Уроки стиля от княжны Голицыной.

Как эмигрантка из России стала законодательницей мод в Италии.
«Я русская на 500 процентов», – отвечала она, когда в разные моменты жизни её спрашивали о том, какие чувства она испытывает к стране, которую была вынуждена покинуть в малолетнем возрасте. Годами она пыталась заглушить ностальгию, которая осталась у неё к настоящей родине, хотя она совсем не помнила её. И не хотела возвращаться сюда как обыкновенная туристка. «Я ждала официального приглашения, которое было бы обращено именно ко мне. Я очень хотела, чтобы в России оценили то, чего я достигла за все эти годы», - писала в своей книге Ирина Голицына, российская эмигрантка и известный итальянский модельер. Её близкая подруга, Елена Пушкарская, написала об этом так: «Меня всегда поражало то, что, прожив всю жизнь в Италии, Голицына сумела не оторваться от своей исторической родины. Эта её любимая водочка, которую она предпочитала итальянским винам, русские блюда за столом, фотографии русских князей на стенах и без малейшего акцента литературный русский язык… Правда, чему удивляться — ведь учителем родного языка у неё была дочь самого Льва Толстого…»
Когда в 2006 году Ирина Голицына ушла из жизни, об этом не писали в российской прессе и не упоминали в новостях - на Родине её имя было мало кому известно, тогда как за рубежом оно было на слуху - её даже прозвали «причепессой» - принцессой итальянской моды. И это не было преувеличением, ведь по происхождению она была княжной. Представительница знаменитого рода Голицыных (ведущего свою историю с XIII века) после эмиграции стала одной из самых ярких фигур моды 1960-х годов и заставила говорить о себе всю Европу. Её имя прочно вошло в историю мировой моды XX столетия наряду с такими мэтрами, как Ив Сен-Лоран, Джанни Версаче, Джон Галлиано и Карл Лагерфельд.
Ирина Борисовна Голицына родилась в Тбилиси в 1918 году, когда в стране шла Гражданская война, которая и определила дальнейшую судьбу девочки. Её отец был кадровым офицером царской армии, который не принял революцию и с приходом к власти большевиков оказался в противоположном лагере. С началом Гражданской войны он ушёл на фронт, где служил в Белой армии под командованием Врангеля, а мать Ирины, Нина Голицына, в 1919 году была вынуждена бежать заграницу. «Твой муж наверняка уже мёртв», - сказал ей знакомый, итальянский консул по фамилии Францони, и посоветовал эмигрировать в Италию. В это время отец Ирины находился в лагере для военнопленных в Польше и не имел никаких сведений о жене и даже не знал, что у него родилась дочь. Только через несколько лет с помощью итальянского консульства его смогут найти, однако, пожив немного с семьей, он покинет Италию, переберётся в Париж и после развода снова женится.

Голицыным удалось неплохо устроиться в Риме. Жили они, можно сказать, безбедно - на вывезенные драгоценности матери. При этом она сама не сидела без дела, а много работала: давала уроки французского языка, игры на фортепьяно и даже пыталась сниматься в кино, не забывая заниматься воспитанием дочери - в патриотическом духе и любви к Родине. Маленькая княжна Ирина, хотя и ставшая теперь Ирэн, росла в среде русских эмигрантов аристократического происхождения, ведь в их доме частыми гостями были балерина Анна Павлова, князь Феликс Юсупов и Татьяна Сухотина – дочь Льва Толстого. Последняя даже взяла на себя преподавание девочке русского языка по учебнику грамматики начала ХХ века. Поэтому всю жизнь княжна Ирэн Голицына прекрасно говорила по-русски.

Несмотря на то, что Нина Голицына осталась без мужа, она сумела дать дочери прекрасное образование. Ирэн в совершенстве владела не только русским языком, она блестяще знала английский, итальянский и французский. После окончания школы девушка поступила на факультет политических наук Римского университета - она решила стать дипломатом. «Моей самой большой мечтой было путешествовать, узнать мир и людей», - вспоминала она. В университете Ирина продолжала заниматься языками, в то же время увлекаясь искусством.
После окончания обучения, желая быть независимой материально, Ирэн пошла работать. Сначала устроилась переводить новые фильмы с английского языка на итальянский, и именно тогда познакомилась с миром кино и с самыми знаменитыми итальянскими актёрами, ставшими всего через несколько лет её первыми заказчиками. Однако Голицына продолжала мечтать о дипломатической карьере, но всё сложилось по-другому - так, как никто не ожидал.

Поворотный момент произошёл на выпускном балу учеников римского лицея, который устаивало одно аристократическое семейство. Туда среди прочих была приглашена 18-летняя княжна Голицына, которая удивила всех присутствующих своим красивым нарядом. Дело в том, что у Ирэн не было достаточно средств для покупки вечернего платья, и чтобы не ударить в грязь лицом, девушка рискнула сшить его собственными руками. Однако платье настолько понравилось гостям бала, что Голицына решила увлечься этим занятием всерьёз. «Я записалась на курсы живописи и рисунка и предавалась мечтаниям над страницами журнала «Vogue», - писала она позже в своих воспоминаниях. Со временем Ирэн занялась не только моделированием фасонов, но и начала комбинировать ткани и аксессуары, работая над цельным образом. Прошло совсем немного времени – и она сама, и её окружение поняли, что именно в этом её настоящее призвание. А дворянское происхождение, врождённый вкус, прекрасное образование и круг общения - всё это привило молодой княгине любовь к изяществу и элегантности.

В начале 1940-х годов Ирэн устроилась
работать швеей-мотористкой в небольшое римское ателье, управляли которым сёстры Фонтана. Сегодня имя Фонтана известно во всём мире, но тогда сестёр Джованну, Миколь и Дзоэ мало кто знал даже в родной Италии. Они только-только начинали свой бизнес, а юная аристократка во всём помогала им. В обязанности Ирины входило не только демонстрировать модели, но главное – привлекать своих многочисленных подруг из высшего общества, чтобы они заказывали себе наряды именно в этом ателье. После Второй мировой войны европейские женщины вновь захотели быть женственными и красивыми, и мода тут же откликнулась на эту потребность.
Модный дом Фонтана делал решительные шаги, постепенно завоёвывая итальянскую столицу. Уже через пару лет в нём стала одеваться элита - артистическая богема и светское общество. А когда известность модного дома перешагнула границы Италии, среди его клиентов появились многие звезды Голливуда и другие знаменитости. Так, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор и Ава Гарднер не упускали возможности блеснуть на мероприятиях в нарядах от Фонтана.

Ирина Голицына нередко выезжала по делам Дома моды за границу. Во время одной из таких поездок в Париже она познакомилась с Кристианом Диором и Кристобалем Баленсиагой, и это знакомство подтолкнуло её к решительному шагу – созданию собственного дела. В итоге, проработав три года у сестёр Фонтана, Ирэн отправилась в самостоятельный творческий путь. Сначала она открыла собственное маленькое ателье, которое постепенно стало одним из
самых популярных не только в Риме, но и во всей Италии. И расширилось так, что превратилось в довольно крупную сеть ателье. Однако первая полноценная коллекция молодого модельера - «Альта мода» - появилась только в 1959 году, характеризуя которую, сама княжна Голицына говорила, что в ней был воплощён приветливый и шутливый характер темпераментных итальянцев. Её первая коллекция получила высокую оценку в мире моды и принесла Голицыной американскую премию и звание «Модельер года». New York Times написал об этом дебюте так: «Родилась новая звезда!».

Но это было только начало. Коллекция 1962 года, демонстрация которой состоялась во Флоренции в палаццо Питти, принесла Голицыной настоящую славу. Зал, где проходил показ, был просто переполнен - люди сидели даже на ручках кресел, - но всех желающих он всё же вместить не смог. На этом показе впервые появились её знаменитые «пижамы-палаццо» или «дворцовые пижамы», как назвала их хозяйка модного журнала «Vogue» Диана Вриланд.
Эти лёгкие костюмы, состоящие из длинной шёлковой блузы и довольно узких брюк, сшитые из самых роскошных тканей и украшенные обильными вышивками, моментально стали бестселлером. «Свободный дух русской княжны оказался очень созвучен началу «космической эры» в моде», - написал тогда один из модных критиков.

Вообще-то изначально это был домашний костюм Ирины Борисовны, чрезвычайно удобный в носке, но революционный по своей идее. До того момента, как модельер представила этот костюм в своей новой коллекции, брюки крайне редко встречались в гардеробе женщины, но Голицына наряду с Коко Шанель предлагала женщинам одежду не только красивую, но и удобную. Поэтому украшенные жемчугом и драгоценными камнями, расшитые золотыми и серебряными нитями пижамы-палаццо сразу пришлись по душе прекрасной половине человечества, а ряды знаменитых клиенток модельера пополнились. С того времени у Голицыной стали одеваться Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди, Софи Лорен, Клаудиа Кардинале, Мария Каллас, Моника Витти, Грета Гарбо, Майя Плисецкая... Со многими из них отношения перерастали из деловых в дружеские - так, среди её близких друзей были семьи Онассис, Форд и Кеннеди. «Сначала наше знакомство было заочным, — вспоминала Ирина Борисовна о президентской чете. — Я делала для Жаклин платья и костюмы по её меркам и отправляла в Америку. Но как-то меня пригласили в Белый дом, и мы с Жаклин познакомились и подружились. Однажды мы сидели у неё в спальне и занимались примерками, когда неожиданно вошёл её знаменитый муж. «Что вы здесь делаете?» — спросил он меня. Я не растерялась и ответила: «Сижу на вашей кровати!»… Сама же Ирэн была женой маркиза Сильвио Медичи, с которым венчалась дважды: в русской православной и католической церквях в Риме.

Основной чертой всех коллекций княжны Голицыной была, по определению модных критиков, «классическая элегантность и сохранившийся навсегда дух аристократизма». Её любимыми цветами были винные: бордо и все его оттенки. В её моделях, представляющих особый стиль в моде, «русское» всегда тесно переплеталось с итальянскими и кавказскими мотивами…
И при этом, создавая одежду, Голицына стремилась к удобству и практичности. Поэтому, начав с «от кутюр», модельер постепенно обратилась к прет-а-порте. «Мне всегда нравились нововведения. Свои дефиле, я открывала показом купальных костюмов, добавляя к ним странного вида халаты и головные уборы. Я никогда не завершала дефиле показом подвенечного платья, тем более что это был напрасный труд: ни одна женщина не захочет венчаться в платье, которое было показано публично», — говорила княжна.

В одно время, это было в 1968 году, фирма Ирэн Голицыной была объявлена банкротом, и это было связано с деятельностью, а вернее, с бездеятельностью её супруга. Он был заядлым игроком, и не спрашивая разрешения жены, брал огромные суммы денег, спуская их на игры. А когда приходили счета и векселя, он, как выяснилось потом, прятал их от жены. Склад этих неоплаченных счетов был в итоге обнаружен, и Ирину Борисовну долго водили по судам. Только благодаря друзьям, которые помогли, Дом Голицыной вновь начал работать, но уже не смог завоевать тех позиций, которые имел в 1960-е годы: мир моды к тому времени уже изменился.

Ирина Голицына покинула Россию совсем ребёнком и прожила всю жизнь в Италии. Однако она всегда считала себя русской. В своей книге «Из России - в Россию» она написала об этом так: «У меня совсем не сохранилось ясных воспоминаний о том времени, когда нам пришлось покинуть страну, но через всю жизнь я пронесла горькое чувство отрыва от родины. …С годами любовь к моей стране постоянно росла, и я желала вернуться в Россию. …Мне хотелось бы переехать сюда и жить в России, потому что моя душа принадлежит этой стране. Мой образ мыслей и менталитет очень близки к образу мыслей моих земляков. Как и они, я не терплю половинчатости, оговорок и компромиссов. Мы, русские – я говорю это с гордостью, – люди непростые, мы максималисты, нами правят чувства, мы воинственны, но в то же время очень бескорыстны».
Долгие годы Ирина Голицына откладывала встречу с Родиной («Я не желала возвращаться туда обычной туристкой и не представляла себя в какой-нибудь гостинице, приехавшей с одной из иностранных групп») и только в 1988 году ей удалось побывать в Москве с показом мод. Сама она рассказывала, что её принимала у себя чета Горбачёвых и с гордостью показывала фото, где она запечатлена вместе с президентом СССР. После этого постепенно её связи с российским миром моды начали налаживаться и укрепляться, и в 1991 году она получила приглашение для участия в телемарафоне в Петербурге, организованном ЮНЕСКО. В следующем году Голицына вновь посетила столицу, побывала на открытии выставки итальянского дизайна и даже прочитала лекцию о моде в Московском государственном университете. А ещё несколько лет спустя, в 1996 году, осуществилась другая мечта знаменитого итальянского кутюрье: на Пушкинской площади в Москве открылся бутик Дома моды Galitzine.

Будучи в Москве, Ирэн заинтересовалась творчеством молодого российского модельера Игоря Чапурина, и в 1997 году пригласила его работать к себе. Первая коллекция прет-а-порте, созданная Чапуриным для Дома моды Голицыной в 1997-1998 годах, принесла ему высшую награду Ассоциации Высокой моды - «Золотой манекен». Коллекция, названная им «Севастополь, ноябрь двадцатого», была посвящена Ирине Борисовне и всем русским эмигрантам первой волны.

Однако самым главным событием, связавшим Голицыну с современной Россией, стало издание в Москве книги её воспоминаний «Из России - в Россию», каждая страница которой буквально пропитана ностальгией по Родине. В последний раз княжна приехала в столицу в 2001 году, как раз для того, чтобы принять участие в презентации своей книги. И перед началом мероприятия русская аристократка, которую весь мир считал итальянским кутюрье, заявила: «За всю жизнь я провела в России лишь два первых года свой жизни, но приехав сюда, я почувствовала, что наконец-то нашла свой дом»…
Ирина Борисовна хоть и не отмечала свои дни рождения, к 88-летию получила роскошный подарок: стараниями фонда Irene Galitsine при содействии мэрии Рима и посольства России в Италии в престижнейшем концертном зале Auditorium Santa Cicilia, расположенном в двух шагах от Ватикана, была развернута ретроспективная выставка её творчества. На ней было представлено более 70 работ модельера, выполненных в период между 60-ми и 90-ми годами. Весь Рим был увешан афишами, на которых была изображена красавица в красном платье — молодая Ирина Голицына в придуманном ею самой наряде. Казалось, время повернуло вспять, и к Ирине Борисовне вновь вернулись и слава, и молодость, и силы. Она уже с трудом ходила, но по залам Auditorium передвигалась по-королевски, как и положено русской княжне. Рассказывали, что она подходила то к одному, то к другому манекену, трогала материю, вспоминала, словно прощалась…

Ирина Голицына умерла в 2006 году на 89-м году жизни, но бренд Galitzine продолжил своё существование и после смерти своего создателя. «В целом это была замечательная жизнь», – заключила Ирина Борисовна в своей книге, и с ней трудно не согласиться.

Комментарии

  • 10 мая 17:57
    Почему у всех этих княжон физиономии хитрые и смуглявые, как у цыганок с Курского вокзала?
  • 10 мая 18:57
    Красотка была и осталась!
  • 11 мая 01:10
    В Грузии родилась....полукровка, видимо. А может качество фотографий всему виной. Да и впоследствии она не на Северном полюсе жила. В солнечной стране. Смуглая, загорелая...
  • 12 мая 15:38
    Не особо верю в настальгию.уехала ребёнком.все повидала,весь мир у её ног был.к нам разве ,что за деньгами,опять же бутик тут,на родине,книга ,опять деньги .не верю.
    Ну что она умница - браво!