Пассажирский самолет среди белого дня сел на Неву — невероятное событие, случившееся в 1963 году в Ленинграде

Самолеты не летают низко над городами. Это необходимо, чтобы избежать непредвиденных жертв в связи с экстренной ситуацией. Ведь даже если у лайнера внезапно откажут сразу оба двигателя, с высоты 7000 метров он будет медленно планировать и успеет пересечь черту густо населенного пункта.
Но так было не всегда. Вплоть до 1963 года пассажирские самолеты в СССР могли летать над крышами домов в случае возникновения экстренных ситуаций. Никто и подумать не мог, что потенциально это может привести к трагедии.
Это случай произошел ранним утром 21 августа, когда небольшой самолет Ту-124 совершал рейс из Таллина в Москву. Компания Аэрофлот наладила регулярные перелеты между городами только с сентября 1956 года.
Первые гражданские лайнеры были небольшими, компактными и конструировались на основе военных самолетов. Часто возникали неприятные ситуации, связанные с заклиниванием шасси или выходом из строя бортовых датчиков.
К счастью, все эти опасные недочеты компенсировались опытом пилотов, пришедших в гражданскую авиацию из военно-воздушных сил.
Так произошло и в то августовское утро 1963 года. Проблемы у экипажа Ту-124 начались вскоре после вылета. Заклинившая стойка шасси была большой проблемой при будущей посадке. Как члены экипажа ни старались расшевелить переднюю стойку подручными средствами, их усилия были тщетными.
Возвращаться назад не вариант. Конечно, посадку на "брюхо" можно было провести где-нибудь в таллиннском поле, но полные баки взрывоопасного топлива могли стать большой проблемой. Было решено направить борт не в Москву, а в Ленинград. Аэродром города на Неве был оборудован специально грунтовой полосой.
За несколько часов полета на относительно небольшой высоте можно было израсходовать максимальное количество топлива. Этот план давал возможность приземлиться "на брюхо" с минимальными рисками для 7 членов экипажа и 52 пассажиров. Проблемный борт вели ленинградские диспетчеры. Ситуация была под контролем, как вдруг вскрылась еще одна проблема – неисправность топливомера.
В этот момент борт Ту-124 уже кружил в 500 метрах над Ленинградом, все еще расходуя топливо. Датчики показывали хороший запас, но в один момент друг за другом заглохли оба турбореактивных двигателя.
На принятие решения было всего лишь несколько секунд. Василий Чеченев, который занимал должность второго пилота, понял, что лайнер собирается пикировать на Исаакиевский собор. Но бывший военный летчик, за плечами которого был не один полет на гидропланах, прекрасно знал методику приводнения.
В долю секунды Чеченев взял штурвал в свои руки, сумев направить падающий лайнер вдоль одного из мостов и успешно посадить на Неву непосредственно напротив Александро-Невской лавры. На стороне второго пилота был полнейший штиль и крепкий корпус самолета.
Пассажирский самолет среди белого дня сел на Неву — невероятное событие, случившееся в 1963 году в Ленинграде
При приводнении никто из пассажиров и членов экипажа не получил травм. По местному времени было 11 часов утра. Город гудел и многие ленинградцы стали очевидцами экстренного приводнения. Однако власти не собирались рассказывать людям правду. Негоже советскую авиацию в неприглядном свете выставлять!
Пассажирский самолет среди белого дня сел на Неву — невероятное событие, случившееся в 1963 году в Ленинграде
Поэтому оперативно зевакам сообщили о "съемках фильма", велели не волноваться и по возможности не толпиться в этом месте. А в это время один из буксиров, проплывающих мимо по Неве, перекинул трос в кабину пилота через разбитое стекло.
Лайнер быстро оттянули к берегу, и все пассажиры спешно перебрались на землю по крылу. Производить эвакуацию нужно было как можно быстрее из-за стремительно прибывающей в салон воды.
Пассажирский самолет среди белого дня сел на Неву — невероятное событие, случившееся в 1963 году в Ленинграде
Но все закончилось хорошо, ни один человек борта Ту-124 не пострадал. Место было оцеплено милицией, делать снимки категорически не разрешалось. Ну а доблестный экипаж и вовсе мог бы столкнуться со строгим выговором. Ведь как выяснилось по горячим следам, на взлетной полосе в Таллине был обнаружен болт от плохо прикрученного шасси.
Эту историю было решено замять, однако она каким-то образом просочилась в прессу. В статье газеты "Известия" Чеченев и его коллеги были объявлены героями, которые сориентировались в трудной ситуации, не допустив ни одной жертвы.
Под воздействием СМИ выговор был заменен на награду в виде внеочередной квартиры.

Комментарии

Комментариев нет.