Дорогие друзья! Продолжаем знакомить вас с образцами военной техники, представленной на открытой площадке нашего музея. Сегодня мы поговорим с вами о трехбашенном танке Т-28. К слову сказать, наш экземпляр был построен в 1936 году и является единственной сохранившейся машиной с орудием КТ-28. История этого танка началась с заграничной командировки закупочной комиссии Управления механизации и моторизации РККА в конце 1929 – начале 1930 гг. Руководил поездкой начальник Управления моторизации и механизации РККА Иннокентий Халепский, а его заместителем был Семен Гинзбург – молодой, но уже успевший проявить себя конструктор. Комиссия посетила Великобританию, где к тому времени создали целую серию удачных моделей танков. Среди них был и средний танк А-6, получивший название «Виккерс 16-тонный». Согласно тактическим представлениям того времени, главной задачей средних танков было сопровождение пехоты во время прорыва «укреплений маневренного типа», то есть классических окопов в несколько линий с огневыми точками дерево-земляного типа. Легкие танки для этого не годились, поскольку не имели серьезного вооружения, а тяжелым полагалось взламывать долговременные многополосные линии обороны. Такая концепция подразумевала, что одной башней средний танк обойтись не может. Их требовалось несколько: одна – для орудия главного калибра (не меньше 45 мм) и с круговым обстрелом, другие – для орудий меньшего калибра или вообще для пулеметов с ограниченным углом обстрела. Пушка предназначалась для подавления огневых точек противника, пулеметы должны были отсекать от танка вражескую пехоту и поддерживать свою. Однако договориться с англичанами о закупках А-6 не удалось. Впрочем, советские специалисты времени даром не потеряли. Они сумели ознакомиться с основными тактико-техническими характеристиками 16-тонного «Виккерса». Поэтому было принято решение создать в Советском Союзе подобный танк своими силами. Эскизное проектирование нового танка было поручено факультету моторизации и механизации Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского, а также созданному 28 января 1931 года танко-тракторному конструкторскому бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения. Уже 2 мая 1932 года был изготовлен первый опытный образец данного танка. Затем начались его доработки. В конце октября 1932 года Т-28 был принят на вооружение РККА. Производство боевой машины решено было организовать на ленинградском заводе «Красный путиловец». Эти машины впервые предстали перед широкой публикой на торжественных парадах в честь 1 мая 1933 года в Москве (10 танков) и Ленинграде (два танка). А в танковые части Т-28 начали поступать только в самом конце года. Рациональное сочетание боевых и ходовых возможностей, оптимальное для стоящих перед ним задач вооружение, не перегруженный лишними обязанностями экипаж – все это делало Т-28 прекрасной боевой машиной. Первое боевое применение танка состоялось в сентябре 1939 года во время Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину и в Западную Белоруссию. В составе Украинского и Белорусского фронтов тогда действовало в общей сложности около двух сотен таких машин. В серьезных боевых действиях они не участвовали, но зато у танкистов появилась возможность на практике убедиться в надежности их ходовой части. Гораздо более тяжелым испытанием для первых советских серийных средних танков стала Советско-финляндская война 1939 – 1940 гг. Именно Т-28 приняли на себя роль поддержки пехоты при прорыве укрепленной полосы финской обороны. И, конечно, понесли серьезные потери, поскольку их противопульная броня не могла противостоять снарядам 37-миллиметровых противотанковых пушек «Бофорс». Тем не менее, советские танки сыграли большую роль в прорыве так называемой линии Маннергейма. 31 декабря 1939 года, учитывая их боевой опыт, было приказано начать экранировку машин в наиболее уязвимых местах: 15-20-мм листы устанавливались на лобовые проекции пулемётных башен, передние участки корпуса и днища, а также на борта в местах расположения топливных баков. В конце января 1940 года был разработан проект полной экранировки, который предусматривал также дополнительное бронирование всех башен, бортов и кормы корпуса танка. К 1941 году Т-28 уже устарел. Его заменяли новыми танками Т-34 и КВ. Однако завершить перевооружение до конца не успели. Поэтому эти танки принимали участие во многих сражениях начального периода Великой Отечественной войны. Тем не менее, боевая практика показывала, что при грамотном использовании Т-28 способны эффективно бороться со всеми типами бронетехники противника и противостоять огню германских малокалиберной противотанковой артиллерии и противотанковых ружей. Последнее же боевое применение Т-28 было зафиксировано в январе 1944 года — в операции по окончательному снятию блокады Ленинграда. Знаете ли вы, что: - Боевая масса танка: 25,4 тонны. - Экипаж танка – 6 человек. - Вооружение танка: пушки 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года) и 4-5 × 7,62-мм пулеметов ДТ. - Скорость танка по шоссе: 42 км/ч; по пересечённой местности: 20-25 км/ч. - Запас хода по шоссе: 180-190 км. - Всего в Советском Союзе было выпущено 503 танка Т-28. - Ведущие разработчики танка Т-28, получили высшую по тем временам советскую награду – орден Ленина. - Для внешней связи все танки Т-28 оснащались радиостанциями. На танки ранних выпусков устанавливалась радиостанция 71-ТК, обеспечивавшая связь на дистанцию в 18—20 км. С 1935 года на танк стали устанавливать радиостанцию 71-ТК-2 с увеличенной до 40—60 км дальностью связи, но из-за её недостаточной надёжности (радиостанция постоянно перегревалась) она уже с 1936 года была замен более совершенной 71-ТК-3, ставшей наиболее массовой танковой радиостанцией довоенных лет. - Противопожарное оборудование включало в себя стационарный огнетушитель с четырёххлористым углеродом ёмкостью 3 л, установленный под правым радиатором и приводившийся в действие специальной кнопкой с места механика-водителя или командира танка. Кроме того, имелось два ручных огнетушителя. - Один Т-28 был захвачен венгерскими войсками летом 1941 года. Примечательно, что в январе 1945 года красноармейцы обнаружили и отбили этот танк во время уличных боев в Будапеште у здания арсенала. - Трофейные Т-28 стояли на вооружении армии Финляндии до начала 1950-х гг. #ЦМВСРФ #ЦМВСРФ_ПамятныйДень #ЦМВСРФ_ДеньвИстории #ЦМВСРФ_экспозиция #музей
Центральный музей Вооружённых Сил
Т-28 – первый советский средний танк
Дорогие друзья! Продолжаем знакомить вас с образцами военной техники, представленной на открытой площадке нашего музея. Сегодня мы поговорим с вами о трехбашенном танке Т-28. К слову сказать, наш экземпляр был построен в 1936 году и является единственной сохранившейся машиной с орудием КТ-28.
История этого танка началась с заграничной командировки закупочной комиссии Управления механизации и моторизации РККА в конце 1929 – начале 1930 гг. Руководил поездкой начальник Управления моторизации и механизации РККА Иннокентий Халепский, а его заместителем был Семен Гинзбург – молодой, но уже успевший проявить себя конструктор. Комиссия посетила Великобританию, где к тому времени создали целую серию удачных моделей танков. Среди них был и средний танк А-6, получивший название «Виккерс 16-тонный». Согласно тактическим представлениям того времени, главной задачей средних танков было сопровождение пехоты во время прорыва «укреплений маневренного типа», то есть классических окопов в несколько линий с огневыми точками дерево-земляного типа. Легкие танки для этого не годились, поскольку не имели серьезного вооружения, а тяжелым полагалось взламывать долговременные многополосные линии обороны.
Такая концепция подразумевала, что одной башней средний танк обойтись не может. Их требовалось несколько: одна – для орудия главного калибра (не меньше 45 мм) и с круговым обстрелом, другие – для орудий меньшего калибра или вообще для пулеметов с ограниченным углом обстрела. Пушка предназначалась для подавления огневых точек противника, пулеметы должны были отсекать от танка вражескую пехоту и поддерживать свою.
Однако договориться с англичанами о закупках А-6 не удалось. Впрочем, советские специалисты времени даром не потеряли. Они сумели ознакомиться с основными тактико-техническими характеристиками 16-тонного «Виккерса». Поэтому было принято решение создать в Советском Союзе подобный танк своими силами. Эскизное проектирование нового танка было поручено факультету моторизации и механизации Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского, а также созданному 28 января 1931 года танко-тракторному конструкторскому бюро Всесоюзного орудийно-арсенального объединения.
Уже 2 мая 1932 года был изготовлен первый опытный образец данного танка. Затем начались его доработки. В конце октября 1932 года Т-28 был принят на вооружение РККА. Производство боевой машины решено было организовать на ленинградском заводе «Красный путиловец». Эти машины впервые предстали перед широкой публикой на торжественных парадах в честь 1 мая 1933 года в Москве (10 танков) и Ленинграде (два танка). А в танковые части Т-28 начали поступать только в самом конце года. Рациональное сочетание боевых и ходовых возможностей, оптимальное для стоящих перед ним задач вооружение, не перегруженный лишними обязанностями экипаж – все это делало Т-28 прекрасной боевой машиной.
Первое боевое применение танка состоялось в сентябре 1939 года во время Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину и в Западную Белоруссию. В составе Украинского и Белорусского фронтов тогда действовало в общей сложности около двух сотен таких машин. В серьезных боевых действиях они не участвовали, но зато у танкистов появилась возможность на практике убедиться в надежности их ходовой части. Гораздо более тяжелым испытанием для первых советских серийных средних танков стала Советско-финляндская война 1939 – 1940 гг. Именно Т-28 приняли на себя роль поддержки пехоты при прорыве укрепленной полосы финской обороны. И, конечно, понесли серьезные потери, поскольку их противопульная броня не могла противостоять снарядам 37-миллиметровых противотанковых пушек «Бофорс». Тем не менее, советские танки сыграли большую роль в прорыве так называемой линии Маннергейма. 31 декабря 1939 года, учитывая их боевой опыт, было приказано начать экранировку машин в наиболее уязвимых местах: 15-20-мм листы устанавливались на лобовые проекции пулемётных башен, передние участки корпуса и днища, а также на борта в местах расположения топливных баков. В конце января 1940 года был разработан проект полной экранировки, который предусматривал также дополнительное бронирование всех башен, бортов и кормы корпуса танка.
К 1941 году Т-28 уже устарел. Его заменяли новыми танками Т-34 и КВ. Однако завершить перевооружение до конца не успели. Поэтому эти танки принимали участие во многих сражениях начального периода Великой Отечественной войны. Тем не менее, боевая практика показывала, что при грамотном использовании Т-28 способны эффективно бороться со всеми типами бронетехники противника и противостоять огню германских малокалиберной противотанковой артиллерии и противотанковых ружей.
Последнее же боевое применение Т-28 было зафиксировано в январе 1944 года — в операции по окончательному снятию блокады Ленинграда.
Знаете ли вы, что:
- Боевая масса танка: 25,4 тонны.
- Экипаж танка – 6 человек.
- Вооружение танка: пушки 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года) и 4-5 × 7,62-мм пулеметов ДТ.
- Скорость танка по шоссе: 42 км/ч; по пересечённой местности: 20-25 км/ч.
- Запас хода по шоссе: 180-190 км.
- Всего в Советском Союзе было выпущено 503 танка Т-28.
- Ведущие разработчики танка Т-28, получили высшую по тем временам советскую награду – орден Ленина.
- Для внешней связи все танки Т-28 оснащались радиостанциями. На танки ранних выпусков устанавливалась радиостанция 71-ТК, обеспечивавшая связь на дистанцию в 18—20 км. С 1935 года на танк стали устанавливать радиостанцию 71-ТК-2 с увеличенной до 40—60 км дальностью связи, но из-за её недостаточной надёжности (радиостанция постоянно перегревалась) она уже с 1936 года была замен более совершенной 71-ТК-3, ставшей наиболее массовой танковой радиостанцией довоенных лет.
- Противопожарное оборудование включало в себя стационарный огнетушитель с четырёххлористым углеродом ёмкостью 3 л, установленный под правым радиатором и приводившийся в действие специальной кнопкой с места механика-водителя или командира танка. Кроме того, имелось два ручных огнетушителя.
- Один Т-28 был захвачен венгерскими войсками летом 1941 года. Примечательно, что в январе 1945 года красноармейцы обнаружили и отбили этот танк во время уличных боев в Будапеште у здания арсенала.
- Трофейные Т-28 стояли на вооружении армии Финляндии до начала 1950-х гг.
#ЦМВСРФ #ЦМВСРФ_ПамятныйДень #ЦМВСРФ_ДеньвИстории #ЦМВСРФ_экспозиция #музей