Сколько, зачем и какие: эксперты о плюсах мультфильмов и их количестве
Можно сколько угодно зарекаться, что ваш будущий ребенок не будет смотреть мультики до трех (четырех, пяти) лет, но реальность все меняет. Особенно в праздничные дни. Не у всех взрослых найдутся силы и желание развлекать детей круглосуточно только полезными вещами. Да и если нам можно смотреть новогодние фильмы, почему б детям не разрешить побольше «зимних сказок»? Аргументы «за» и «против». Чем хороши мультфильмы? Аргументы «за» помогают нам примириться с мультфильмами не только потому, что они дают свободное время для родителей. Их также можно использовать для самооправдания или в битвах с родственниками. В конце концов, эксперты мультики вполне одобряют. И вот почему. • Мультфильмы смешат А смех – это полезно. Он вызывает химические изменения в организме, снижающие влияние стресса и повышающие устойчивость к боли. Британские ученые сейчас исследуют влияние улыбки (даже вымученной) в моменты уколов вакцин – и это, похоже, работает. • Мультики обучают Даже если это надоедливая песня «Я – рюкзак»: как еще оторванный от туризма городской ребенок запомнит это слово? Не говоря уже об изучении форм, чисел, цвета, истории и искусствах, иностранных языках и особенностях отношений и морали. • Влияют на когнитивное развитие Мультфильмы помогают развивать логику и внимание, способность выстраивать рассуждения, улучшают визуальное и слуховое восприятие. • Увеличивают словарный запас и развивают язык Ну это все родители знают. Хотя порой недооценивают: а в мультиках ребенок слышит немало слов, которые в быту не появляются. Так пополняется запас слов, активный и пассивный словарь. Чем плохи мультики? Собственно, все претензии экспертов тут не к самим мультфильмам как виду искусства, а к отдельным их представителям. Причем нередко – самым популярным. Например: • «Том и Джерри» (реже критикуют «Ну, погоди!») и ему подобные любимые шедевры – образцы поощрения насилия. Сколько бы тяжелых предметов, ударов и катастроф не сваливалось на героев, они встряхиваются и скачут себе дальше. Считается, что это способствует формированию неправильной картины мира у ребенка – когда в жизни все происходит также безболезненно, а значит, можно всех лупить – это так смешно! • Еще один яркий негативный момент: есть мультики, которые прямо-таки учат непослушанию и отсутствию эмпатии. При этом главный неслух остается положительным героем, как вредная девочка из «Маши и медведя». Если дети постарше уже могут отличать добро от зла, то малыши охотно берут с нее и ей подобным пример. Отличные варианты мультфильмов, где есть и смешные, и сказочные компоненты, а на положительных героев можно спокойно равняться: про медвежонка Паддингтона, практически все от студии Гибли режиссера Миядзаки (для малышей отлично подойдут «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утесе»), серии про Ивана Царевича и богатырей от студии «Мельница» и масса старых советских и российских мультиков. А также «Даша-следопыт», «Смешарики» и «Фиксики», у них с положительными примерами и эмпатией все в порядке! Всемирная организация здравоохранения рекомендует ограничивать экранное время для детей даже в том случае, если вы показываете исключительно «Колыбельные мира» (еще один отличный вариант, особенно для вечера). Эксперты ВОЗ переживают из-за малоподвижного образа жизни: до пяти лет детям нужно как можно больше физической активности без сидения на диване, в коляске, кресле. ВОЗ рекомендует: • В возрасте до года бодрствующему ребенку не проводить больше 60 минут подряд в закрытом пространстве – детском кресле, манеже, кроватке. И, конечно, без просмотра чего-либо. Лучший стимул для развития в этот период – общение со взрослыми и исследование пространства. • С года до четырех те же рамки – не более часа ограничения двигательной активности подряд. Даже если ребенок сам настаивает, что еще не все досмотрел. А смотреть на экран можно не дольше часа в день в целом, а лучше меньше. С пяти лет ВОЗ не дает четких границ, но советует чередовать активность: после часа за уроками – выйти погулять или залезть на спортивный комплекс (подмести пол, попрыгать под музыку). По мнению доктора Комаровского, ограничения ВОЗ вполне разумны и должны поддерживаться родителями. Но не надо паниковать, если порой эти правила нарушаются – как в праздники или при поездках в гости. От нечастых нарушений зрение не упадет и характер не испортится, а вот скандалы могут подпортить ситуацию. Офтальмологи кроме малоподвижного образа жизни указывают на еще одну опасность: снижение остроты зрения у детей. Чем больше гаджетов в жизни ребенка, тем она ниже. Хотя тут вина не только мультфильмов: даже время в помещении за учебниками или пластилином влияет на глаза. Специалисты офтальмологии приводят результаты исследования: чем больше дети проводят времени дома, особенно в раннем возрасте, тем выше риски развития близорукости. Прогулки – способ избежать или замедлить прогрессирование миопии. Ученые утверждают, что дошкольники с «экранным досугом» более двух часов в сутки в восемь раз чаще страдают синдромом дефицита внимания. Китайские исследователи изучили здоровье старших школьников. Как выяснилось, экранное время у подростков коррелирует с нездоровыми паттернами поведения и отклонениями в психоэмоциональном состоянии. И в целом ухудшает качество жизни. По мнению психологов, родители порой склонны демонизировать гаджеты. Это – часть современной жизни и увлечений ребенка. И важно, чтобы смартфоны не становились частью шантажа и единственным рычагом управления, при помощи которого родители заставляют делать домашние задания или помогать взрослым. Как правильно смотреть мультфильмы: советы от экспертов • Выбирайте мультфильмы. Если ребенок настаивает на том, что выбирать он будет сам, предлагайте ему свои варианты; • Ограничивайте время 1-2 часами в сутки, а до двух лет лучше вообще не используйте мультики и прочие экранные развлечения; • Ищите альтернативы: не мультфильмами едиными! Есть прекрасные образовательные передачи с людьми или животными. Пример – канал Дискавери; • Выключайте монитор, если на нем что-то неподходящее по возрасту для ребенка. Даже если вам это только кажется; • Не считайте по умолчанию все мультфильмы добрыми и полезными. В них сегодня может быть масса странных и ненужных сцен и сценариев – от явных драк до глупостей, грубости завуалированного нарисованными фигурками насилия; • Подавайте ребенку пример и не сидите сами перед экраном; • Не поощряйте играми и мультиками за послушание и достижения. Лучше проведите время вместе с ребенком в совместных играх, прогулках, чтении; • Планируйте альтернативы мультикам; • И не совмещайте просмотр мультфильмов – даже самых полезных – с едой. Против этого выступают хором психологи, диетологи и гастроэнтерологи! В общем, подходите к мультфильмам разумно. И иногда – как в наступающие праздничные дни – позволяйте себе и ребенку чуть больше. Особенно хорошо, если вы будете смотреть что-то вместе: это – совет от всех международных Академий и Союзов педиатров! #нацпроектдемография89 #С_заботой_о_ВАШЕМ_ЗДОРОВЬЕ_лабытнангская_больница #ямалздоров
ГБУЗ ЯНАО "Лабытнангская городская больница"
Сколько, зачем и какие: эксперты о плюсах мультфильмов и их количестве
Можно сколько угодно зарекаться, что ваш будущий ребенок не будет смотреть мультики до трех (четырех, пяти) лет, но реальность все меняет. Особенно в праздничные дни. Не у всех взрослых найдутся силы и желание развлекать детей круглосуточно только полезными вещами. Да и если нам можно смотреть новогодние фильмы, почему б детям не разрешить побольше «зимних сказок»?
Аргументы «за» и «против».
Чем хороши мультфильмы?
Аргументы «за» помогают нам примириться с мультфильмами не только потому, что они дают свободное время для родителей. Их также можно использовать для самооправдания или в битвах с родственниками. В конце концов, эксперты мультики вполне одобряют. И вот почему.
• Мультфильмы смешат
А смех – это полезно. Он вызывает химические изменения в организме, снижающие влияние стресса и повышающие устойчивость к боли. Британские ученые сейчас исследуют влияние улыбки (даже вымученной) в моменты уколов вакцин – и это, похоже, работает.
• Мультики обучают
Даже если это надоедливая песня «Я – рюкзак»: как еще оторванный от туризма городской ребенок запомнит это слово? Не говоря уже об изучении форм, чисел, цвета, истории и искусствах, иностранных языках и особенностях отношений и морали.
• Влияют на когнитивное развитие
Мультфильмы помогают развивать логику и внимание, способность выстраивать рассуждения, улучшают визуальное и слуховое восприятие.
• Увеличивают словарный запас и развивают язык
Ну это все родители знают. Хотя порой недооценивают: а в мультиках ребенок слышит немало слов, которые в быту не появляются. Так пополняется запас слов, активный и пассивный словарь.
Чем плохи мультики?
Собственно, все претензии экспертов тут не к самим мультфильмам как виду искусства, а к отдельным их представителям. Причем нередко – самым популярным. Например:
• «Том и Джерри» (реже критикуют «Ну, погоди!») и ему подобные любимые шедевры – образцы поощрения насилия. Сколько бы тяжелых предметов, ударов и катастроф не сваливалось на героев, они встряхиваются и скачут себе дальше. Считается, что это способствует формированию неправильной картины мира у ребенка – когда в жизни все происходит также безболезненно, а значит, можно всех лупить – это так смешно!
• Еще один яркий негативный момент: есть мультики, которые прямо-таки учат непослушанию и отсутствию эмпатии. При этом главный неслух остается положительным героем, как вредная девочка из «Маши и медведя». Если дети постарше уже могут отличать добро от зла, то малыши охотно берут с нее и ей подобным пример.
Отличные варианты мультфильмов, где есть и смешные, и сказочные компоненты, а на положительных героев можно спокойно равняться: про медвежонка Паддингтона, практически все от студии Гибли режиссера Миядзаки (для малышей отлично подойдут «Мой сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо на утесе»), серии про Ивана Царевича и богатырей от студии «Мельница» и масса старых советских и российских мультиков. А также «Даша-следопыт», «Смешарики» и «Фиксики», у них с положительными примерами и эмпатией все в порядке!
Всемирная организация здравоохранения рекомендует ограничивать экранное время для детей даже в том случае, если вы показываете исключительно «Колыбельные мира» (еще один отличный вариант, особенно для вечера). Эксперты ВОЗ переживают из-за малоподвижного образа жизни: до пяти лет детям нужно как можно больше физической активности без сидения на диване, в коляске, кресле. ВОЗ рекомендует:
• В возрасте до года бодрствующему ребенку не проводить больше 60 минут подряд в закрытом пространстве – детском кресле, манеже, кроватке. И, конечно, без просмотра чего-либо. Лучший стимул для развития в этот период – общение со взрослыми и исследование пространства.
• С года до четырех те же рамки – не более часа ограничения двигательной активности подряд. Даже если ребенок сам настаивает, что еще не все досмотрел. А смотреть на экран можно не дольше часа в день в целом, а лучше меньше.
С пяти лет ВОЗ не дает четких границ, но советует чередовать активность: после часа за уроками – выйти погулять или залезть на спортивный комплекс (подмести пол, попрыгать под музыку).
По мнению доктора Комаровского, ограничения ВОЗ вполне разумны и должны поддерживаться родителями. Но не надо паниковать, если порой эти правила нарушаются – как в праздники или при поездках в гости. От нечастых нарушений зрение не упадет и характер не испортится, а вот скандалы могут подпортить ситуацию.
Офтальмологи кроме малоподвижного образа жизни указывают на еще одну опасность: снижение остроты зрения у детей. Чем больше гаджетов в жизни ребенка, тем она ниже. Хотя тут вина не только мультфильмов: даже время в помещении за учебниками или пластилином влияет на глаза.
Специалисты офтальмологии приводят результаты исследования: чем больше дети проводят времени дома, особенно в раннем возрасте, тем выше риски развития близорукости. Прогулки – способ избежать или замедлить прогрессирование миопии.
Ученые утверждают, что дошкольники с «экранным досугом» более двух часов в сутки в восемь раз чаще страдают синдромом дефицита внимания.
Китайские исследователи изучили здоровье старших школьников. Как выяснилось, экранное время у подростков коррелирует с нездоровыми паттернами поведения и отклонениями в психоэмоциональном состоянии. И в целом ухудшает качество жизни.
По мнению психологов, родители порой склонны демонизировать гаджеты. Это – часть современной жизни и увлечений ребенка. И важно, чтобы смартфоны не становились частью шантажа и единственным рычагом управления, при помощи которого родители заставляют делать домашние задания или помогать взрослым.
Как правильно смотреть мультфильмы: советы от экспертов
• Выбирайте мультфильмы. Если ребенок настаивает на том, что выбирать он будет сам, предлагайте ему свои варианты;
• Ограничивайте время 1-2 часами в сутки, а до двух лет лучше вообще не используйте мультики и прочие экранные развлечения;
• Ищите альтернативы: не мультфильмами едиными! Есть прекрасные образовательные передачи с людьми или животными. Пример – канал Дискавери;
• Выключайте монитор, если на нем что-то неподходящее по возрасту для ребенка. Даже если вам это только кажется;
• Не считайте по умолчанию все мультфильмы добрыми и полезными. В них сегодня может быть масса странных и ненужных сцен и сценариев – от явных драк до глупостей, грубости завуалированного нарисованными фигурками насилия;
• Подавайте ребенку пример и не сидите сами перед экраном;
• Не поощряйте играми и мультиками за послушание и достижения. Лучше проведите время вместе с ребенком в совместных играх, прогулках, чтении;
• Планируйте альтернативы мультикам;
• И не совмещайте просмотр мультфильмов – даже самых полезных – с едой. Против этого выступают хором психологи, диетологи и гастроэнтерологи!
В общем, подходите к мультфильмам разумно. И иногда – как в наступающие праздничные дни – позволяйте себе и ребенку чуть больше. Особенно хорошо, если вы будете смотреть что-то вместе: это – совет от всех международных Академий и Союзов педиатров!
#нацпроектдемография89 #С_заботой_о_ВАШЕМ_ЗДОРОВЬЕ_лабытнангская_больница #ямалздоров