ГИТЛЕРЫ СОВЕТСКОГО КИНО
Гитлер был не таким частым гостем в советском кино, но совсем без него обойтись не получалось. Для некоторых актеров Гитлер стал ролью не на один фильм.
Сатирическую традицию показа фюрера заложил Чарли Чаплин в «Великом диктаторе». Пока шла война, наши кинематографисты изображали «фашиста №1» мелкой, пакостной гнидой, способную вызвать смех, омерзение, но не страх. Это был не лидер нации, а урка, сошедший с карикатур «Крокодила».
Недаром на роль Гитлера назначили Дуремара из «Золотого ключика» Сергея Мартинсона. Он играл Адольфа в одном из «Боевых киносборников» (1941) и в фильме «Новые похождения Швейка» (1943). У Гитлера Мартинсона в послевоенной ленте «Третий удар» (1948) гротесковых красок было уже поменьше.
Зато у следующего Гитлера – Владимира Савельева – гротеск зашкаливал. В фильмах «Падение Берлина» (1949) и «Секретная миссия» (1950) Савельев создал образ законченного истерика, шизофреника, жалкого в своих потугах маньяка. При взгляде на него возникали вопросы: как могла пойти нация за таким неадекватом? Почему мы победили его за четыре года, а не за пять минут?
У актера Малого театра Савельева были все шансы играть эту роль и дальше, его трактовка отвечала официальной. Но, к сожалению, Савельев ушел из жизни в 1956, сделав роль вакантной.
После сталинских лет Гитлер перестал быть частым гостем Советского экрана, пока режиссер Юрий Озеров не приступил к съемкам эпопеи «Освобождение». Здесь нельзя было обойтись только сатирической краской. Время требовало анализа фашизма, эпопея претендовала на документализм.
Начались поиски актера. В наших пенатах его не нашли. Новый советский Гитлер жил в ГДР.
Фриц Диц (1901 - 1979) фюрера ненавидел. Еще в начале творческого пути он сделал на Гитлера пародию. Диц выходил на сцену кабаре с наклеенными усиками и взметенной вверх рукой. Народ откликался дружным: «Хайль, Гитлер!». Диц реагировал фразой: «Вот на такую высоту прыгает моя собака!» В 1932 году Диц вступил в Коммунистическую Партию Германии. В 1933 партию, после поджога Рейхстага, запретили нацисты. Квартира Дица была подвергнута обыску. Будучи вышибленным со всех работ, он покинул страну. После войны вернулся, снова начал потихоньку играть.
Первый раз Диц изобразил Адольфа в кино в 1955 году, в фильме «Эрнст Тельман – вождь своего класса». Озеров увидел Дица-Гитлера в ленте «Замершие молнии» (1967), которая шла в советском прокате. Актер очень понравился режиссеру, но в то время Диц решил с Гитлером завязать. Актера классического репертуара втягивало в воронку ненавистного персонажа. На пробы в Москву актера заманили обманом, посулив роль генерала - фельдмаршала Манштейна. На месте началось давление и уговоры. Упорный Диц согласился на съемки только после вмешательства Эриха Хонеккера.
Для многих образ Гитлера Советского кино это Диц. Особенно часто по телевизору 9 мая показывали пятый фильм «Освобождения» - «Последний штурм» (1971). Гитлер, силой травящий Еву Браун под ее крики «Нет! Нет!», а потом трусивший нажать курок, и судорожно глотающий яд, впечатлял больше любого фильма - ужасов. Но проглядывало в герое Дица что-то человеческое, хоть и омерзительное. Кроме фильмов Озерова Диц сыграл фюрера в «Семнадцати мгновениях весны» (1973), в «Выборе цели» (1976), а также в «Солдатах свободы» (1977). Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемой им «Битве за Москву». Смерть Фрица Дица в 1979 году расстроила эти планы. В результате в «Битве за Москву» (1985) роль Гитлера сыграл другой немецкий актёр — Ахим Петри, которые позднее сыграл фюрера еще три раза (1989 - Сталинград, 1993 - Ангелы смерти, 1995 — Великий полководец Георгий Жуков).
Кроме Дица роль Гитлера приватизировал Станислав Станкевич, советский и украинский актёр театра и кино. Народный артист УССР (1970). Трижды исполнял роль Гитлера. Самая значимая его роль - Гитлер из четырех фильмов эпопеи «Блокада» (1974). Также Станкевич играл фюрера в «Дерзости» (1971) и «Корпусе генерала Шубникова» (1981).
С приходом новых времен пришли в российский кинематограф другие Гитлеры. Но о них как-нибудь в следующий раз.
Когда его играл немец- это более правдоподобно.