Часть первая: Предыстория BMW M5 В октябре 1984 года, практически вручную, в Германии был собран первый экземпляр заряженного седана BMW M5 (кузов E28), а уже в январе следующего года эти машины поступили в продажу и к своим первым покупателям.
BMW M5
В октябре 2024 года автомобиль BMW M5 отметил свой 40-летний юбилей, а в продажу осенью поступил BMW M5 уже седьмого поколения (G90). Все эти четыре десятилетия, за небольшим исключением, заряженные BMW M5 были топ-моделью каждого поколения «пятерки» BMW и одной из самых культовых моделей автомобильной компании из Баварии.
BMW M5 (E28) и BMW M5 Touring (G99)
Многие годы BMW M5, наряду с еще несколькими автомобилями из Германии, является ярким примером «волка в овечьей шкуре». Обладая отличными динамическими возможностями и характеристиками, этот 5-местный седан или универсал внешне почти не отличается от обычных «пятерок» своего поколения. Тем более что эффектный обвес M Package можно было заказать практически на любую версию BMW 5-Series, включая даже дизельные машины. Поэтому далеко не все машины на наших дорогах, которые внешне имеют многие элементы экстерьера BMW M5, действительно являются подлинными мощными и потрясающими BMW M5. Но об этом – позже.
BMW M5 (E39) и BMW 525i M Sport (E39)
Но иногда встречаются и приятные исключения. Одна такая встреча с настоящим BMW M5 на местных приднестровских номерах как-то состоялась на парковке одного известного в регионе гипермаркета. Разглядывая припаркованные машины в ожидании знакомых, которые отправились за покупками, я заметил эффектный седан BMW F10 темного цвета. Развитый передний бампер, сдвоенные выхлопные патрубки сзади и диффузор под бампером, стильные колеса, шильдик «M5» на корме – автомобиль выглядел великолепно. Но главное, он обладал всеми уникальными особенностями подлинного BMW M5: на передних крыльям имелись стильные воздуховоды с надписью «M5», оригинальные боковые зеркала заднего вида и т.д. Это был пример «быть, а не казаться», это был настоящий BMW M5 серии F10, это был подлинный Dream Car. Ему мы и посвятим четвертый выпуск рубрики «Dream Car». 40-летний юбилей культовой модели – достаточный повод подробнее остановиться на истории и эволюции BMW M5. Тем более учитывая, что эта история развития BMW M5 насчитывает 50 лет и начинается еще в 1974 году.
BMW 3,0 CSL (E9)
Подразделение BMW Motorsport GmbH (сегодня – BMW M) было сформировано в 1972 году, а их первый проектом стала омологационная версия купе BMW 3,0 CSL (E9), на базе которой был создан гоночный болид группы 2 и завоевано 6 титулов в европейском туринговом чемпионате ETCC. В том же году состоялся дебют первого поколения BMW 5-Series (E12), а в 1974 году покупателям был предложен седан BMW 530 Motorsport – первая модернизированная подразделением BMW Motorsport GmbH «пятерка» BMW (за основу брали седан в версиях 525 или 528).
BMW 530 Motorsport и BMW 530i Motorsport (E12)
На машину устанавливали рядный 6-цилиндровый двигатель M30B30 объемом 2985 см3 с двумя 2-камерными карбюраторами Zenith от седана BMW 3,0 S (E3) мощностью 180 л.с. Автомобиль также получил дифференциал с 25-процентной блокировкой, вентилируемые тормозные диски, 14-дюймовые легкосплавные колеса, гоночные сиденья, руль и некоторые другие элементы. Также была версия с инжекторным 3,0-литровым двигателем мощностью 200 л.с. (с 1976 года – 195 л.с.) - BMW 530i Motorsport. Машины с системой впрыска топлива, в отличие от карбюраторного седана BMW 530 Motorsport, получили выхлопную систему с двумя патрубками.
BMW 533i Motorsport (E12)
На седан BMW 533i Motorsport установили 200-сильный 6-цилиндровый мотор объемом 3210 см3 с впрыском топлива от купе BMW 633 CSi, ведущий мост с передаточным отношением главной пары 3,25:1 также взяли от этого купе. Такой седан развивал максимальную скорость 212 км/ч и набирал 100 км/ч за 7,9 секунд.
BMW 535i Motorsport (E12)
На международном автошоу IAA 1979 года был представлен седан BMW 535i Motorsport, который пришел на смену модели с 3,2-литровым мотором. Эта версия получила 6-цилиндровый двигатель объемом 3453 см3 от купе BMW 635 CSi, который развивал 217,5 л.с. и крутящий момент 310 Нм. Максимальная скорость увеличилась до 222 км/ч, а разгон до сотни сократился до 7,6 секунд.
BMW M535i (E12)
В 1980 году на европейском рынке состоялся дебют седана BMW M535i – первой в Европе «пятерки» с литерой «M» в индексе модели. Технически новая модель была близка модели BMW 535i Motorsport, оснащалась 218-сильным мотором объемом 3453 см3 и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Всего было изготовлено 1410 экземпляров BMW M535i для Европы и 240 единиц для Южной Африки.
BMW M535i (E12)
Седан BMW M535i в стандартном исполнении практически ничем не отличался от менее мощных «пятерок» BMW серии E12. Однако на эту модель можно было установить оригинальный передний спойлер под бампером, крупный спойлер черного цвета на крышку багажника (с названием модели), а также декали на кузов в фирменных цветах BMW Motorsport. Однако еще в 1976 году подразделением BMW Motorsport, специально для Южной Африки, был разработан уникальный седан пятой серии, который получил наименование BMW 530 Motorsport Limited Edition (но больше он известен под сокращенным индексом – BMW 530 MLE).
BMW 530 MLE (E12)
Автомобиль BMW 530 MLE стал не просто первой «пятеркой» BMW, созданной специально для автогонок. Он является единственной моделью пятой серии BMW, которую разрабатывали для участия в гонках. Это одна из самых редких моделей BMW 5-series – всего было изготовлено 218 экземпляров BMW 530 MLE (первая серия – 110 машин, вторая серия – 108 единиц), из которых 217 машин были собраны на заводе BMW SA в Южной Африке, а в продажу поступило 216 экземпляров по цене почти в два раза дороже BMW 525.
BMW 530 MLE (E12)
Автомобиль строился на основе BMW 525. Под капотом устанавливался 6-цилиндровый 12-клапанный двигатель объемом 2985 см3, система питания – два карбюратора Zenith. На гражданском седане он развивал мощность 179 л.с. при 6000 об/мин и крутящий момент 260 Нм при 3700 об/мин. Трансмиссия – привод на задние колеса, 5-ступенчатая «механика» и главная передача 3,45:1. Колеса – легкосплавные 14-дюймовые. Автомобиль весил 1233 кг, развивал скорость 208 км/ч и набирал сотню за 9,3 секунды. А оставшиеся два экземпляра из этих 218 машин BMW 530 MLE были переделаны в гоночные болиды с уменьшенной до 1200 кг массой, 16-дюймовыми колесами и двигателем, форсированным до 275 л.с. и 320 Нм.
BMW 530 MLE (E12)
Гоночный болид BMW 530 MLE развивал скорость до 235 км/ч. Три года подряд, с 1976 по 1978 год, пилоты на этом автомобиле становились победителями южно-африканского кузовного чемпионата, заодно выиграв 15 гонок из 15 стартов. А в 1978 году начался выпуск среднемоторного купе BMW M1 – первого автомобиля, полностью разработанного силами подразделения BMW Motorsport GmbH. Дизайн купе был создан Джорджетто Джуджаро из итальянского кузовного ателье Italdesign, кузова из фибергласса изготовлялись итальянской фирмой TIR из города Реджо-нель-Эмилия, шасси изготовляла итальянская фирма Marchesi, а окончательная сборка купе BMW M1 производилась в Германии на заводе фирмы Baur.
BMW M1 (E26)
Купе BMW M1 оснащалось 6-цилиндровым мотором M88 рабочим объемом 3453 см3, разработанным Полом Роше. Это силовой агрегат имел по 4 клапана на цилиндр, два верхних распредвала, шесть отдельных дроссельных заслонок и систему впрыска топлива. На серийном купе M1 он развивал мощность 277 л.с. при 6500 об/мин и крутящий момент 330 Нм при 5500 об/мин.
BMW M1 (E26)
Заднеприводное купе BMW M1 имело 5-ступенчатую механическую коробку передач ZF, дифференциал повышенного трения и 15-дюймовые колеса. Максимальная скорость купе достигала 265 км/ч. Всего было изготовлено 453 экземпляра BMW M1. В июле 1981 года начался выпуск седана BMW 5-Series второго поколения (E28), который пришел на смену E12. А спустя три года под капот седана BMW E28 имплантировали 3,5-литровый 6-цилиндровый двигатель M88/3, который был дальнейшим развитием мотора купе BMW M1.
Двигатель M88/3, седан BMW M5 (E28) и купе BMW M6 (E24)
Так в октябре 1984 года был рожден первый BMW M5, и началась 40-летняя (на данный момент) история этой модели. Но подробнее про BMW M5 и его эволюцию – во второй части четвертого выпуска «Dream Car».
Urs-Auto (Автомобили Приднестровья)
BMW M5 (F10) и 40-летний юбилей M5
Часть первая: Предыстория BMW M5
В октябре 1984 года, практически вручную, в Германии был собран первый экземпляр заряженного седана BMW M5 (кузов E28), а уже в январе следующего года эти машины поступили в продажу и к своим первым покупателям.
В октябре 2024 года автомобиль BMW M5 отметил свой 40-летний юбилей, а в продажу осенью поступил BMW M5 уже седьмого поколения (G90). Все эти четыре десятилетия, за небольшим исключением, заряженные BMW M5 были топ-моделью каждого поколения «пятерки» BMW и одной из самых культовых моделей автомобильной компании из Баварии.
Многие годы BMW M5, наряду с еще несколькими автомобилями из Германии, является ярким примером «волка в овечьей шкуре». Обладая отличными динамическими возможностями и характеристиками, этот 5-местный седан или универсал внешне почти не отличается от обычных «пятерок» своего поколения. Тем более что эффектный обвес M Package можно было заказать практически на любую версию BMW 5-Series, включая даже дизельные машины.
Поэтому далеко не все машины на наших дорогах, которые внешне имеют многие элементы экстерьера BMW M5, действительно являются подлинными мощными и потрясающими BMW M5. Но об этом – позже.
Но иногда встречаются и приятные исключения. Одна такая встреча с настоящим BMW M5 на местных приднестровских номерах как-то состоялась на парковке одного известного в регионе гипермаркета.
Разглядывая припаркованные машины в ожидании знакомых, которые отправились за покупками, я заметил эффектный седан BMW F10 темного цвета. Развитый передний бампер, сдвоенные выхлопные патрубки сзади и диффузор под бампером, стильные колеса, шильдик «M5» на корме – автомобиль выглядел великолепно.
Но главное, он обладал всеми уникальными особенностями подлинного BMW M5: на передних крыльям имелись стильные воздуховоды с надписью «M5», оригинальные боковые зеркала заднего вида и т.д. Это был пример «быть, а не казаться», это был настоящий BMW M5 серии F10, это был подлинный Dream Car. Ему мы и посвятим четвертый выпуск рубрики «Dream Car».
40-летний юбилей культовой модели – достаточный повод подробнее остановиться на истории и эволюции BMW M5. Тем более учитывая, что эта история развития BMW M5 насчитывает 50 лет и начинается еще в 1974 году.
Подразделение BMW Motorsport GmbH (сегодня – BMW M) было сформировано в 1972 году, а их первый проектом стала омологационная версия купе BMW 3,0 CSL (E9), на базе которой был создан гоночный болид группы 2 и завоевано 6 титулов в европейском туринговом чемпионате ETCC.
В том же году состоялся дебют первого поколения BMW 5-Series (E12), а в 1974 году покупателям был предложен седан BMW 530 Motorsport – первая модернизированная подразделением BMW Motorsport GmbH «пятерка» BMW (за основу брали седан в версиях 525 или 528).
На машину устанавливали рядный 6-цилиндровый двигатель M30B30 объемом 2985 см3 с двумя 2-камерными карбюраторами Zenith от седана BMW 3,0 S (E3) мощностью 180 л.с. Автомобиль также получил дифференциал с 25-процентной блокировкой, вентилируемые тормозные диски, 14-дюймовые легкосплавные колеса, гоночные сиденья, руль и некоторые другие элементы.
Также была версия с инжекторным 3,0-литровым двигателем мощностью 200 л.с. (с 1976 года – 195 л.с.) - BMW 530i Motorsport. Машины с системой впрыска топлива, в отличие от карбюраторного седана BMW 530 Motorsport, получили выхлопную систему с двумя патрубками.
На седан BMW 533i Motorsport установили 200-сильный 6-цилиндровый мотор объемом 3210 см3 с впрыском топлива от купе BMW 633 CSi, ведущий мост с передаточным отношением главной пары 3,25:1 также взяли от этого купе. Такой седан развивал максимальную скорость 212 км/ч и набирал 100 км/ч за 7,9 секунд.
На международном автошоу IAA 1979 года был представлен седан BMW 535i Motorsport, который пришел на смену модели с 3,2-литровым мотором. Эта версия получила 6-цилиндровый двигатель объемом 3453 см3 от купе BMW 635 CSi, который развивал 217,5 л.с. и крутящий момент 310 Нм. Максимальная скорость увеличилась до 222 км/ч, а разгон до сотни сократился до 7,6 секунд.
В 1980 году на европейском рынке состоялся дебют седана BMW M535i – первой в Европе «пятерки» с литерой «M» в индексе модели. Технически новая модель была близка модели BMW 535i Motorsport, оснащалась 218-сильным мотором объемом 3453 см3 и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Всего было изготовлено 1410 экземпляров BMW M535i для Европы и 240 единиц для Южной Африки.
Седан BMW M535i в стандартном исполнении практически ничем не отличался от менее мощных «пятерок» BMW серии E12. Однако на эту модель можно было установить оригинальный передний спойлер под бампером, крупный спойлер черного цвета на крышку багажника (с названием модели), а также декали на кузов в фирменных цветах BMW Motorsport.
Однако еще в 1976 году подразделением BMW Motorsport, специально для Южной Африки, был разработан уникальный седан пятой серии, который получил наименование BMW 530 Motorsport Limited Edition (но больше он известен под сокращенным индексом – BMW 530 MLE).
Автомобиль BMW 530 MLE стал не просто первой «пятеркой» BMW, созданной специально для автогонок. Он является единственной моделью пятой серии BMW, которую разрабатывали для участия в гонках.
Это одна из самых редких моделей BMW 5-series – всего было изготовлено 218 экземпляров BMW 530 MLE (первая серия – 110 машин, вторая серия – 108 единиц), из которых 217 машин были собраны на заводе BMW SA в Южной Африке, а в продажу поступило 216 экземпляров по цене почти в два раза дороже BMW 525.
Автомобиль строился на основе BMW 525. Под капотом устанавливался 6-цилиндровый 12-клапанный двигатель объемом 2985 см3, система питания – два карбюратора Zenith. На гражданском седане он развивал мощность 179 л.с. при 6000 об/мин и крутящий момент 260 Нм при 3700 об/мин.
Трансмиссия – привод на задние колеса, 5-ступенчатая «механика» и главная передача 3,45:1. Колеса – легкосплавные 14-дюймовые. Автомобиль весил 1233 кг, развивал скорость 208 км/ч и набирал сотню за 9,3 секунды.
А оставшиеся два экземпляра из этих 218 машин BMW 530 MLE были переделаны в гоночные болиды с уменьшенной до 1200 кг массой, 16-дюймовыми колесами и двигателем, форсированным до 275 л.с. и 320 Нм.
Гоночный болид BMW 530 MLE развивал скорость до 235 км/ч. Три года подряд, с 1976 по 1978 год, пилоты на этом автомобиле становились победителями южно-африканского кузовного чемпионата, заодно выиграв 15 гонок из 15 стартов.
А в 1978 году начался выпуск среднемоторного купе BMW M1 – первого автомобиля, полностью разработанного силами подразделения BMW Motorsport GmbH. Дизайн купе был создан Джорджетто Джуджаро из итальянского кузовного ателье Italdesign, кузова из фибергласса изготовлялись итальянской фирмой TIR из города Реджо-нель-Эмилия, шасси изготовляла итальянская фирма Marchesi, а окончательная сборка купе BMW M1 производилась в Германии на заводе фирмы Baur.
Купе BMW M1 оснащалось 6-цилиндровым мотором M88 рабочим объемом 3453 см3, разработанным Полом Роше. Это силовой агрегат имел по 4 клапана на цилиндр, два верхних распредвала, шесть отдельных дроссельных заслонок и систему впрыска топлива. На серийном купе M1 он развивал мощность 277 л.с. при 6500 об/мин и крутящий момент 330 Нм при 5500 об/мин.
Заднеприводное купе BMW M1 имело 5-ступенчатую механическую коробку передач ZF, дифференциал повышенного трения и 15-дюймовые колеса. Максимальная скорость купе достигала 265 км/ч. Всего было изготовлено 453 экземпляра BMW M1.
В июле 1981 года начался выпуск седана BMW 5-Series второго поколения (E28), который пришел на смену E12. А спустя три года под капот седана BMW E28 имплантировали 3,5-литровый 6-цилиндровый двигатель M88/3, который был дальнейшим развитием мотора купе BMW M1.
Так в октябре 1984 года был рожден первый BMW M5, и началась 40-летняя (на данный момент) история этой модели. Но подробнее про BMW M5 и его эволюцию – во второй части четвертого выпуска «Dream Car».
Но стоит также напомнить о том, что по аналогичной схеме в 1983 году было создано купе BMW M635CSi (E24), которое в США и Японии продавалось под именем BMW M6.
#BMW #M5 #M1 #dreamcar #история #E12 #bmwmotorsport #bmwm #limitededition
Остальные выпуски рубрики Dream Car смотрите здесь Dream Car - все выпуски