Возродить привлекательность профессии учителя, поднять её на качественно новый уровень – цель объявленного Года педагога и наставника. В нашей газете мы начали серию материалов о педагогах нашего округа. Сегодня предоставляем слово руководителю отдела образования Администрации округа Н.Н. Кожекиной.
– Наталья Николаевна, Вы возглавляете отдел образования округа восемь месяцев. Как Вам в новой ипостаси? Это время пролетело на одном дыхании?
– Вы правы, время пролетело незаметно. Каждый день работы был наполнен событиями. Принимая предложение занять должность руководителя отдела образования, осознавала, что на меня навалится огромная ответственность и придётся многому научиться. Для себя ставлю задачу сохранить «наработанный капитал» моим наставником Татьяной Борисовной Романовой и внести необходимые изменения в систему образования нашего округа. – О проблемах и перспективах развития учреждений сферы образования Вы, думаю, знали и до вступления в новую должность, так как долгое время возглавляли коллектив Шуваевской школы. Какие вопросы наиболее актуальны сейчас и требуют скорейшего решения?
– Наиболее важная проблема – дефицит педагогов. В школах остро ощущается нехватка учителей математики, русского языка, иностранного языка. Работающий на одну ставку учитель – большая редкость. Он, как правило, совмещает сразу несколько должностей: учитель, педагог дополнительного образования, классный руководитель, вожатый… Огромная нагрузка приводит к усталости, профессиональному выгоранию. Учителя совершают ежедневный подвиг, оставляя за порогом школы личные проблемы, входя в класс с улыбкой и словами: «Здравствуйте, дети!» Педагоги прививают знания и нравственные ценности, стараются идти в ногу со временем. Система образования на протяжении последнего десятилетия постоянно трансформируется, общество ставит пред нами новые задачи, и их должны воплощать учителя. – Нельзя говорить об улучшении качества образования, если не заниматься привлечением новых кадров, прежде всего молодых. Как же можно заинтересовать таких специалистов?
– Привлечь в наш округ может помочь государственная программа «Земский учитель». Её основной целью является помощь молодым специалистам при трудоустройстве в сельские школы. Программа действует с начала 2020 года и позволяет учителям получить до 1 млн рублей при переезде на село.
Для участия в программе в первую очередь необходимо соответствовать базовым, общим для всех требованиям, которые действуют на территории России: среднее профессиональное либо высшее педагогическое образование; соответствие профстандартам, квалификационным требованиям, работа по трудовому договору в течение пяти или более лет. В рамках этой программы работают учителя в МОУ СШ № 2 и Селищенской средней школе.
– В недавнем интервью Ирина Николаевна Мумаева высказала свою тревогу по поводу увеличения бумагооборота, навалившегося на учителей. Как Вы прокомментируете слова директора средней школы № 1?
– В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 21.07.2022 № 582, определён обязательный перечень документации для учителей. Пять документов должны оформлять педагоги в рамках своей деятельности: рабочую программу учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, журнал учёта успеваемости, журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность), план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства), характеристику на обучающегося (по запросу).
С 2022 года руководители школ должны были пересмотреть документарную нагрузку, обеспечив учителям возможность заниматься своим непосредственным делом – воспитывать и обучать школьников. Других документов учитель заполнять не обязан, если он не совмещает свою должность с другими должностями. Однако следует заметить, что административно-управленческому персоналу образовательных организаций, реализующему организационную, контролирующую функции, приходится затрачивать большие усилия и нести эмоциональные издержки для ведения документооборота, отчётов и планов.
– На Ваш взгляд, что именно в системе образования устарело и нуждается в реформировании?
– Считаю, что необходимо возродить старую советскую систему распределения выпускников педагогических вузов и колледжей в образовательные организации. Справедливо считать, что молодой педагог, получивший бесплатное образование за счёт государства, должен обязательно отработать несколько лет. Школы готовы принять специалистов. В рамках национального проекта «Образование» за последние три года укрепилась их материальная база. Имеются цифровые лаборатории, современные ноутбуки, высокоскоростной интернет, меняющаяся инфраструктура.
– Каждый ли педагог наставник?
– С уверенностью скажу: «Да!» Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя. Суть профессии – делиться своим опытом, знаниями, позицией, быть наставником для учащихся. Педагог-наставник – это универсальный специалист, который помимо банального или классического обучения является ещё и проводником в жизнь.
– Что занимает больше всего времени на работе? А что в выходные дни?
– Рецепт рабочих будней складывается из наваливающихся ежедневных забот, поиска ресурсов для воплощения задач, их реализации всеми образовательными организациями, радости за успех общего дела.
Выходные дни пролетают быстро. Как и все женщины, отдаю всё время семье, дому и своим животным, и капельку себе. Не забываю гулять, наслаждаться природой. Люблю заниматься рукоделием, фотографирую, рисую. Чувствую удовлетворение, когда мой дом полон гостей.
– И напоследок. Поделитесь своим жизненным девизом.
– Знаю точно – не хочу спокойной жизни. Великий Альберт Эйнштейн считал: «Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться». Я с ним согласна, его слова стали моим девизом.
"Верхневолжская правда"
✅ Тонкости системы образования
Возродить привлекательность профессии учителя, поднять её на качественно новый уровень – цель объявленного Года педагога и наставника. В нашей газете мы начали серию материалов о педагогах нашего округа. Сегодня предоставляем слово руководителю отдела образования Администрации округа Н.Н. Кожекиной.
– Наталья Николаевна, Вы возглавляете отдел образования округа восемь месяцев. Как Вам в новой ипостаси? Это время пролетело на одном дыхании?
– Вы правы, время пролетело незаметно. Каждый день работы был наполнен событиями. Принимая предложение занять должность руководителя отдела образования, осознавала, что на меня навалится огромная ответственность и придётся многому научиться. Для себя ставлю задачу сохранить «наработанный капитал» моим наставником Татьяной Борисовной Романовой и внести необходимые изменения в систему образования нашего округа.
– О проблемах и перспективах развития учреждений сферы образования Вы, думаю, знали и до вступления в новую должность, так как долгое время возглавляли коллектив Шуваевской школы. Какие вопросы наиболее актуальны сейчас и требуют скорейшего решения?
– Наиболее важная проблема – дефицит педагогов. В школах остро ощущается нехватка учителей математики, русского языка, иностранного языка. Работающий на одну ставку учитель – большая редкость. Он, как правило, совмещает сразу несколько должностей: учитель, педагог дополнительного образования, классный руководитель, вожатый… Огромная нагрузка приводит к усталости, профессиональному выгоранию. Учителя совершают ежедневный подвиг, оставляя за порогом школы личные проблемы, входя в класс с улыбкой и словами: «Здравствуйте, дети!» Педагоги прививают знания и нравственные ценности, стараются идти в ногу со временем. Система образования на протяжении последнего десятилетия постоянно трансформируется, общество ставит пред нами новые задачи, и их должны воплощать учителя.
– Нельзя говорить об улучшении качества образования, если не заниматься привлечением новых кадров, прежде всего молодых. Как же можно заинтересовать таких специалистов?
– Привлечь в наш округ может помочь государственная программа «Земский учитель». Её основной целью является помощь молодым специалистам при трудоустройстве в сельские школы. Программа действует с начала 2020 года и позволяет учителям получить до 1 млн рублей при переезде на село.
Для участия в программе в первую очередь необходимо соответствовать базовым, общим для всех требованиям, которые действуют на территории России: среднее профессиональное либо высшее педагогическое образование; соответствие профстандартам, квалификационным требованиям, работа по трудовому договору в течение пяти или более лет. В рамках этой программы работают учителя в МОУ СШ № 2 и Селищенской средней школе.
– В недавнем интервью Ирина Николаевна Мумаева высказала свою тревогу по поводу увеличения бумагооборота, навалившегося на учителей. Как Вы прокомментируете слова директора средней школы № 1?
– В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 21.07.2022 № 582, определён обязательный перечень документации для учителей. Пять документов должны оформлять педагоги в рамках своей деятельности: рабочую программу учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, журнал учёта успеваемости, журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность), план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства), характеристику на обучающегося (по запросу).
С 2022 года руководители школ должны были пересмотреть документарную нагрузку, обеспечив учителям возможность заниматься своим непосредственным делом – воспитывать и обучать школьников. Других документов учитель заполнять не обязан, если он не совмещает свою должность с другими должностями. Однако следует заметить, что административно-управленческому персоналу образовательных организаций, реализующему организационную, контролирующую функции, приходится затрачивать большие усилия и нести эмоциональные издержки для ведения документооборота, отчётов и планов.
– На Ваш взгляд, что именно в системе образования устарело и нуждается в реформировании?
– Считаю, что необходимо возродить старую советскую систему распределения выпускников педагогических вузов и колледжей в образовательные организации. Справедливо считать, что молодой педагог, получивший бесплатное образование за счёт государства, должен обязательно отработать несколько лет. Школы готовы принять специалистов. В рамках национального проекта «Образование» за последние три года укрепилась их материальная база. Имеются цифровые лаборатории, современные ноутбуки, высокоскоростной интернет, меняющаяся инфраструктура.
– Каждый ли педагог наставник?
– С уверенностью скажу: «Да!» Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя. Суть профессии – делиться своим опытом, знаниями, позицией, быть наставником для учащихся. Педагог-наставник – это универсальный специалист, который помимо банального или классического обучения является ещё и проводником в жизнь.
– Что занимает больше всего времени на работе? А что в выходные дни?
– Рецепт рабочих будней складывается из наваливающихся ежедневных забот, поиска ресурсов для воплощения задач, их реализации всеми образовательными организациями, радости за успех общего дела.
Выходные дни пролетают быстро. Как и все женщины, отдаю всё время семье, дому и своим животным, и капельку себе. Не забываю гулять, наслаждаться природой. Люблю заниматься рукоделием, фотографирую, рисую. Чувствую удовлетворение, когда мой дом полон гостей.
– И напоследок. Поделитесь своим жизненным девизом.
– Знаю точно – не хочу спокойной жизни. Великий Альберт Эйнштейн считал: «Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться». Я с ним согласна, его слова стали моим девизом.
Татьяна ИСАЕНКОВА.
Фото автора