Девиз «Броня крепка, и танки наши быстры» Та́нковые войска́ — род войск в Сухопутных войсках Вооружённых сил Российской Империи, СССР, РОССИИ . Танковые войска являются главной ударной силой сухопутных войск вооружённых сил государства и мощным средством вооружённой борьбы, предназначенным для решения наиболее важных задач в различных видах военных (боевых) действий. Имели наименования в России, имперского и советского периодов: с 1914 года — броневые силы; с 1929 года — механизированные войска (МВ); с 1936 года — автобронетанковые войска (АБТВ) декабря; с 1942 года — бронетанковые и механизированные войска (БТиМВ, БТМВ); с 1953 года — бронетанковые войска (БТВ); с 1960 по 1991 годы — танковые войска (ТВ). сс 19991 года -по настоящее время (ТВ) Имели на вооружении автоброневики, бронепоезда, танки основные и специальные, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты и другую бронетехнику. Предыстория Понятие «танковые войска» появилось в различных вооружённых силах к началу 1960-х годов. А до этого применяли другие наименования, такие как броневые силы (войска) которые впервые в сравнительно крупном масштабе появились в первую мировую империалистическую войну, а до этой войны эпизодическое участие в военных действиях, с конца XIX столетия и в начале XX столетия, принимали только одиночные бронированные поезда, железно-дорожная артиллерия и бронированные автомобили. Уже через несколько дней после начала Великой войны, 17 августа 1914 года, военный министр В. А. Сухомлинов предложил полковнику лейб-гвардии Егерского полка Александру Николаевичу Добржанскому сформировать «бронированную пулемётную автомобильную батарею», а уже 19 августа резолюцией военного министра было «положено начало существования блиндированных автомобилей и сформированию 1-й пулемётной автомобильной роты». 22 сентября 1914 года её командиром был назначен А. Н. Добржанский. Так началась история Броневых сил в Русской армии ВС России. Рота принимала активное участие в боях на различных фронтах Первой мировой войны. Позднее, с сентября 1916 года на её базе был сформирован 1-й броневой дивизион. С началом войны военные начальники задумались о преодолении полевых укреплений противника, и русскими офицерами были предложены средства для их преодоления, например «Вездеход», Царь-танк и так далее. Появление танков связано с необходимостью решить задачу прорыва позиционной обороны, оборудованной в инженерном отношении и насыщенной артиллерией, пулемётами и миномётами. Впервые во время Первой мировой войны 1914—1918 гг. танки (32 машины Mark I) были использованы англичанами в операции на реке Сомма (1916 год). А в 1917 году в районе города Камбре английские войска массированно применили более 350 танков за один день боя. Несмотря на их техническую слабость и тактические ошибки в применении, танки показали себя как новое перспективное средство, способное во взаимодействии с пехотой и артиллерией преодолевать позиционную оборону и развивать тактический успех в оперативный. Танкостроение в течение первой мировой империалистической войны достигло следующих размеров на заводах (единиц): Англии — 2 560; Франции — 4 330; Германской империи — до 30. В предвидении кампании Великой войны 1919 года англичане дали своим заводам заказ на 3 000 танков, французы — 3 000 танков, немцы — 1 000 танков и США (включая заказ французов и англичан) — 23 400 танков. Броневые силы (1914—1929) Появление броневых частей в русской армии произошло 19 августа 1914 года. Первым в мире формированием нового рода войск (сил) была 1-я автомобильная пулемётная рота, вооружённая 12-ю броневыми машинами с пулемётным и пушечным вооружением. К середине 1917 года в русской армии насчитывалось 7 бронепоездов и 13 бронедивизионов (около 300 бронемашин). Бронепоезд № 6 им. Ленина. Танков собственного производства в Красной Армии во время Гражданской войны в 1918—1920 годах не было; их задачи выполняли броневые силы, состоявшие из автомобильных броневых отрядов (автобронеотряд), основу которых также составляли бронемашины и бронепоезда. В январе 1918 был создан Совет броневых частей («Центробронь») по управлению всеми автоброневыми подразделениями и частями республики. В его функции входило размещение государственных заказов на постройку броневых автомобилей, а с апреля 1918 года и бронепоездов. За период с ноября 1918 по март 1921 года только основными заводами, выполнявшими заказы правительства, было изготовлено 75 типовых бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 броневых автомобилей. «Центробронь» решал также технические, административно-строевые и агитационно-политические задачи, а также осуществлял подготовку кадров командного состава и младших специалистов. В мае 1918 года в Москве открылась броневая школа по подготовке командиров бронечастей, а затем был развёрнут Московский отдельный автоброневой отряд, где обучались младшие специалисты автобронечастей. Доля подготовленных специалистов броневых частей в процентах к численности личного состава неуклонно возрастала. В декабре 1920 года на вооружение Красной Армии стали поступать первые лёгкие советские танки Сормовского завода. В марте 1919 года подразделениями 2-й Украинской советской дивизии в бою с французскими войсками были захвачены французские танки (тогда назывались гусеничные броневики) «Рено FT-17», которые послужили прототипом первого советского танка КС. Первая танковая часть на территории РСФСР — броневой дивизион при Совнаркоме Советской Украины — была создана в Харькове краскомом Селявкиным в 1919 году из трофейных французских танков FT-17, захваченных у союзных экспедиционных сил на Юге России под Одессой. Впоследствии эта первая в СССР танковая часть была преобразована в Танковую эскадру РККА (т. н. «лефортовскую») (1922), основной ударной силой которой были трофейные британские танки Mark V. В ходе Гражданской войны выработалась практика применения броневых частей. Они представляли собой специальные войсковые части, предназначавшиеся для поддержки стрелковых и кавалерийских дивизий, бригад и полков. В годы Гражданской войны броневые силы, несмотря на незначительный удельный вес в армии (к концу войны — 0,41 %), сыграли важную роль в военных действиях. В 1929 году было создано Управление механизации и моторизации РККА(УММ РККА). Танки вошли в состав механизированных войск. В 1930 году в 1-й механизированной бригаде имелся танковый полк, насчитывавший 110 танков. В 1932 году сформированы 11-й (в Ленинградском военном округе) и 45-й (в Украинском военном округе) механизированные корпуса. По состоянию на 1932 год в 45-м механизированном корпусе имелось свыше 500 танков. В 1932 году была основана Военная академия механизации и моторизации РККА (ныне Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации). Локальные войны конца 1930-х годов и, особенно, французская кампания 1940 показали решающую роль механизированных ударных соединений. Советскими военными теоретиками (С. Н. Аммосов, В. К. Триандафиллов, К. Б. Калиновский и др.) были разработаны основы боевого применения бронетанковых войск, предусматривавшие массированное использование танков на важнейших направлениях. В середине 1930-х годов это нашло своё отражение в теории глубокой операции и глубокого боя. В соответствии с концепцией «глубокой наступательной операции», принятой в РККА, роль ударной силы отводилась механизированным корпусам. Основная идея теории состояла в нанесении удара по всей глубине обороны противника с использованием артиллерии, авиации, бронетанковых войск и воздушных десантов с целью нанести поражение всей оперативной группировке противника. В ходе глубокой операции достигались две цели — прорыв фронта обороны противника одновременным ударом на всю его тактическую глубину и немедленный ввод группировки подвижных войск для развития тактического прорыва в оперативный успех. В 1931—1935 годах на вооружение Красной Армии начали поступать лёгкие, средние, а затем и тяжёлые танки различных типов. Начался интенсивный процесс насыщения войск автомобильной и бронетанковой техникой, которую необходимо было испытывать и совершенствовать. В связи с этим 4 апреля 1931 года приказом Реввоенсовета СССР был создан 22-й Научно-испытательный автобронетанковый полигон (НИАБП) Управления Механизации и Моторизации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (войсковая часть (В/Ч) № 68054). Автобронетанковые войска (1936—1942) Создание механизированных и танковых частей положило начало новому роду войск, получившему наименование автобронетанковых войск. Центральное управление механизации и моторизации в 1937 году было переименовано в Автобронетанковое управление (а позже в Главное автобронетанковое управление). К началу 1936 года было создано 4 механизированные корпуса, 6 отдельных механизированных бригад, 6 отдельных танковых полков, 15 механизированных полков кавалерийских дивизий и значительное количество танковых батальонов и рот. Отдельные танковые батальоны в составе стрелковых дивизий предназначались для усиления стрелковых частей и соединений при прорыве обороны противника. Они должны были действовать вместе с пехотой, не отрываясь от неё на большое расстояние, и назывались танками непосредственной поддержки пехоты (ТНПП). К концу 1937 года в РККА имелись 4 танковых корпуса, 24 отдельные лёгкие и 4 тяжёлые танковые бригады. В 1938 году автобронетанковые войска получили боевой опыт у озера Хасан (1938), а затем на реке Халхин-Гол (1939) и в советско-финской войне 1939—1940 годов. Исходя из полученного опыта, были разработаны и к 1940 году приняты на вооружение танки с более мощной бронёй и более мощным вооружением (средний танк Т-34-76 и тяжёлый танк КВ-1). Накануне Великой Отечественной войны 1 июня 1941 года в составе Красной армии было 1392 танка новых типов — Т-34-76 и КВ-1. Ещё 305 танков было произведено в июне 1941 года. Таким образом количество тяжёлых и средних танков, по ударной мощи не имевших аналогов у вермахта, на 22 июня 1941 года в Красной армии составляло не менее 1392 единиц. В первые недели военных действий механизированные корпуса наносили контрудары (Битва за Дубно — Луцк — Броды, Лепельский контрудар), несли значительные потери и вынуждены были вести оборонительные сражения совместно со стрелковыми войсками. К осени 1941 года все механизированные корпуса были расформированы (в соответствии с директивным письмом Ставки ВГК от 15 июля 1941 года), основными организационными единицами стали танковые бригады и отдельные танковые батальоны. Крупных соединений для проведения наступательных операций советское командование не имело. На 1 декабря 1941 года в действующей армии осталось 1730 танков. Советское правительство предпринимало меры по организации производства танков, в результате чего их количество в действующей армии быстро возрастало: к 1 мая 1942 года — 4065, а к ноябрю — 6014 танков. Весной 1942 года появилась возможность сформировать танковые, а позже и механизированные корпуса. Были созданы также 2 танковые армии смешанного состава, в которые входили танковые, механизированные и стрелковые соединения — 3-я и 5-я танковые армии 16 октября 1942 года Народный комиссар обороны СССР издал приказ, который требовал использовать танковые бригады и полки для непосредственной поддержки пехоты, а танковые и механизированные корпуса в качестве эшелонов развития успеха с целью разобщения и окружения крупных группировок врага. Таким образом, в течение 1942 года была осуществлена программа организационного строительства танковых войск, что позволило к январю 1943 года иметь в танковых войсках две танковые армии, 24 танковых (из них два были в стадии формирования), 8 механизированных (два из них завершали формирование) корпусов, а также значительное количество различных бригад и полков для НПП[. Бронетанковые и механизированные войска (7 декабрь 1942 — 1953) Постановлением Государственного Комитета Обороны Союза ССР № ГОКО-2589с, от 7 декабря 1942 года, авто-бронетанковые войска были переименованы в бронетанковые и механизированные войска (БТМВ). Было образовано Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками и введена должность Командующего бронетанковыми и механизированными войсками. В 1943 году на вооружение БТМВ поступили самоходно-артиллерийские установки (СУ-122), которые предназначались для мобильной огневой поддержки танковых соединений. В танковых и механизированных корпусах было увеличено количество основных танков, включены самоходно-артиллерийские, миномётные и зенитные части. 16 января 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР были введено персональное звание Маршал бронетанковых войск. Началось сформирование танковых армий однородного состава — в январе 1943 года была сформирована 1-я и 2-я танковые армии К лету 1943 года уже имелось пять танковых армий, которые состояли из двух танковых и одного механизированного корпусов, а также большое количество отдельных танковых и механизированных корпусов. Неоднократная и коренная реорганизация этого рода войск за годы Великой Отечественной войны обусловлена изменениями в способах ведения боевых действий в годы войны и была направлена на достижение постоянного соответствия форм организации танковых войск способам ведения боя и операции. При этом ограничивающим фактором были экономические возможности страны по производству вооружения и боевой техники. По окончании Великой Отечественной войны вышло Постановление Государственного комитета обороны СССР №ГКО-9488сс, от 9 июля 1945 года, «О Доукомплектовании бронетанковых и механизированных войск Красной Армии». Согласно этому постановлению часть стрелковых дивизии переводились на штат механизированных дивизий и включалась в состав Бронетанковых и механизированных войск. В некоторых случаях в механизированные дивизии также были переформированы кавалерийские дивизии и воздушно-десантные дивизии. Бронетанковые и механизированные войска, размещённые в Восточной Европе, являлись одним из важнейших факторов по сдерживанию правящих кругов Великобритании и США от проведения военной операции против СССР. После анализа соотношения сил СССР и бывших союзников (1,56 : 1 — по эквивалентным бронетанковым дивизиям; 2,53 : 1 — по всем эквивалентным дивизиям сухопутных войск) план операции «Немыслимое» был отправлен в архив, а последующие планы войны против СССР разрабатывались уже на уровне НАТО. Согласно плану обороны страны на 1947 год, вооружённым силам ставилась задача обеспечить целостность границ на Западе и Востоке, установленных международными договорами после Второй мировой войны, быть в готовности к отражению возможной агрессии противника. В связи с созданием НАТО, с 1949 года началось постепенное увеличение численности советских вооружённых сил: страна втягивалась в гонку вооружений. 1 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждён профессиональный праздник День танкиста в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооружённых сил страны бронетанковой техникой. Бронетанковые войска (1953—1960) T-54 во время учений с применением ядерного оружия на Тоцком полигоне, сентябрь 1954 (кадр из фильма «Репетиция апокалипсиса. Тоцкий полигон», 2004). В 1953 году была введена должность начальника бронетанковых войск. На вооружении Советской армии находилось до 60 000 танков типа Т-54/55. Они составляли основу Советской армии. Танковые войска были частью бронетанковой стратегии. Создание Т-55 позволяло вести боевые действия в условиях ядерной войны. Танковые войска после 1960 года В декабре 1960 года было создано Управление начальника танковых войск и введена должность начальника танковых войск. Данная должность была упразднена в 1977 году. В результате гонки вооружения к началу 1960-х годов только на западном ТВД было развёрнуто 8 танковых армий (из них 4 — в ГСВГ). Танковые войска после 1991 года Последние годы можно наблюдать, как наши армия и оборонная промышленность обновляют парк бронетанковой техники, а также закладывают основу для дальнейших модернизаций в соответствии с требованиями будущих времен. Процесс развития отечественных основных танков продолжается и вносит самый серьезный вклад в
Танковые войска
ИЗ ИСТОРИИ ТАНКОВЫХ ВОЙСК!
Девиз «Броня крепка, и танки наши быстры»
Та́нковые войска́ — род войск в Сухопутных войсках Вооружённых сил Российской Империи, СССР, РОССИИ .
Танковые войска являются главной ударной силой сухопутных войск вооружённых сил государства и мощным средством вооружённой борьбы, предназначенным для решения наиболее важных задач в различных видах военных (боевых) действий. Имели наименования в России, имперского и советского периодов:
с 1914 года — броневые силы;
с 1929 года — механизированные войска (МВ);
с 1936 года — автобронетанковые войска (АБТВ)
декабря;
с 1942 года — бронетанковые и механизированные войска (БТиМВ, БТМВ);
с 1953 года — бронетанковые войска (БТВ);
с 1960 по 1991 годы — танковые войска (ТВ).
сс 19991 года -по настоящее время (ТВ)
Имели на вооружении автоброневики, бронепоезда, танки основные и специальные, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты и другую бронетехнику.
Предыстория
Понятие «танковые войска» появилось в различных вооружённых силах к началу 1960-х годов. А до этого применяли другие наименования, такие как броневые силы (войска) которые впервые в сравнительно крупном масштабе появились в первую мировую империалистическую войну, а до этой войны эпизодическое участие в военных действиях, с конца XIX столетия и в начале XX столетия, принимали только одиночные бронированные поезда, железно-дорожная артиллерия и бронированные автомобили.
Уже через несколько дней после начала Великой войны, 17 августа 1914 года, военный министр В. А. Сухомлинов предложил полковнику лейб-гвардии Егерского полка Александру Николаевичу Добржанскому сформировать «бронированную пулемётную автомобильную батарею», а уже 19 августа резолюцией военного министра было «положено начало существования блиндированных автомобилей и сформированию 1-й пулемётной автомобильной роты». 22 сентября 1914 года её командиром был назначен А. Н. Добржанский. Так началась история Броневых сил в Русской армии ВС России. Рота принимала активное участие в боях на различных фронтах Первой мировой войны. Позднее, с сентября 1916 года на её базе был сформирован 1-й броневой дивизион. С началом войны военные начальники задумались о преодолении полевых укреплений противника, и русскими офицерами были предложены средства для их преодоления, например «Вездеход», Царь-танк и так далее.
Появление танков связано с необходимостью решить задачу прорыва позиционной обороны, оборудованной в инженерном отношении и насыщенной артиллерией, пулемётами и миномётами. Впервые во время Первой мировой войны 1914—1918 гг. танки (32 машины Mark I) были использованы англичанами в операции на реке Сомма (1916 год). А в 1917 году в районе города Камбре английские войска массированно применили более 350 танков за один день боя. Несмотря на их техническую слабость и тактические ошибки в применении, танки показали себя как новое перспективное средство, способное во взаимодействии с пехотой и артиллерией преодолевать позиционную оборону и развивать тактический успех в оперативный.
Танкостроение в течение первой мировой империалистической войны достигло следующих размеров на заводах (единиц):
Англии — 2 560;
Франции — 4 330;
Германской империи — до 30.
В предвидении кампании Великой войны 1919 года англичане дали своим заводам заказ на 3 000 танков, французы — 3 000 танков, немцы — 1 000 танков и США (включая заказ французов и англичан) — 23 400 танков.
Броневые силы (1914—1929)
Появление броневых частей в русской армии произошло 19 августа 1914 года. Первым в мире формированием нового рода войск (сил) была 1-я автомобильная пулемётная рота, вооружённая 12-ю броневыми машинами с пулемётным и пушечным вооружением. К середине 1917 года в русской армии насчитывалось 7 бронепоездов и 13 бронедивизионов (около 300 бронемашин).
Бронепоезд № 6 им. Ленина.
Танков собственного производства в Красной Армии во время Гражданской войны в 1918—1920 годах не было; их задачи выполняли броневые силы, состоявшие из автомобильных броневых отрядов (автобронеотряд), основу которых также составляли бронемашины и бронепоезда. В январе 1918 был создан Совет броневых частей («Центробронь») по управлению всеми автоброневыми подразделениями и частями республики. В его функции входило размещение государственных заказов на постройку броневых автомобилей, а с апреля 1918 года и бронепоездов. За период с ноября 1918 по март 1921 года только основными заводами, выполнявшими заказы правительства, было изготовлено 75 типовых бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 броневых автомобилей.
«Центробронь» решал также технические, административно-строевые и агитационно-политические задачи, а также осуществлял подготовку кадров командного состава и младших специалистов. В мае 1918 года в Москве открылась броневая школа по подготовке командиров бронечастей, а затем был развёрнут Московский отдельный автоброневой отряд, где обучались младшие специалисты автобронечастей. Доля подготовленных специалистов броневых частей в процентах к численности личного состава неуклонно возрастала.
В декабре 1920 года на вооружение Красной Армии стали поступать первые лёгкие советские танки Сормовского завода.
В марте 1919 года подразделениями 2-й Украинской советской дивизии в бою с французскими войсками были захвачены французские танки (тогда назывались гусеничные броневики) «Рено FT-17», которые послужили прототипом первого советского танка КС.
Первая танковая часть на территории РСФСР — броневой дивизион при Совнаркоме Советской Украины — была создана в Харькове краскомом Селявкиным в 1919 году из трофейных французских танков FT-17, захваченных у союзных экспедиционных сил на Юге России под Одессой. Впоследствии эта первая в СССР танковая часть была преобразована в Танковую эскадру РККА (т. н. «лефортовскую») (1922), основной ударной силой которой были трофейные британские танки Mark V.
В ходе Гражданской войны выработалась практика применения броневых частей. Они представляли собой специальные войсковые части, предназначавшиеся для поддержки стрелковых и кавалерийских дивизий, бригад и полков. В годы Гражданской войны броневые силы, несмотря на незначительный удельный вес в армии (к концу войны — 0,41 %), сыграли важную роль в военных действиях.
В 1929 году было создано Управление механизации и моторизации РККА(УММ РККА). Танки вошли в состав механизированных войск. В 1930 году в 1-й механизированной бригаде имелся танковый полк, насчитывавший 110 танков. В 1932 году сформированы 11-й (в Ленинградском военном округе) и 45-й (в Украинском военном округе) механизированные корпуса. По состоянию на 1932 год в 45-м механизированном корпусе имелось свыше 500 танков.
В 1932 году была основана Военная академия механизации и моторизации РККА (ныне Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации).
Локальные войны конца 1930-х годов и, особенно, французская кампания 1940 показали решающую роль механизированных ударных соединений. Советскими военными теоретиками (С. Н. Аммосов, В. К. Триандафиллов, К. Б. Калиновский и др.) были разработаны основы боевого применения бронетанковых войск, предусматривавшие массированное использование танков на важнейших направлениях. В середине 1930-х годов это нашло своё отражение в теории глубокой операции и глубокого боя. В соответствии с концепцией «глубокой наступательной операции», принятой в РККА, роль ударной силы отводилась механизированным корпусам. Основная идея теории состояла в нанесении удара по всей глубине обороны противника с использованием артиллерии, авиации, бронетанковых войск и воздушных десантов с целью нанести поражение всей оперативной группировке противника. В ходе глубокой операции достигались две цели — прорыв фронта обороны противника одновременным ударом на всю его тактическую глубину и немедленный ввод группировки подвижных войск для развития тактического прорыва в оперативный успех.
В 1931—1935 годах на вооружение Красной Армии начали поступать лёгкие, средние, а затем и тяжёлые танки различных типов. Начался интенсивный процесс насыщения войск автомобильной и бронетанковой техникой, которую необходимо было испытывать и совершенствовать. В связи с этим 4 апреля 1931 года приказом Реввоенсовета СССР был создан 22-й Научно-испытательный автобронетанковый полигон (НИАБП) Управления Механизации и Моторизации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (войсковая часть (В/Ч) № 68054).
Автобронетанковые войска (1936—1942)
Создание механизированных и танковых частей положило начало новому роду войск, получившему наименование автобронетанковых войск. Центральное управление механизации и моторизации в 1937 году было переименовано в Автобронетанковое управление (а позже в Главное автобронетанковое управление).
К началу 1936 года было создано 4 механизированные корпуса, 6 отдельных механизированных бригад, 6 отдельных танковых полков, 15 механизированных полков кавалерийских дивизий и значительное количество танковых батальонов и рот. Отдельные танковые батальоны в составе стрелковых дивизий предназначались для усиления стрелковых частей и соединений при прорыве обороны противника. Они должны были действовать вместе с пехотой, не отрываясь от неё на большое расстояние, и назывались танками непосредственной поддержки пехоты (ТНПП).
К концу 1937 года в РККА имелись 4 танковых корпуса, 24 отдельные лёгкие и 4 тяжёлые танковые бригады.
В 1938 году автобронетанковые войска получили боевой опыт у озера Хасан (1938), а затем на реке Халхин-Гол (1939) и в советско-финской войне 1939—1940 годов. Исходя из полученного опыта, были разработаны и к 1940 году приняты на вооружение танки с более мощной бронёй и более мощным вооружением (средний танк Т-34-76 и тяжёлый танк КВ-1).
Накануне Великой Отечественной войны 1 июня 1941 года в составе Красной армии было 1392 танка новых типов — Т-34-76 и КВ-1. Ещё 305 танков было произведено в июне 1941 года. Таким образом количество тяжёлых и средних танков, по ударной мощи не имевших аналогов у вермахта, на 22 июня 1941 года в Красной армии составляло не менее 1392 единиц.
В первые недели военных действий механизированные корпуса наносили контрудары (Битва за Дубно — Луцк — Броды, Лепельский контрудар), несли значительные потери и вынуждены были вести оборонительные сражения совместно со стрелковыми войсками. К осени 1941 года все механизированные корпуса были расформированы (в соответствии с директивным письмом Ставки ВГК от 15 июля 1941 года), основными организационными единицами стали танковые бригады и отдельные танковые батальоны. Крупных соединений для проведения наступательных операций советское командование не имело.
На 1 декабря 1941 года в действующей армии осталось 1730 танков. Советское правительство предпринимало меры по организации производства танков, в результате чего их количество в действующей армии быстро возрастало: к 1 мая 1942 года — 4065, а к ноябрю — 6014 танков. Весной 1942 года появилась возможность сформировать танковые, а позже и механизированные корпуса. Были созданы также 2 танковые армии смешанного состава, в которые входили танковые, механизированные и стрелковые соединения — 3-я и 5-я танковые армии 16 октября 1942 года Народный комиссар обороны СССР издал приказ, который требовал использовать танковые бригады и полки для непосредственной поддержки пехоты, а танковые и механизированные корпуса в качестве эшелонов развития успеха с целью разобщения и окружения крупных группировок врага.
Таким образом, в течение 1942 года была осуществлена программа организационного строительства танковых войск, что позволило к январю 1943 года иметь в танковых войсках две танковые армии, 24 танковых (из них два были в стадии формирования), 8 механизированных (два из них завершали формирование) корпусов, а также значительное количество различных бригад и полков для НПП[.
Бронетанковые и механизированные войска (7 декабрь 1942 — 1953)
Постановлением Государственного Комитета Обороны Союза ССР № ГОКО-2589с, от 7 декабря 1942 года, авто-бронетанковые войска были переименованы в бронетанковые и механизированные войска (БТМВ). Было образовано Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками и введена должность Командующего бронетанковыми и механизированными войсками.
В 1943 году на вооружение БТМВ поступили самоходно-артиллерийские установки (СУ-122), которые предназначались для мобильной огневой поддержки танковых соединений. В танковых и механизированных корпусах было увеличено количество основных танков, включены самоходно-артиллерийские, миномётные и зенитные части. 16 января 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР были введено персональное звание Маршал бронетанковых войск.
Началось сформирование танковых армий однородного состава — в январе 1943 года была сформирована 1-я и 2-я танковые армии К лету 1943 года уже имелось пять танковых армий, которые состояли из двух танковых и одного механизированного корпусов, а также большое количество отдельных танковых и механизированных корпусов.
Неоднократная и коренная реорганизация этого рода войск за годы Великой Отечественной войны обусловлена изменениями в способах ведения боевых действий в годы войны и была направлена на достижение постоянного соответствия форм организации танковых войск способам ведения боя и операции. При этом ограничивающим фактором были экономические возможности страны по производству вооружения и боевой техники.
По окончании Великой Отечественной войны вышло Постановление Государственного комитета обороны СССР №ГКО-9488сс, от 9 июля 1945 года, «О Доукомплектовании бронетанковых и механизированных войск Красной Армии». Согласно этому постановлению часть стрелковых дивизии переводились на штат механизированных дивизий и включалась в состав Бронетанковых и механизированных войск. В некоторых случаях в механизированные дивизии также были переформированы кавалерийские дивизии и воздушно-десантные дивизии.
Бронетанковые и механизированные войска, размещённые в Восточной Европе, являлись одним из важнейших факторов по сдерживанию правящих кругов Великобритании и США от проведения военной операции против СССР. После анализа соотношения сил СССР и бывших союзников (1,56 : 1 — по эквивалентным бронетанковым дивизиям; 2,53 : 1 — по всем эквивалентным дивизиям сухопутных войск) план операции «Немыслимое» был отправлен в архив, а последующие планы войны против СССР разрабатывались уже на уровне НАТО. Согласно плану обороны страны на 1947 год, вооружённым силам ставилась задача обеспечить целостность границ на Западе и Востоке, установленных международными договорами после Второй мировой войны, быть в готовности к отражению возможной агрессии противника. В связи с созданием НАТО, с 1949 года началось постепенное увеличение численности советских вооружённых сил: страна втягивалась в гонку вооружений.
1 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждён профессиональный праздник День танкиста в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооружённых сил страны бронетанковой техникой.
Бронетанковые войска (1953—1960)
T-54 во время учений с применением ядерного оружия на Тоцком полигоне, сентябрь 1954 (кадр из фильма «Репетиция апокалипсиса. Тоцкий полигон», 2004).
В 1953 году была введена должность начальника бронетанковых войск.
На вооружении Советской армии находилось до 60 000 танков типа Т-54/55. Они составляли основу Советской армии. Танковые войска были частью бронетанковой стратегии.
Создание Т-55 позволяло вести боевые действия в условиях ядерной войны.
Танковые войска после 1960 года
В декабре 1960 года было создано Управление начальника танковых войск и введена должность начальника танковых войск. Данная должность была упразднена в 1977 году.
В результате гонки вооружения к началу 1960-х годов только на западном ТВД было развёрнуто 8 танковых армий (из них 4 — в ГСВГ).
Танковые войска после 1991 года
Последние годы можно наблюдать, как наши армия и оборонная промышленность обновляют парк бронетанковой техники, а также закладывают основу для дальнейших модернизаций в соответствии с требованиями будущих времен. Процесс развития отечественных основных танков продолжается и вносит самый серьезный вклад в