Комментарии
- 27 окт 2022 15:57Зоя СидоренкоТри Богатыря символ народа России. Впрочем, как и наш русский мишка, любимый всеми, начиная с деток малых.
- 30 окт 2022 23:41александр зайцев

- 30 окт 2022 23:41александр зайцев

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Сам себе Историк
3 странных русских былинных богатыря
1. Бова Королевич
Не правда ли странное имя? Что за Бова, так еще и Королевич. Сразу видно заезжий персонаж, ибо на Руси королевичей отродясь не было. Историки склоняются, что Бова Королевич появился в качестве героя лубочных сказок примерно в XVI веке и стал довольно популярным персонажем архангельских, онежских и даже сибирских былин.Основная канва былины про Бову заключается в том, что он убегает от злой мачехи, попадает к некому королю Занзевию и влюбляется в его дочь Дружевну. Он сражается против других претендентов «на руку и сердце» королевской дочери. Как и полагается богатырю Бова имеет в своей экипировке меч-кладинец и богатырского коня. Конечно, же он всех побеждает и получает возлюбленную в жены, а потом мстит королю Додону за убийство своего отца. (Да да, тот самый Додон! По одной версии пушкинская сказка «О царе Салтане» уходит корнями в былины про Бову Королевича).
Былина про Бову Королевича является мало изученной, но многое говорит о том, что этот персонаж не является исконно русским, а пришел в русский эпос из Француских и Ливонских источников. Так есть стихотворная народная поэма «Французские короли», одним из персонажей которой является Бово д, Антон - французский рыцарь. Причем в итальянской версии поэму встречается и король Додон дэ Маганза и дочь его Друсиниана.
Вероятнее всего Бова Королевич появился в русском эпосе благодаря французским авантюрным произведениям про заморских рыцарей и стал изюминкой русских былин.
2. Дюк Степанович
Ну у этого персонажа хоть отчество вполне русское. Дюк Степанович - былинный персонаж возникший в Галицко-Волныском княжестве в XII веке. Он так же не сильно русский, ибо имя персонажа скорее всего восходит к имени дука Стефана IV- Венгерского короля (приставка дук означает - богатый). Причем этот богатырь по сказанию едет в Киев с недобрыми намерениями. По одной версии былины едет Дюк в Киев из Индии для того, что бы оценить богатство главного города Руси. По дороге он встречает Илью Муромца, причем Илья хочет помериться силами с богатым богатырем, но в итоге Дюк признает превосходство Муромца и тот его отпускает по хорошему. Прибыв в Киев, Дюк Степанович удивляется бедности князя Владимира и самого стольного града, скромности застолий и т. д. В общем все поведения странного «богатыря» сводилось к тому, что он критиковал князя и город за бедность и хвастался своим богатством. Причем былина заканчивается тем, что князь Владимир снарядил посольство к матери Дюка и послы признали, что действительно иностранец из «Индии» намного богаче и Киева и Чернигова вместе взятых.
Вот чего тут «богатырского» в Дюке Степановиче так и не ясно, да и почему его отнесли к плеяде русских богатырей тоже не совсем ясно. Скорее это образ зазнавшегося иностранца, который кичиться своим богатством перед русскими, которые терпят лишения из-за татар-монгольского ига и не более.
3. Чурила Плёнкович
Третий странный богатырь в нашем списке. По версии таких крупных исследователей как И. Я. Фроянова и В. Миллера. Чурила Плёнкович, хоть и имеет странное имя, но вполне русский персонаж. По одной из версий имя Чурила производное от Ярило или от имени Кирилл. По другой версии, имя восходит к боярскому роду Чурило -основателей города Чурилов в Подольской губернии.В отличие от классических русских богатырей Чурило так же выделяется, ибо является образом красавца Дон Жуана в русском варианте.
Известно три сюжета про Чурилу:
* Как Чурила служил у князя Владимира на пирах.
* Как Чурила, там же в Киеве, состязался с Дюком Степановичем и проиграл ему.
* И самый знаменитый сюжет: любовная связь Чурилы с женами разных бояр и богатырей.
Чурило является вызывающим героем, сердцеедом, богачом и красавцем, который более опасен для невнимательных мужей, нежели чем для врагов. Собственно этот образ так же мог быть навеян под влиянием иностранцев, которые приезжали на русские земли и удивляли своей «утонченностью» и богатыми нарядами.
Образ Чурилы очень нравился императору Петру I, который даже специально давал имя «Чурило» с дополнениями всем своим шутам.
В заключении стоит отметить, что действительно все три «странных» богатыря возникли под влиянием не русской культуры на русским землях, ибо совершенно не вписываются в образ классических русских богатырей, которые делом занимались, а не странными утехами и хвастовством.