Фильму "Поле битвы – Земля" 25! 13 причин провала сайентологической фантастики от Джона Траволты
Писать о плохом кино я не люблю – не вижу смысла тратить на такие вещи свое и ваше время. Но порой это плохое кино оказывается настолько плохим, что обретает культовый статус. Так случилось со знаменитой "Комнатой", с трилогией "Человеческая многоножка" или хоррором "Птицекалипсис" – они настолько ужасны, что их уродство трансформируется в зрительский интерес и даже некоторое подобие любви. Вряд ли, конечно, кто-то по-настоящему любит фантастический боевик "Поле битвы – Земля", входящий в топы худших картин в истории кино по мнению самых разных изданий и специалистов, но по истечению четверти века с момента выхода ленты на экраны можно, наконец, попробовать разобраться, что же с этим фильмом не так.
Сюжет картины опирается на первую часть одноименной саги основателя сайентологии Л. Рона Хаббарда, вышедшей в 1982 году. Действие "Поля битвы" разворачивается в будущем, отстоящем от нашего времени на тысячу лет, где человечество находится на грани вымирания из-за тирании злобных инопланетян, называемых псайклами. Предводителя сопротивления из числа людей сыграл Барри Пеппер, а роль его главного врага – псайкла Терла – исполнил Джон Траволта, для которого картина стала очень личным проектом. После выхода на экраны фильм подвергся шквалу критики – в нем буквально не было ни одной положительной черты. На сегодняшний день фильм имеет оценку 5,2 на Кинопоиске, 2,5 на IMDb и 3% "свежести" из ста на Rotten Tomatoes. Эти цифры действительно одни из худших в истории. Но что же пошло не так? Давайте заглянем в сердце этого идеального шторма.
Крупные студии в ужасе разбежались Нужно сказать, что идея экранизации книги Хаббарда с самого начала была встречена в Голливуде без особенного энтузиазма. Сайентология многим казалась новым способом мошенничества и аферизма, но у нее, увы, были весьма почитаемые в киносреде поклонники. Джон Траволта влюбился в книгу еще в 1980-х, когда автор прислал актеру экземпляр со своим автографом. Звезда "Бриолина" загорелся мыслями об адаптации романа для большого экрана, но карьера его тогда находилась в крутом пике. Лишь после успеха "Криминального чтива" Траволта снова оказался на коне и смог вернуться к идее экранизации. Актер обошел все крупные студии, но везде получил мягкий отказ – за спиной же руководство мейждоров крутило пальцем у виска, проект даже на бумаге выглядел очень плохо.
Фильм получил шесть "Золотых малин" Обычно о том, что ваша картина стала хитом наградного сезона, заявляют с гордостью, но проблема в том, что "Поле битвы" отличилась исключительно в борьбе за антипремию "Золотая малина". Лента удостоилась семи номинаций, в том числе как Худший фильм, за Худшую режиссуру, Худший сценарий и в нескольких актерских категориях. Из семи возможных картина взяла шесть "Малин", да и то лишь потому, что на Худшую роль второго плана были выдвинуты одновременно Барри Пеппер и Форест Уитакер (приз ушел первому). На тот момент "Земля" делила первое место по числу номинаций в истории антипремии с эротической драмой "Шоугерл", она тоже претендовала на семь статуэток. Но со временем фильму Траволты удалось вырваться вперед – позже "Поле битвы" удостоили номинаций на звание Худшего фильма десятилетия и Худшей драмы последних 25 лет.
Зрители боялись, что их мозгом завладеют мошенники Плотная связь фильма с сайентологами стала большой проблемой для проката. Зрителям не очень понравилось то, что новая картина настолько открыто поддерживается новой церковью – Траволта попытался было в рамках рекламного тура раздавать зрителям книги Хаббарда со своими автографами, но это едва не трансформировалось в диверсии и погромы. Особенно фильм встревожил впечатлительных родителей подростков – прошел слух, что в картину вплетены действующие на подсознание сигналы, вербующие новых адептов сайентологии из числа детей с неокрепшей психикой. Нужно отметить, кино получилось плохим настолько, что подозревать его в столь сложных конструкциях просто смешно.
Производственная компания пошла под суд Раз уж ни одна крупная студия не решилась снимать "Поле битвы – Земля", Траволта обратился к независимой продюсерской компании Franchise Pictures, специализирующейся на проектах, которыми увлечены звездные актеры. Впрочем, у Franchise Pictures была весьма дурная репутация – ее картины в итоге выглядели не настолько высокобюджетно, как заявлялось в финансовых отчетах. Данным "феноменом" в свое время заинтересовались даже в ФБР. Расследование выявило очень простую схему – компания завышала производственный бюджет, чтобы привлечь инвесторов со стороны, а потом просто "экономила" свою долю, снимая за чужие деньги. Так, по документам "Поле битвы – Земля" стоил 75 миллионов долларов, но в реальности на съемки было потрачено всего 44 миллиона. Со стороны соинвесторов последовал иск к Franchise Pictures, и компания едва не обанкротилась.
Картину уничтожили критики Реакция критического сообщества на фильм "Поле битвы – Земля" была уникальной – как я уже написал выше, на агрегаторе Rotten Tomatoes картина имеет всего 3% "свежести", это означает, что на сотню рецензий фильма пришлось только три, в которых авторы нашли хоть что-то положительное. Ленту громили по всем фронтам – особенно досталось куцему сценарию, уродливому дизайну костюмов и грима и, конечно, чрезмерному использованию операторского приема, известного как "голландский угол". Культовый кинокритик Роджер Эберт сравнил просмотр фильма с "поездкой в автобусе с человеком, которому давно пора принять ванну", в рецензии The New York Times авторы предположили, что имеют дело с "худшим фильмом века". В какой-то мере это даже помогло разжечь определенный интерес к картине – зрители хотели понять, что же такое увидели в нем критики.
Фильм ругали даже занятые в нем актеры Обычно актеры хвалят кино, в котором снялись, хотя бы в рамках рекламного тура. Но в случае "Поля битвы – Земля" ради спасения репутации от участия в нем почти сразу начали отказываться ведущие звезды. Форест Уитакер и Барри Пеппер выразили сожаления о том, что приняли участие в создании картины. Последний признался, что готов был раскаяться прилюдно и собственноручно принять награду за Худшую мужскую роль второго плана, если бы знал, что его ей наградят. Свои извинения зрителям принес и оператор Джайлс Наттгенс – он, впрочем, заявил, что мрачная палитра и искаженные ракурсы не были его осознанным выбором. Просто он получил минимальный бюджет на освещение в своей карьере. Единственным защитником ленты выступил Джон Траволта – он отметил, что снялся бы в роли Терла еще раз, если бы это потребовалось.
Кассовый провал больно ударил по Warner Bros. Искусство – не математика, и поэтому точно рассчитать, какие фильмы принесут прибыль, а какие провалятся, в кинематографе невозможно. Нередко мы становимся свидетелями того, как даже самые ожидаемые ленты внезапно буксуют в прокате, а их продвижение превращается в катастрофу. С совокупным производственным и маркетинговым бюджетом в 90 миллионов долларов "Поле битвы – Земля" должен был собрать в прокате более 180 миллионов, чтобы вывести финансы в плюс. Но то, что случилось в кассах кинотеатров, разбило все надежды на прибыль. Фильм собрал в мировом прокате меньше 30 миллионов долларов. Уже в первый уикенд удалось продать билетов всего на 11 миллионов, а к вторым выходным сборы упали еще втрое. Дальнейшее нахождение в расписаниях кинотеатров грозило окончательным позором, и Warner Bros. поспешила убрать фильм из проката, не досчитавшись полутора сотен миллионов долларов.
Траволту поддержали Тарантино и Лукас Желая привлечь к производству картины крупные компании, Джон Траволта, по слухам, на презентациях называл будущий фильм "Криминальным чтивом нового тысячелетия". Больше того, актер рассчитывал привлечь к постановке Квентина Тарантино. Автор "Бешеных псов" от предложения, конечно, отказался, и продюсерам пришлось довольствоваться режиссурой Роджера Кристиана, протеже Джорджа Лукаса, обладателя "Оскара" за декорации к "Звездным войнам". Интересно, что именно Тарантино и Лукас в итоге выступили едва ли не единственными защитниками "Поля битвы" в прессе. Квентин, с его насмотренностью в картинах категории "Б", даже назвал ленту "отличной научной фантастикой". Не мог же он сказать такое просто потому, что прежде уже работал с Траволтой.
Сиквелу был дан "зеленый свет" Создатели "Поля битвы – Земля" были настолько уверены в своем детище, что задолго до того, как картина провалилась в прокате, начали обдумывать съемки продолжения. До катастрофы на сиквел успели подписаться Траволта, Пеппер и один из продюсеров ленты. Сюжет фильма охватывает меньше половины книги Хаббарда, поэтому снимать было что – под руководством героя Барри Пеппера и с добытым для псайклов золотом человечество должно было возродиться и занять достойное место в галактике. Увы, или к счастью, прокатная катастрофа поставила крест на любых мыслях о продолжении. Впрочем, не исключено, что однажды какой-то богатый сайентолог захочет вложиться в любимое детище основателя церкви и оплатит съемки "Поля битвы 2". Было бы интересно посмотреть, как такое кино выглядело бы сегодня.
Сценарий утек в прессу до выхода фильма на экраны Заметную порцию негатива фильм получил еще до появления на экранах – незадолго до старта прокат в сеть и прессу просочилась копия сценария картины. Пока "Поле битвы – Земля" находился на этапе постпродакшена, журнал Mean Magazine каким-то образом заполучил копию скрипта, по которому снималось кино. Журналисты разослали копии критикам и продюсерам для получения предварительных отзывов, изменив заголовок сценария на "Темные силы" и замазав имена реальных авторов. Отклики были однозначными – таких плохих диалогов и нелепых сюжетных ходов многие рецензенты не видели никогда. Стоит отметить, что Джей Ди Шапиро, написавший первый вариант сценария "Поля битвы – Земля", признал, что итоговый результат был очень далек от его сюжета. Он даже пытался добиться удаления своего имени из титров картины.
Траволта вложил в фильм свои деньги Обычно, когда большая звезда снимается в нелепом блокбастере, зрители предполагают, что актер делает это за большую зарплату. В случае "Поля битвы – Земля" всё было наоборот – Джон Траволта настолько болел проектом и так сильно хотел быть частью этой экранизации, что не думал о деньгах. Больше того, он пошел на беспрецедентные шаги – сперва отказался от гонорара, чтобы сэкономить бюджет, а затем "вкинул" в общий котел собственные пять миллионов долларов. Может быть, по меркам блокбастеров это не самая крупная сумма, но и эти деньги, в том числе, позволили снять хоть что-то похожее на фантастику. От еще больших расходов картину спасли съемки в Канаде – если бы работа велась в Соединенных Штатах, производственный бюджет мог вырасти вдвое.
Даже Том Круз считал затею с экранизацией сомнительной Если есть в мире более известный сторонник сайентологии и поклонник Хаббарда, чем Джон Траволта, то это Том Круз – этим его предпочтениям в религиозной сфере даже посвящен один из самых известных эпизодов сериала "Южный парк". Казалось бы, Круз должен был во всем поддерживать Траволту во время создания фильма "Поле битвы – Земля", но это не так. По слухам, Том лично обратился к руководству Warner Bros. с предупреждением о том, что с этим проектом не стоит связываться. Не исключено, что звезда "Миссии невыполнима" и сам строил планы на экранизацию, а потому не оценил конкуренцию со стороны Траволты. Известно лишь, что внутри церкви Круз осудил действия коллеги и отметил, что неудачи фильма послужили сайентологии антирекламой.
Глава церкви сайентологов контролировал съемки Провал фильма "Поле битвы – Земля" оказался настолько болезненным, что церковь сайентологии неоднократно выступала с официальными и не очень заявлениями о своем дистанцировании от картины. Якобы, ничего общего с их верой данное кино не имеет. Однако, спустя некоторое время выяснилось, что многие высокопоставленные лица церкви были включены и в творческий, и в производственный процесс создания ленты. Бывшие сайентологи, рассказавшие о нравах, царящих за закрытыми дверями церкви, сообщили, что глава сайентологов Дэвид Мицкевич контролировал съемки в ежедневном режиме. Предположительно, лидер церкви вносил творческие предложения прямо в процессе съемок, и они немедленно доводились до режиссера. Конечно, после того, как провал экранизации стал очевиден, Мицкевич открестился от любых слухов, связывающих его с фильмом, и возложил вину на Джона Траволту.
С такими сопутствующими проблемами картина действительно не имела никаких шансов стать успешной. Но в истории кино она свое место заняла – по истечении четверти века "Поле битвы – Земля" выглядит любопытным образцом авантюризма и самовлюбленности. Рассказывайте в комментариях о своих впечатлениях от картины, мне всегда интересны ваши мысли, которые дают идеи для новых текстов. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не бойтесь инопланетян, и...
Вы это видели?!
Фильму "Поле битвы – Земля" 25! 13 причин провала сайентологической фантастики от Джона Траволты
Писать о плохом кино я не люблю – не вижу смысла тратить на такие вещи свое и ваше время. Но порой это плохое кино оказывается настолько плохим, что обретает культовый статус. Так случилось со знаменитой "Комнатой", с трилогией "Человеческая многоножка" или хоррором "Птицекалипсис" – они настолько ужасны, что их уродство трансформируется в зрительский интерес и даже некоторое подобие любви. Вряд ли, конечно, кто-то по-настоящему любит фантастический боевик "Поле битвы – Земля", входящий в топы худших картин в истории кино по мнению самых разных изданий и специалистов, но по истечению четверти века с момента выхода ленты на экраны можно, наконец, попробовать разобраться, что же с этим фильмом не так.Крупные студии в ужасе разбежались
Нужно сказать, что идея экранизации книги Хаббарда с самого начала была встречена в Голливуде без особенного энтузиазма. Сайентология многим казалась новым способом мошенничества и аферизма, но у нее, увы, были весьма почитаемые в киносреде поклонники. Джон Траволта влюбился в книгу еще в 1980-х, когда автор прислал актеру экземпляр со своим автографом. Звезда "Бриолина" загорелся мыслями об адаптации романа для большого экрана, но карьера его тогда находилась в крутом пике. Лишь после успеха "Криминального чтива" Траволта снова оказался на коне и смог вернуться к идее экранизации. Актер обошел все крупные студии, но везде получил мягкий отказ – за спиной же руководство мейждоров крутило пальцем у виска, проект даже на бумаге выглядел очень плохо.
Фильм получил шесть "Золотых малин"
Обычно о том, что ваша картина стала хитом наградного сезона, заявляют с гордостью, но проблема в том, что "Поле битвы" отличилась исключительно в борьбе за антипремию "Золотая малина". Лента удостоилась семи номинаций, в том числе как Худший фильм, за Худшую режиссуру, Худший сценарий и в нескольких актерских категориях. Из семи возможных картина взяла шесть "Малин", да и то лишь потому, что на Худшую роль второго плана были выдвинуты одновременно Барри Пеппер и Форест Уитакер (приз ушел первому). На тот момент "Земля" делила первое место по числу номинаций в истории антипремии с эротической драмой "Шоугерл", она тоже претендовала на семь статуэток. Но со временем фильму Траволты удалось вырваться вперед – позже "Поле битвы" удостоили номинаций на звание Худшего фильма десятилетия и Худшей драмы последних 25 лет.
Зрители боялись, что их мозгом завладеют мошенники
Плотная связь фильма с сайентологами стала большой проблемой для проката. Зрителям не очень понравилось то, что новая картина настолько открыто поддерживается новой церковью – Траволта попытался было в рамках рекламного тура раздавать зрителям книги Хаббарда со своими автографами, но это едва не трансформировалось в диверсии и погромы. Особенно фильм встревожил впечатлительных родителей подростков – прошел слух, что в картину вплетены действующие на подсознание сигналы, вербующие новых адептов сайентологии из числа детей с неокрепшей психикой. Нужно отметить, кино получилось плохим настолько, что подозревать его в столь сложных конструкциях просто смешно.
Производственная компания пошла под суд
Раз уж ни одна крупная студия не решилась снимать "Поле битвы – Земля", Траволта обратился к независимой продюсерской компании Franchise Pictures, специализирующейся на проектах, которыми увлечены звездные актеры. Впрочем, у Franchise Pictures была весьма дурная репутация – ее картины в итоге выглядели не настолько высокобюджетно, как заявлялось в финансовых отчетах. Данным "феноменом" в свое время заинтересовались даже в ФБР. Расследование выявило очень простую схему – компания завышала производственный бюджет, чтобы привлечь инвесторов со стороны, а потом просто "экономила" свою долю, снимая за чужие деньги. Так, по документам "Поле битвы – Земля" стоил 75 миллионов долларов, но в реальности на съемки было потрачено всего 44 миллиона. Со стороны соинвесторов последовал иск к Franchise Pictures, и компания едва не обанкротилась.
Картину уничтожили критики
Реакция критического сообщества на фильм "Поле битвы – Земля" была уникальной – как я уже написал выше, на агрегаторе Rotten Tomatoes картина имеет всего 3% "свежести", это означает, что на сотню рецензий фильма пришлось только три, в которых авторы нашли хоть что-то положительное. Ленту громили по всем фронтам – особенно досталось куцему сценарию, уродливому дизайну костюмов и грима и, конечно, чрезмерному использованию операторского приема, известного как "голландский угол". Культовый кинокритик Роджер Эберт сравнил просмотр фильма с "поездкой в автобусе с человеком, которому давно пора принять ванну", в рецензии The New York Times авторы предположили, что имеют дело с "худшим фильмом века". В какой-то мере это даже помогло разжечь определенный интерес к картине – зрители хотели понять, что же такое увидели в нем критики.
Фильм ругали даже занятые в нем актеры
Обычно актеры хвалят кино, в котором снялись, хотя бы в рамках рекламного тура. Но в случае "Поля битвы – Земля" ради спасения репутации от участия в нем почти сразу начали отказываться ведущие звезды. Форест Уитакер и Барри Пеппер выразили сожаления о том, что приняли участие в создании картины. Последний признался, что готов был раскаяться прилюдно и собственноручно принять награду за Худшую мужскую роль второго плана, если бы знал, что его ей наградят. Свои извинения зрителям принес и оператор Джайлс Наттгенс – он, впрочем, заявил, что мрачная палитра и искаженные ракурсы не были его осознанным выбором. Просто он получил минимальный бюджет на освещение в своей карьере. Единственным защитником ленты выступил Джон Траволта – он отметил, что снялся бы в роли Терла еще раз, если бы это потребовалось.
Кассовый провал больно ударил по Warner Bros.
Искусство – не математика, и поэтому точно рассчитать, какие фильмы принесут прибыль, а какие провалятся, в кинематографе невозможно. Нередко мы становимся свидетелями того, как даже самые ожидаемые ленты внезапно буксуют в прокате, а их продвижение превращается в катастрофу. С совокупным производственным и маркетинговым бюджетом в 90 миллионов долларов "Поле битвы – Земля" должен был собрать в прокате более 180 миллионов, чтобы вывести финансы в плюс. Но то, что случилось в кассах кинотеатров, разбило все надежды на прибыль. Фильм собрал в мировом прокате меньше 30 миллионов долларов. Уже в первый уикенд удалось продать билетов всего на 11 миллионов, а к вторым выходным сборы упали еще втрое. Дальнейшее нахождение в расписаниях кинотеатров грозило окончательным позором, и Warner Bros. поспешила убрать фильм из проката, не досчитавшись полутора сотен миллионов долларов.
Траволту поддержали Тарантино и Лукас
Желая привлечь к производству картины крупные компании, Джон Траволта, по слухам, на презентациях называл будущий фильм "Криминальным чтивом нового тысячелетия". Больше того, актер рассчитывал привлечь к постановке Квентина Тарантино. Автор "Бешеных псов" от предложения, конечно, отказался, и продюсерам пришлось довольствоваться режиссурой Роджера Кристиана, протеже Джорджа Лукаса, обладателя "Оскара" за декорации к "Звездным войнам". Интересно, что именно Тарантино и Лукас в итоге выступили едва ли не единственными защитниками "Поля битвы" в прессе. Квентин, с его насмотренностью в картинах категории "Б", даже назвал ленту "отличной научной фантастикой". Не мог же он сказать такое просто потому, что прежде уже работал с Траволтой.
Сиквелу был дан "зеленый свет"
Создатели "Поля битвы – Земля" были настолько уверены в своем детище, что задолго до того, как картина провалилась в прокате, начали обдумывать съемки продолжения. До катастрофы на сиквел успели подписаться Траволта, Пеппер и один из продюсеров ленты. Сюжет фильма охватывает меньше половины книги Хаббарда, поэтому снимать было что – под руководством героя Барри Пеппера и с добытым для псайклов золотом человечество должно было возродиться и занять достойное место в галактике. Увы, или к счастью, прокатная катастрофа поставила крест на любых мыслях о продолжении. Впрочем, не исключено, что однажды какой-то богатый сайентолог захочет вложиться в любимое детище основателя церкви и оплатит съемки "Поля битвы 2". Было бы интересно посмотреть, как такое кино выглядело бы сегодня.
Сценарий утек в прессу до выхода фильма на экраны
Заметную порцию негатива фильм получил еще до появления на экранах – незадолго до старта прокат в сеть и прессу просочилась копия сценария картины. Пока "Поле битвы – Земля" находился на этапе постпродакшена, журнал Mean Magazine каким-то образом заполучил копию скрипта, по которому снималось кино. Журналисты разослали копии критикам и продюсерам для получения предварительных отзывов, изменив заголовок сценария на "Темные силы" и замазав имена реальных авторов. Отклики были однозначными – таких плохих диалогов и нелепых сюжетных ходов многие рецензенты не видели никогда. Стоит отметить, что Джей Ди Шапиро, написавший первый вариант сценария "Поля битвы – Земля", признал, что итоговый результат был очень далек от его сюжета. Он даже пытался добиться удаления своего имени из титров картины.
Траволта вложил в фильм свои деньги
Обычно, когда большая звезда снимается в нелепом блокбастере, зрители предполагают, что актер делает это за большую зарплату. В случае "Поля битвы – Земля" всё было наоборот – Джон Траволта настолько болел проектом и так сильно хотел быть частью этой экранизации, что не думал о деньгах. Больше того, он пошел на беспрецедентные шаги – сперва отказался от гонорара, чтобы сэкономить бюджет, а затем "вкинул" в общий котел собственные пять миллионов долларов. Может быть, по меркам блокбастеров это не самая крупная сумма, но и эти деньги, в том числе, позволили снять хоть что-то похожее на фантастику. От еще больших расходов картину спасли съемки в Канаде – если бы работа велась в Соединенных Штатах, производственный бюджет мог вырасти вдвое.
Даже Том Круз считал затею с экранизацией сомнительной
Если есть в мире более известный сторонник сайентологии и поклонник Хаббарда, чем Джон Траволта, то это Том Круз – этим его предпочтениям в религиозной сфере даже посвящен один из самых известных эпизодов сериала "Южный парк". Казалось бы, Круз должен был во всем поддерживать Траволту во время создания фильма "Поле битвы – Земля", но это не так. По слухам, Том лично обратился к руководству Warner Bros. с предупреждением о том, что с этим проектом не стоит связываться. Не исключено, что звезда "Миссии невыполнима" и сам строил планы на экранизацию, а потому не оценил конкуренцию со стороны Траволты. Известно лишь, что внутри церкви Круз осудил действия коллеги и отметил, что неудачи фильма послужили сайентологии антирекламой.
Глава церкви сайентологов контролировал съемки
Провал фильма "Поле битвы – Земля" оказался настолько болезненным, что церковь сайентологии неоднократно выступала с официальными и не очень заявлениями о своем дистанцировании от картины. Якобы, ничего общего с их верой данное кино не имеет. Однако, спустя некоторое время выяснилось, что многие высокопоставленные лица церкви были включены и в творческий, и в производственный процесс создания ленты. Бывшие сайентологи, рассказавшие о нравах, царящих за закрытыми дверями церкви, сообщили, что глава сайентологов Дэвид Мицкевич контролировал съемки в ежедневном режиме. Предположительно, лидер церкви вносил творческие предложения прямо в процессе съемок, и они немедленно доводились до режиссера. Конечно, после того, как провал экранизации стал очевиден, Мицкевич открестился от любых слухов, связывающих его с фильмом, и возложил вину на Джона Траволту.
Увидимся в кино!
#кино #фантастика #ДжонТраволта #ПолеБитвыЗемля #BattlefieldEarth