Кто же такой Хомутский?

15.06.2017, Колесов Г.А.





Фамилия Хомутского в Бакчаре постоянно на слуху. Естественно, интересно узнать, чем он так знаменит, что оставил след в истории малой родины. Петр Петрович Хомутский родился в с. Пехлец Рязанской губернии. В 1922 г. умер отец, у матери на руках осталось шесть детей. Как складывалась судьба 15-летнего подростка, как он оказался в Сибири?
Для ответа нужно вернуться в 1917 г., когда власть захватили большевики, пообещав построить рай на земле. Народ поверил лжепророкам и пошел за ними, и напрасно, cпохватились, но было поздно, капкан захлопнулся, пути назад не было.
Большевики предложили простой рецепт счастья – нужно уничтожить частную собственность на средства производства. Добровольно отдавать её никто не будет, отсюда логически вытекает необходимость насилия, которое было заложено в основу политики коммунистической партии.
Большевики включили принцип: кто не с нами, тот против нас. Всех, кто выступал против или хотя бы сомневался, большевики объявили классовыми врагами, на которых обрушилась вся мощь государственного аппарата с его репрессивными органами: милицией, судом, прокуратурой, НКВД, армией у каждого полный набор мер принуждения, в помощь государству привлекались трудящиеся для борьбы с классовым врагом.
Добровольно или по принуждению, но партия принудила население делать то, что ей нужно. Личность из принятия решений исключалась полностью. Партия сказала, ей следует верить, другого не дано.
Партия внедрила диктатуру в духовную сферу, навязала бесчеловечную теорию марксизма-ленинизма, как единственно верную и научную теорию, правильно отражающую жизнь. Партия контролировала сознание человека, что есть другие теории, об этом категорически запрещено думать, тем более знать и обсуждать, какая теория лучше. Сознание человека калечили, население было обмануто, оно попало в духовное рабство. Только при таких условиях партия могла сохранить и укрепить свою власть.
Особый упор партия делала на подрастающее поколение, которое не имело жизненного опыта и ему легко можно было вбить в голову любую чушь Идеологическая обработка молодёжи начиналась в школе, которая давала знание основ наук, но главным было воспитание нового человека. Учащимся усиленно внедряли в голову марксизм-ленинизм. Что он из себя представлял? Школа прививала классовый подход ко всем явлениям, классовую ненависть к врагам, верность и преданность коммунистической партии, которая распространялась далеко, начиная от беспрекословного повиновения, готовности служить верой и правдой до желания отдать за её идеалы по первому требованию Оболванивание не прекращалось ни на минуту, шло на уроках и продолжалось во внеурочное время через пионерскую и комсомольскую организации. Эти ступеньки прошли все учащиеся, в том числе и Хомутский.
Партия взяла подростка под своё крыло и повела по жизни. В свою очередь Пётр доверил свою жизнь, стал строить её в соответствии с партийными канонами. Это было удобно. Самому думать не нужно, всё продумала партия, остаётся выполнять её постановления без рассуждений. Стоит ли осуждать Хомутского за это? Другого пути не было, партия запретила категорически.
В 1922 г. Хомутский вступил в комсомол и тогда же повезло с работой, но это была сезонная работа, на короткое время. И снова безуспешные поиски работы. Помог комсомол, направив для продолжения образования в Москву.
Столица не встретила юношу с распростёртыми объятиями. Пётр вспоминал, что ему пришлось « не мало испытать трудностей», хлебнул лиха полной ложкой. Настойчивость помогла. По путёвке Наробраза его устроили в 1-й Коммунистический интернат, а потом удалось поступить в землеустроительный институт, позже переименованный в техникум.
Партия к нему присматривается, ему доверяют проводить общественную работу, выбирают секретарём ВЛКСМ, членом экономической комиссии при исполнительном бюро профсоюза и членом стипендиальной комиссии.
В 1927 г. Хомутский успешно завершает учёбу. Страна получила дипломированного специалиста – землемера к тому же окончившего курсы по подготовке переселенческого дела (организация территорий). Партия получила высокоидейного, политически грамотного с марксистко-ленинским мировоззрением.
Ещё до революции началось планомерное заселение Сибири. Для этих целей было создано Сибирское районное переселенческое управление (Сибрпу). По инерции оно продолжало работать и после революции. Именно сюда был направлен молодой специалист. Он был зачислен в Томскую колонизационно-переселенческую партию. Как проверенного партия рекомендует его секретарём ВЛКСМ экономической комиссии ИТР.
Жил Хомутский в Томске, но дома бывал редко. Всё время проводил в командировках. Обследовал Зачулымский район: Чичка-юльскую и Улу-юльскую тайгу, Вороновскую тайгу, затем направлен в командировку в Кузнецкий округ для обследования Комаровского, Ленинского, Топкинского, Крапивинского и Щегловского уездов. И так бы проработал бы всю жизнь в разъездах, но партия резко изменила аграрную политику, стала поворачивать деревню на социалистический путь развития. Для этого следовало изъять у крестьян землю и ввести коллективный труд. Ни в одной стране ничего подобного не было, сравнение коллективного и частного производства отсутствовало. Крестьянам предлагали шагнуть в неизвестность, имея в качестве гарантии заверения партии, что так будет лучше. Этого было недостаточно для крестьян, имевших здравый смысл и жизненную практику. Крестьяне отказывались вступать в колхозы.
Партия прибегла к насилию, развязала против крестьянства настоящую войну, всеми силами принуждала к вступлению в колхозы, применяя широкий спектр насилия: отправку в лагеря с последующей работой на стройках первых пятилеток, заключение в тюрьму, расстрелы. Сотни тысяч крестьян были раскулачены, то есть у них отобрали имущество, и выслали в малообжитые места, в частности в Бакчарский район на территории которого были организованы две комендатуры: Галкинская и Парбигская, названные по одноимённым рекам, в каждую входило по несколько посёлков.
Крестьяне работали от зари до зари, рубахи не просыхали от пота, а их за их труд лишали имущества и выселяли. Советское государство вместо помощи разоряло их. Почему? Этого крестьяне не могли понять. Это была дикость, ведь испокон веков государство поощряло тружеников.
Раскулаченные получили официальное наименование: спецпереселенцы, это были классовые враги, кулаки. Формально они не были заключёнными, но фактически приближались к ним. Комендатурские посёлки не были обнесены колючей проволокой, но спецпереселенцы не имели права покидать их без разрешения коменданта, посёлки охраняли вахтёры, вооружённые винтовками.
Спецпереселенцы получали паёк при условии выполнения нормы, а если норма не выполнялась, то соответственно уменьшался паёк. В полном ассортименте паёк не выдавался, в основном отоваривали мукой, да и то с большими перебоями, если обоз с мукой задерживался, то коменданты уменьшали норму выдачи. Голод и непосильный труд вели к болезням, массовой гибели людей. Смертность была особенно велика в первые годы расселения.
Спецпереселенцев везли на баржах, высаживали на берег, где забит колышек с названием посёлка. Кругом тайга с редкими полянами. Кулаков перевоспитывали трудом. Они должны были раскорчевать тайгу, вспахать и засеять поля, построить дома, проложить дороги и в конечном итоге превратить Нарым в цветущий край.
В связи с массовым принудительном переселении возросли потребности в землеустроительных работах. Колонпартию перебросили в Нарымский край. Хомутский попал в Высокоярский отряд. С женой Лидией Всеволодной Бакаевой, врачом по профессии, он жил в Панычево. Землеустроители работали при комендатурах.
И здесь Хомутский работал в полную меру сил, вёл общественную работу. По рекомендации партийных органов его выбирают секретарём комсомольской ячейки. Отзывы по работе были только хорошие. 17 апреля 1930 г. он подаёт заявление о приёме в партию. В то время, чтобы сделать карьеру, нужно было иметь партийный билет. Партия присутствовала везде и контролировала всё. Без разрешения партии волос не упадёт с головы. Хомутский был принят кандидатом в члены партии. Бюро выразило надежду, что он « оправдает доверие, будет активным членом и отдаст силы на партийную работу». Партия умело вела Хомутского в вузе, на производстве и подвела к нужному результату – вступлению в её ряды, она получила ещё одного идейно зрелого коммуниста, пополнившего партийные отряды, оперируя которыми можно было добиваться своих целей.
Мирное течение событий было прервано чрезвычайным обстоятельством - спецпереселенцы восстали. Они выступили за свои права и свободы, попранные коммунистической партией. Восставшие потребовали созыва Учредительного собрания, свободы торговли, они хотели сами распоряжаться своей судьбой. Коммунистическая партия усмотрела в этом классовое выступление « банды кулаков, озлобленных успехами советского строительства, коллективизацией сельского хозяйства».
Комендатура мобилизует на подавление восстания коммунистов, комсомольцев, активистов колхозников. Хомутский был в их числе. Вот где он мог подтвердить свою идейную закалку, верность партии. Хомутский был назначен во взвод разведки. Вскоре произошла трагическая случайность. Малышкин И. Б. вспоминал, что часовой принял своих за кулаков, в следующую секунду понял, что ошибся, а палец машинально нажал на спусковой крючок. Хомутский был смертельно ранен в низ живота. Косвенно этот факт подтверждает опертройка, которая обращает внимание на «опыт преступного обращения с оружием отдельных бойцов». Командир партотряда Белкин шлёт сообщение: « У нас ранен т. Хомутский тяжело, его встретила жена». Он спрашивает: «Я умру?» Она отвечает: «Нет», а у самой слёзы из глаз ручьём, вспоминали очевидцы.
Чтобы загладить свою вину комендатура воздала Хомутскому большие почести. Его похоронили в центре Селивановки – резиденции Галкинской комендатуры, 4 августа 1931 г., его именем назвали улицу и стадион. Власть всегда прославляет тех, кто оказывает ей услуги, а тому, кто непосредственно ведёт борьбу с классовым врагом – почёт и уважение.
Отношения между комендатурой и РК ВКП(б) были натянутые. Комендатура отстаивала экономическую самостоятельность, а райком настаивал на вмешательстве во все дела комендатур. Борьба шла с переменным успехом. Поэтому райком партии прохладно отнёсся к идее комендатуры. К тому же компартия старалась всеми силами скрыть все неприглядные стороны своей деятельности, а если улица будет названа именем Хомутского, то это станет постоянным напоминанием о спецпереселенцах, их восстании, о том, какими мерами проводилась коллективизация, утверждался социалистический способ производства в деревне, что и произошло впоследствии. Так что увековечивать память Хомутского райком не собирался, отрицательных последствий было больше, чем политической выгоды. Да и погиб он нелепо, стоило ли ради этого сохранять память.
В пользу такого вывода свидетельствует и другой факт. Во время боя с повстанцами под Высоким Яром был смертельно ранен в бедро председатель Высокоярского сельского Совета, секретарь партийной ячейки Паздерин Г. Его повезли в больницу в с. Подгорное, по дороге в Тискино он скончался. Он не был отмечен в истории Бакчарского района никак. Таково отношение коммунистов к своим товарищам по партии. На первом месте стоят конъюнктурные соображения, а судьба отдельного человека не заслуживает внимания, несмотря на все заверения о любви к человеку. О гибели Паздерина Г. никто в районе не знает, кроме родных. Семье Паздерина выплатили единовременное пособие, тем дело и ограничилось.
Материалы о Хомутском партия скрывала. В 1972 г. редакция районной газеты сделала запрос в партархив с просьбой найти какие-либо сведения о нём и получила ответ: «Каких –либо биографических сведений о Хомутском П.П. не найдено». Лгали по привычке, но подумавши, взвесив все за и против, решили, что выгоднее дело Хомутского рассекретить.
Шила в мешке не утаишь. Население всё равно знало о Хомутском, о восстании спецпереселенцев, передавали всё это из уст в уста и давали свою трактовку событий. Поэтому нужно было дать официальную точку зрения, что и сделал зав. Партархивом М. Чугунов в статье « Его воспитала партия». Восстанию спецпереселенцев дана классовая оценка и обнародованы биографические сведения о Хомутском на основе личного дела, хранящегося в партархиве.
Пока комендатуры сохраняли власть, они поддерживали память о Хомутском, но со временем их влияние падало и вскоре они были упразднены. Соответственно память о Хомутском начала тускнеть, а райком партии не горел желанием её подновлять. О Хомутском постепенно стали забывать. Изменилось время, нужны были другие герои. Произошли и другие перемены. Селивановка переименована в Бакчар и с 1936 г. превратилась в районный центр. Могила Хомутского оказалась в черте стадиона, памятник передвинули, затем ещё, ещё и в конце концов выбросили со стадиона. П.М. Сафонов подобрал и перенёс его в детдом.
И сейчас никто не знает, где захоронен Хомутский. Одни старожилы указывают на стадион, другие на место, где стояло здание РК ВКП(б). Так коммунистическая партия отнеслась к своему товарищу, который верно ей служил. Как реагировало население на действия властей? Ученик 10 класса дал такой комментарий: «Вот и борись за счастье народа, погибнешь, а на твоей могиле будут устраивать соревнования».
Партия могла гордиться результатами идеологической работы. Она воспитала нужного ей гражданина, который не задумываясь готов был отдать за неё жизнь в борьбе с классовым врагом. Классовая борьба – это святое для советского человека и у многих до сих пор сохранилось в душе это требование партии.
Советские люди были одурачены, им вбили в голову, что они борются за счастье народа, а на самом деле помогали укреплять власть коммунистической партии, которая тиранила народ. Партия разделила общество на две части, натравила одну на другую и заставила уничтожать друг друга ради сохранения своей власти. В этой мясорубке оказался и Хомутский. Партия использовала его как пешку в своей игре. Хомутский был обманут, ему подсунули пустышку вместо истины, следуя ей он погубил свою молодую жизнь, отдал её за дело , у которого не было будущего. В этом трагедия не только Хомутского, но и всех советских людей.
С другой стороны, Хомутский защищал преступную организацию и как коммунист несёт свою долю ответственности за все чёрные дела коммунистической партии в том числе и за подавление восстания спецпереселенцев.
Как относиться к Хомутскому? Нужно знать правду о нём и о том времени, в котором он жил. Каждый по-своему оценит его жизнь в зависимости от жизненного опыта, образования и политических взглядов. Одно несомненно, жизнь Хомутского тесно переплелась с историей страны, с коллективизацией сельского хозяйства, постоянно напоминает о восстании спецпереселенцев, когда доведённые до отчаяния крестьяне выступили против коммунистической партии. Восстание было подавлено. Это событие вошло в историю Бакчарского района, а в связи с этим Хомутский получил известность и бессмертие.
Памятник Хомутскому П.П. на территории Бакчарского детского дома
Источн.:
http://www.bathar.ru/istoria/istoria-rayona/285-zhizn-vzajmy-kto-zhe-takoj-xomutskij-kolesov-ga


Бакчарский район - Сибиряки вольные и невольные
сибиряки.онлайн › documents › bakcharskij-rajon

Комментарии

  • 21 апр 2022 15:14
    Народная молва говорит что Хомутский сам стал подстрекателем восстания спецпереселенцев! Он подговорил их идти в райцентр и выступить с митингом перед райкомом, после чего на коне поскакал в комендатуру и сказал что на райцентр идут взбунтовавшие переселенцы, после того как по переселенцам открыли огонь они разбежались и вооружившись подняли мятеж, который Советская власть утопила в крови. Ну и Хомутский пал нелепоц смертью своего же злодеяния, вот так он хотел выслужиться перед властью. Вот такая история.
  • Комментарий удалён.