Седан, купе, кабриолет, хэтчбек – эти понятия известны почти каждому автолюбителю. Они означают тип кузова автомобиля. Но это весьма грубая классификация, так как любая классификация – это условность. И сегодня каждый знает, что кабриолет – это машина без жесткой крыши, купе – это 2-дверный спортивный автомобиль, а седан – это 4-дверный кузов с отдельным багажником сзади.
Но в классификации автомобильных кузовов все далеко не так однозначно. Купе может быть и 3-дверным, и даже с четырьмя дверями. Автомобиль без жесткой крыши может быть еще родстером или фаэтоном. А кроме хэтчбека выделяют еще лифтбек или нотчбек.
Вариации типа кузова
А еще есть категория автомобилей, тип кузова которых определяют английским термином «Shooting Brake». И в этой статье мы кратко вспомним историю данного типа автомобилей и расскажем об отличительных особенностях машин категории Shooting Brake. Летом в Приднестровье появилось объявление о продаже редкого в нашем регионе автомобиля – Volvo 480 Turbo с 1,7-литровым турбомотором Renault. По многим параметрам Volvo 480 является уникальной машиной в модельной линейке шведской компании. И одной из особенностей данного автомобиля является его принадлежность к машинам типа Shooting Brake.
Shooting Brake в Приднестровье
Кроме того, в Тирасполе встречается другой представитель категории Shooting Brake – так же редкий в нашем регионе 3-дверный автомобиль Honda Accord AeroDeck, который относится к третьему поколению Honda Accord. Именно встреча с этими двумя машинами типа Shooting Brake стала предтечей статьи об этом типе машин. Стоит отметить, что до сих пор нет однозначного определения понятия «Shooting Brake». Тем более, что в разное время значение данного термина менялось в контексте обозначения типажа автомобилей. Но об этом позже. Само же понятие Shooting Brake появилось в Великобритании еще в 1890-е годы и изначально использовалось для гужевых повозок, а не для автомобилей, которые в то время только начали появляться на дорогах. Еще в доавтомобильную эпоху термином «Brake» обозначалась тяжелая повозка с механизмом торможения, которая запрягалась парой или четверкой лошадей. В то же время под термином «Break» подразумевалась большая рама кареты (она могла иметь как 2, так и 4 колеса) без кузова, которая использовалась для замедления резвых лошадей.
Ранний Shooting Brake
Наконец, в 1890-е годы в Великобритании появились повозки типа Shooting Brake. Это были фургоны или вагонетки для охотников и предназначались для перевозки охотничьих трофеев и оружия во время охоты. Первые автомобили типа Shooting Brake также появились в Великобритании. Одним из первых таких автомобилем стал шотландский Albion 24/30 1906 года с 24-сильным 4-цилиндровым мотором объемом 3164 см3, в модельной гамме которого была версия Shooting Brake – фургон, способный перевозить 8 пассажиров, а также 4 пистолета, большой запас патронов к ним и корзину для провизии. В 1912 году в Великобритании лондонская фирма Bayleys построила Shooting Brake на шасси американского автомобиля Hudson Model 33. В описании машины указывалось, что автомобиль мог использоваться для перевозки загонщиков к месту охоты и обратно, а также для доставки подстреленной дичи.
Hudson Model 33 Shooting Brake by Bayleys и Albion 24/30 HP Double Phaeton
К 1910 году в Великобритании сложился характерный облик машин типа Shooting Brake. На этих машинах водитель размещался на открытом сиденье под крышей, но без боковых дверей. А позади него был закрытый отсек с лавками вдоль бортов, а вход-выход в пассажирское отделение осуществлялось через дверь в корме. Такая компоновка салона позволяла перевозить как пассажиров, так и груз (или охотничьи трофеи). Для изготовления машин типа Shooting Brake использовались шасси разных фирм. Например, шотландская фирма Croall & Croall из Келсо в 1910 году изготовила версию Shooting Brake на шасси Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost 1910 года выпуска. Автомобиль сохранил размер колесной базы 3442 мм и оснащался рядным 6-цилиндровым мотором объемом 7036 см3 мощностью 48 л.с. и 3-ступенчатой коробкой передач.
Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost Shooting Brake by Croall & Croall
Изготовление машины фирме Croall & Croall заказал землевладелец Джон Чарльз Монтегю-Дуглас-Скотт, седьмой герцог Буклю и девятый герцог Куинсберри. Автомобиль имел оружейные ящики над задними крыльями и багажник на крыше для охотничьих трофеев. Автомобиль Austin 40HP Shooting Brake, построенный в 1911 году, имел практически такую же компоновку, однако в передней части машины уже появились боковые двери для водителя и переднего пассажира. Автомобили Austin 40HP 1911 года выпуска оснащались рядным 4-цилиндровым мотором объемом 5842 см3 мощностью 36 л.с.
Austin 40 HP Shooting Brake
В 20-е годы прошлого столетия автомобили типа Shooting Brake все меньше играли роль машин для охотников, и все больше превращались в классические универсалы. Например, купленный в 1923 году Королевской семьей Shooting Brake от кузовного ателье Barker на шасси Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost, король Великобритании Эдуард VIII использовал не столько для охоты, но и для поездок со своей возлюбленной. А чтобы не было видно с кем он едет, автомобиль изначально был оснащен плотными шторами пассажирского салона.
Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost Shooting Brake by Barker
А в 30-е годы британский Shooting Brake стал обычным 5-дверным универсалом, но с деревянной отделкой кузова (в США такие машины получили имя Woody). В 30-е годы машины Shooting Brake выпускали как независимые кузовные ателье на покупном шасси, так и сами автопроизводители. Например, в 1935 году версию Shooting Brake на шасси Bentley 3 ½ Litre построила фирма Jones Bros. Данный автомобиль имел полноценные боковые двери на задних петлях, а задняя дверь была из двух створок: верхняя остекленная часть поднималась вверх, а нижняя часть откидывалась вниз. Кузов и все двери были изготовлены из дерева, размер колесной базы 3200 мм, а в движение автомобиль приводил 6-цилиндровый мотор объемом 3669 см3 мощностью 110 л.с.
Bentley 3 1/2 Litre Shooting Brake by Jones Bros
В ранние послевоенные годы Shooting Brake в Великобритании повторял довоенную концепцию: 5-дверный универсал с деревянным кузовом на шасси базового седана, постройка машины сторонним ателье, малый тираж. Например, британское кузовное ателье Scotney из графства Хантингдоншир с 1946 по 1950 год построила два или три экземпляра Shooting Brake на шасси седана Alvis TA14 с карбюраторным 65-сильным 4-цилиндровым двигателем объемом 1892 см3. Размер колесной базы Alvis TA14 – 2743 мм. В 1948 году версию Shooting Brake на шасси седана Alvis TA14 также построила фирма Cornbrook.
Alvis TA14 Shooting Brake by Scotney
Иногда для изготовления классического Shooting Brake в послевоенное время использовались подержанные довоенные автомобили. Например, в 1950-е годы версию Shooting Brake с 5-дверным деревянным кузовом построили на шасси Rolls-Royce Phantom II c 4-дверным кузовом седан от ателье Weymann. Автомобили Rolls-Royce Phantom II оснащались 6-цилиндровыми моторами объемом 7668 см3 мощностью 120 л.с. и 4-ступенчатой механической коробкой передач.
Rolls-Royce Phantom II Shooting Brake
В 1946 году дебютировал Bentley Mark VI – первый послевоенный автомобиль Bentley. Он оснащался рядным 6-цилиндровым карбюраторным двигателем объемом 4257 см3, который развивал 132 л.с. и 4-ступенчатой «механикой». Автомобиль предлагался с заводским 4-дверным кузовом седан с колесной базой 3048 мм, а также в виде шасси для различных кузовных ателье. Сразу несколько ателье создали версию Shooting Brake на шасси Bentley Mark VI. Например, такой автомобиль построила фирма Rippon Bros в 1949 году. Универсал от этого ателье имел боковые окна позади боковых дверей и заднюю дверь на боковых петлях. В отделке кузова по-прежнему использовалось натурального дерева.
Bentley Mark VI by Rippon Bros
Но более известными универсалами Shooting Brake на шасси Bentley Mark VI стали машины от британской фирмы Harold Radford. Они выпускались в период с 1947 по 1950 год. Автомобили от Harold Radford также имели двери и боковые панели из дерева. Но вместо пары боковых окон он имел широкую стойку крыши, а задняя дверь была двустворчатой: окно в деревянной раме поднималось вверх, а борт опускался вниз.
Bentley Mark VI by Harold Radford
Наконец, отметим еще один типичный Shooting Brake послевоенного времени – британский автомобиль Lea-Francis 14 HP Estate, который выпускался в Ковентри, графство Уорикшир. С 1946 по 1953 год было изготовлено 916 универсалов Lea-Francis 14 с характерным 5-дверным кузовом универсал. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым мотором объемом 1767 см3.
Urs-Auto (Автомобили Приднестровья)
Shooting Brake – автомобиль для охотников
Седан, купе, кабриолет, хэтчбек – эти понятия известны почти каждому автолюбителю. Они означают тип кузова автомобиля. Но это весьма грубая классификация, так как любая классификация – это условность. И сегодня каждый знает, что кабриолет – это машина без жесткой крыши, купе – это 2-дверный спортивный автомобиль, а седан – это 4-дверный кузов с отдельным багажником сзади.
Но в классификации автомобильных кузовов все далеко не так однозначно. Купе может быть и 3-дверным, и даже с четырьмя дверями. Автомобиль без жесткой крыши может быть еще родстером или фаэтоном. А кроме хэтчбека выделяют еще лифтбек или нотчбек.
А еще есть категория автомобилей, тип кузова которых определяют английским термином «Shooting Brake». И в этой статье мы кратко вспомним историю данного типа автомобилей и расскажем об отличительных особенностях машин категории Shooting Brake.
Летом в Приднестровье появилось объявление о продаже редкого в нашем регионе автомобиля – Volvo 480 Turbo с 1,7-литровым турбомотором Renault. По многим параметрам Volvo 480 является уникальной машиной в модельной линейке шведской компании. И одной из особенностей данного автомобиля является его принадлежность к машинам типа Shooting Brake.
Кроме того, в Тирасполе встречается другой представитель категории Shooting Brake – так же редкий в нашем регионе 3-дверный автомобиль Honda Accord AeroDeck, который относится к третьему поколению Honda Accord. Именно встреча с этими двумя машинами типа Shooting Brake стала предтечей статьи об этом типе машин.
Стоит отметить, что до сих пор нет однозначного определения понятия «Shooting Brake». Тем более, что в разное время значение данного термина менялось в контексте обозначения типажа автомобилей. Но об этом позже.
Само же понятие Shooting Brake появилось в Великобритании еще в 1890-е годы и изначально использовалось для гужевых повозок, а не для автомобилей, которые в то время только начали появляться на дорогах.
Еще в доавтомобильную эпоху термином «Brake» обозначалась тяжелая повозка с механизмом торможения, которая запрягалась парой или четверкой лошадей. В то же время под термином «Break» подразумевалась большая рама кареты (она могла иметь как 2, так и 4 колеса) без кузова, которая использовалась для замедления резвых лошадей.
Наконец, в 1890-е годы в Великобритании появились повозки типа Shooting Brake. Это были фургоны или вагонетки для охотников и предназначались для перевозки охотничьих трофеев и оружия во время охоты.
Первые автомобили типа Shooting Brake также появились в Великобритании. Одним из первых таких автомобилем стал шотландский Albion 24/30 1906 года с 24-сильным 4-цилиндровым мотором объемом 3164 см3, в модельной гамме которого была версия Shooting Brake – фургон, способный перевозить 8 пассажиров, а также 4 пистолета, большой запас патронов к ним и корзину для провизии.
В 1912 году в Великобритании лондонская фирма Bayleys построила Shooting Brake на шасси американского автомобиля Hudson Model 33. В описании машины указывалось, что автомобиль мог использоваться для перевозки загонщиков к месту охоты и обратно, а также для доставки подстреленной дичи.
К 1910 году в Великобритании сложился характерный облик машин типа Shooting Brake. На этих машинах водитель размещался на открытом сиденье под крышей, но без боковых дверей. А позади него был закрытый отсек с лавками вдоль бортов, а вход-выход в пассажирское отделение осуществлялось через дверь в корме. Такая компоновка салона позволяла перевозить как пассажиров, так и груз (или охотничьи трофеи).
Для изготовления машин типа Shooting Brake использовались шасси разных фирм. Например, шотландская фирма Croall & Croall из Келсо в 1910 году изготовила версию Shooting Brake на шасси Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost 1910 года выпуска. Автомобиль сохранил размер колесной базы 3442 мм и оснащался рядным 6-цилиндровым мотором объемом 7036 см3 мощностью 48 л.с. и 3-ступенчатой коробкой передач.
Изготовление машины фирме Croall & Croall заказал землевладелец Джон Чарльз Монтегю-Дуглас-Скотт, седьмой герцог Буклю и девятый герцог Куинсберри. Автомобиль имел оружейные ящики над задними крыльями и багажник на крыше для охотничьих трофеев.
Автомобиль Austin 40HP Shooting Brake, построенный в 1911 году, имел практически такую же компоновку, однако в передней части машины уже появились боковые двери для водителя и переднего пассажира. Автомобили Austin 40HP 1911 года выпуска оснащались рядным 4-цилиндровым мотором объемом 5842 см3 мощностью 36 л.с.
В 20-е годы прошлого столетия автомобили типа Shooting Brake все меньше играли роль машин для охотников, и все больше превращались в классические универсалы. Например, купленный в 1923 году Королевской семьей Shooting Brake от кузовного ателье Barker на шасси Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost, король Великобритании Эдуард VIII использовал не столько для охоты, но и для поездок со своей возлюбленной. А чтобы не было видно с кем он едет, автомобиль изначально был оснащен плотными шторами пассажирского салона.
А в 30-е годы британский Shooting Brake стал обычным 5-дверным универсалом, но с деревянной отделкой кузова (в США такие машины получили имя Woody). В 30-е годы машины Shooting Brake выпускали как независимые кузовные ателье на покупном шасси, так и сами автопроизводители.
Например, в 1935 году версию Shooting Brake на шасси Bentley 3 ½ Litre построила фирма Jones Bros. Данный автомобиль имел полноценные боковые двери на задних петлях, а задняя дверь была из двух створок: верхняя остекленная часть поднималась вверх, а нижняя часть откидывалась вниз. Кузов и все двери были изготовлены из дерева, размер колесной базы 3200 мм, а в движение автомобиль приводил 6-цилиндровый мотор объемом 3669 см3 мощностью 110 л.с.
В ранние послевоенные годы Shooting Brake в Великобритании повторял довоенную концепцию: 5-дверный универсал с деревянным кузовом на шасси базового седана, постройка машины сторонним ателье, малый тираж.
Например, британское кузовное ателье Scotney из графства Хантингдоншир с 1946 по 1950 год построила два или три экземпляра Shooting Brake на шасси седана Alvis TA14 с карбюраторным 65-сильным 4-цилиндровым двигателем объемом 1892 см3. Размер колесной базы Alvis TA14 – 2743 мм. В 1948 году версию Shooting Brake на шасси седана Alvis TA14 также построила фирма Cornbrook.
Иногда для изготовления классического Shooting Brake в послевоенное время использовались подержанные довоенные автомобили. Например, в 1950-е годы версию Shooting Brake с 5-дверным деревянным кузовом построили на шасси Rolls-Royce Phantom II c 4-дверным кузовом седан от ателье Weymann. Автомобили Rolls-Royce Phantom II оснащались 6-цилиндровыми моторами объемом 7668 см3 мощностью 120 л.с. и 4-ступенчатой механической коробкой передач.
В 1946 году дебютировал Bentley Mark VI – первый послевоенный автомобиль Bentley. Он оснащался рядным 6-цилиндровым карбюраторным двигателем объемом 4257 см3, который развивал 132 л.с. и 4-ступенчатой «механикой». Автомобиль предлагался с заводским 4-дверным кузовом седан с колесной базой 3048 мм, а также в виде шасси для различных кузовных ателье.
Сразу несколько ателье создали версию Shooting Brake на шасси Bentley Mark VI. Например, такой автомобиль построила фирма Rippon Bros в 1949 году. Универсал от этого ателье имел боковые окна позади боковых дверей и заднюю дверь на боковых петлях. В отделке кузова по-прежнему использовалось натурального дерева.
Но более известными универсалами Shooting Brake на шасси Bentley Mark VI стали машины от британской фирмы Harold Radford. Они выпускались в период с 1947 по 1950 год. Автомобили от Harold Radford также имели двери и боковые панели из дерева. Но вместо пары боковых окон он имел широкую стойку крыши, а задняя дверь была двустворчатой: окно в деревянной раме поднималось вверх, а борт опускался вниз.
Наконец, отметим еще один типичный Shooting Brake послевоенного времени – британский автомобиль Lea-Francis 14 HP Estate, который выпускался в Ковентри, графство Уорикшир. С 1946 по 1953 год было изготовлено 916 универсалов Lea-Francis 14 с характерным 5-дверным кузовом универсал. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым мотором объемом 1767 см3.
К концу 50-х годов Shooting Brake в своем классическом амплуа постепенно ушел в прошлое. В 60-е годы тип Shooting Brake был возрожден, но уже в совершенно новом виде.
P.S.: продолжение истории Shooting Brake – во следующей части.
#shootingbrake #albion #austin #rollsroyce #bentley #leafrancis #alvis #ретро #история #вокругсвета #saturn #великобритания #довоенные #radford #вокругсвета
Подробнее про фаэтон Mercedes-Benz W126 от ателье Caruna смотрите здесь Фаэтон Mercedes-Benz W126 от ателье Caruna