Князь-машинист

В 1864 году на заводе по сборке паровозов в Филадельфии начал работать молодой «пролетарий» Джон Мэджилл. Никто не догадывался, что под этим псевдонимом скрывался русский аристократ, потомок Рюрика в 29-м колене - князь Михаил Иванович Хилков. Князь-рабочий - нонсенс для 19 века! А ведь он родился в богатой семье, окончил Пажеский корпус, служил в л.-гвардии Егерском полку и в Министерстве иностранных дел. Но в 1860 г. князь путешествует по Америке, изучая работу заводов и устройство железных дорог. А через несколько лет устраивается в компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги.
За 4 года он делает карьеру: от простого рабочего до кочегара, машиниста и начальника службы подвижного состава и тяги. После этого работает в Англии, на заводе по строительству паровозов. И лишь затем возвращается в Россию. Как специалисту с уникальным опытом, Хилкову доверяют управление многими железными дорогами империи.
Князь-машинист
(продолжение)
«Князь-машинист» - так называли современники аристократа Михаила Хилкова, имея в виду его заокеанский опыт работы. Когда-то он сам укладывал шпалы и водил паровозы, досконально изучив своё дело.
Построив множество железных дорог по всей России, при Николае II Михаил Иванович стал министром путей сообщения. При нём протяженность ж/д Империи выросла с 35 до 60 тысяч км, а их грузооборот удвоился.
Именно Хилкову эпоха Николая II обязана успешной постройкой великой Транссибирской магистрали и ж/д вокруг Байкала. В полной же мере инженерное и административное мастерство Хилкова раскрылось во время Русско-японской войны.
Как писала газета «Таймс», «Князь Хилков является для Японии более опасным противником, чем военный министр Куропаткин. Он знает что делать, а самое главное - как делать. Если и есть человек в России, способный более чем кто-либо другой помочь своей стране избежать военной катастрофы, то это именно князь Хилков».
Зимой 1904 г. для скорейшей переброски на фронт грузов и войск князь проложил рельсы прямо по льду Байкала. На конной тяге через озеро было переправлено 1600 вагонов и 65 паровозов.
Имя знатного - во всех смыслах! - машиниста и министра не забыто в России. Специалисты вспоминают его добрым словом; в Питере и Сибири ему установлены памятники. Кстати, профессиональный праздник для своих коллег - День железнодорожника - в 1896 году учредил именно Михаил Иванович Хилков.

Комментарии