Как комсомольские полки и коммунистические дивизии обороняли МосквуОтечественной

Как комсомольские полки и коммунистические дивизии обороняли МосквуОтечественной - 959438329204

Начну с фразы, которую написал один из читателей в комментариях под статьёй про битву за Москву:
Москву защищали Комсомольские полки, Коммунистические дивизии, Рабочие дивизии и Ополчение... Большая заслуга курсантов Военных училищ...
Я, конечно, сразу попросил перечислить хотя бы количество Комсомольских полков и Коммунистических дивизий, но даже и не жду ответа. Чаще всего в силу неумения пользоваться социальными сетями такие люди не всегда способны ответить, а во-вторых, поскольку товарищ ответить ничего конкретного не сможет (тут я уверен на все сто), то вероятность, что всё перерастёт в обычные хамские выпады, весьма велика. Поскольку, уж не знаю почему, но все люди, который так любят писать разные коммунистические лозунги, постоянно норовят кого-нибудь оскорбить и вообще поскандалить.

Но я подумал, а давайте я ещё раз напомню, что такое все эти перечисленные полки, ополчение и пр., о чём написано в комментарии. Уверен, что далеко не все сходу скажут, в чём разница между рабочими и коммунистическими батальонами.

Что касается курсантов, то, тут, конечно, спорить не о чём. Сводные части из различных военных училищ Москвы и области были брошены на фронт. Их, конечно, было очень мало на общем фоне, но за счёт своей хорошей подготовки (на фоне спешно сформированных в Средней Азии и на Кавказе дивизий) они выделялись в лучшую сторону. Но курсанты — это немножко другая тема. Я же хочу поговорить именно о всевозможных формированиях того времени, которые не относились к кадровой армии. Это ополчение, коммунистические и комсомольские части, рабочие части и, неупомянутые в комментариях, истребительные подразделения. Уверен, что слышали эти названия все. Ну а те, кто читают мои статьи, знают, чем все они принципиально отличались, и что в них было общего.

Для тех же, кто не в курсе поясняю. Объединяет их всех то, что это различные формы мобилизации тех граждан, которые под мобилизацию не попадают.

Самая известная форма для Великой Отечественной войны — это, конечно же, народное ополчение. В Москве и Московской области, плюс соседние города, собирались создать целых три армии ополченцев, по десять дивизий в каждой, и эти армии поставить на Можайскую линию обороны. В каждом районе Москвы собирались сформировать по дивизии, стало быть всего 25 дивизий. Сформировали только 12, да и то с трудом. Просто не было людей. С одной стороны «тройки», которые этим занимались, в считанные дни составили списки мобилизованных, просто исходя из разнорядки. Но дальше выяснилось, что многие просто не подходят по здоровью, других не отпускали с производства. Потому к моменту отправки на фронт дивизии уже сильно «разбавили» обычными призывниками. Формально, московское ополчение даже и не воевало, поскольку к началу вступления в бой все дивизии были переименованы и получили армейские номера. Реально же, конечно, значительна часть личного состава дивизий состояла из ополченцев. Но история их было недолгой. Все дивизии московского ополчения были разгромлены в первых боях немецкого наступления на Москву, а те немногие, что вырвались из окружения, пришлось восстанавливать практически с нуля и ополченцев первоначального состава в них остались единицы.

После того, как стало понятно, что немцев на Можайской линии остановить не удалось, возник вопрос, какими силами оборонять Москву, если немцы придут на окраины столицы и даже войдут в город. Одним из решений было снова изыскать внутренние людские резервы. Поскольку история с народным ополчением себя не очень оправдала, во всяком случае, схему это больше использовать было нельзя, то пошли иным путём. Стали формировать рабочие, комсомольские и коммунистические батальоны. Принципиально от ополчения они вроде и не отличались, поскольку в них всё одно мобилизовали тех же рабочих с московских заводов. Других резервов людских не было, в ополчение хотя бы можно было забрать всех студентов, преподавателей, научных сотрудников, но их уже всех забрали.

Отличие было в том, что если набор в ополчение проводился по районам, совместно райкомом партии, военкоматом и местным НКВД, то в коммунистические части набирал райком ВКП(б). Причём не обязательно членов партии, брали всех, но решать, кого мобилизовать должны были сами партийные органы. В комсомольские части же набирал райком ВЛКСМ и его структуры на предприятиях.

А вот рабочие батальоны набирали по предприятиям, каждый завод, фабрика и пр. формировали свои части. Причём, изначально рабочие батальоны или роты формировались только на случай, если враг подойдёт к самому заводу. На фронт их отправлять не планировалось, личный состав работал на предприятии, а в свободное время проходил военную подготовку.

Была ещё одна форма мобилизации — истребительные отряды. Их формировали органы НКВД из рабочих и служащих в каждом населённом пункте по территориальному принципу. Задачей истребительных отрядов была борьба с вражескими десантами, а также и с диверсантами, ну и поддержание порядка. Личный состав точно также работал на производстве, в свободное время проходил военную подготовку, а по тревоге должен был быть готовым вступить в бой. Но постепенно истребительные отряды переводили на казарменное положение, если же враг входил в населённый пункт, то личный состав отрядов либо включали в кадровую армию, либо, что чаще, создавали из них партизанские отряды.

В Москве, в результате, были сформированы три Московские стрелковые дивизии. Две из них — 4-я и 5-я, были сформированы из 1-й и 2-й бригад московских рабочих. Бригады в свою очередь создали из двух и трёх (соответственно) истребительных полков. Сами же полки создали путём объединения 12 и 13 (соответственно) истребительных батальонов Москвы и Московской области.

3-я Московская стрелковая дивизия, иногда именуют Коммунистической, была сформирована из двадцати пяти коммунистических и рабочих батальонов, которые сначала объединили в 1-й и 2-й коммунистическо-комсомольские полки, затем из них сформировали девять батальонов, составивших 1-й, 2-й и 3-й стрелковые полки дивизии.

Были ещё две Московские дивизии, но они формировались из кадровых частей.

Как мы видим, людей с трудом удалось набрать на три дивизии, причём две составили из уже давно существовавших истребительных батальонов. Наборы по райкомам и предприятиям дали очень мало людей.

Воевать Московским дивизиям, слава богу, не пришлось. На их базе были созданы уже кадровые стрелковые дивизии РККА, которые потом, когда битва за Москву завершилась и уличные бои перестали будет вероятностью, отправились на фронт.

В ходе битвы за Москву упоминается о формировании каких-то коммунистических батальонов, которые использовали для пополнения действующей армии. Они представляли собой остатки ополчения — раз уж людей мобилизовали, то надо их было куда-то отправить.

Такая вот была картина, которую я очень кратко изложил, но надеюсь основное теперь вы знаете. Боюсь, что она сильно отличается о того, как её представляли некоторые наши граждане, вроде того, что и написал комментарий, с коего всё началось.

Хочу ещё предложить статьи на близкую тему:

Чем отличались Московский стрелковые дивизии 

Какие войска должны были принять последний бой в Москве 

Как курсанты защищали Москву в 41-м?

Комментарии