Музыкальный космизм – что это?

Идеи космизма получили свое оригинальное выражение не только в изобразительном искусстве, но и в музыкальном. Наш сегодняшний выпуск рубрики «Мир искусства: космос в деталях» будет посвящен такому яркому явлению русской культуры как музыкальный космизм.

Каждому знакомо чувство внезапно открывшегося многообразия мира и желания приобщиться к бесконечности Вселенной при прослушивании наилучших образцов музыкального творчества выдающихся композиторов. Музыка, представляя собой самое совершенное и тонкое из всех видов искусств, способна за минуты возвысить нас до сфер неземных, приобщить к вечному, непреходящему.

Читайте новый материал о космизме и обязательно включайте
музыкальное сопровождение  для полного погружения в атмосферу!


---
Расцвет космизма в музыкальном искусстве приходится на конец XIX – начало ХХ в. На общем фоне слома мировоззренческих парадигм в это время появилась целая плеяда русских композиторов-космистов, которые своими музыкальными и научно-публицистическими произведениями утверждали идеи музыкального космоса. Эти идеи высказывались как самими композиторами, так и философами. Так Георгий Гурджиев считал, что мир живет по «законам октав», т.е. «закон октав связывает все процессы во Вселенной; и для того, кто знает масштабы переходов и законы октав, это дает возможность точного познания любого явления в его сущности и во взаимоотношениях со всеми связанными с ним предметами и явлениями».

Черноволенко В. Т. Звуки. 1965 г.
Черноволенко В. Т. Звуки. 1965 г.
Самой большой тягой к философским обобщениям, к синтезированию различных видов искусства отличалось творчество выдающегося русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Многие исследователи его творческого наследия отмечают эту его особенность. В частности, В. Ф. Асмус писал: «Скрябин не был только композитором и только пианистом. С начала 900-х годов у него начал складываться замысел преобразования музыки и других искусств – театра, живописи, танца – в синтетическое искусство, способное к большему, чем художественное наслаждение. Искусство это, достигнув высшего творческого напряжения, призвано было, по замыслу Скрябина, преобразовать самую жизнь. Исполнение такого художественного произведения рисовалось в фантазии Скрябина как некое космическое событие, которое, соединив в одно нераздельное целое автора, исполнителя и слушателей, распространится на всю вселенную, охватит все бытие».

Черноволенко В.Т. Звучание дальних миров. 1966 г
Черноволенко В.Т. Звучание дальних миров. 1966 г

Бесконечность мира, мысль о всеединстве сущего была характерна для многих для композиторов-космистов. Многих творцов рубежа ХIХ-ХХ веков объединяла космическая тема: солнце, звезды, луна, небесная лазурь. Для них было свойственно чувство бесконечности, таинственной непостижимости бытия. Так, в своей «Поэме огня» Скрябин воссоздает образ самого Космоса: протяженная неизменная гармония дает ощущение застывшего гудящего пространства, бескрайнего, пронизанного гигантским, волевым напряжением.

Четвертая соната композитора являет посредством музыкальных структур Вечный Космос, бесконечную Вселенную, которые запечатлены в неизменности главной темы – темы Звезды. Медленные темпы, избираемые композитором, создают объем безграничности, «озвученной Вечности».

Во многих сочинениях Скрябина, в частности в «Причудливой поэме» (опус 45), сочетание миниатюрной формы, стремительного темпа создает впечатление полета, самоутверждения духа, а выставленные в конце произведения паузы, предоставляют возможность домыслить образ, почувствовать его бесконечную перспективу. Таким образом, осуществляется выход за рамки времени и пространства; паузы воспринимаются как «шлейф» от пролетевшей кометы.

Ярким примером космизма в музыке служит творчество великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. В своей четырнадцатой опере «Сказание о невидимом граде Китеже», Римский-Корсаков создает глобальную картину мира, основой которой выступает мифологическая поэтика. В центре сюжета катастрофа-чудесное спасение-инобытие в невидимом граде. Пророчества в опере и Апокалипсисе совпадают, приобретая глобальный космический смысл. Множеством иносказательных граней пронизаны все сцены оперы. Вражеское нашествие в «Китеже» трактуется как вселенская катастрофа.

Черноволенко В.Т. Импровизация. 1971 г.
Черноволенко В.Т. Импровизация. 1971 г.

Оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Китеж» можно определить как трилогию по пантеистическому настроению. Наиболее ярким образцом космического чувства слияния с природой является «Снегурочка», где момент смерти-таяния есть акт восторженного слияния человека с Космосом. Еще один персонаж Садко из одноименной оперы изображается и певцом, и моряком. А море и небо чаще всего предстают у композитора в качестве символов бесконечного Космоса.

Идеи космизма, представленные религиозно-философской мыслью, нашли выражение в произведениях духовной музыки в творчестве русских композиторов С.Н. Танеева и С.В. Рахманинова.

Ярким примером концепции целостности мира и человеческого бытия в нем можно назвать кантаты С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин». Идеи «всеобщего единства» философа Владимира Соловьева также были очень близки композитору, который был убежден, что обретение духовной общности человека с окружающим миром происходит через постижение таких высоконравственных идеалов как «братская любовь» и «любовь к ближнему своему», а восхождение к духовным сферам бытия происходит через преображение души человека. С.И. Танеев считал, что именно хоровая музыка может выразить «идею соборного единения мира горнего и мира дольнего».

В кантате «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова заключена целостная концепция мира и человеческого бытия в нем. Во «Всенощном бдении» автор средствами музыкальной выразительности объединил лирическое и эпическое, философское и религиозное, глубоко личностное и всечеловеческое начала, пронизанные философской идеей Всеединства.

Своеобразным выражением идей космизма в русской художественной культуре является синестезия (от греческого synaisthesis – соощущение) обозначающая первоначально межчувственную связь. Наиболее ярко синестезия-проявилась на рубеже конца ХIХ -начала ХХ веков. В музыкальном искусстве при восприятии звуков у слушателей возникают зрительные образы: произведения Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. Трактуя синестезию, часто в нее включаются не только музыкальное искусство, но и живописное (программная музыка, светомузыка, творчество М. Ю. Чюрлёниса, В. В. Кандинского).

В произведениях композиторов-космистов ярко выразились идеи, которые нашли отражение в трудах многих русских философов этого времени: образы бесконечности (девятая соната А. Скрябина), самоуглубленность (Н.К. Метнера, С.В. Рахманинова, А. Н. Скрябина), символ замкнутого круга человеческой жизни (кантата «Колокола» С.В. Рахманинова), образы Космоса (Четвертая соната А. Скрябина).

Чюрленис М.К. Сотворение мира 9. 1905-6 г.
Чюрленис М.К. Сотворение мира 9. 1905-6 г.
Чюрленис М.К. Сотворение мира 6. 1905-6 г.
Чюрленис М.К. Сотворение мира 6. 1905-6 г.
Чюрленис М.К. Сотворение мира 3. 1905-6 г.
Чюрленис М.К. Сотворение мира 3. 1905-6 г.
Чюрленис М.К. Гимн 3. 1906 г.
Чюрленис М.К. Гимн 3. 1906 г.
Чюрленис М.К. Гимн 2. 1906 г.
Чюрленис М.К. Гимн 2. 1906 г.
В музыкальном искусстве космизм, наряду с религиозно-философским, естественнонаучным и поэтически-художественным направлениями русского космизма, занимает важное место. Композиторы-космисты слышали в звуке образы и видели в цвете музыку одухотворенного космоса, улавливали его многомерность, всеединство и запечатлевали в своих музыкальных произведениях.


Автор текста: Ксения Игнатова, специалист по учёту музейных предметов Музея космонавтики.

Комментарии

Комментариев нет.