Эта лента, которую диакон носит поверх стихаря на левом плече, называется «орарь».
Один ее конец спускается на грудь, другой — на спину так, что оба свободно свисают почти до пола. 🔹Само слово созвучно латинским orare (молиться), oris (уста) и orarium (плат, полотенце). Соответственно, существует и несколько версий происхождения этого элемента диаконского облачения. По одной из них, орарь изначально использовался исключительно в контексте богослужения в качестве призыва к молитве — и сегодня мы можем видеть, как на ектении диакон, возглашая очередное прошение, всякий раз поднимает вверх передний конец ораря тремя пальцами правой руки, после чего осеняет себя крестным знамением. 🔹По другой версии, орарь напоминает об умовении Иисусом Христом ног ученикам и служебной функции диаконов. Евангелист Иоанн пишет, что во время Тайной Вечери Спаситель, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин 13:4–5). Иисус таким образом преподал апостолам урок служения ближним: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, — сказал Он. — Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин 13:14–15). Слово диакон в буквальном переводе с греческого языка означает «служитель». Первые диаконы появились в древней апостольской общине для того, чтобы заниматься помощью вдовам и другим социально незащищенным членам церкви, раздачей пищи и т. д. Они стали, таким образом, помощниками апостолов по социальному служению и могли носить с собой полотенце для повседневных надобностей — то препоясываясь им, то пользуясь им по прямому назначению. 🔹Наконец, орарь мог изначально использоваться диаконом как полотенце во время богослужения для вытирания губ верующих после причащения. Постепенно значение этой части диаконского облачения стало исключительно символическим, и орарь из полотенца превратился в длинную цветную ленту. 🔹Одно из символических значений ораря — ангельские крылья, поскольку диаконы символически изображают херувимов и серафимов во время богослужения. Именно поэтому на некоторых орарях вышиты слова ангельской песни: «Свят, Свят, Свят». По этому поводу Н. В. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» писал: «…званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание». 🔹Орарь является также символическим изображением благодатных даров диакона как священнослужителя, полученных им в таинстве Рукоположения. 🔹Существует еще и двойной орарь, когда один из двух орарей надет как обычно, а второй идет от левого плеча, спускается к правому бедру и соединяется здесь концами. Раньше его носили лишь архидиаконы, сослужившие Патриарху, и некоторые протодиаконы в особо значимых соборах. Сегодня двойной орарь — иерархическая награда, которая дается диаконам за многолетнее служение и является обязательной частью протодиаконского облачения. ✍священник Евгений Мурзин
Православный Кез
:Нина Снигирева
Эта лента, которую диакон носит поверх стихаря на левом плече, называется «орарь».
Один ее конец спускается на грудь, другой — на спину так, что оба свободно свисают почти до пола.
🔹Само слово созвучно латинским orare (молиться), oris (уста) и orarium (плат, полотенце). Соответственно, существует и несколько версий происхождения этого элемента диаконского облачения. По одной из них, орарь изначально использовался исключительно в контексте богослужения в качестве призыва к молитве — и сегодня мы можем видеть, как на ектении диакон, возглашая очередное прошение, всякий раз поднимает вверх передний конец ораря тремя пальцами правой руки, после чего осеняет себя крестным знамением.
🔹По другой версии, орарь напоминает об умовении Иисусом Христом ног ученикам и служебной функции диаконов. Евангелист Иоанн пишет, что во время Тайной Вечери Спаситель, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин 13:4–5). Иисус таким образом преподал апостолам урок служения ближним: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, — сказал Он. — Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин 13:14–15). Слово диакон в буквальном переводе с греческого языка означает «служитель». Первые диаконы появились в древней апостольской общине для того, чтобы заниматься помощью вдовам и другим социально незащищенным членам церкви, раздачей пищи и т. д. Они стали, таким образом, помощниками апостолов по социальному служению и могли носить с собой полотенце для повседневных надобностей — то препоясываясь им, то пользуясь им по прямому назначению.
🔹Наконец, орарь мог изначально использоваться диаконом как полотенце во время богослужения для вытирания губ верующих после причащения. Постепенно значение этой части диаконского облачения стало исключительно символическим, и орарь из полотенца превратился в длинную цветную ленту.
🔹Одно из символических значений ораря — ангельские крылья, поскольку диаконы символически изображают херувимов и серафимов во время богослужения. Именно поэтому на некоторых орарях вышиты слова ангельской песни: «Свят, Свят, Свят». По этому поводу Н. В. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» писал: «…званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».
🔹Орарь является также символическим изображением благодатных даров диакона как священнослужителя, полученных им в таинстве Рукоположения.
🔹Существует еще и двойной орарь, когда один из двух орарей надет как обычно, а второй идет от левого плеча, спускается к правому бедру и соединяется здесь концами. Раньше его носили лишь архидиаконы, сослужившие Патриарху, и некоторые протодиаконы в особо значимых соборах. Сегодня двойной орарь — иерархическая награда, которая дается диаконам за многолетнее служение и является обязательной частью протодиаконского облачения.
✍священник Евгений Мурзин