Точка непадательности, часть 2

Точка непадательности, часть 2 - 984373148338
– Здравствуйте, отче, – неожиданно раздался голос  молодого  монаха. – Вы  дома ?

– Здравствуй, дорогой,  дома,  – ответил  старец  выходя  из сарая  с  вязанкой  дров. – Только позавчера мы с  тобой  расстались, а  ты  уже опять   тут как  тут.

– Да, мне прошлый  раз  просто  нужно  было кое-какие  вопросы в  городе решить  и Светлане я  обещал о встрече.

– А, ну  тогда вопросов нет,  – с  иронией  заметил  старец. – Женщина – это в  наше время  дело  святое. Ты  сегодня  вижу  без машины ?

– Без, отче,  да  я  не  на  долго,  только на пол  дня.  Мне  не  даёт покоя наш  последний разговор о точке  повышенного осознания,  он застрял  у  меня в  голове и  я  об  этом  сейчас только и  думаю,  вот и приехал за разъяснением.

– Ну  хорошо, пойдём в  дом, –  предложил  старец, посмотрев  на  небо, которое  начинало хмуриться. Как бы поясняя, старец  дополнил – дождя не  будет,  но будет  ветренно  и  не  комфортно,  дома  об  этом  говорить  будет  гораздо  удобнее.

Зайдя в  дом, молодой монах расположился на  своём  привычном месте, а старец  по традиции пошёл заваривать  на  кухню  свой особенный  травный чай. Выйдя  через несколько минут  из  кухни  с  заварником  и  кружками, старец разлил чай  и первым начал  разговор.

– Знание  о точке повышенного осознания – это особая веха на  пути любого инока, монаха и  схимника. Особая она  потому, что это  знание  является своего  рода  краеугольным  камнем  всего  учения  отцов  о  душе. Это знание  открывает  весь внутренний  мир  души  и  объясняет сам принцип  соединения  ума с  сердцем.

По  этой причине данное знание является  совершенно закрытым  и  тайным, которым  владеют  только  посвящённые  учителя  или  духовно зрячие иноки, могущие созерцать душу  в виде  светящегося  яйца  и  знать её  внутреннее  устроение.  В прошлый раз  ты впервые прикоснулся к  этому  знанию и  оно  начало в  тебе  работать.

Это  знание работает  почти также, как  и «закваска»  для  теста  по притче Христа  о  первом  знакомстве  с  Евангелием. Именно  поэтому  после  получения  этого  знания  уму  требуется продолжение разговора  о точке  повышенного осознания, как  точке  непадательности.

Именно  это  тебя сейчас  и тяготит,   поскольку  ты  хочешь  глубже  понять  как  устроена и как  работает  вся  эта система,   которая  по  сути и  отвечает за  состояние  ума  инока.  Так что именно тебя  интересует? – переспросил старец.

Молодой  монах был  в  очередной  раз  удивлён   тому, как  точно  старец  определил  суть его проблемы, а  потому  почти  без   раздумья  задал  свой  вопрос:

– Отче, ты  сказал прошлый  раз  что всегда в  разговорах со  мной держишь ум в  точке  повышенного осознания, но  я ни  сегодня,  ни вчера не   видел того, чтобы  ты  перед  этим молился.  Разве  без  молитвы можно изменять состояние ума  и  сводить ум в  духовное сердце? 

Старец  засмеялся  и  покачав  головой,  как  бы  сокрушаясь  от чего-то, ответил:

– Опять в  тебе  говорит религиозный человек и  обрядовер, который  без  ритуала и  обряда  и  шага ступить не может, как увечный и  хромой  без своих костылей.  Прошлый  раз я совсем забыл  тебе сказать  о  том, что тот, кто приступает к  практике бдения  и  умной  молитвы должен постепенно отказываться от молитвы формальной,   поскольку  она  для него  уже пройденный этап.

Молитва  по  форме  в  виде  правила  или  ритуала  для какого-либо  действия  нужна  только тем, кто  ещё   не  владеет  в должной мере  своим  умом и  вниманием, а  владеющему  умом  ритуала  уже  не  нужно, а   нужно  одно лишь усилие  воли для  изменения глубины  восприятия  и осознания.

Тебе  пока  трудно понять  как  устроен  и  работает ум  человека, поскольку  ты  ещё не  обладаешь  всей  полнотой  знания  о  душе.

– Но  ты  же  поможешь  мне в  этом разобраться?

– Разумеется,  для  этого мы  с  тобой  и встречаемся. Знание  об  уме, его  устройстве, его  видах  и  работе в  учении  отцов является одним из самых  важных видов знания,  поскольку сам Бог  по  учению отцов есть Ум  Большой   превыше  любого  иного ума  и ведения и через  глубокое познание своего ума человек  познаёт  и  Ум Божий.

Уму  очень сложно дать  определение, поскольку он похож на  ветер, который колышет  листву деревьев.  Ты  не можешь  видеть  ветра, а  можешь видеть  только  результат его  работы – движение и колебание листвы.

Вместе с  тем, в  этом движении ума  есть  своя очень  стройная система правил и принципов. Более того,  за  всем  этим стоит совершенно  особая  структура, которая  и  направляет умственный  ветер и определяет его силу  и  задачи.  Благодаря видению  энергии отцы  разобрались в  структуре ума и поняли природу этого умного ветра.

– С  чем можно  было бы  сравнить ум? –  спросил  молодой монах.

 – Мой учитель приводил  мне в  качестве примера  ума  растущее дерево, но  это  старая  библейская метафора, у  которой  есть и свои  плюсы  и свои  минусы.  Я приведу  тебе  в  качестве метафоры  иной  и более  современный  образ,  отвечающий  современной психологии.

Представь себе  обычную детскую пирамидку со  стержнем на  которую  дети одевают  цветные   колечки. Представил?

– Представил.

– Так  вот  это пирамидка  и есть  условная  модель  человеческого  ума  и   каждый человек, сам  того  не  сознавая,  с  самого  рождения  строит  у  себя в  душе подобную пирамидку,  как  бы  нанизывая  на стержень  по  ходу  жизни  одно колечко за  другим. 

Самая нижняя часть этой  пирамидки и её  основание  – это  рациональный  ум  и интеллект, а  вершина пирамидки – это ум  духовного  сердца.  Задача  каждого  человека  по  жизни, как  живой души,  –  это  собрать  всю  пирамидку,  что  символично и  обозначает  соединение  ума с  сердцем.  Вот  так  выглядит структура ума  и принцип  его работы,  –  удовлетворённо заключил  старец.

– Но мне пока  ни  о чём  не  говорит  эта схема  и модель,  – несколько  удивлённо ответил молодой монах.

– Разумеется, не  говорит, поскольку тебе не  известна  вся система  устройства  сознания и принцип  собирания  этой  пирамидки.  Дело в  том, что собирание этой  пирамидки зависит только от воли  самого человека.  Бог не может человека заставить собирать  эту пирамидку,  хотя  и  подталкивает  человека к  этому.

Ещё я  хочу  тебе сказать  о  том, что собирание  этой  пирамидки – это самая  трудная задача  из всех, с  которыми  только  сталкивается человек в  жизни.  К примеру,  стать в  наше время долларовым  миллионером или  даже  миллиардером проще, чем  собрать  эту  пирамидку.

На собирание этой  пирамидки уходит почти  вся  энергия  души  человека, поскольку  эта  пирамидка  представляет собой не символичную, а совершенно  реальную  духовную структуру  и конструкцию, которую  буквально строит  человек  в собственной  душе.

Скажу  тебе  более  того –  именно  эта  пирамидка  в  учении  отцов именуется внутренним  храмом  души  и  домом, а сам процесс собирания этой  пирамидки  именуется духовным  домостроительством.

Строительство этой  пирамидки, как  и строительство  дома,  сложный  и  длительный процесс, который должен  идти  по чёткому архитектурному плану,  чтобы  этот  дом был  ума   и  духовного сознания  был  прочным и выдерживал любые шквалы  и шторма  жизни.

– А у  отцов есть на  этот счёт точные  цитаты ?

– Есть,  разумеется,  только о  пирамидке  там ничего не  говорится, а  говорится о  домостроительстве  духовном и Божественном. У преподобного Иоанна Дамаскина вся  третья  книга так  и  называется  «О Божественном домостроительстве и о попечении в отношении к нам, и о нашем спасении».

Лучшая  цитата о духовном домостроительстве принадлежит Христу, который сравнил процесс создания пирамиды духовного сознания   со строительством дома на камне  и на песке  – «Я скажу вам, с кем можно сравнить того, кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и исполняет их. Он похож на строителя дома, который выкопал глубоко и заложил фундамент на камне. Когда случилось наводнение и на дом обрушилась река, она не пошатнула его, потому что он был крепко построен.

А того, кто слушает Мои слова и не исполняет их, можно сравнить с человеком, который построил дом на земле без фундамента. Как только река обрушилась на дом, он тут же рухнул, и падение его было великим..»

– Разве  эта  цитата из  Евангелия о строительстве пирамиды духовного сознания ? –  удивлённо переспросил  молодой монах.

– Разумеется,  а  о чём же   ещё, – ответил  старец. – Эта  цитата Христа  как  нельзя  лучше говорит  о том, как  должен  идти процесс строительства  пирамиды  духовного ума  и сознания.  Если эту  пирамиду построить  без фундамента  и  основания,  она  рухнет  под  натиском  сил  жизни и  это будет полный  и  безвозвратный  крах души.

Сложность строительства этой  пирамиды в  том, что она реально высока и имеет  много уровней  или  колечек и нужен,  действительно,  очень грамотный  архитектурный  план,  чтобы выстроить такую пирамиду  от  одной стенки  души до  другой,  где  расположено духовное  сердце.

Когда такая пирамида  выстроена в  душе и её  вершина достигает  духовного сердца,  это  и  значит, что ум  человека прошёл все  три стадии роста – телесную,  душевную и  духовную и  достиг  самого  Логоса, который  и есть Царство Божье  или вселенная Духа,  открываемая  через  иллюминатор  духовного сердца.  Прошлый  раз ты сам  заглянул в  это иллюминатор.

– Отче, а  как  расположена  в  душе  эта  пирамидка  и  что  представляют собой её  кольца ?

– Если  попытаться  представить модель  души,  то  эта  пирамидка  в  светящемся  яйце расположена не вертикально, а  горизонтально,  так, что её  стержень  в точности проходит по  линии сердца  в  верхней  трети  сферы  души  от  одной стенки  до другой.

При  этом  основание пирамидки – это  щит  эго  ума  на  передней  части светящегося яйца, а  вершина пирамидки – это духовное  сердце, расположенное на  противоположной стенке яйца. Таким  образом, пирамидка  проходит  через  всё пространство  сферы  души  и  соединяет его переднюю часть  с  задней частью,  где  расположено духовное сердце.

– Эта  пирамидка  и есть ум  человека ? – переспросил  молодой монах.

– Да, вся  эта пирамидка  – это и есть  структура  сознания.  Как  ты  понимаешь, у  разных людей  эти пирамидки  сознания  имеют совершенно  разную форму  и высоту. У большинства телесных людей  вместо  пирамидки имеется  всего одно большое  кольцо  её  основания – это и есть сеть рационального  или  периферического  ума  и  мышления.

У небольшой  части  людей,   преимущественно  верующих и священства, в  этой  пирамидке бывает три, четыре и  даже  пять колец, которые и есть структура  душевного или нравственно-религиозного ума, который обращён в  глубь  души  в  сторону духовного сердца,  но далее не  растёт.

И  есть катастрофически мизерное число  людей, которые выстроили практически  всю пирамиду сознания от  одной  стороны  сферы  души до  другой  и фактически  соединили  ум с  духовным  сердцем  из  которого могут входить в Логос.  Это иноки, схимники  и исихасты, которые достигли высоты  духовного ума или священнобезумия  духовного сознания. Это  и есть с полнота совлечения ветхого человека и  раскрытие возможностей нового.

– А как  ведёт себя   ум  внутри  этой пирамиды сознания ?

– Ум  человека  посредством  смещения  фокуса  сознания  может  свободно  перемещаться  по   всей  пирамиде  вдоль  линии сердца от передней стенки  сферы  души  из  положения рацио  до  задней стенки  души  и  положения  духовного ума,  понимаешь ?

– Понимаю,  а  что  нужно для  этого перемещения ума,  ну  или  от чего оно происходит ?

– Нужна  энергия  благодати  или  духовная   сила, – я  же  тебе  об  этом  уже  говорил.  – Когда  эта  энергия  есть в  распоряжении  души,  то  это  смещение  фокуса  сознания  происходит естественно и моментально.  Именно в  этом  свободном перемещении  ума  по  всему  спектру сферы  души и  заключается духовная свобода  человека.

Рабство – это фиксация фокуса  сознания  только в  одном  из положений  или  телесного ума  или душевного. У  большинства простых людей  фокус сознания прочно зафиксирован  на внешней  стенке эго щита и их единственным  умом  является  ум  рациональный.

У верующих  и священства есть  очень небольшая  свобода смещения фокуса  сознания  в  глубину  души  от  рационального эго ума в  сторону  духовного сердца  и  религиозно-нравственного разума, поэтому  они как  бы  имеют возможность возвышаться над  эгоизмом и  рационализмом.

 Как  ты  понимаешь, максимальной  духовной  свободой обладают  только иноки, схимники  и исихасты,  имеющие  возможность свободно перемещать  фокус  сознания по  всему  спектру души от телесного  ума до  духовного сознания.

Тебя  же  интересовало то, почему я  могу  свободно входить в состояние  повышенного осознания.  Так  вот  я  могу  это  делать  мгновенно безо всякой молитвы  и ритуала  только потому, что имею  проложенный  путь  внутренних  связей от  внешней стенки  до самого  духовного сердца. Над  этим  мне пришлось  потрудиться более тридцати  лет.

К слову,  точка повышенного осознания  – это предпоследнее колечко на  пирамиде сознания  перед  самой верхушкой, которая  и есть  вход в  духовное  сердце.

– Значит,  ты просто усилием  воли  можешь  смещать фокус сознания в  любую  точку,   включая точку  повышенного осознания  и всё ?

– Ну  да,  и всё.  Когда  ты проложишь путь к  этой  точке  ты точно  также сможешь  это  делать  одним  усилием воли и никакие  ритуалы  и молитвы  тебе для  этого уже  не  потребуются.  А пока  ты  не  имеешь внутренней  связи с  точкой повышенного  осознания тебе для этого смещения нужны вспомогательные средства в  виде  молитвы, проводника или моего  чая.

После  слов «моего  чая» старец как-то загадочно  улыбнулся и молодой монах понял, что чай  старца   был явно не  простой  и содержал  психоактивные  компоненты,   способствующие изменению  осознания.

– Да  ты  не переживай  за  мой  чай, он  здесь не  самое  главное,  – точно  прочитал  мысли  монаха  старец, –  я  в него  добавляю самые  обычные  травы и коренья, ну  разве  что чуть  больше  кладу  шалфея –  прорицателя.

Старец  засмеялся, видя  удивлённое лицо молодого монаха.

– Я тебе  совершенно  серьёзно  говорю,  самое  главное –  это  ум  и  наличие  энергии благодати, – заключил  старец.

– А у святых отцов  есть хоть какие-то упоминания  о  том, что именно  так  идёт  сам  процесс  расширения осознания ? – переспросил  молодой  монах.

– Конечно есть. Тот  же Исаак Сирин говорил  об  этом  прямым текстом,  хотя  его мало  кто понял из  церковников. Он говорил – «Потщись войти во внутреннюю свою клеть, и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей».

«Лествица  оного царствия» – это и есть тот  самый стержень пирамидки и полоса сердца  от одной стороны  светящегося яйца  до другой и  задача ума  каждого человека  пройти по  этой  полосе от одной стороны  до  другой, преодолев  всё  пространство  души.  Это  и есть познание  человеком  самого себя,  так установлено Логосом и  никто не  в силах этого изменить.

Молодой  монах неожиданно представил в  голове всю  модель  устройства  души  в  виде  светящейся  сферы   с   пирамидкой,  соединяющей  две стороны, и пришёл в  восхищение  от данной  метафоры,  образно  передающей рост и  расширение сознания.

– Отче, а  три  точки положения фокуса сознания,  соответствующие  телесному,  душевному  и  духовному  уму  по  учению  отцов, – это  точки  на  линии  сердца   или   отдельные  кольца  на пирамиде  сознания?

–  Кольца  и стержень – это  же  только  метафоры. В духовной реальности нет никаких  стержней, колец  и  пирамид, а  есть светящаяся  паутина  сети  сознания.

Телесный  ум,  душевный  и  духовный  – это скорее  отдельные  области  или  сектора  на  сети сознания, соответствующие  разным  уровням  полосы человеческого спектра. Телесный  ум – это самая  грубая  периферийная  часть  сети сознания.  Душевный  ум – более  утончённая и  разветвлённая часть  или  средостение  души, как  говорят  отцы,  а духовный ум – это  самая  утончённая  и  разветвлённая  часть  сети,   которая  почти  тождественна  Логосу.

Можно сказать что ум,  действительно,  похож на  удивительное  древо, которое  своей  кроной  прорастает  в Логос. Вхождение в  Логос  – это  и есть выход  из  ветхой человеческой формы.  Так  ум  малый  соединяется с  Умом Большим – это и есть обожение сознания  человека  в  полном  смысле  слова.

Таким образом, Лествица  спасения,  действительно,  находится внутри  души  каждого человека  и  каждый  человек её  строит  одинаково в  самом  себе через развитие  духовного ума. 

– Отче,   а что  находится за  границей  светящейся  сферу  души,  но  не  за духовным  сердцем, а  спереди  за  внешней частью,  где находится рациональное  мышление ?

Старец ответил не сразу, а как-то  особенно посмотрел на  молодого монаха  и  от  этого  взгляда  старца  ему  стало как-то неловко. После  небольшой  паузы  старец  ответил:

– За  этой внешней границей расположена  область сущей  тьмы  и полного  безумия к  которому так  усиленно  стремится  мир  и   современное человечество.  Я  бы  сказал что  за  этой  границей  начинается  сам  ад, поскольку  эта  область  бесконечно удалена от Логоса  и Бога  и  выходит за  внешнюю  границу человеческой  души.

Эту  область  можно назвать областью сверх  рационального  демонизма. Дело  в  том, что  полоса человеческого спектра  энергии простирается за  границы  светящегося яйца  души  по  обе  стороны,  но  за  границей  души  – это уже  совершенно бездушная  форма  рациональной  человечности,   которую нельзя считать человечностью.

Ты  не поверишь,  но на  Земле  сегодня  уже  есть  те, кто  вышел за  эту  границу  рациональной  человечности и фактически  стал уже  не  человеком,  а  рациональным  демоном,  имеющим  все  внешние  атрибуты человечности,  но не  имеющем  самого главного,  что  делает  человеком – связью  со сферой  души  и  духовным  сердцем.

- А что такого страшного в  этом  выходе за границу  души?

- Страшно  то, что это выход в  нечеловеческое пространство голого рацио, которое не  имеет  связи с Логосом, как  законом взаимной  любви и нравственностью, как составляющей человечности. Это дьявольский  прагматизм в чистом его виде.

Ты  спрашивал  меня как-то  о войне на  Украине. Тогда  я  ещё  не мог дать  тебе всей полноты  ответа, а сейчас  уже могу. Так  вот причины  этой войны напрямую связаны с  тем, что точка  фокуса сознания у  значительной части  людей уже практически вышла за границу подлинно человеческого в  рамках сферы  души.

Если  бы эта  точка фокуса  оставалась в  центральной части сферы души или была расположена ближе к  точке духовного сердца, как  месту духовного знания  и  безусловной любви, войны никогда бы  не  было, поскольку  из  этой точки людят видят взаимное единство в  любви, а  из  точки рацио они его не  видят.

– А чем  обусловлен  выход  человечества  за эту  внешнюю  границу ?

– Силами  эго,  стремящегося  к  сверх рационализации всего и вся.   Выход  ума  за  эту внешнюю  границу – это и есть трагедия мира  и  всего рода человеческого.  Во времена  отцов  и  ранее фокус  сознания каждого человека и всего  человечества был расположен очень  близко к  точке повышенного  осознания  и  духовного сердца.

Именно  это и  делало ранее  людей  и мир  духовными и приверженными  духовному  знанию, а  не  рациональному. Благодаря знанию  положения точки повышенного осознания древние  люди знали  жизнь очень глубоко не  имея официального  образования, а  имея  только духовное знание.

Позднее силы рацио и рационального познания стали уводить  фокус сознания каждого  отдельного человека и всего  человечества в  противоположную сторону к  внешней стенке светящейся сферы  души, соответствующей рациональному  мышлению  и  интеллекту.

Сейчас  эта  точка как  раз  и  расположена в  этом  положении.  Вот  какова подлинная  причина рационализации религиозности и  утраты подлинной  духовности. Я  тебе  вскользь  уже  говорил  об  этом, когда мы  три  года  назад  обсуждали  тему  души, ты просто  уже  забыл.

В этот момент  монах  вдруг  отчётливо  вспомнил  разговор  трёхлетней  давности  и  слова старца о  том, что у  древних людей точка  наиболее яркого свечения кокона  души  располагалась в  районе  духовного сердца, а у современного человека  она располагается почти на  самой  периферии  внешней  стороны.

– Отче, я  сейчас  вспомнил  о  том, что ты  говорил о  точке  наиболее  яркого свечения в  душе.

– Прекрасно,  – заметил  старец,  – это  говорит о  том, что  твой  ум  приобретает должную гибкость  и  текучесть,  вспоминание  –  это  и есть  обращение  сознания к  тому положению  фокуса, в  котором  был  ум в  момент  события.

В настоящее  время все  мировые  религии, включая христианство и  православие, захламлены всякой  надуманной  беллетристикой  и  искажениями смыслов  до предела,   поэтому ты  уже  не  найдёшь  в мире  ни  одной  истинной  религии.  Все  мировые  религии  стали  жертвой массовой профанации.

Только у  святых отцов  первых  веков, как  духовных  практиков,  и остались  последние  крупицы истинного  знания,  не считая посвящённых,  схимников в миру и исихастов. Так  обстоят  дела,   мой  друг.  Ты  вроде  планировал   быть у  меня  до  обеда?  – с  улыбкой переспросил старец.

Молодой  монах глянул на время и  понял, что четыре  часа вновь пролетели как  одно  мгновение.

– Да,  отче,  извини,   мне  нужно собираться.

– Да  я  не  прогоняю  тебя,   а  только напоминаю.

– Нет, нет,  мне  нужно  идти.  Спасибо за наставление и  вразумление.

Старец  обнял молодого монаха три раза  и сказал на прощание:

– Не  за  что, ступай с Богом  и как  следует  обдумай  наш сегодняшний разговор…

– Обдумаю, отче,  – ответил монах, удаляясь  от  дома старца.

…продолжение следует…

Яков

#ВоБлаго

Комментарии