1950 • Открытие для студентов-заочников консультационного пункта в Кинешме. Всё большее внимание уделялось обучению без отрыва от производства, особенно на заочном отделении. Сюда десятками и сотнями шли учителя средних школ, которые не имели высшего образования (учительские институты давали только среднее профессиональное образование). Поэтому с 1950 г. начал работать консультационный пункт в Кинешме, куда приходили и приезжали жители не только этого города на Волге, но и жители Вичуги, Наволоков, Заволжска, Юрьевца и близлежащих сельских поселений. Педагоги из сельской глубинки могли приехать сюда, сдать зачеты и экзамены, а на сессию два раза в год являлись только для того, чтобы слушать лекции и ходить на семинары. 1951 • Организация на кафедре педагогики и психологии Макаренковского общества. • Работа студентов ИГПИ пионервожатыми в загородных лагерях и в кружках городских школ. Совершенствовалась постановка учебного процесса. Преподаватели с первых дней пребывания юношей и девушек в вузе «учили их учиться». Для первокурсников проводили следующие методические лекции: «Как слушать и записывать лекцию», «Как конспектировать научную книгу», «Как организовать свою самостоятельную работу» и др. В эти годы были введены в широкий обиход курсовые работы, которые иногда называли курсовыми сочинениями. Например, у студентов географического факультета курсовые часто были посвящены краеведческой тематике. Поэтому будущим географам приходилось объезжать для сбора материалов различные уголки Ивановской области, они собирали их, в частности, во время пеших походов по долинам рек Уводи, Ухтохмы, вели учебно-исследовательскую работу в районе торфопредприятия возле поселка Озерный Ивановского района. Студенты гуманитарных факультетов были обязаны в течение года прочесть одну-две научные монографии, законспектировать их и отчитаться о прочитанном перед преподавателем, иначе к зачетам и экзаменам их не допускали. 1953 • Ликвидация учительского института в составе ИГПИ, дававшего среднее образование. • Открытие нового учебного корпуса на ул. Ермака. С открытием географического факультета и факультета физического воспитания в вузе стало тесно, приходилось заниматься сначала в две, а потом и в три смены. После войны возобновилось строительство нового учебного корпуса института на углу улиц Ермака и Тимирязева. Рабочей силы е хватало, и к работам были привлечены немецкие военнопленные. Они находились на положении расконвоированных и свободно передвигались по городу. Однако строительных материалов не хватало, а средства и военнопленных трест «Ивановострой» использовал для возведения других объектов, которые казались более важными или выгодными. Часть материалов со стройплощадки местные жители просто растаскивали, так как охрана была поручена... тем же немецким военнопленным. За 5 послевоенных лет удалось возвести только первый этаж, в котором и были временно поселены немцы. Однажды студенты по инициативе вузовского комитета комсомола вызвались помочь строителям сдвинуть дело с мертвой точки. Однако руководителям треста помощь студентов была совершенно не нужна. Горящих энтузиазмом юношей и девушек заставили перетаскивать кирпичи с одного места на другое и гасить уже гашеную известь. Только в 1950 г. после многочисленных просьб руководителей института и энергичного вмешательства местных властей строительные работы активизировались. В 1953 году состоялось долгожданное новоселье. Здание было высоким и просторным, аудитории – светлыми, они радовали глаз свежей краской, новой мебелью и высокими потолками. Здесь находились 23 аудитории, 10 кабинетов, 9 лабораторий, 3 учебные мастерские, 5 помещений для библиотеки, два физкультурных зала, кабинеты руководства и комитетов. В 1954 г. были оборудованы две вместительные поточные аудитории, одна из них на 250 человек. На первом этаже было оборудовано большое книгохранилище. Сюда были переведены все факультеты, кроме факультета иностранных языков. Наш учебный корпус № 1 выглядел не так, как сейчас: вместо достроенного позже актового зала верх здания был украшен декоративной балюстрадой. Для многолюдных собраний преподавателей и студентов, концертов художественной самодеятельности тогда использовался либо нынешний читальный зал, либо физкультурный. С вводом в строй нового учебного корпуса значительно расширились возможности института. Физики получили ряд лабораторий с неплохим оборудованием. В вузе теперь были свои лаборатории электротехники, механики и теплоты, оптики, школьного эксперимента. Кафедра теоретической физики оборудовала астрономическую лабораторию. Преподавание астрономии удалось поставить на столь высокий уровень, что в Ивановский пединститут приезжали перенимать опыт преподаватели из других вузов. Порой для проведения занятий не хватало наглядных пособий. Поэтому на физическом и географическом факультетах был введен факультативный курс «Изготовление наглядных пособий». В результате студенты своими руками сделали несколько десятков пособий для профильных кабинетов по своим предметам. Увеличивался фонд институтской библиотеки. Значительный вклад в пополнение нашего вузовского книжного собрания внес Николай Иванович Шумарин, который в течение двадцати пяти лет работал в ИГПИ в качестве рядового библиотекаря, а затем, в послевоенные годы – заведующим библиотекой. При нем библиотека ИГПИ постоянно пополнялась не только новейшими, но и раритетными букинистическими изданиями. По размеру своего фонда, который в 1947 г. составлял 150 тыс. томов, она стала второй среди вузовских библиотек города. • Введение в учебные программы факультативного курса по пользованию кино- и диапроекционной аппаратурой. • Организация на кафедре истории СССР студенческого научного кружка. • Избрание профессора А.И. Мальцева членом-корреспондентом АН СССР. • Возобновление регулярного выхода в свет «Ученых записок» в ИГПИ. «Анатолий Иванович Мальцев… представлял собой могучую интеллектуальную силу, невольно покорявшую каждого из встречавшихся с ним. Нельзя было не считаться с его выдающейся умственной мощью. Анатолий Иванович говорил, что считает математику отражением внутренних, присущих человеческому мозгу законов мышления». С.В. Смирнов, профессор математического факультета В послевоенное время к А.И. Мальцеву приходит международная известность благодаря его замечательным исследованиям в области алгебры. Свидетельством признания его заслуг стало присуждение ему в 1946 г. Сталинской премии за комплекс трудов, посвященных теории групп. В 1953 году Мальцев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Работая в нашем вузе, он одновременно являлся старшим научным сотрудником Института математики им. В.А. Стеклова АН СССР. Его работы этого периода, наряду с трудами других ученых, послужили базой для создания теории моделей – направления математики, находящегося на стыке алгебры и математической логики. Мальцев вел также большую общественную деятельность, а в 1951 году стал депутатом Верховного Совета Российской Федерации от Ивановской области. Анатолий Иванович никоим образом не принадлежал к породе «ученых сухарей». Будучи выдающимся математиком, он обладал широчайшей общей эрудицией, в том числе и в гуманитарных науках, хорошо разбирался в живописи, музыке, играл на фортепиано и скрипке. Он никогда не ездил на работу на трамвае, предпочитая ходить пешком, занимался бегом. К числу его любимых занятий во время отпуска и в выходные можно отнести охоту, хотя ее чисто практические результаты Мальцева интересовали мало. Нередко, заметив пролегавших совсем рядом уток, он опускал ружье со словами: «Жаль стрелять, уж очень красиво летят». Любил он также посидеть на берегу реки с удочкой. Ветераном математического факультета в это время был Андрей Владимирович Лотоцкий. Занимаясь научной работой, он создал обобщенный метод суммирования рядов, который получил признание не только в СССР, но и за рубежом. С легкой руки математиков Канады и Аргентины он получил название метода Лотоцкого. Большую роль в развитии физического факультета сыграл в эти годы Иван Владимирович Сушкин. Он в разное время заведовал кафедрами теоретической, общей и молекулярной физики, а в условиях нехватки квалифицированных кадров после войны читал лекционные курсы практически по всем разделам физики, делая это легко и увлекательно, хотя по своей основной специальности был физиком-теоретиком. На физическом факультете продолжал плодотворно трудиться Д.С. Шевелкин, который вел методику преподавания физики и занятия по физическому эксперименту. При его участии в ИГПИ была создана особая лаборатория школьного эксперимента. Совместно с Б.В. Рыкуниным он подготовил в 1950 г. пособие по оборудованию школьного физического кабинета приборами, которые можно было изготовить самостоятельно в любой школе. Эта книга среди учителей шла нарасхват. В дальнейшем она была даже переведена на китайский язык и издана в КНР. По материалам книги: Балдин К. Е. Ивановский государственный университет: очерки истории (1918–2023 годы). 2-е изд., испр., доп. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2023, – и сайта: https://50.ivanovo.ac.ru/history/ #ИвГУ #IvSU
Ивановский государственный университет (ИвГУ)
#Вехи_истории_ИвГУ
1950
• Открытие для студентов-заочников консультационного пункта в Кинешме.
Всё большее внимание уделялось обучению без отрыва от производства, особенно на заочном отделении. Сюда десятками и сотнями шли учителя средних школ, которые не имели высшего образования (учительские институты давали только среднее профессиональное образование). Поэтому с 1950 г. начал работать консультационный пункт в Кинешме, куда приходили и приезжали жители не только этого города на Волге, но и жители Вичуги, Наволоков, Заволжска, Юрьевца и близлежащих сельских поселений. Педагоги из сельской глубинки могли приехать сюда, сдать зачеты и экзамены, а на сессию два раза в год являлись только для того, чтобы слушать лекции и ходить на семинары.
1951
• Организация на кафедре педагогики и психологии Макаренковского общества.
• Работа студентов ИГПИ пионервожатыми в загородных лагерях и в кружках городских школ.
Совершенствовалась постановка учебного процесса. Преподаватели с первых дней пребывания юношей и девушек в вузе «учили их учиться». Для первокурсников проводили следующие методические лекции: «Как слушать и записывать лекцию», «Как конспектировать научную книгу», «Как организовать свою самостоятельную работу» и др.
В эти годы были введены в широкий обиход курсовые работы, которые иногда называли курсовыми сочинениями. Например, у студентов географического факультета курсовые часто были посвящены краеведческой тематике. Поэтому будущим географам приходилось объезжать для сбора материалов различные уголки Ивановской области, они собирали их, в частности, во время пеших походов по долинам рек Уводи, Ухтохмы, вели учебно-исследовательскую работу в районе торфопредприятия возле поселка Озерный Ивановского района. Студенты гуманитарных факультетов были обязаны в течение года прочесть одну-две научные монографии, законспектировать их и отчитаться о прочитанном перед преподавателем, иначе к зачетам и экзаменам их не допускали.
1953
• Ликвидация учительского института в составе ИГПИ, дававшего среднее образование.
• Открытие нового учебного корпуса на ул. Ермака.
С открытием географического факультета и факультета физического воспитания в вузе стало тесно, приходилось заниматься сначала в две, а потом и в три смены. После войны возобновилось строительство нового учебного корпуса института на углу улиц Ермака и Тимирязева. Рабочей силы е хватало, и к работам были привлечены немецкие военнопленные. Они находились на положении расконвоированных и свободно передвигались по городу. Однако строительных материалов не хватало, а средства и военнопленных трест «Ивановострой» использовал для возведения других объектов, которые казались более важными или выгодными. Часть материалов со стройплощадки местные жители просто растаскивали, так как охрана была поручена... тем же немецким военнопленным. За 5 послевоенных лет удалось возвести только первый этаж, в котором и были временно поселены немцы. Однажды студенты по инициативе вузовского комитета комсомола вызвались помочь строителям сдвинуть дело с мертвой точки. Однако руководителям треста помощь студентов была совершенно не нужна. Горящих энтузиазмом юношей и девушек заставили перетаскивать кирпичи с одного места на другое и гасить уже гашеную известь. Только в 1950 г. после многочисленных просьб руководителей института и энергичного вмешательства местных властей строительные работы активизировались.
В 1953 году состоялось долгожданное новоселье. Здание было высоким и просторным, аудитории – светлыми, они радовали глаз свежей краской, новой мебелью и высокими потолками. Здесь находились 23 аудитории, 10 кабинетов, 9 лабораторий, 3 учебные мастерские, 5 помещений для библиотеки, два физкультурных зала, кабинеты руководства и комитетов. В 1954 г. были оборудованы две вместительные поточные аудитории, одна из них на 250 человек. На первом этаже было оборудовано большое книгохранилище. Сюда были переведены все факультеты, кроме факультета иностранных языков.
Наш учебный корпус № 1 выглядел не так, как сейчас: вместо достроенного позже актового зала верх здания был украшен декоративной балюстрадой. Для многолюдных собраний преподавателей и студентов, концертов художественной самодеятельности тогда использовался либо нынешний читальный зал, либо физкультурный.
С вводом в строй нового учебного корпуса значительно расширились возможности института. Физики получили ряд лабораторий с неплохим оборудованием. В вузе теперь были свои лаборатории электротехники, механики и теплоты, оптики, школьного эксперимента. Кафедра теоретической физики оборудовала астрономическую лабораторию. Преподавание астрономии удалось поставить на столь высокий уровень, что в Ивановский пединститут приезжали перенимать опыт преподаватели из других вузов. Порой для проведения занятий не хватало наглядных пособий. Поэтому на физическом и географическом факультетах был введен факультативный курс «Изготовление наглядных пособий». В результате студенты своими руками сделали несколько десятков пособий для профильных кабинетов по своим предметам.
Увеличивался фонд институтской библиотеки. Значительный вклад в пополнение нашего вузовского книжного собрания внес Николай Иванович Шумарин, который в течение двадцати пяти лет работал в ИГПИ в качестве рядового библиотекаря, а затем, в послевоенные годы – заведующим библиотекой. При нем библиотека ИГПИ постоянно пополнялась не только новейшими, но и раритетными букинистическими изданиями. По размеру своего фонда, который в 1947 г. составлял 150 тыс. томов, она стала второй среди вузовских библиотек города.
• Введение в учебные программы факультативного курса по пользованию кино- и диапроекционной аппаратурой.
• Организация на кафедре истории СССР студенческого научного кружка.
• Избрание профессора А.И. Мальцева членом-корреспондентом АН СССР.
• Возобновление регулярного выхода в свет «Ученых записок» в ИГПИ.
«Анатолий Иванович Мальцев… представлял собой могучую интеллектуальную силу, невольно покорявшую каждого из встречавшихся с ним. Нельзя было не считаться с его выдающейся умственной мощью. Анатолий Иванович говорил, что считает математику отражением внутренних, присущих человеческому мозгу законов мышления».
С.В. Смирнов, профессор математического факультета
В послевоенное время к А.И. Мальцеву приходит международная известность благодаря его замечательным исследованиям в области алгебры. Свидетельством признания его заслуг стало присуждение ему в 1946 г. Сталинской премии за комплекс трудов, посвященных теории групп. В 1953 году Мальцев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Работая в нашем вузе, он одновременно являлся старшим научным сотрудником Института математики им. В.А. Стеклова АН СССР. Его работы этого периода, наряду с трудами других ученых, послужили базой для создания теории моделей – направления математики, находящегося на стыке алгебры и математической логики. Мальцев вел также большую общественную деятельность, а в 1951 году стал депутатом Верховного Совета Российской Федерации от Ивановской области.
Анатолий Иванович никоим образом не принадлежал к породе «ученых сухарей». Будучи выдающимся математиком, он обладал широчайшей общей эрудицией, в том числе и в гуманитарных науках, хорошо разбирался в живописи, музыке, играл на фортепиано и скрипке. Он никогда не ездил на работу на трамвае, предпочитая ходить пешком, занимался бегом. К числу его любимых занятий во время отпуска и в выходные можно отнести охоту, хотя ее чисто практические результаты Мальцева интересовали мало. Нередко, заметив пролегавших совсем рядом уток, он опускал ружье со словами: «Жаль стрелять, уж очень красиво летят». Любил он также посидеть на берегу реки с удочкой.
Ветераном математического факультета в это время был Андрей Владимирович Лотоцкий. Занимаясь научной работой, он создал обобщенный метод суммирования рядов, который получил признание не только в СССР, но и за рубежом. С легкой руки математиков Канады и Аргентины он получил название метода Лотоцкого.
Большую роль в развитии физического факультета сыграл в эти годы Иван Владимирович Сушкин. Он в разное время заведовал кафедрами теоретической, общей и молекулярной физики, а в условиях нехватки квалифицированных кадров после войны читал лекционные курсы практически по всем разделам физики, делая это легко и увлекательно, хотя по своей основной специальности был физиком-теоретиком. На физическом факультете продолжал плодотворно трудиться Д.С. Шевелкин, который вел методику преподавания физики и занятия по физическому эксперименту. При его участии в ИГПИ была создана особая лаборатория школьного эксперимента. Совместно с Б.В. Рыкуниным он подготовил в 1950 г. пособие по оборудованию школьного физического кабинета приборами, которые можно было изготовить самостоятельно в любой школе. Эта книга среди учителей шла нарасхват. В дальнейшем она была даже переведена на китайский язык и издана в КНР.
По материалам книги: Балдин К. Е. Ивановский государственный университет: очерки истории (1918–2023 годы). 2-е изд., испр., доп. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2023, –
и сайта: https://50.ivanovo.ac.ru/history/ #ИвГУ #IvSU