В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу? Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.
Рождественский пишет: «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен». Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?” И что мы выберем, то и пожнем. - Послушайте внимательно легенду. Давным - давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: - Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил! Второй молвил: - Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам. А третий сказал с улыбкой: - Я строю прекрасный собор. Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Вопрос: Как вы думаете, почему? В ответах каждого прозвучало их собственное отношение к одной и той же работе: строительству собора. И в наше время не все люди относятся к своей работе добросовестно, получая от труда радость. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Как же найти ту единственную, которая была бы по душе, приносила удовольствие и давала возможность жить благополучно в материальном плане. Проблема выбора профессии очень серьезная. Именно об этом мы сегодня и поговорим. Скоро вам придется сделать в своей жизни очень серьезный выбор: выбрать профессию. Ребята, согласитесь, что для большинства из нас будущая профессия – это миллион сомнений и терзаний. И не только для нас, но и для наших родных и близких, потому что в процесс выбора включаются все. Мы выслушиваем советы, листаем справочники и никак не можем определиться. «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» — сказал Сенека. В мире профессий тысячи. И все они почтенны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку жить, то есть получать заработную плату, а для многих это становится смыслом жизни, помогает раскрыть способности, укрепить характер, стать достойным человеком. Профессия необходима человеку так же сильно, как воздух и вода. А много ли вы знаете профессий? Давайте посмотрим на факторы, которые могут повлиять на наше решение. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться с будущей профессией, надо постараться познакомиться со многими из них. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер). Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. Уровень притязаний и самооценка. Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания — важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры. Мнение родителей, семьи. Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен. С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения. Мнение сверстников. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: немодная и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что будущая специальность — это ваш и только ваш личный выбор. Позиция учителей, профессионалов. Определяясь с профессией, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности. Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профессиональной консультации. Работа сотрудников таких центров называется профессиональным консультированием. Личный профессиональный план (ЛПП). За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще, и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопросы: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей. Человеческий труд и профессиональная деятельность — это не одно и то же. Уборка квартиры, сада, работа на приусадебном участке, возня с собственными детьми вполне могут назваться трудом, но не профессиональной деятельностью. Прежде всего, чтобы ее выполнять, нужно иметь соответствующее образование, квалификацию, навыки и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т.д. Если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достойную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профильного образования. Учащиеся выступают с сообщениями «Уровни профессионального образования» — Система образования в РФ имеет три ступени. Начальное профессиональное образование готовит квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Основной тип учебных заведений – профессиональные училища и профессиональные лицеи. Среднее профессиональное образование получить можно в техникуме или колледже. В техникуме вы получите базовую квалификацию, в колледже – со специализацией. Высшее профессиональное образование представлено институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. — По каким критериям выбирают уровень образования? Какой уровень поможет добиться карьерных высот? – Успешным в жизни можно стать, имея любое образование. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально. – В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются. Чтобы стать настоящим профессионалом, прежде всего надо правильно выбрать профессию. Что можно считать правильным? Выбор, сделанный с учётом своих возможностей – интеллектуальных, физических, психологических. Однако этого недостаточно. Ваши возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии. Но если эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, то они не будут востребованы. По данным социологических исследований, в нашей стране более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Это и потерянные годы учёбы, и выброшенные на ветер деньги. Между тем выпускник 9 или 11 класса может выбрать профессию, руководствуясь своими способностями и требованиями рынка труда, а не соображениями престижа. Откуда появляются новые профессии и что же означают незнакомые названия? «Медиапленнер», «криэйтор», «бренд-менеджер» привлекают внимание и вызывают необъяснимый трепет, особенно у людей старшего поколения. С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции у любого производителя возникает необходимость так преподнести свой товар, чтобы он стал узнаваемым и раскупаемым. Появились специалисты, которые занимаются продвижением новых товаров на рынке: супервайзеры, мерчендайзеры, промоутеры, менеджеры по рекламе. На Западе эти профессии возникли гораздо раньше, чем в России. Поэтому недавно появившиеся специалисты выходят на российский рынок с уже готовыми иноземными названиями. В современных экономических условиях у потребителя большой выбор. Чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг, появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии. Классный руководитель: – Сегодня мы проведем деловую игру: один день из жизни компании «Мода и школа». Я представляю генерального директора Михаила и сотрудников компании (учащиеся класса). Генеральный директор: Господа, мы собрались на очередное совещание. Наша фирма вот уже второй год занимается производством и сбытом школьной формы. Хочу представить вам известного имиджмейкера Екатерину. Имиджмейкер: Доброе утро, господа. Моя профессия – имиджмейкер. Имиджмейкер помогает создать образ преуспевающего человека. Он определяет типаж клиента, опираясь на линии его фигуры и лица, подбирает одежду, прическу и обувь, выявляет стиль, создает профессиональный образ и даже корректирует поведение клиента. Имиджмейкеру необходимо знать правила макияжа, стилей одежды, основы психологии и этикета, значение поз, жестов, мимики. Он может научить грамотной речи, использованию специальной терминологии. Должен уметь предугадывать ситуации, разбираться во всех мелочах, убедить клиента в важности перемен во внешности, в поведении, в речи. Сегодня я приглашена для консультации. Каждый преуспевающий бизнесмен должен выглядеть безупречно. Господа, ваш внешний вид имеет очень большое значение для ведения дел. Будьте всегда на высоте и не забывайте, что вы лицо компании. Генеральный директор: Прошу маркетологов представить результаты своей работы. Маркетолог (буквально «изучающий рынок»). Проводит маркетинговые исследования по предложениям и спросу на определенную продукцию. Главная задача маркетолога: знать законы рынка, чтобы использовать их для достижения максимального результата в бизнесе. В чем заключается работа маркетолога? Маркетолог должен выяснить: почему тот или иной товар (услуга) привлекает покупателей. Почему карамель «Порыв ветра» пользуется большей популярностью, чем конфеты «Лежебока»? Кто чаще покупает эти конфеты: пенсионеры, школьники или домохозяйки? На основе исследований рынка специалист составляет маркетинговый план, на базе которого руководство принимает решение о товарном ассортименте. Маркетолога отличает творческий подход к работе: создание интересной и востребованной продукции, организация рекламной кампании, налаживание эффективной системы реализации, продвижение товара на рынке. Участвует в создании рекламы и обеспечении рекламы. Он не занимается созданием рекламы, а определяет главное – общие направления и целевую аудиторию (т.е. ту часть населения, которую в большей степени может заинтересовать предлагаемый товар). Например, ролик, рекламирующий жевательную резинку, вряд ли заинтересует пенсионеров. Для выявления целевой аудитории и ее отношения к той или иной продукции проводятся различные опросы, интервью, анкетирование. Как говорят специалисты-маркетологи, их работа – это технология (разработка стратегий) и искусство (работа с людьми, требующая души, таланта, воображения). Хотя маркетолог не контактирует напрямую с клиентами, значительную часть его деятельности составляет изучение их мнений, характеров, особенностей. Необходимые качества маркетолога: склонность к умственной, аналитической работе; творческие способности; интуиция; нестандартный взгляд на привычные вещи и явления; умение стойко переносить неудачи; делать выводы даже из явно «провалившегося» дела. Маркетолог – активный, неугомонный человек, умеющий добыть информацию, чтобы не отстать от времени. Генеральный директор: Итак, теперь мы представляем всю стратегическую картину нашего производства. Прошу сотрудников компании ознакомить гостей с вашими профессиями. Бренд-менеджер (бренд от англ. – клеймо) – основной носитель и реализатор идеи бренда. Бренд – хорошо знакомая торговая марка. Работа бренд-менеджера: он должен придумать торговую марку фирмы и сделать ее известной и хорошо узнаваемой, продукция должна отличаться. На какие категории населения ориентирована продукция? Как представить продукт, чтоб он хорошо запомнился? Должен знать законы рекламы, информацию о рынке, о конкурирующих фирмах, маркетинг, связи с общественностью. Качества: надежность, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, энергичность, способность к творчеству, коммуникабельность. Образование: высшее экономическое образование в области маркетинга; участие в семинарах или мастер-классах по бренду. Арт-директор (то же самое, что и криэйтор): уделяет больше внимания художественному направлению в деятельности компании; разрабатывает макеты журналов, книг, газет; решает все вопросы, связанные с дизайном; отвечает за строгое соблюдение единого фирменного стиля всех выпускаемых печатных изданий. Работают арт-директоры в рекламных агентствах, на радиостанциях, в телевизионных компаниях, издательских домах, web-студиях. Образование: нигде таких специалистов не готовят; в эту профессию приходят художники, дизайнеры, люди с высшим художественным и высшим филологическим образованием. Должен обладать: творческими способностями; творческим чутьем; творческой смелостью; безупречным вкусом; широким кругозором; гибкостью мышления; хорошо развитым воображением; незаурядным чувством юмора; владеть даром убеждения и презентационными навыками, т.е. уметь представить свою идею заказчику. Должен уметь: работать с людьми; быть коммуникабельным; генерировать яркие, нестандартные, продаваемые идеи; разбираться в журналистике и психологии, основах менеджмента и маркетинга; всегда находиться в курсе последних событий, нововведений, тенденций и технологических идей в сфере пиара, рекламы и средств массовой информации. Отличие в работе криэйтора и художников, музыкантов, писателей: Художник, музыкант, писатель прежде всего стремится реализовать себя в творческом процессе, вложить в него свои мысли, вкусы, настроение или фантазию. Идеи криэйтора непременно должны работать здесь и сейчас. Логистик (логист) – (от греч. «искусство вычислять, рассуждать»). От них зависит финансовое благополучие многих компаний. Логистики экономят деньги, а не зарабатывают их. Основная задача: при минимуме затрат достичь максимальной пользы и прибыли. Сфера деятельности: разнообразные торговые, складские и транспортные операции. Цель: достижение эффективности каждого подразделения и максимальной экономии средств и ресурсов. По выражению одного из журналистов, логист – это профессиональный скряга. Функции логиста: связать воедино все звенья цепочки «закупка – перевозка – растаможивание – страхование – складирование – упаковка – продажа»; оценивать результативность и вероятные последствия того или иного решения; принимать участие в планировании производства и рынков сбыта. Логисту необходимо иметь: аналитический ум и системное мышление; интуицию; умение быстро находить выход из сложных ситуаций; навыки общения с людьми; глубокие знания математики, техники, экономики, действующего законодательства и принципов бизнеса. Хорошим логистом может быть игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске. Медиапленнер – специалист рекламного агенства. Он отвечает за выбор подходящих средств массовой информации для размещения рекламных материалов. Медиапленнер планирует и дает рекомендации по наиболее выгодному вложению средств, выделяемых на рекламирование того или иного товара, раскрутку названия фирмы либо торговой марки – бренда. Другими словами, он определяет круг газет, журналов, радио- и телеканалов, даже Интернет-изданий, которые смогли бы обеспечить максимальную доступность рекламной информации той аудитории, которая является потенциальным потребителем продукции. Эта профессия появилась совсем недавно, в начале 90-х годов XX века. Необходимые качества: эрудированность и интеллект; хорошее знаний существующих на сегодняшний день средств массовой информации, их направленности и аудиторий; ориентирование в интересах, вкусах, предпочтениях разных групп населения; уметь предугадать, какая информация, событие, издание и программа смогут заинтересовать на данный момент; находиться в курсе политических, культурных событий, всех новинок в мире прессы, теле- и радиовещания, Интернет-изданий. При приеме на должность медиапленнера отдается предпочтение выпускникам технических и экономических вузов. Специально на медиапленнера не обучают, так как это новая профессия. Мерчендайзер – специалист, который выигрышно представляет товары своей фирмы. Задача мерчендайзера: покупатель, придя в магазин, должен приобрести товар именно его компании. Обязанности мерчендайзера: выигрышно подать товар своей фирмы: повесить плакат с видом товаров именно там, где нужно, чтобы покупатель захотел приобрести только его; поддерживать порядок на полках: покупателю неприятно брать в руки запыленную или помятую коробку; следить за сроками годности продукции и за тем, чтобы каждый товар имел ценник: ведь иногда именно стоимость товара играет решающую роль в покупке товара; следить за спросом продукции, за ценами конкурентов на аналогичный товар; все сведения представлять в маркетинговый отдел компании и таким образом влиять на процесс продаж. Мерчендайзеру необходимо знать: психологию покупателя; как сделать хорошее освещение; уметь расположить рекламные стойки в магазине; уметь так расположить полки, витрины, чтобы у покупателя была возможность свободно подойти к товарам. Обучение профессии мерчендайзера проводится на рабочем месте. Это не основное дело всей жизни, а лишь начальная ступенька в карьере. Супервайзер организовывает и контролирует работу мерчендайзеров и торговых представителей (неправильно выставлен товар, неудачно расположен рекламный плакат). Какие профессии будут популярны в будущем? Уже в ближайшее время мир профессий неузнаваемо преобразится. Итак, вашему вниманию представляются будущие популярные профессии. Няня – укротитель (экстрим-бэби-ситтер). Избалованность детей достигнет таких величин, что для их одевания и кормления многие обеспеченные семьи будут приглашать специальных укротителей. Психическая и физическая опасность сделает эту профессию высокооплачиваемой и престижной. Чайновед (различитель китайцев), востоковед дополнят переводчиков с китайского для устранения возможных конфузов. Пробочник (перегонщик машин). Планируя поездку на деловую встречу, владельцы машин будут отправлять вместо себя перегонщика, который отстоит за них в пробках на дороге, а сами пойдут пешком. Телевизионный смотритель. Через десятилетие смотреть телевизор будет невозможно. Телесмотрители будут работать посменно по 4-5 часов в день. Спрос на них будет объясняться рекордной скоростью их схода с ума. Итак, сегодня вы узнали о новых профессиях и примерили их на себя, и это поможет вам в будущем. Ребята! Определите, какое профессиональное образование вам необходимо. Выберите направление, уровень и форму своего профессионального обучения и стремитесь его получить. На земле очень много профессий. О профессии каждый мечтал. Есть профессии – нежная песня. Есть профессии – литый металл. Но всегда – и как было когда-то, И сейчас, в двадцать первый наш век – Я хочу пожелать вам, ребята, Чтобы вырос из вас Человек! И в заключение хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы».
Луковская сельская библиотека
"Выбор профессии шаг в будущее!
"
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.
Рождественский пишет: «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен». Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?” И что мы выберем, то и пожнем.
- Послушайте внимательно легенду. Давным - давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: - Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил! Второй молвил: - Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам. А третий сказал с улыбкой: - Я строю прекрасный собор. Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Вопрос: Как вы думаете, почему? В ответах каждого прозвучало их собственное отношение к одной и той же работе: строительству собора. И в наше время не все люди относятся к своей работе добросовестно, получая от труда радость. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Как же найти ту единственную, которая была бы по душе, приносила удовольствие и давала возможность жить благополучно в материальном плане.
Проблема выбора профессии очень серьезная. Именно об этом мы сегодня и поговорим. Скоро вам придется сделать в своей жизни очень серьезный выбор: выбрать профессию.
Ребята, согласитесь, что для большинства из нас будущая профессия – это миллион сомнений и терзаний. И не только для нас, но и для наших родных и близких, потому что в процесс выбора включаются все. Мы выслушиваем советы, листаем справочники и никак не можем определиться. «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» — сказал Сенека. В мире профессий тысячи. И все они почтенны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку жить, то есть получать заработную плату, а для многих это становится смыслом жизни, помогает раскрыть способности, укрепить характер, стать достойным человеком. Профессия необходима человеку так же сильно, как воздух и вода. А много ли вы знаете профессий?
Давайте посмотрим на факторы, которые могут повлиять на наше решение.
Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться с будущей профессией, надо постараться познакомиться со многими из них.
Склонности (интересы, мотивы труда).
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания — важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
Мнение родителей, семьи.
Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен. С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.
Мнение сверстников.
Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: немодная и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что будущая специальность — это ваш и только ваш личный выбор.
Позиция учителей, профессионалов.
Определяясь с профессией, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности. Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профессиональной консультации. Работа сотрудников таких центров называется профессиональным консультированием.
Личный профессиональный план (ЛПП).
За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще, и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопросы: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей. Человеческий труд и профессиональная деятельность — это не одно и то же. Уборка квартиры, сада, работа на приусадебном участке, возня с собственными детьми вполне могут назваться трудом, но не профессиональной деятельностью. Прежде всего, чтобы ее выполнять, нужно иметь соответствующее образование, квалификацию, навыки и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т.д. Если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достойную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профильного образования. Учащиеся выступают с сообщениями «Уровни профессионального образования» — Система образования в РФ имеет три ступени.
Начальное профессиональное образование готовит квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Основной тип учебных заведений – профессиональные училища и профессиональные лицеи.
Среднее профессиональное образование получить можно в техникуме или колледже. В техникуме вы получите базовую квалификацию, в колледже – со специализацией.
Высшее профессиональное образование представлено институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков.
— По каким критериям выбирают уровень образования? Какой уровень поможет добиться карьерных высот? – Успешным в жизни можно стать, имея любое образование. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.
– В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются. Чтобы стать настоящим профессионалом, прежде всего надо правильно выбрать профессию. Что можно считать правильным? Выбор, сделанный с учётом своих возможностей – интеллектуальных, физических, психологических. Однако этого недостаточно. Ваши возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии. Но если эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, то они не будут востребованы. По данным социологических исследований, в нашей стране более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Это и потерянные годы учёбы, и выброшенные на ветер деньги. Между тем выпускник 9 или 11 класса может выбрать профессию, руководствуясь своими способностями и требованиями рынка труда, а не соображениями престижа. Откуда появляются новые профессии и что же означают незнакомые названия? «Медиапленнер», «криэйтор», «бренд-менеджер» привлекают внимание и вызывают необъяснимый трепет, особенно у людей старшего поколения. С развитием рыночных отношений в условиях конкуренции у любого производителя возникает необходимость так преподнести свой товар, чтобы он стал узнаваемым и раскупаемым. Появились специалисты, которые занимаются продвижением новых товаров на рынке: супервайзеры, мерчендайзеры, промоутеры, менеджеры по рекламе. На Западе эти профессии возникли гораздо раньше, чем в России. Поэтому недавно появившиеся специалисты выходят на российский рынок с уже готовыми иноземными названиями. В современных экономических условиях у потребителя большой выбор. Чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг, появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии. Классный руководитель: – Сегодня мы проведем деловую игру: один день из жизни компании «Мода и школа». Я представляю генерального директора Михаила и сотрудников компании (учащиеся класса). Генеральный директор: Господа, мы собрались на очередное совещание. Наша фирма вот уже второй год занимается производством и сбытом школьной формы. Хочу представить вам известного имиджмейкера Екатерину. Имиджмейкер: Доброе утро, господа. Моя профессия – имиджмейкер. Имиджмейкер помогает создать образ преуспевающего человека. Он определяет типаж клиента, опираясь на линии его фигуры и лица, подбирает одежду, прическу и обувь, выявляет стиль, создает профессиональный образ и даже корректирует поведение клиента. Имиджмейкеру необходимо знать правила макияжа, стилей одежды, основы психологии и этикета, значение поз, жестов, мимики. Он может научить грамотной речи, использованию специальной терминологии. Должен уметь предугадывать ситуации, разбираться во всех мелочах, убедить клиента в важности перемен во внешности, в поведении, в речи. Сегодня я приглашена для консультации. Каждый преуспевающий бизнесмен должен выглядеть безупречно. Господа, ваш внешний вид имеет очень большое значение для ведения дел. Будьте всегда на высоте и не забывайте, что вы лицо компании. Генеральный директор: Прошу маркетологов представить результаты своей работы.
Маркетолог (буквально «изучающий рынок»). Проводит маркетинговые исследования по предложениям и спросу на определенную продукцию. Главная задача маркетолога: знать законы рынка, чтобы использовать их для достижения максимального результата в бизнесе. В чем заключается работа маркетолога?
Маркетолог должен выяснить: почему тот или иной товар (услуга) привлекает покупателей. Почему карамель «Порыв ветра» пользуется большей популярностью, чем конфеты «Лежебока»? Кто чаще покупает эти конфеты: пенсионеры, школьники или домохозяйки?
На основе исследований рынка специалист составляет маркетинговый план, на базе которого руководство принимает решение о товарном ассортименте.
Маркетолога отличает творческий подход к работе: создание интересной и востребованной продукции, организация рекламной кампании, налаживание эффективной системы реализации, продвижение товара на рынке.
Участвует в создании рекламы и обеспечении рекламы. Он не занимается созданием рекламы, а определяет главное – общие направления и целевую аудиторию (т.е. ту часть населения, которую в большей степени может заинтересовать предлагаемый товар). Например, ролик, рекламирующий жевательную резинку, вряд ли заинтересует пенсионеров. Для выявления целевой аудитории и ее отношения к той или иной продукции проводятся различные опросы, интервью, анкетирование.
Как говорят специалисты-маркетологи, их работа – это технология (разработка стратегий) и искусство (работа с людьми, требующая души, таланта, воображения). Хотя маркетолог не контактирует напрямую с клиентами, значительную часть его деятельности составляет изучение их мнений, характеров, особенностей. Необходимые качества маркетолога: склонность к умственной, аналитической работе; творческие способности; интуиция; нестандартный взгляд на привычные вещи и явления; умение стойко переносить неудачи; делать выводы даже из явно «провалившегося» дела. Маркетолог – активный, неугомонный человек, умеющий добыть информацию, чтобы не отстать от времени. Генеральный директор: Итак, теперь мы представляем всю стратегическую картину нашего производства. Прошу сотрудников компании ознакомить гостей с вашими профессиями.
Бренд-менеджер (бренд от англ. – клеймо) – основной носитель и реализатор идеи бренда. Бренд – хорошо знакомая торговая марка. Работа бренд-менеджера: он должен придумать торговую марку фирмы и сделать ее известной и хорошо узнаваемой, продукция должна отличаться. На какие категории населения ориентирована продукция? Как представить продукт, чтоб он хорошо запомнился? Должен знать законы рекламы, информацию о рынке, о конкурирующих фирмах, маркетинг, связи с общественностью. Качества: надежность, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, энергичность, способность к творчеству, коммуникабельность. Образование: высшее экономическое образование в области маркетинга; участие в семинарах или мастер-классах по бренду.
Арт-директор (то же самое, что и криэйтор): уделяет больше внимания художественному направлению в деятельности компании; разрабатывает макеты журналов, книг, газет; решает все вопросы, связанные с дизайном; отвечает за строгое соблюдение единого фирменного стиля всех выпускаемых печатных изданий. Работают арт-директоры в рекламных агентствах, на радиостанциях, в телевизионных компаниях, издательских домах, web-студиях. Образование: нигде таких специалистов не готовят; в эту профессию приходят художники, дизайнеры, люди с высшим художественным и высшим филологическим образованием. Должен обладать: творческими способностями; творческим чутьем; творческой смелостью; безупречным вкусом; широким кругозором; гибкостью мышления; хорошо развитым воображением; незаурядным чувством юмора; владеть даром убеждения и презентационными навыками, т.е. уметь представить свою идею заказчику. Должен уметь: работать с людьми; быть коммуникабельным; генерировать яркие, нестандартные, продаваемые идеи; разбираться в журналистике и психологии, основах менеджмента и маркетинга; всегда находиться в курсе последних событий, нововведений, тенденций и технологических идей в сфере пиара, рекламы и средств массовой информации. Отличие в работе криэйтора и художников, музыкантов, писателей: Художник, музыкант, писатель прежде всего стремится реализовать себя в творческом процессе, вложить в него свои мысли, вкусы, настроение или фантазию. Идеи криэйтора непременно должны работать здесь и сейчас.
Логистик (логист) – (от греч. «искусство вычислять, рассуждать»). От них зависит финансовое благополучие многих компаний. Логистики экономят деньги, а не зарабатывают их. Основная задача: при минимуме затрат достичь максимальной пользы и прибыли. Сфера деятельности: разнообразные торговые, складские и транспортные операции. Цель: достижение эффективности каждого подразделения и максимальной экономии средств и ресурсов. По выражению одного из журналистов, логист – это профессиональный скряга. Функции логиста: связать воедино все звенья цепочки «закупка – перевозка – растаможивание – страхование – складирование – упаковка – продажа»; оценивать результативность и вероятные последствия того или иного решения; принимать участие в планировании производства и рынков сбыта. Логисту необходимо иметь: аналитический ум и системное мышление; интуицию; умение быстро находить выход из сложных ситуаций; навыки общения с людьми; глубокие знания математики, техники, экономики, действующего законодательства и принципов бизнеса. Хорошим логистом может быть игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске.
Медиапленнер – специалист рекламного агенства. Он отвечает за выбор подходящих средств массовой информации для размещения рекламных материалов. Медиапленнер планирует и дает рекомендации по наиболее выгодному вложению средств, выделяемых на рекламирование того или иного товара, раскрутку названия фирмы либо торговой марки – бренда. Другими словами, он определяет круг газет, журналов, радио- и телеканалов, даже Интернет-изданий, которые смогли бы обеспечить максимальную доступность рекламной информации той аудитории, которая является потенциальным потребителем продукции. Эта профессия появилась совсем недавно, в начале 90-х годов XX века. Необходимые качества: эрудированность и интеллект; хорошее знаний существующих на сегодняшний день средств массовой информации, их направленности и аудиторий; ориентирование в интересах, вкусах, предпочтениях разных групп населения; уметь предугадать, какая информация, событие, издание и программа смогут заинтересовать на данный момент; находиться в курсе политических, культурных событий, всех новинок в мире прессы, теле- и радиовещания, Интернет-изданий. При приеме на должность медиапленнера отдается предпочтение выпускникам технических и экономических вузов. Специально на медиапленнера не обучают, так как это новая профессия.
Мерчендайзер – специалист, который выигрышно представляет товары своей фирмы. Задача мерчендайзера: покупатель, придя в магазин, должен приобрести товар именно его компании. Обязанности мерчендайзера: выигрышно подать товар своей фирмы: повесить плакат с видом товаров именно там, где нужно, чтобы покупатель захотел приобрести только его; поддерживать порядок на полках: покупателю неприятно брать в руки запыленную или помятую коробку; следить за сроками годности продукции и за тем, чтобы каждый товар имел ценник: ведь иногда именно стоимость товара играет решающую роль в покупке товара; следить за спросом продукции, за ценами конкурентов на аналогичный товар; все сведения представлять в маркетинговый отдел компании и таким образом влиять на процесс продаж. Мерчендайзеру необходимо знать: психологию покупателя; как сделать хорошее освещение; уметь расположить рекламные стойки в магазине; уметь так расположить полки, витрины, чтобы у покупателя была возможность свободно подойти к товарам. Обучение профессии мерчендайзера проводится на рабочем месте. Это не основное дело всей жизни, а лишь начальная ступенька в карьере. Супервайзер организовывает и контролирует работу мерчендайзеров и торговых представителей (неправильно выставлен товар, неудачно расположен рекламный плакат).
Какие профессии будут популярны в будущем? Уже в ближайшее время мир профессий неузнаваемо преобразится. Итак, вашему вниманию представляются будущие популярные профессии.
Няня – укротитель (экстрим-бэби-ситтер). Избалованность детей достигнет таких величин, что для их одевания и кормления многие обеспеченные семьи будут приглашать специальных укротителей. Психическая и физическая опасность сделает эту профессию высокооплачиваемой и престижной.
Чайновед (различитель китайцев), востоковед дополнят переводчиков с китайского для устранения возможных конфузов.
Пробочник (перегонщик машин). Планируя поездку на деловую встречу, владельцы машин будут отправлять вместо себя перегонщика, который отстоит за них в пробках на дороге, а сами пойдут пешком.
Телевизионный смотритель. Через десятилетие смотреть телевизор будет невозможно. Телесмотрители будут работать посменно по 4-5 часов в день. Спрос на них будет объясняться рекордной скоростью их схода с ума.
Итак, сегодня вы узнали о новых профессиях и примерили их на себя, и это поможет вам в будущем.
Ребята! Определите, какое профессиональное образование вам необходимо. Выберите направление, уровень и форму своего профессионального обучения и стремитесь его получить. На земле очень много профессий. О профессии каждый мечтал. Есть профессии – нежная песня. Есть профессии – литый металл. Но всегда – и как было когда-то, И сейчас, в двадцать первый наш век – Я хочу пожелать вам, ребята, Чтобы вырос из вас Человек!
И в заключение хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы».