомпания в нашей стране появилась еще во времена позднего СССР.Она называлась Авиационно-коммерческое предприятие «СТЕЛА» и была создана в Иркутске в 1990 году. Спустя несколько лет, когда предприятие стало генерировать значительную прибыль, оно оказалось разгромлено!
Расскажем, почему это произошло...
Основатель АПК «СТЕЛА» Борис Берковский трудился в Иркутском государственном университете, где возглавлял работу Лаборатории Комплексов. Одним из направлений работы этой лаборатории были экранопланы.
Это такой тип воздушного судна, которые осуществляют полет на малой высоте над ровной поверхностью. За счет этого оно увеличивает свои аэродинамические характеристики и сокращает расход топлива.
Берковский разрабатывал оригинальные конструкции этих аппаратов типа «летающее крыло» с шасси на воздушной подушке.
Несколько опытных моделей этих аппаратов были созданы на Иркутском авиационном заводе и прошли испытания в аэротрубе на ОКБ Антонова в Киеве.
В конце 1980-х годов в СССР было ограничено финансирование многих научных исследований. Тогда Берковский решил, что средства для продолжения своих работ придется изыскивать самостоятельно.
Для этого в 1989 году было основано «Авиационно-коммерческое предприятие «СТЕЛА». Аббревиатура расшифровывалась как «Сквозная Технология Летательных Аппаратов».
Далее история АПК «Стела» передается со слов Берковского.
Одним из подразделений новой организации стала авиакомпания, которая должна была генерировать прибыль. Средства, полученные от ее деятельности, предполагалось вкладывать в НИОКРы.
Идею была поддержана Министром авиационной промышленности Аполлоном Сысцовым. Он дал «добро» на приобретение 5 военно-транспортных самолетов Ан-32Б на Киевском Авиационном Заводе.
В 1990 году в Иркутск прибыли 5 новеньких Ан-32Б. Предприятие быстро набрало необходимый штат и приступило к выполнению полетов.
Это были грузовые перевозки на север – в северные районы Иркутской области и Якутию. За счет жесткой аккуратности в финансовом плане, АПК «СТЕЛА» быстро заработала себе репутацию надежного партнера и стала успешно конкурировать с государственным «Аэрофлотом».
Через некоторое время она уже выполняла порядка 70% всех грузоперевозок из Иркутска на северных воздушных линиях.
Параллельно с перевозками АКП «СТЕЛА» продолжало работы в области создания новых летательных аппаратов. Успехом компании стала разработка новаторского экраноплана по типу летающего крыла на воздушной подушке.
Впервые он был продемонстрирован на первом российском авиакосмическом салоне МАКС в 1993 году и снискал множество восторженных откликов.
Кроме того, в 1993 году АПК «СТЕЛА» готовилось выйти на рынок пассажирских перевозок.
Для этой цели Берковский встретился с представителями Boeing и заключил предварительный контракт на поставку в Иркутск нескольких воздушных судов марки Boeing-757 и Boeing-767.
Если бы сделка состоялась, АПК «СТЕЛА» стало бы первым перевозчиком в стране, который начал использовать в своем парке самолеты, произведенные за пределами бывшего соцлагеря.
...Крах АПК «СТЕЛА» случился осенью 1993 года.
В результате рейдерской атаки контроль над управлением активами предприятия был перехвачен, а все имущество было переписано на юрлицо похожим названием – ЗАО «Авиакомпания «Стела».
В дальнейшем во всех реестрах именно это юридическое лицо фигурирует как эксплуатант пяти самолетов Ан-32Б.
В результате три Ан-31 по поддельным контрактам были отправлены в Колумбию, один самолет бывшего АКП «Стела» оказался в Конго, а еще один был спрятан в России.
Структуры, которые участвовали в захвате активов АКП «СТЕЛА», оказались связаны с международными ОПГ и наркомафией и были в разы могущественнее, чем те, которые им в то время могли противопоставить ослабленные правоохранительные органы России.
Доказательством их силы, в частности, может служить тот факт, что, направляясь в Колумбию, Ан-32 пересекли территорию США, несмотря на то, что пролет над США воздушным судам этого типа был запрещен.
Единственное, что были в состоянии предпринять Берковский и его товарищи, это отстоять доброе имя АПК «СТЕЛЫ» в судах российской юрисдикции.
Что и было сделано. В 1997 году Высший арбитражный суд России принял решение восстановить АПК «СТЕЛА». Но восстанавливать к тому времени уже было нечего!
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ (https://ok.me/x0ui), чтобы не пропустить следующие публикации.