Сергей Музыченко: «Выход на автоматизированные режимы работы и ускорение сроков строительства — приоритетная задача для достижения показателей нового нацпроекта»
Замглавы Минстроя обозначил главные направления работы ведомства в рамках нормативно-технического и правового регулирования стройки В последнее время принят целый ряд решений, призванных ускорить сроки проведения строительных работ. Об этом в ходе вебинара Главгосэкспертизы России рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. «Выход на автоматизированные режимы работы и ускорение сроков строительства остается приоритетной задачей совершенствования регуляторных механизмов для достижения показателей, обозначенных в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни» и Стратегии развития отрасли до 2030 года», – отметил замглавы Минстроя России, уточнив, что только за 2024 год в рамках этой работы принято 2 федеральных закона, 14 постановлений Правительства РФ и 16 приказов Минстроя. В частности, одно из значимых изменений предусмотрено законом №280-ФЗ, принятом 8 августа 2024 года, согласно которому появилась возможность в некоторых сегментах строительной отрасли обойтись без предварительной подготовки рабочей документации, осуществляя проектирование объектов в одной стадии. Это нововведение предполагает отмену дублирующих этапов «Р» и «П», что создаст основы для сокращения как временных, так и финансовых расходов в процессе строительства инженерных сетей и коммуникаций, а также применимо для объектов, не требующих экспертной оценки. Дополнительно на оптимизацию затрат и сроков строительства нацелены изменения в Градостроительном кодексе, которые так же были приняты 8 августа 2024 года в рамках федерального закона № 261-ФЗ. Эти изменения позволяют развивать систему типовой проектной документации без жесткой привязки к конкретным земельным участкам. Сергей Музыченко подчеркнул, что реализация данной инициативы станет важным инструментом в руках проектировщиков, особенно в процессе типизации решений для создания информационных моделей. Он добавил, что работа над развитием типового проектирования продолжится и в 2025 году, включая предложения о введении обязательного применения типовой проектной документации для объектов социальной сферы. Эта инициатива находится на стадии разработки и будет включена в будущий проект постановления Правительства РФ. Заместитель министра также детально обсудил другие законодательные инициативы, разработанные с участием Главгосэкспертизы России и касающиеся новых механизмов, направленных на улучшение текущих процессов в строительной сфере. По его словам, в настоящее время приходится часто сталкиваться с ситуациями, когда из-за некорректных расчетов технических и стоимостных параметров на начальной стадии впоследствии происходят изменения и удорожание проектов, а иногда даже перенос сроков строительства. В этой связи Сергей Музыченко предложил начинать процесс проектирования с разработки ТЭПов, как это было в советское время. Данная стадия должна быть бесшовно внедрена в инвестиционно-строительный цикл. Особенно это касается сложных объектов, где разработка ТЭПов и внедрение технико-экономического обоснования начальной стадии проектирования должна стать обязательной. Еще одно важное нововведение, которое в настоящее время разрабатывает Глаавгосэкспертиза, — новый калькулятор укрупненных нормативов цены строительства (НЦС). Он позволит автоматизировать процессы применения НЦС, благодаря чему будут сключены ошибки заказчиков и при планировании инвестиций в части определения предполагаемой стоимости, и при расчете начальной максимальной цены контракта «под ключ», когда предметом контракта является одновременно проектирование и строительство. Большая работа ведется в части совершенствования системы ценообразования и нормативного регулирования в строительной отрасли. В настоящее время разрабатываются комплексные планы, включающие более 30 различных мер. В частности, идет разработка инициативы, направленной на поддержку заказчиков в сфере ценообразования: планируется внедрить ускоренный механизм возмещения налога на добавленную стоимость. Данная мера подразумевает, что подрядчики, получая авансы, сразу перечисляют НДС с этих авансов в бюджет. Это решение даст возможность более гибко управлять ценами контрактов с учетом текущих показателей инфляции. Одной из ключевых задач, стоящих перед Минстроем России в ближайшем будущем, станет также создание государственного рейтинга подрядных организаций. Введение такого рейтинга на российском строительном рынке позволит проводить объективную оценку состояния подрядчиков перед их участием в тендерах.
Отраслевой журнал «Вестник»
Сергей Музыченко: «Выход на автоматизированные режимы работы и ускорение сроков строительства — приоритетная задача для достижения показателей нового нацпроекта»
Замглавы Минстроя обозначил главные направления работы ведомства в рамках нормативно-технического и правового регулирования стройки
В последнее время принят целый ряд решений, призванных ускорить сроки проведения строительных работ. Об этом в ходе вебинара Главгосэкспертизы России рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.
«Выход на автоматизированные режимы работы и ускорение сроков строительства остается приоритетной задачей совершенствования регуляторных механизмов для достижения показателей, обозначенных в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни» и Стратегии развития отрасли до 2030 года», – отметил замглавы Минстроя России, уточнив, что только за 2024 год в рамках этой работы принято 2 федеральных закона, 14 постановлений Правительства РФ и 16 приказов Минстроя.
В частности, одно из значимых изменений предусмотрено законом №280-ФЗ, принятом 8 августа 2024 года, согласно которому появилась возможность в некоторых сегментах строительной отрасли обойтись без предварительной подготовки рабочей документации, осуществляя проектирование объектов в одной стадии. Это нововведение предполагает отмену дублирующих этапов «Р» и «П», что создаст основы для сокращения как временных, так и финансовых расходов в процессе строительства инженерных сетей и коммуникаций, а также применимо для объектов, не требующих экспертной оценки.
Дополнительно на оптимизацию затрат и сроков строительства нацелены изменения в Градостроительном кодексе, которые так же были приняты 8 августа 2024 года в рамках федерального закона № 261-ФЗ. Эти изменения позволяют развивать систему типовой проектной документации без жесткой привязки к конкретным земельным участкам. Сергей Музыченко подчеркнул, что реализация данной инициативы станет важным инструментом в руках проектировщиков, особенно в процессе типизации решений для создания информационных моделей. Он добавил, что работа над развитием типового проектирования продолжится и в 2025 году, включая предложения о введении обязательного применения типовой проектной документации для объектов социальной сферы. Эта инициатива находится на стадии разработки и будет включена в будущий проект постановления Правительства РФ.
Заместитель министра также детально обсудил другие законодательные инициативы, разработанные с участием Главгосэкспертизы России и касающиеся новых механизмов, направленных на улучшение текущих процессов в строительной сфере.
По его словам, в настоящее время приходится часто сталкиваться с ситуациями, когда из-за некорректных расчетов технических и стоимостных параметров на начальной стадии впоследствии происходят изменения и удорожание проектов, а иногда даже перенос сроков строительства. В этой связи Сергей Музыченко предложил начинать процесс проектирования с разработки ТЭПов, как это было в советское время. Данная стадия должна быть бесшовно внедрена в инвестиционно-строительный цикл. Особенно это касается сложных объектов, где разработка ТЭПов и внедрение технико-экономического обоснования начальной стадии проектирования должна стать обязательной.
Еще одно важное нововведение, которое в настоящее время разрабатывает Глаавгосэкспертиза, — новый калькулятор укрупненных нормативов цены строительства (НЦС). Он позволит автоматизировать процессы применения НЦС, благодаря чему будут сключены ошибки заказчиков и при планировании инвестиций в части определения предполагаемой стоимости, и при расчете начальной максимальной цены контракта «под ключ», когда предметом контракта является одновременно проектирование и строительство.
Большая работа ведется в части совершенствования системы ценообразования и нормативного регулирования в строительной отрасли. В настоящее время разрабатываются комплексные планы, включающие более 30 различных мер. В частности, идет разработка инициативы, направленной на поддержку заказчиков в сфере ценообразования: планируется внедрить ускоренный механизм возмещения налога на добавленную стоимость. Данная мера подразумевает, что подрядчики, получая авансы, сразу перечисляют НДС с этих авансов в бюджет. Это решение даст возможность более гибко управлять ценами контрактов с учетом текущих показателей инфляции.
Одной из ключевых задач, стоящих перед Минстроем России в ближайшем будущем, станет также создание государственного рейтинга подрядных организаций. Введение такого рейтинга на российском строительном рынке позволит проводить объективную оценку состояния подрядчиков перед их участием в тендерах.