Родовое дворянство за реставрацию в Эрмитаже.

В 1800-е музеи разных стран мира обеспокоились вопросом сохранения старинных шедевров искусства. Ведь условия содержания картин в музеях и, в частности, в Эрмитаже в 1800-е были далеки от идеальных. Музей отапливался печами, ни какой электроники и климат контроля не было и такие условия в музеях очень вредили картинам. И при этом, оказывается, многие всем нам известные шедевры живописи были первоначально нарисованы на дереве. Но дерево сохраняется не очень хорошо – и со временем гниет, трескается и деформируется, его могут съесть жучки. И для сохранения картин на деревянной основе был придуман способ реставрации: перенос красочного слоя картины с деревянной основы на новую основу – на холст.
Перенос с одной основы на другую настолько сложный и ответственный процесс реставрации картин и он настолько ценился как у нас, так и на западе, что в свое время за него запросто давали родовое дворянство крепостным. Это, например, случилось, с династией крепостных братьев реставраторов Сидоровых.
Три крепостных брата Сидоровых (Николай, Михаил и Александр) получили самую широкую известность как мастера технической реставрации живописи. С их именами связывают самые массовые «переводы» в истории эрмитажной реставрации. Средний брат, но при этом глава династии Сидоровых, Александр Сидорович Сидоров (1835-1906) за свою реставрационную деятельность был награжден рядом орденов и медалей, а также пожалован личным, а затем и потомственным дворянством. А изначально он был крепостным. Странно, что крепостных берут работать в Эрмитаж, но тогда так было модно и множество художников того времени были крепостными. Тот же Кипренский, например, который известен портретом Пушкина с натуры.
С 1871 года Александр Сидоров возглавляет техническую реставрацию в Эрмитаже и остается на этой должности на протяжении более тридцати лет, вплоть до 1906 года. Он провел огромное количество работ по переводу живописи с одной основы на другую. Поговаривали, что он перевел около 400-х сот картин с дерева на холст!
Родовое дворянство за реставрацию в Эрмитаже. - 920710922165
Братья Сидоровы реставраторы.
Процесс переноса картины из одного основания на другой творческий процесс и реставраторы должны уметь не только переносить картины и понимать технологию, но и быть хорошими художниками.
И братья Сидоровы занимались не только переводами с дерева на холст, они так же умели рисовать и могли заниматься художественной реставрацией – то есть дорисовыванием каких то утерянных участков картины, например, в результате повреждения.
Так же, помимо переносов, они, и другие реставраторы того времени, занимались другими видами спасения картин: паркетирванием (укрепление деревянного основания без переносов)» и дублирование (приклеивание холста картины на новый более прочный холст – после этой процедуры картина имела как бы 2 холста).

Какие же картины они перевели, за что дворянство?

Александр Сидоров переложил с дерева на холст гордость Эрмитажа — «Мадонну Литта» Леонардо да Винчи, «Мадонну Конестабиле» Рафаэля, «Явление Христа народу» А. Иванова, «Антверпенских стрелков» Тенирса, «Вакха» и «Вакханалию» Рубенса, «Благовещение» Г. ван дер Гуса, «Поцелуй украдкой» Фрагонара, «У постели больного» Греза, «Принятие св. Константином христианства» А. дель Кастаньо, «Грешницу» Г. Семирадского...
Родовое дворянство за реставрацию в Эрмитаже. - 920710922933
«Мадонна Конестабиле» Рафаэль. Была переложена с первоначальной деревянной основы на холст.
Младший брат Михаил Сидорович Сидоров (1843 — 1912) перевел с одной основы на другую следующие картины «Сельский праздник» Д. Тенирса, «Битая дичь»А. Веникса, «Гений Александра I» Виже-Лебрен, «Св. Екатерина с книгой» Б. Луини, «Портрет великой княжны Марии Павловны» В. Боровиковского,«Портрет И. Шувалова» А. Ротари, «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны» Г. Доу, «Итальянский пейзаж» К. Дитриха, «Портрет Екатерины II» Д. Левицкого...
Родовое дворянство за реставрацию в Эрмитаже. - 920710923701
Рубенс «Персей и Андромеда»
Николай Сидоров провел перевод шедевра П. Рубенса «Персей и Андромеда», За тридцать лет работы в Эрмитаже (1858—1888) им было паркетировано около тридцати, дублировано более двухсот и переведено около пятнадцати картин с различных основ. За что ему вручили серебряную медаль.
Всего с начала XIX века эрмитажные реставраторы провели различные операции на 3305 картинах из собраний Петербурга. Среди них — около двухсот переводов картин с разных основ, около пятидесяти «паркетов» и более тысячи дублировок. Кроме технических операций, большинство картин прошло и живописную реставрацию.
Дальнейшая судьба братьев мне не известна. У Алешина про это ничего нет, он касается только вопросов реставрации.

Что сейчас?

Сейчас отказываются вообще от переноса картин с дерева на холст, и с одного основания на другое, в пользу создания специальных климатических условий для картин, которые не будет повреждать древние деревянные основы. В 1800-е такие условия создать было невозможно.
Да, конечно такие переносы картин конечно лишали картин их части, их древних оснований,и соединяли старинную часть с новой. Это все затрудняло определение возраста картины. Но благодаря таким переносам удалось сохранить эти шедевры. И более того, благодаря тому что переносы осуществлялись максимально бережно, без повреждения красочного слоя оригинала – это повлияло и на художественную реставрацию. С1800-х годов художественные реставраторы, которые занимаются расчисткой старинных шедевров, подновлением красок, и цветов – так же начинают стремиться максимально сохранить оригинал.
Благодарю за лайк и подписку! Оставляйте комментарии.

Комментарии

Комментариев нет.