Областной Госархив

https://vk.com/wall-212948498_1916 чертежи из проекта реконструкции Золотых ворот Александра Столетова, который он разработал незадолго до смерти в 1966 году.

Архитектор изучил, наверное, все доступные исторические источники и воссоздал первоначальный облик памятника с бойницами, надвратной церковью «в известных формах владимирских церквей XII века» и без угловых башен.
«От начальных форм XII века до нас дошли неизменными только арочный проезд с двумя мощными боковыми опорами, на которых покоится сводчатое перекрытие ворот и частично верхняя боевая площадка, на которой был размещен древний храм Положения ризы. Существующий над Золотыми воротами храм, равно его боковые обстройки, возведены в конце XVIII века, не представляют из себя какой-либо архитектурно-исторической ценности и резко искажают начальные формы памятника», — говорилось в пояснительной записке в проекту.
Разобрать 200-летнюю надстройку и контрфорсы — это ещё что. Александр Васильевич предлагал соединить Золотые ворота с Козловым валом: перекинуть пешеходный мост либо восстановить насыпь с южной стороны и прорыть в ней тоннель. К счастью (а, может, к сожалению?) идеи Столетова остались на бумаге, а пристройки признали неотъемлемой частью архитектурной истории.
Последователи архитектора — его сын Игорь и Ольга Гусевы — тоже думали над тем, как благоустроить пространство у ворот. Они заложили у подножия Козлова вала «водное зеркало в виде небольшого углубления», одновременно отсылавшее ко рву как элементу древнего фортификационного сооружения и «пруду, который некогда здесь существовал под загадочным именем Карловой лужи».
Возможно, мосты или тоннели — слишком радикальный ответ на задачу, которую решали советские градостроители. Золотые ворота, символ города и его самое узнаваемое здание, что полвека назад, что сейчас не дают достаточного погружения в исторический контекст. Богатейший потенциал памятника не раскрыт в полной мере, потому что человеку банально тяжело с ним взаимодействовать.
Достаточно точечных преобразований: добавить пешеходных переходов; сузить проезжую часть и расширить островок вокруг ворот; сделать нормальные подъёмы на Козлов вал; на вершине холма постелить твёрдое покрытие. Сокращаем транзитный трафик, убираем из центра автобусы (троллейбусы не трогать!), личные авто — и смело гордимся тем, что движемся в будущее, сохраняя прошлое.

Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Иллюстрация ГАВО.
Игорь Столетов. Иллюстрация «Зебры ТВ».
Игорь Столетов. Иллюстрация «Зебры ТВ».

Комментарии

Комментариев нет.