для самолета МС-21 Одно из важных направлений по импортозамещению для отечественного машиностроения - гражданская авиация. Так, ПАО «Корпорация «Иркут» столкнулась с трудностью в импортных поставках крепежных элементов. Поэтому ПО «Стрела» (входит в состав Союза машиностроителей России) было предложено разработать и изготовить многоресурсные силовые замки для пассажирского среднемагистрального самолета нового поколения МС-21. Эти замки используются для крепления съемных элементов фюзеляжа, крыла и оперения (крышки и люки), а также крепления внутренних съемных элементов бортовых конструкций. Заводчане полностью выполнили требования заказчика. Выбор ПО «Стрела», как разработчика замков, не случайный - учитывались технический и технологический опыт изготовления подобных конструкций, а также многолетняя положительная практика сотрудничества между нашими предприятиями. Когда коллеги из Корпорации «Иркут» предоставили образцы импортного замка, специалисты ПО «Стрела» сразу же выполнили его всестороннюю оценку: сделали металлографию, определили параметры деталей, обеспечивающих стопорение конструкции и характерные ему щелчки, изучили особенности резьбы. На основании данного анализа отдел главного конструктора спроектировал элементы составных частей замка и технические требования для его изготовления на мощностях ПО «Стрела». Сам замок состоит из шести деталей: корпуса, двух винтов, втулки, обоймы и пружин. Казалось бы, ничего сложного, но это только на первый взгляд. Специалистам объединения пришлось решить три технологические проблемы и все они в той или иной степени связаны с малыми габаритами замка (высота корпуса всего 16 мм). Свои условия диктовали и требования к прочности и точности в условиях крупной «серии» - только на один самолет устанавливается более 2000 замков разных типоразмеров. Первая и самая сложная проблема, с которой столкнулись заводчане – изготовление стяжного винта с внутренней четырехзаходной резьбой, которая необходима для удобства и быстроты свинчивания. В процессе инженерного поиска технологи объединения перешли от механической (токарной) обработки многозаходной резьбы к ее формированию специальным инструментом - бесстружечным метчиком методом пластической деформации. Подобного рода технология ранее на предприятии не использовалась. Ее применение обеспечивает более высокие прочностные характеристики и повышает срок службы детали. Немаловажен и экономический эффект – при механической обработке одним резцом, до его износа, возможно изготовить около 20 стяжных винтов с многозаходной резьбой, а при «выдавливании» бесстружечным метчиком – около 60. Кроме того, время, затрачиваемое на нарезание резьбы, занимало около 15 минут, а цикл формирования резьбы бесстружечным метчиком – тридцать шесть секунд. Чтобы добиться такого результата была проделана большая исследовательская работа: спроектированы и изготовлены комплекты инструмента, опробованы разные материалы, подобрана нужная последовательность операций обработки и многое другое. Результат проведенных исследований по данному направлению был озвучен на 34-ой Научно-технической конференции молодых специалистов ПО «Стрела», работа получила высокую оценку и заслуженно заняла первое место. Еще одна решенная задача – серийная штамповка подвижных и неподвижных шайб с зубцами. Очередная сложность связана с их маленьким размером. Высота зубцов шайб - не менее 0,3 мм. Такая штамповка в чем-то схожа с ювелирной работой и нуждается в тонких технологических настройках. Во время эксплуатации именно шайбы производят щелчки при откручивании-закручивании, и таких циклов замок должен выдержать 1500 раз и более. Эта «трещотка» - главный маркер надежности замка, если звук пропадает, то корпус нуждается в замене. Но главная их функция - предотвращение непроизвольного раскручивания стяжного винта из-за вибрации во время полета самолета. Для того чтобы добиться нужного качества «трещотки» и избежать преждевременного износа шайб конструкторы объединения правильно подобрали материал и общее усилие двух специальных пружин. Другое «узкое место» при освоении замков – это изготовление стопорного кольца для втулки, которая монтируется в элемент каркаса самолета. Конструкция замка обеспечивает зацепление стяжного винта за стопорное кольцо и предотвращает выпадение винта при выполнении регламентных работ. Изначально инженерами задумывалось изготавливать его штампом – «вырубать» из металлической ленты, но впоследствии был выбран другой способ – кольцо толщиной 0,5 мм теперь изготавливают из нагартованной проволоки с более высокими пружинящими свойствами, а затем обрабатывают внутри механическим способом. После изготовления опытной партии замков, на Иркутском авиационном заводе совместно с представителями нашего производства, были проведены успешные испытания на имитаторах частей фюзеляжа самолета МС-21. Замки производства ПО «Стрела» показали себя с наилучшей стороны и были рекомендованы к применению на изделиях. Данные крепежные элементы также включили в конструкторскую документацию самолета МС-21 в качестве комплектующих изделий, классифицируемых согласно Федеральным авиационным правилам, как компоненты III класса категории Б. Кроме того, от ПАО «Корпорация «Иркут» объединению пришло дополнительное предложение освоить еще один замок со схожей конструкцией. Благодаря уже выполненной тщательной и последовательной работе всех служб завода, разработка нового вида замка прошла значительно быстрее - после натурных испытаний он также включен в КД заказчика. Интерес к замкам «СТР» был проявлен и со стороны предприятия АО «Кронштадт» для беспилотных летательных аппаратов. Однако требования по техническим характеристикам замков для БПЛА были предъявлены другие, поэтому на объединении проведена работа по технологическому и конструкционному упрощению замка. В результате был разработан замок с однозаходной резьбой. В важной задаче по разработке и освоению многоресурсных силовых замков значительный объем работ был выполнен отделами главного конструктора (№60) и главного технолога (№25), а также механосборочным цехом (№40). Непосредственное участие приняли специалисты отделов №№ 10,22,29,35,50,60 и цеха №2. В настоящее время на объединении создается специальный участок по производству и сборке замков. Важно подчеркнуть, что ПО «Стрела» уже долгое время сотрудничает со многими авиационными предприятиями и изготавливает по кооперации различные детали и узлы для пассажирских самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Замки – еще один, пусть и небольшой, но уверенный шаг в решении проблем импортозамещения. #СоюзМаш #СоюзМашОренбург
Оренбургское РО "СоюзМаш России"
Инженеры ПО «Стрела» разработали силовые замки
для самолета МС-21
Одно из важных направлений по импортозамещению для отечественного машиностроения - гражданская авиация. Так, ПАО «Корпорация «Иркут» столкнулась с трудностью в импортных поставках крепежных элементов. Поэтому ПО «Стрела» (входит в состав Союза машиностроителей России) было предложено разработать и изготовить многоресурсные силовые замки для пассажирского среднемагистрального самолета нового поколения МС-21. Эти замки используются для крепления съемных элементов фюзеляжа, крыла и оперения (крышки и люки), а также крепления внутренних съемных элементов бортовых конструкций. Заводчане полностью выполнили требования заказчика.
Выбор ПО «Стрела», как разработчика замков, не случайный - учитывались технический и технологический опыт изготовления подобных конструкций, а также многолетняя положительная практика сотрудничества между нашими предприятиями. Когда коллеги из Корпорации «Иркут» предоставили образцы импортного замка, специалисты ПО «Стрела» сразу же выполнили его всестороннюю оценку: сделали металлографию, определили параметры деталей, обеспечивающих стопорение конструкции и характерные ему щелчки, изучили особенности резьбы. На основании данного анализа отдел главного конструктора спроектировал элементы составных частей замка и технические требования для его изготовления на мощностях ПО «Стрела». Сам замок состоит из шести деталей: корпуса, двух винтов, втулки, обоймы и пружин. Казалось бы, ничего сложного, но это только на первый взгляд. Специалистам объединения пришлось решить три технологические проблемы и все они в той или иной степени связаны с малыми габаритами замка (высота корпуса всего 16 мм). Свои условия диктовали и требования к прочности и точности в условиях крупной «серии» - только на один самолет устанавливается более 2000 замков разных типоразмеров.
Первая и самая сложная проблема, с которой столкнулись заводчане – изготовление стяжного винта с внутренней четырехзаходной резьбой, которая необходима для удобства и быстроты свинчивания. В процессе инженерного поиска технологи объединения перешли от механической (токарной) обработки многозаходной резьбы к ее формированию специальным инструментом - бесстружечным метчиком методом пластической деформации. Подобного рода технология ранее на предприятии не использовалась. Ее применение обеспечивает более высокие прочностные характеристики и повышает срок службы детали. Немаловажен и экономический эффект – при механической обработке одним резцом, до его износа, возможно изготовить около 20 стяжных винтов с многозаходной резьбой, а при «выдавливании» бесстружечным метчиком – около 60. Кроме того, время, затрачиваемое на нарезание резьбы, занимало около 15 минут, а цикл формирования резьбы бесстружечным метчиком – тридцать шесть секунд. Чтобы добиться такого результата была проделана большая исследовательская работа: спроектированы и изготовлены комплекты инструмента, опробованы разные материалы, подобрана нужная последовательность операций обработки и многое другое. Результат проведенных исследований по данному направлению был озвучен на 34-ой Научно-технической конференции молодых специалистов ПО «Стрела», работа получила высокую оценку и заслуженно заняла первое место.
Еще одна решенная задача – серийная штамповка подвижных и неподвижных шайб с зубцами. Очередная сложность связана с их маленьким размером. Высота зубцов шайб - не менее 0,3 мм. Такая штамповка в чем-то схожа с ювелирной работой и нуждается в тонких технологических настройках. Во время эксплуатации именно шайбы производят щелчки при откручивании-закручивании, и таких циклов замок должен выдержать 1500 раз и более. Эта «трещотка» - главный маркер надежности замка, если звук пропадает, то корпус нуждается в замене. Но главная их функция - предотвращение непроизвольного раскручивания стяжного винта из-за вибрации во время полета самолета. Для того чтобы добиться нужного качества «трещотки» и избежать преждевременного износа шайб конструкторы объединения правильно подобрали материал и общее усилие двух специальных пружин.
Другое «узкое место» при освоении замков – это изготовление стопорного кольца для втулки, которая монтируется в элемент каркаса самолета. Конструкция замка обеспечивает зацепление стяжного винта за стопорное кольцо и предотвращает выпадение винта при выполнении регламентных работ. Изначально инженерами задумывалось изготавливать его штампом – «вырубать» из металлической ленты, но впоследствии был выбран другой способ – кольцо толщиной 0,5 мм теперь изготавливают из нагартованной проволоки с более высокими пружинящими свойствами, а затем обрабатывают внутри механическим способом.
После изготовления опытной партии замков, на Иркутском авиационном заводе совместно с представителями нашего производства, были проведены успешные испытания на имитаторах частей фюзеляжа самолета МС-21. Замки производства ПО «Стрела» показали себя с наилучшей стороны и были рекомендованы к применению на изделиях. Данные крепежные элементы также включили в конструкторскую документацию самолета МС-21 в качестве комплектующих изделий, классифицируемых согласно Федеральным авиационным правилам, как компоненты III класса категории Б. Кроме того, от ПАО «Корпорация «Иркут» объединению пришло дополнительное предложение освоить еще один замок со схожей конструкцией. Благодаря уже выполненной тщательной и последовательной работе всех служб завода, разработка нового вида замка прошла значительно быстрее - после натурных испытаний он также включен в КД заказчика.
Интерес к замкам «СТР» был проявлен и со стороны предприятия АО «Кронштадт» для беспилотных летательных аппаратов. Однако требования по техническим характеристикам замков для БПЛА были предъявлены другие, поэтому на объединении проведена работа по технологическому и конструкционному упрощению замка. В результате был разработан замок с однозаходной резьбой.
В важной задаче по разработке и освоению многоресурсных силовых замков значительный объем работ был выполнен отделами главного конструктора (№60) и главного технолога (№25), а также механосборочным цехом (№40). Непосредственное участие приняли специалисты отделов №№ 10,22,29,35,50,60 и цеха №2. В настоящее время на объединении создается специальный участок по производству и сборке замков.
Важно подчеркнуть, что ПО «Стрела» уже долгое время сотрудничает со многими авиационными предприятиями и изготавливает по кооперации различные детали и узлы для пассажирских самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Замки – еще один, пусть и небольшой, но уверенный шаг в решении проблем импортозамещения.
#СоюзМаш
#СоюзМашОренбург