Shooting Brake – автомобиль для охотников

Седан, купе, кабриолет, хэтчбек – эти понятия известны почти каждому автолюбителю. Они означают тип кузова автомобиля. Но это весьма грубая классификация, так как любая классификация – это условность. И сегодня каждый знает, что кабриолет – это машина без жесткой крыши, купе – это 2-дверный спортивный автомобиль, а седан – это 4-дверный кузов с отдельным багажником сзади.

Shooting Brake – автомобиль для охотников - 957704395630

Но в классификации автомобильных кузовов все далеко не так однозначно. Купе может быть и 3-дверным, и даже с четырьмя дверями. Автомобиль без жесткой крыши может быть еще родстером или фаэтоном. А кроме хэтчбека выделяют еще лифтбек или нотчбек.
Вариации типа кузова
Вариации типа кузова

А еще есть категория автомобилей, тип кузова которых определяют английским термином «Shooting Brake». И в этой статье мы кратко вспомним историю данного типа автомобилей и расскажем об отличительных особенностях машин категории Shooting Brake.
Летом в Приднестровье появилось объявление о продаже редкого в нашем регионе автомобиля – Volvo 480 Turbo с 1,7-литровым турбомотором Renault. По многим параметрам Volvo 480 является уникальной машиной в модельной линейке шведской компании. И одной из особенностей данного автомобиля является его принадлежность к машинам типа Shooting Brake.
Shooting Brake в Приднестровье
Shooting Brake в Приднестровье

Кроме того, в Тирасполе встречается другой представитель категории Shooting Brake – так же редкий в нашем регионе 3-дверный автомобиль Honda Accord AeroDeck, который относится к третьему поколению Honda Accord. Именно встреча с этими двумя машинами типа Shooting Brake стала предтечей статьи об этом типе машин.
Стоит отметить, что до сих пор нет однозначного определения понятия «Shooting Brake». Тем более, что в разное время значение данного термина менялось в контексте обозначения типажа автомобилей. Но об этом позже.
Само же понятие Shooting Brake появилось в Великобритании еще в 1890-е годы и изначально использовалось для гужевых повозок, а не для автомобилей, которые в то время только начали появляться на дорогах.
Еще в доавтомобильную эпоху термином «Brake» обозначалась тяжелая повозка с механизмом торможения, которая запрягалась парой или четверкой лошадей. В то же время под термином «Break» подразумевалась большая рама кареты (она могла иметь как 2, так и 4 колеса) без кузова, которая использовалась для замедления резвых лошадей.
Ранний Shooting Brake
Ранний Shooting Brake

Наконец, в 1890-е годы в Великобритании появились повозки типа Shooting Brake. Это были фургоны или вагонетки для охотников и предназначались для перевозки охотничьих трофеев и оружия во время охоты.
Первые автомобили типа Shooting Brake также появились в Великобритании. Одним из первых таких автомобилем стал шотландский Albion 24/30 1906 года с 24-сильным 4-цилиндровым мотором объемом 3164 см3, в модельной гамме которого была версия Shooting Brake – фургон, способный перевозить 8 пассажиров, а также 4 пистолета, большой запас патронов к ним и корзину для провизии.
В 1912 году в Великобритании лондонская фирма Bayleys построила Shooting Brake на шасси американского автомобиля Hudson Model 33. В описании машины указывалось, что автомобиль мог использоваться для перевозки загонщиков к месту охоты и обратно, а также для доставки подстреленной дичи.
Hudson Model 33 Shooting Brake by Bayleys и Albion 24/30 HP Double Phaeton
Hudson Model 33 Shooting Brake by Bayleys и Albion 24/30 HP Double Phaeton

К 1910 году в Великобритании сложился характерный облик машин типа Shooting Brake. На этих машинах водитель размещался на открытом сиденье под крышей, но без боковых дверей. А позади него был закрытый отсек с лавками вдоль бортов, а вход-выход в пассажирское отделение осуществлялось через дверь в корме. Такая компоновка салона позволяла перевозить как пассажиров, так и груз (или охотничьи трофеи).
Для изготовления машин типа Shooting Brake использовались шасси разных фирм. Например, шотландская фирма Croall & Croall из Келсо в 1910 году изготовила версию Shooting Brake на шасси Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost 1910 года выпуска. Автомобиль сохранил размер колесной базы 3442 мм и оснащался рядным 6-цилиндровым мотором объемом 7036 см3 мощностью 48 л.с. и 3-ступенчатой коробкой передач.
Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost Shooting Brake by Croall & Croall
Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost Shooting Brake by Croall & Croall

Изготовление машины фирме Croall & Croall заказал землевладелец Джон Чарльз Монтегю-Дуглас-Скотт, седьмой герцог Буклю и девятый герцог Куинсберри. Автомобиль имел оружейные ящики над задними крыльями и багажник на крыше для охотничьих трофеев.
Автомобиль Austin 40HP Shooting Brake, построенный в 1911 году, имел практически такую же компоновку, однако в передней части машины уже появились боковые двери для водителя и переднего пассажира. Автомобили Austin 40HP 1911 года выпуска оснащались рядным 4-цилиндровым мотором объемом 5842 см3 мощностью 36 л.с.
Austin 40 HP Shooting Brake
Austin 40 HP Shooting Brake

В 20-е годы прошлого столетия автомобили типа Shooting Brake все меньше играли роль машин для охотников, и все больше превращались в классические универсалы. Например, купленный в 1923 году Королевской семьей Shooting Brake от кузовного ателье Barker на шасси Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost, король Великобритании Эдуард VIII использовал не столько для охоты, но и для поездок со своей возлюбленной. А чтобы не было видно с кем он едет, автомобиль изначально был оснащен плотными шторами пассажирского салона.
Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost Shooting Brake by Barker
Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost Shooting Brake by Barker

А в 30-е годы британский Shooting Brake стал обычным 5-дверным универсалом, но с деревянной отделкой кузова (в США такие машины получили имя Woody). В 30-е годы машины Shooting Brake выпускали как независимые кузовные ателье на покупном шасси, так и сами автопроизводители.
Например, в 1935 году версию Shooting Brake на шасси Bentley 3 ½ Litre построила фирма Jones Bros. Данный автомобиль имел полноценные боковые двери на задних петлях, а задняя дверь была из двух створок: верхняя остекленная часть поднималась вверх, а нижняя часть откидывалась вниз. Кузов и все двери были изготовлены из дерева, размер колесной базы 3200 мм, а в движение автомобиль приводил 6-цилиндровый мотор объемом 3669 см3 мощностью 110 л.с.
Bentley 3 1/2 Litre Shooting Brake by Jones Bros
Bentley 3 1/2 Litre Shooting Brake by Jones Bros

В ранние послевоенные годы Shooting Brake в Великобритании повторял довоенную концепцию: 5-дверный универсал с деревянным кузовом на шасси базового седана, постройка машины сторонним ателье, малый тираж.
Например, британское кузовное ателье Scotney из графства Хантингдоншир с 1946 по 1950 год построила два или три экземпляра Shooting Brake на шасси седана Alvis TA14 с карбюраторным 65-сильным 4-цилиндровым двигателем объемом 1892 см3. Размер колесной базы Alvis TA14 – 2743 мм. В 1948 году версию Shooting Brake на шасси седана Alvis TA14 также построила фирма Cornbrook.
Alvis TA14 Shooting Brake by Scotney
Alvis TA14 Shooting Brake by Scotney

Иногда для изготовления классического Shooting Brake в послевоенное время использовались подержанные довоенные автомобили. Например, в 1950-е годы версию Shooting Brake с 5-дверным деревянным кузовом построили на шасси Rolls-Royce Phantom II c 4-дверным кузовом седан от ателье Weymann. Автомобили Rolls-Royce Phantom II оснащались 6-цилиндровыми моторами объемом 7668 см3 мощностью 120 л.с. и 4-ступенчатой механической коробкой передач.
Rolls-Royce Phantom II Shooting Brake
Rolls-Royce Phantom II Shooting Brake

В 1946 году дебютировал Bentley Mark VI – первый послевоенный автомобиль Bentley. Он оснащался рядным 6-цилиндровым карбюраторным двигателем объемом 4257 см3, который развивал 132 л.с. и 4-ступенчатой «механикой». Автомобиль предлагался с заводским 4-дверным кузовом седан с колесной базой 3048 мм, а также в виде шасси для различных кузовных ателье.
Сразу несколько ателье создали версию Shooting Brake на шасси Bentley Mark VI. Например, такой автомобиль построила фирма Rippon Bros в 1949 году. Универсал от этого ателье имел боковые окна позади боковых дверей и заднюю дверь на боковых петлях. В отделке кузова по-прежнему использовалось натурального дерева.
Bentley Mark VI by Rippon Bros
Bentley Mark VI by Rippon Bros

Но более известными универсалами Shooting Brake на шасси Bentley Mark VI стали машины от британской фирмы Harold Radford. Они выпускались в период с 1947 по 1950 год. Автомобили от Harold Radford также имели двери и боковые панели из дерева. Но вместо пары боковых окон он имел широкую стойку крыши, а задняя дверь была двустворчатой: окно в деревянной раме поднималось вверх, а борт опускался вниз.
Bentley Mark VI by Harold Radford
Bentley Mark VI by Harold Radford

Наконец, отметим еще один типичный Shooting Brake послевоенного времени – британский автомобиль Lea-Francis 14 HP Estate, который выпускался в Ковентри, графство Уорикшир. С 1946 по 1953 год было изготовлено 916 универсалов Lea-Francis 14 с характерным 5-дверным кузовом универсал. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым мотором объемом 1767 см3.
Lea-Francis 14 HP Estate
Lea-Francis 14 HP Estate

К концу 50-х годов Shooting Brake в своем классическом амплуа постепенно ушел в прошлое. В 60-е годы тип Shooting Brake был возрожден, но уже в совершенно новом виде.
P.S.: продолжение истории Shooting Brake – во следующей части.
#shootingbrake #albion #austin #rollsroyce #bentley #leafrancis #alvis #ретро #история #вокругсвета #saturn #великобритания #довоенные #radford #вокругсвета
Подробнее про фаэтон Mercedes-Benz W126 от ателье Caruna смотрите здесь
Фаэтон Mercedes-Benz W126 от ателье Caruna 
Shooting Brake – автомобиль для охотников - 957705857390
Заметку про 4-дверное купе Saturn Ion Red Line смотрите здесь Saturn Ion Red Line 
Shooting Brake – автомобиль для охотников - 957705943150
Подробнее про самый первый монстр-трак Bigfoot-1 смотрите здесь Bigfoot-1 - первый в мире монстр-трак 
Shooting Brake – автомобиль для охотников - 957706021230
Заметку про возрождение фирмы Radford и новое купе фирмы Lotus-Radford Type 62-2 смотрите здесь Lotus-Radford Type 62-2 
Shooting Brake – автомобиль для охотников - 957777907054

Комментарии

  • 2 дек 2023 21:33
    У меня термин шутинг брэйк вызывает совсем иные ассоциации - и совсем другие машины приходят на ум.
  • 2 дек 2023 22:02
    Класс!!!