Евгений Родионов: «Нужно на федеральном уровне разработать концепцию кадрового обеспечения турсферы»

На престижность туристских направлений влияет целый ряд факторов, в том числе качество образования, для чего необходимо увеличить количество бюджетных мест в профильных вузах и мотивировать к поступлению в них молодежи.
Также надо реализовывать программы дополнительного профобразования действующих работников отрасли и переподготовки желающих сменить род занятий, внедрять корпоративное обучение, считает директор Федерального ресурсного центра Российского государственного университета туризма и сервиса Евгений Родионов.
Объективные и субъективные причины кадрового дефицита
— Несмотря на активное развитие в последние годы туристской сферы и большое количество принимаемых мер для ее поддержки, существуют определенные преграды в достижении поставленных перед отраслью задач, связанных с проблемами кадрового обеспечения. На протяжении многих лет одной из ключевых проблем кадрового обеспечения индустрии гостеприимства является оценка потребности в специалистах с учетом квалификационной структуры и подходов к прогнозированию.
Сегодня имеются разные показатели количества работников в туризме, полученные из различных источников: Росстата, Минэкономразвития РФ, Федеральной налоговой службы. Причем данные формируются на основе разных методик: где-то — на основе собирательной группировки видов экономической деятельности «Туризм», где-то — на базе данных о плательщиках страховых взносов и застрахованных лицах… Для решения этой проблемы необходимо разработать единую методику оценки и прогнозирования кадровой потребности турсферы с учетом структуры занятости (руководящие работники, линейный персонал и т.д.).
Важной проблемой, которая влияет на количество занятых в индустрии гостеприимства, является уход из профессии уже работающих сотрудников. Надо признать, что это общемировая проблема. С одной стороны, она обострилась в период пандемии коронавирусной инфекции, когда из-за введенных ограничений отпала необходимость содержать большое количество персонала.
С другой — есть и чисто субъективные факторы. Проведенное в 2022 году компанией Вrand Аnalytics совместно с РГУТИС исследование социальных медиа выявило следующие причины ухода работников из туристских профессий: большие психологические нагрузки (27%), влияние пандемии или других внешних факторов (24%), сложности в адаптации к требованиям турсферы (11%). Здесь можно сделать вывод о том, что приходящие в индустрию гостеприимства сотрудники прежде всего нуждаются в профессиональной адаптации и психологической поддержке. Причем вопрос адаптации в туротрасли более важен в сравнении с другими сферами: IT, банки, медицина и т.д.
Побочный эффект от подготовки кадров в непрофильных вузах
— Важной проблемой в последние годы является снижение престижа туристских профессий. Прежде всего это объясняется весьма невысокими зарплатами. В гостиницах и на предприятиях питания они почти в два раза меньше, чем в среднем по стране.
На престижность туристских направлений в системе высшей школы также влияет уровень качества образования выпускников. Дело в том, что для ряда вузов подготовка кадров в сфере индустрии гостеприимства является непрофильной деятельностью при ежегодном выпуске не более 20 студентов. Из 474 институтов и университетов подготовка специалистов для туротрасли осуществляется в 265. Часть образовательных организаций не имеет достаточного учебно-методического обеспечения и квалифицированного профессорско-преподавательского состава, вследствие чего на рынок труда в туризме попадают кадры низкой профессиональной квалификации. Для непрофильных вузов становится типичной ситуация, когда студенты поступают на бюджетное или коммерческое обучение только из-за мотивации получения диплома о высшем образовании. Этому способствуют низкий проходной балл по ЕГЭ, относительная легкость и невысокая стоимость обучения. Данные факторы приводят к невостребованности выпускников на рынке труда. По оценкам экспертов, более 70% работников индустрии гостеприимства не имеют профильного образования. В связи с этим необходимо предусматривать меры для популяризации туристской профессии среди молодежи и повышения мотивации к работе в туротрасли.
Учитывать потребности отрасли при распределении бюджетных мест
— Какие же существуют пути решения проблемы подготовки кадров для сферы туризма?
Во-первых, нужно подумать об увеличении и распределении выделяемых бюджетных мест в системе высшего образования. Так, в 2022 году Минобрнауки России выделило вузам на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки 43.00.00 «Сервис и туризм» 6722 бюджетных места.
Правда, при этом существует некоторая диспропорция в распределении числа обучающихся в разрезе приоритетных туристских макротерриторий. В результате объемы выпуска кадров не успевают за ростом спроса со стороны работодателей.
Мы понимаем, что бюджетные места распределяются по определенной утвержденной методике. Но, возможно, Минэкономразвития России стоит предпринять определенные шаги для адаптации данной методики к актуальным потребностям туротрасли, чтобы учитывать при распределении разные факторы.
Для тех субъектов Федерации, где специалисты для индустрии гостеприимства готовятся в недостаточном объеме, целесооб-
разными видятся лицензирование направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» на базе крупных региональных вузов, создание учебно-тренинговых центров для проведения практико-ориентированной подготовки, развитие сетевого взаимодействия с профильными вузами других субъектов страны. Кстати, в части подготовки линейного персонала серьезным ресурсом для системы среднего профессионального образования стала реализация программы «Профессионалитет» Министерства просвещения России.
Стоит отметить, что в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» инвесторы стали понимать проблему кадрового обеспечения создаваемых объектов туристской инфраструктуры. Например, при строительстве крупных гостиничных комплексов при поддержке корпорации «Туризм.РФ» они начали возводить общежития для персонала.
Быстрый путь обучения
— Во время стратегических сессий правительства России, посвященных развитию туризма, была озвучена дополнительная кадровая потребность индустрии гостеприимства до 2030 года в количестве более 400 тыс. человек. Не обсуждая методику расчета данного показателя, хочу отметить, что есть несколько вариантов его достижения: подготовка в рамках среднего профессионального и высшего образования, корпоративное обучение на туристских предприятиях, привлечение внешних мигрантов и развитие внутренней трудовой миграции. Наибольшим потенциалом в решении задачи увеличения числа занятых в туриндустрии является так называемый быстрый путь. Он базируется на реализации программ дополнительного профобразования как для действующих работников отрасли, так и для граждан, находящихся в поиске работы или желающих сменить сферу профессиональной деятельности.
Москва, Подмосковье, далее везде
— В данном направлении на базе РГУТИС создано два образовательных центра, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Так, в 2021 году решением правительственной комиссии по развитию туризма был открыт Центр развития кадрового потенциала туротрасли для обеспечения реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В 2021-2023 годах центром проведен ряд образовательных, научных и экспертно-аналитических мероприятий, подтвердивших свою эффективность.
В 2023 году в структуре РГУТИС появился федеральный ресурсный центр подготовки кадров для турсферы. Его деятельность направлена на разработку и реализацию актуальных программ профессиональной переподготовки длительностью от 250 часов для работников индустрии гостеприимства Подмосковья. С сентября по декабрь прошлого года 500 специалистов прошли обучение по 10 программам, оно проводилось в очно-заочной форме с организацией выездных практических занятий на предприятиях сферы туротрасли Москвы и Московской области. С целью повышения эффективности образовательного процесса и практической направленности реализуемых программ центр тесно взаимодействует с партнерами — организациями индустрии гостеприимства, органами исполнительной власти.
Мы понимаем, что дальнейшая деятельность федерального ресурсного центра должна распространяться и на другие субъекты Федерации. В 2024 году планируется разработать программы дополнительного профессионального образования по актуальным для регионов вопросам развития туризма.
Зарубежный пример заразителен
— В 2021 году во Франции был принят 10-летний план развития туризма «Дестинация. Франция». Из пяти стратегических направлений на первом месте в этом документе стоит именно подготовка кадров для индустрии гостеприимства, причем в основном за счет привлечения в отрасль талантливой молодежи. В качестве инструмента запущен специальный информационный портал в интернете, на котором можно как найти работу на предприятиях турсферы, так и привлечь к себе новых сотрудников. Кроме этого, во Франции взимается налог на ученичество, который направляется непосредственно на финансирование образования в сфере туризма и покрытие расходов работодателей на обучение специалистов. Подобный пример существует и в Узбекистане, где действует внебюджетный Фонд поддержки турсферы. Его средства в том числе используются на повышение квалификации кадров, исследования и поощрение отличившихся представителей туротрасли.
Несмотря на то, что в России в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» помимо нашего образовательного центра действуют еще два центра — в Санкт-Петербурге и Казани, принимаемых мер недостаточно, и они не могут обеспечить решения поставленных амбициозных задач. Поэтому только включение вопроса подготовки специалистов для турсферы в число приоритетных задач развития туризма в стране будет способствовать повышению кадрового потенциала отрасли. В связи с этим считаем необходимым разработать на федеральном уровне концепцию кадрового обеспечения отечественной индустрии гостеприимства.

Комментарии

Комментариев нет.