Про русские ЧВК и войну с Наполеоном

Про русские ЧВК и войну с Наполеоном
Я чуть было не поставил в заголовке ЧВК в кавычки, но понял, что кавычки неуместны.

Так получилось, что разъяснял одной родственнице, почему у нас люди охотнее идут в ЧВК, чем в обычную армию, и за что военные не любят эти самые ЧВК. А чтобы разъяснения не пропадали, сделал небольшую статью с историческим уклоном.

Частные военные компании привлекательны тем, что в них именно воюют, пусть даже потенциально (то есть охраняют, следят за порядком), и ничем иным не занимаются. Тогда как у любой армии есть проблема мирного времени, о которой не раз уже упоминал. Суть её в том, что когда армия попадает в период длительного мира, когда мысли уже такие, что и войны не будет в обозримом будущем, то она начинает обрастать ненужным жирком. И в прямом смысле тоже. Но и в переносном особенно. Ибо, если не веришь в войну, то зачем к ней готовиться? Есть же более приятные заботы, типа обеспечения комфортной жизни, благо ведь Отечество на своих защитников средств не жалеет. А когда приходит трудный для страны час, получается, что жирок (во всех смыслах) мешает. И сгоняется он вместе с кровью, часто с большой, хорошо если не под стенами Москвы.

ЧВК же это коммерческие отношения, а в деловой среде всё оптимизировано изначально. Потому можно обойтись без крови. А стало быть, когда придёт пора Родину защищать, то в случае выбора логично предпочесть ЧВК. За что их военные и не любят, ибо служится там легко всем.

Конечно, у нас устоялось за понятием «наёмник» что-то неприличное. Раз за деньги, значит не по совести, значит можно деревни жечь и негров вешать, невзирая на пол и возраст. Только вот почему не по совести? Мы хоть много у других народов переняли всякого, но совесть у русского человека как-то с отсутствием или наличием денег не связана. Иначе какой же он русский.

А чтобы подтвердить сей тезис, давайте рассмотрим один славный период нашей истории, в котором ЧВК воевали… как, впрочем, и во многие другие периоды тоже.

Начнём со столицы, то бишь Санкт-Петербурга. В июле 1812 года там был сформирован 1-й волонтёрский казачий конный полк, получивший название «Бессмертный» или «Смертоносный». Одетый в подходящую для такого названия чёрную форму с эмблемой на шапках в виде «Мёртвой головы» (череп и скрещенные кости). В большинстве справочников написано, что полк на свои средства был сформирован графом Ф. М. д’Оливера. Но такого дворянского рода в России нет ни в одном справочнике.

Возможно, речь идёт про графа Девиер (de Vieira). Девиеры были выходцами из Португалии, родоначальник рода в России был сподвижником Петра Первого. Вполне подходят под описание, вот только с инициалами Ф. М. нет никого на тот период. Если у кого-то есть информация про графа Ф. М. д’Оливера, поделитесь, буду признателен.

Тогда же был сформирован и 2-й волонтёрский казачий конный полк, получивший название «Александрийский». Его на свои личные средства сформировал барон Клементий Карлович Боде и сам же с ним отправился в поход. Боде — это старинный эльзасский баронский род, во время Французской революции эмигрировавший в Российскую империю.

Как видите, уже эти два полка нам напоминают, что в те времена многие жаловались на засилье иностранцев, «немцев» в России. Хотя, «немцами» в большинстве своём оказывались жители Прибалтийских губерний, верой и правдой служивших России. Но я хочу сказать, что дай бог нам сейчас побольше таких «немцев»…

В Москве в то время также сформировали два конных полка. Один из них — Московский казачий, был создан на средства графа Дмитриева-Мамонова. Второй полк — гусарский, формировал граф Пётр Иванович Салтыков. В полк тот записались добровольцами Александр Грибоедов, архитектор Бове, композитор Алябьев, граф Н. И. Толстой. Но закончить формирование не получилось за смертью графа Петра Ивановича. Потому полк был объединён с Иркутским драгунским, но сохранил свои чёрные мундиры и стал именоваться Иркутским гусарским.

Кроме того, два пехотных полка в Москве формировали на свои средства князь Гагарин и действительный камергер Демидов.

В Тверской губернии был сформирован стрелковый батальон на средства Великой Княгини Екатерины Павловны, больше тысячи человек, отлично вооружённых и обмундированных.

На юге же помещик Скаржинский на свои средства сформировал казачий эскадрон.

В Дерпте формировался на личные средства поручика К. Нирота «Корпус конных стрелков». На корпус, он, конечно, не тянул, речь шла про эскадрон.

Это, конечно, не полный список. Все эти части приняли участие в войне с Наполеоном, большинство пошло в Заграничный поход.

Может кто-то скажет, что моё сравнение полков и эскадронов 1812 года с современными ЧВК слишком уж притянуто за уши? Конечно, разница есть, но тогда и вооружённые силы были устроены иначе.

Могу привести из другого времени ещё лучший пример. Это дружина Ермака. Вот уж ЧВК в чистом виде. Наняли его Строгановы для охраны, а потом и в поход снарядили, Сибирь покорять.

Важно, что все наши русские «наёмники» действительно мало имели общего с классическими европейскими наёмниками. И разница не юридическая, а больше моральная. Ибо, наши хоть и за деньги (что тогда, что сегодня), но всё равно за Родину и во славу Родины.

Вот как-то так получилось…

Комментарии