27 сен 2021

«Родился я в селе Илларионовка, в семье бригадира колхоза.

Отец всегда мечтал о лучшей доле для своих детей, чтобы образование получили, выбились в люди. Он погиб на фронте, защищая Сталинград, но его заветное желание сбылось.
В 11 лет я остался единственным мужчиной в доме, надо было заботиться о матери и двух младших сестренках. Начал работать в колхозе: сначала в кузнице, потом трактористом. Быстро осваивал новую технику. Видимо помогала любовь к изобретательству.
В 1948 году стартовала грандиозная всесоюзная стройка – создание Волго-Донского канала. И рванул я тогда на Волго-Дон. Сюда пришел – здесь техника великолепная, размах. И платят хорошо. Как первый аванс 300 рублей получил, сразу домой, маме половину отдал. Для колхоза это серьезные деньги. На матери же еще две мои сестры были.
За месяц я обучился управлять скрепером, разновидностью землеройной машины для послойной резки и транспортировки грунта. Довольно быстро сообразил, как изменить алгоритм работы, чтобы многократно увеличить производительность труда. За это в свои 19 лет получил Орден Трудового Красного Знамени. Удостоился чести стать героем очерка самого Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке». Я был вторым человеком из Сталинградской области после Маресьева, о котором он написал.
На Волго-Доне мы осуществили 300-летнюю российскую мечту. Еще Петр I хотел этот канал построить. Нас гордость тогда захлестывала. Гордость, что сталинградцы сделали это, что это моя земля, все мое, кровное.
Потом была Волжская ГЭС. Делали быстро и на совесть. Возводили жилые дома, инфраструктуру, завод.
В конце 50-х направили в Афганистан, на строительство ГЭС. Требовались опытные технические консультанты и практики. Пришлось освоить местные обычаи. А как иначе! За это начали уважать. Ну, а когда в работе себя проявил, внедрил новаторские идеи, так и вовсе сочли за гения.
Когда в армии служил, мне завидовали, что я сталинградец, что на стройке работал, которая на весь Союз гремела. Когда в конце 50-х в Афганистане работал, даже там местные Сталинград выше Москвы и Ленинграда ставили. И сегодня горжусь, что сталинградец.
Виктор Мохов

Комментарии

Комментариев нет.