"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК".

Страница 37.
XVIII). Глава XIX. "СРЕДНЯЯ АЗИЯ и ИРАН в ДРЕВНОСТИ".
Содержание:
- 6). Возникновение государств в Средней Азии и Мидии.
- 7). Образование персидского царства. Кир (558—529 гг. до н. в.).
- 8). Камбиз (529—523 гг. до н. э.) и завоевание Египта персами.

Ролик недоступен
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917670359593
6). "ВОЗНИКНОВЕНИЕ  ГОСУДАРСТВ  в  СРЕДНЕЙ  АЗИИ  и  МИДИИ".

По мнению некоторых "исследователей" (в частности, С. П. Толстова), в Средней Азии в VIII-VI веков до н.э. уже существовало "рабовладельческое государство", на этот факт указывали данные: полученные при "раскопках" древних поселений в Средней Азии, а также "свидетельства античных авторов о многочисленных городах и довольно значительном населении некоторых областей Средней Азии", наконец, "полулегендарная традиция", сохранившаяся в "Авесте", в "Шах-Наме" и в "эпосе среднеазиатских народов".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917830615081
Весьма возможно, что "оросительные сооружения" древнего Хорезма были воздвигнуты уже в пределах государства, включавшего территории Хорезма, Согдианы и Парфии. 
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917830634281
Приблизительно в то же время к югу и к юго-западу от Каспийского моря возникло самостоятельное "Мидийское царство", охватившее области Загра и плодородные равнины, лежащие к востоку от него. В "ассирийских надписях" IX-VII веков до н.э. говорилось о "племени мадаев"*(*7) , с которыми "ассирийцы вели упорную борьбу". Ассирийские цари "свершали военные походы в эту восточную страну, захватывая там множество пленников и богатую добычу, г.о. их интересовали - кони".

*(*7). - /"Мидийцы" (на еврейском языке "Мадай(цы)"), народ в Мидии (Быт 10.2). "Мидия" - плодородная страна к югу и юго-западу от Каспийского моря, между территорией на которой сейчас проживают армяне (на севере) и Персией на юге, известная своими лошадьми. Так же Мидия включала территории на которые теперь называются: Азербайджан, Гилан, Мазандерван и Ирак-Аджми/.
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917830998313
Рисунок выше - /Расположение Эрбиля в пределах Курдистанского региона. 

В 835 году до н.э. Салманасар III вторгся в страну называемую "Мидией" и проник в области к востоку от ассирийского города Арбелы*(*8).

*(*8). - /Интересно разобраться в информации, которую можно найти по поводу столицы ассирийского города, называемой "Ашшур" - 1-й столице Ассирии (Арбелы). Несмотря на то, что Ассирия в XVIII-XVI веков до н.э. после смерти Шамшиадада I отказалась на время от "внешнеполитической экспансии, её экономика развивалась и главный центр Ашшур становился всё более крупным городом". Это говорило о новом "возвышении Ассирии", начавшемся в конце XV века до н.э. Ашшур был не только 1-м городом Ассирии, но и "резиденцией древнейших ассирийских правителей". Город расположился на правом берегу Тигра, у Нижнего Заба. Это была идеальная "естественная крепость на скалистом берегу, защищённая с востока рекой от вражеских набегов". В 1904 году "немецкие археологи" открыли на кургане Калат Шергат огромный холм, местами достигавший высоты 10-этажного дома. Этот холм скрывал 1-ю ассирийскую столицу. Было установлено, что ещё за 2 000 лет до "Ашшурбанапала" - "ассирийцы" уже жили в благоустроенном городе, к удивлению  обнаружили, что многих жилых домах были настоящие ванны, а сам город имел "водопровод и канализацию". Существовал даже "клинописный путеводитель" - перечень городских храмов, наиболее значительными из которых были двойной храм Богов Адада и Ану, а также храм главного ассирийского Бога - Ашшура, содержал также описание городских стен, ворот и главных улиц, в т.ч. знаменитой "дороги шествий". "Раскопки археолога" Вальтера Андре в Ашшуре свидетельствовали о "высокой технике крепостного строительства" и дали возможность наглядно представить себе, как выглядел весь ассирийский город и его отдельные здания в VIII-VII веков до н.э. Ашшур был обнесён стенами из сырцового кирпича высотой 15-18 м и толщиной около 6 м, возведёнными на фундаменте из крупных каменных глыб. Вся наружная часть покрыта слоем глиняной обмазки, а верхняя увенчана зубцами из цветных поливных кирпичей - голубых с жёлтой каймой. По внешней линии стены с интервалом примерно в 20 м шли башни-контрфорсы. Наружные ворота, укреплённые фланкирующими башнями, вели в длинное, продолговатое помещение, заканчивающееся внутренними воротами с несколькими отсеками. Среди плоских крыш домов и дворцов возвышались зиккураты храмов. "Исторический центр Ассирии - город Ашшур был торговым форпостом Месопотамии, обеспечивающим ввоз леса и металла в эту страну". В Ашшуре рано появились странствующие "купцы-торговцы" (которым часто приходилось браться за оружие, защищаясь от нападений горных племён на "торговых путях"). "Ассирийцы постоянно находились в боевой готовности". У предгорий Загра расположился священный город Богини Иштар - Арбела (по-ассирийски "Арпа-Илу" - "город четырёх храмов").
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917832670505
Рисунок выше- /Халдейский католический собор Святого Иосифа в Анкаве, пригороде Эрбиля/.

Арбела - город, обнесённый крепостной стеной, считается древнейшим из всех ныне населенных городов Мира, освещённый утренними лучами Солнца, город стоял на высоком холме посреди равнины. Этот, поросший травой холм образовался в результате неисчислимых напластований от перестройки различных городов так же, как постепенно повышается уровень Тель-Асмара и других городов равнины. Подобные города, давным-давно прекратили своё существование и стоят покинутые, засыпанные пеплом, галькой и черепками. В городе царит тишина, нарушаемая лишь лёгким шелестом травы. Не слышно ни стука несущихся мимо тяжёлых повозок, ни лязга металла, ни победоносных криков греческих воинов, ни слабых стонов отчаявшихся персов.
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917832902441
А ведь именно здесь, под стенами древней Арбелы, Дарий предпринял последнюю попытку дать отпор молодому Александру Македонскому, когда тот, "опьянённый мечтой создать безграничную империю, с презрением отверг мир, предложенный ему правителем Западной земли, что простиралась до самого Египта, и продолжал свои завоевания". После победы Александра Македонского над Дарием у Гавгамел судьба Азии была, по существу, решена. Александр оставил свои богатые трофеи в Арбеле, которая стоит и по сей день высоко над равниной на руинах построек древних ассирийских храмов. В Арбелу приезжал могучий ассирийский царь Ашшурбанапал, чтобы помолиться в храме Иштар перед войной с Эламом. Здесь он произнёс свою знаменитую молитву. В Арбеле процветали "ремесло" и "торговля" находившиеся в руках "ассирийцев". Кроме этого здесь жили "несшие военную службу царские воины - горцы". Арбела считалась "центром ассирийской области" Адиабены. В "городе-крепости", начиная с I в. н. э. и по сию пору живут "ассирийцы". Почти все важнейшие пути Передней Азии проходили в непосредственной близости от городов Ассирии или даже через них, поэтому правители Ашшура всячески пытались взять их под свой контроль. Т.о., во II тысячелетии до н.э. Ашшур стал "ядром, вокруг которого сформировалась великая ассирийская держава". 
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917832518953
Рисунок выше- / Осада Эрбиля монголами-Ильханидами в 1258-1259 годы изображена в "Джами аль-таварих" Рашид-ад-Дина Хамадани Национальная библиотека Франции, Департамент рукописей, Восточный отдел. Материал из "Вики": "Эрбиль" (Хавлер (курдский: ھەولێر,Hewlêr - арабский: أربيل, латинизированный: Arbīl, сирийский: ܐܲܪܒܹܝܠ, или Arbel) известный в древней истории как Арбела, является столицей и самым населенным городом в Иракском Курдистане. В нем проживает около 1,5 миллиона жителей, в то время как в мухафазе Эрбиль по состоянию на 2020 год проживает 2 932 800 человек. Человеческое поселение в Эрбиле может быть датировано 5-м тысячелетием до н.э., что сделало бы город 1-м из старейших непрерывно населенных районов в Мире. В самом сердце города находится древняя цитадель Эрбиля и минарет Мудхафария. Самое раннее историческое упоминание об этом регионе относится к Третьей династии Ура Шумерского, когда царь Шульги упомянул город Урбилум. Позже город был завоеван ассирийцами. Эрбиль стал неотъемлемой частью Ассирийского царства к 21-му веку до н. э. до конца 7-го века до н. э., после того , как он был захвачен гутами, и он был известен в ассирийских летописях по-разному как Урбилим, Арбела и Арба-илу. Впоследствии она входила в состав геополитической провинции Ассирия при нескольких империях по очереди, включая Срединную империю, Империю Ахеменидов (Ахеменидская Ассирия), Македонскую империю, Империю Селевкидов, Армянскую империю, Парфянскую империю, Римскую Ассирию и Сасанидскую империю, а также была столицей подчиненного государства Адиабена. между серединой 2-го века до н.э. и началом 2-го века н.э. После мусульманского завоевания Персиион больше не оставался унитарным регионом, и в Средние века город перешёл под власть сельджукской и Османской империй. "Археологический музей Эрбиля" хранит большую коллекцию "доисламских артефактов" (особенно "искусства Месопотамии") и является "центром археологических проектов в этом районе". "Арабский совет по туризму" объявил город - "столицей Арабского туризма" в 2014 году. В июле 2014 года "Цитадель - Эрбиль" была внесена в "список Всемирного наследия". В городе проживает "этнически разнообразное население: курды, туркмены, ассирийцы, арабы и армяне", она одинаково "религиозно разнообразна, с верующими суннитского ислама, шиитского ислама, христианства, ярсанизма и езидизма".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917832606761
Рисунок выше - /Цитадель Арбил, Иракский Курдистан/.

Тиглатпаласар III совершал походы в области Загра и в страну мадаев, откуда "привёз большую добычу: коней, мулов, верблюдов, овец, лазурит и много пленных (обращённых в "рабство"). В 673 году Ассархаддон совершил "поход на восток", в страну, расположенную близ "солончаковой пустыни", в страну "далёких мидян", и привёз оттуда пленных:

-  "Правителей могущественных городов Шидир-парна (персидское "Читрафарна") и Эпарна вместе с их верховыми конями, скотом, стадами и верблюдами". 
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917832870953
"В процессе борьбы за свою независимость, которой постоянно угрожала Ассирия, мидийские племена объединились в крупный и довольно сильный племенной союз. Немногочисленные "показания источников" не позволяют подробно описать процесс "образования Мидийского государства", некоторые данные об этом сохранились у Геродота. "Изображая процесс образования Мидийского царства как полу-исторический анекдот о захвате власти среди мидян" - "праведным судьёй" Дейокой, Геродот, сгустив весь этот процесс до размеров 1-го события, рассказывал, что Дейока:

- "Принудил мидян образовать 1-н город и слил мидийский народ воедино".

Некоторые детали этого рассказа подтверждаются "ассирийскими надписями", в них говорилось, что:

- "... начальник поселения в стране маннеев по имени Даякку воевал с Саргоном, но потерпел поражение". 
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917832928297
Геродот сообщал, что:

- "Дейока объединил мидийские племена в 1-но царство, построил большой город Экбатаны".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917833578793
Название которого в форме "Амадана" встречается в "ассирийской надписи и, очевидно, восходит к древней форме Хангматана", что означает - "место собраний". Греческий историк Полибий (II век до н.э.) сохранил более точное описание древней столицы Мидии, которое подтверждается другими источниками. Очевидно, в это время Мидия представляла собой "союз племён", здесь ещё царили древние "обычаи военно-племенной демократии, по которым верховного вождя племенного союза выбирали на общей сходке в "месте собраний" ("хангматана")". Геродот рассказывал далее и о преемниках Дейоки. Следующий мидийский царь Фраорт (по-персидски Фравартиш), по словам Геродота:

- "... покорил персов и другие народы Азии и даже совершил поход против Ассирии".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917834199337
/Вероятный рельеф Киаксера (справа), Кызкапанская гробница, Сулеймания. Иракский Курдистан. Царствование 625-585 до н.э. Предшественник Фраортес. Киаксар (древнегреческий: "Κυαξάρης"; древнеперсидский : 𐎢𐎺𐎧𐏁𐎫𐎼 Увакштра; авестийский : Huxšaθra "Хороший правитель"; аккадский : "Умакиштар"; "древнефригийский": "ксуваксарос"; годы правления 625–585 до н.э.) был 3-м и наиболее способным царём Мидии, согласно Геродоту : "Он имел гораздо большую военную репутацию, чем его отец Фраорт или дед Дейос". Он был 1-м, кто разделил свои войска на отдельные части: копейщики, лучники и всадники. Объединив большую часть древнего Ирана и завоевав соседние территории, Киаксар превратил "Срединную империю" в - "региональную державу". Он способствовал падению "Неоасирийской империи" и, согласно Геродоту: - "Отбросил скифов из Мидии"/.

Очевидно, "объединив все мидийские племена". При следующем царе Киаксаре (по-персидски Хувахштра) Мидия превратилась в сильное государство. "Использовав военный опыт ассирийцев, Киаксар реорганизовал мидийское войско, разделив его на части, специализированные по видам оружия". "В новой армии появлялись отряды копейщиков и лучников, а также конница, получившая особенное значение в военном деле, т.к. она способствовала более быстрому передвижению войск, а также развитию их маневренности". "Использовав военную мощь Мидии и союз с Вавилоном, Киаксар при поддержке вавилонских войск победил ассирийцев и окончательно разгромил Ассирийское государство". "На развалинах Ассирии выросло новое сильное - Мидийское царство, к которому Киаксар присоединил горные области Персии, Каппадокию и территорию на которой сейчас проживают армяне. Не ограничившись этим, "мидийский завоеватель двинулся далее на запад, чтобы пробиться к Средиземному морю".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917834137129
Геродот описывал "упорную борьбу Киаксара с Лидией, которая тянулась 5 лет и закончилась мирным соглашением": 

- "Во время 1-го из сражений наступило солнечное затмение (предсказанное греческим философом Фалесом)".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917838336297
Можно точно установить, что это "сражение происходило в 585 году до н.э. Киаксар "закрепил свои военные успехи и завоевания дипломатическими соглашениями, которые были подкреплены династическими браками - свою дочь Киаксар выдал замуж за вавилонского царя Навуходоносора II, а своего сына Астиага женил на дочери лидийского царя". Последний мидийский царь Астиаг был принуждён оборонять своё царство от персов. После продолжительного царствования (585-550 годы до н.э.) "Астиаг (в вавилонской транскрипции "Иштувегу") потерпел поражение в войне с Киром - основателем Персидского государства". "Античные авторы" сообщали некоторые сведения о "взаимоотношениях между народами" Средней Азии и мидянами. В VIII веке до н.э. "саки" и "бактрийцы" поддерживали "мидян", но несколько позднее, в середине VII века до н.э., "оказывали помощь ассирийцам в их борьбе против Мидии". "Среднеазиатские народы вместе с другими народами участвовали в широком движении скифов, направленном против государств Передней Азии". Наконец, "когда Мидия, сокрушив мощь Ассирии, стала 1-м из сильнейших государств Передней Азии, военным силам саков пришлось столкнуться с войсками мидян".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917834041129
Одновременно с образованием государств Мидии и Персии в Средней Азии образовались уже в VII-VI веков до н.э. большие "племенные союзы" (или "ранние формы классовых государств"), в частности в Бактрии и в Хорезме. В бассейнах больших рек развивалось "оросительное земледелие", "достигала высокого развития керамика", "в металлургии применялось железо". "О развитии торговли говорило наличие больших городов: Мараканды (Самарканда) в Согдиане и Бактр в Бактрии (Балх) - именно с этими большими и сильными государственными образованиями персидским царям пришлось вести длительную и упорную войну".

#ВозникновениеГосударствВСреднейАзииИМидии
Как появились Персия и Иран
7). "ОБРАЗОВАНИЕ  ПЕРСИДСКОГО  ЦАРСТВА.  КИР" (558-529 годы до н.э.)

Наряду с "мидянами" в "ассирийских надписях" упоминались другие племена Иранского плоскогорья - "парсуа" (возможно, являющиеся "предками древних персов"), "ассирийцы вели борьбу с этими племенами", осевшими в 1-й из областей Элама, в Аншане, и здесь образовавшими - союз племён". В рассказе "об опустошении Элама" Ашшурбанипал упоминал "Кира, царя Парсуаш", который (с его слов) подчинялся ассирийскому царю и посылал своего сына с дарами в Ниневию". "В борьбе с ассирийцами и мидянами союз персидских племён рос и крепнул, в середине VI века до н.э. образовав - сильное "Персидское царство".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837058345

"Историческая традиция и античные авторы единогласно называют основателем этого государства - Кира (возможно, Кира II, который был 1-м из преемников Кира I, современника Ашшурбанипала)". Стремясь опереться на "исконную традицию древней культуры Элама", Кир II называл себя "царём Аншана", а также "царём Парсу" (т.е. "Персии"). Геродот сохранил несколько "сказаний", описывающих детство и деятельность Кира, эти "сказания облечены в обычную для того времени форму идеализирующей легенды, рассказывающей о жизни великого основателя большого государства". "Политическая деятельность Кира произвела сильное впечатление на его современников, поэтому о Кире народное творчество, а в некоторой степени и религиозная пропаганда жречества, создали множество разнообразных легенд". К примеру, рассказывали, что он:

- "(Подобно Саргону Аккадскому) - был подкидышем, которого воспитал пастух".

Или, что он:

- "(Подобно египетским фараонам или основателям Рима - Ромулу и Рему) - был вскормлен благодетельным зверем".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837175849
Даже Геродот "критически подходил к этим легендам, подчеркивающим сверхъестественное божественное происхождение основателя Персидского царства". Не исключено, что эти "легенды возникли уже после того, как персидские цари покорили силой оружия множество стран". "Легенды должны были объяснить и обосновывать власть персидского "Царя Царей" над многочисленными покорёнными народами". Более историчны сведения, сохранившиеся в "Вавилонской хронике" и в некоторых "документах" этого времени, в них говорится, что:

- "Кир начал войну с мидийским царём Астиагом (Иштувегу)".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837231145
Рассказывая об этой войне, Геродот использовал "народное сказание, в котором Кир изображен внуком Астиага, возможно, что этот полулегендарный рассказ должен был обосновать притязания Кира на мидийский престол". В более сухом повествовании "Вавилонской хроники" говорилось, что:

- "Иштувегу собрал своё войско и пошёл против Кира, чтобы его победить. Но против Иштувегу взбунтовалось его войско и, взяв его в плен, выдало его Киру. Кир вошел в его столицу Экбатаны. Серебро, золото и прочие сокровища Экбатан были разграблены и унесены в Аншан". 
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837253929
Так эта "война закончилась разгромом Мидии и полной победой Кира, персидские войска захватили столицу Мидии - Экбатаны. Мидия была присоединена к Персидскому царству. И в "Вавилонской хронике" и в "рассказе Геродота" подчеркивалось, что "успех Кира и поражение Астиага объяснялись недовольством мидян (которые, очевидно, восстали против Астиага, что помогло Киру быстро победить мидийское войско). Сохранилось предание, что:

- "Кир, взяв в плен Астиага, предоставил ему почётное положение".

Возможно, это "предание связано с тем фактом, что знатные мидяне занимали в Персии наряду со знатными персами особое привилегированное положение".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917670434345
Рисунок выше - /Царь, побеждающий чудовище. Рельеф из дворца Дария в Персеполе/.

Покорив Мидию, Кир развернул "широкую завоевательную политику, продолжая войны ассирийских царей". В течение короткого времени Кир "подчинил территорию  на которой сейчас находится Армения, а так же: Каппадокию, Лидию (547-546 годы) и, наконец, Вавилон (538 год). "Ново-Вавилонское царство, достигшее большого расцвета при Навуходоносоре II, было крупнейшим государством того времени, а Вавилон, важнейший торговый центр, представлял собой мощную, почти неприступную крепость". Поэтому высоко оценивая "экономические ресурсы и военные силы Вавилона. Кир сперва направил внимание на упрочение своей власти в северной части Передней Азии с тем, чтобы изолировать Вавилон (т.к. в это время образовался союз между лидийским царем Крезом, египетским фараоном Амазисом (Яхмосом II) и Вавилоном). Кир направил свой 1-й удар против Лидии, чтобы, используя "экономические и людские ресурсы северной части Передней Азии, перерезать торговые и военные коммуникации Вавилона". Когда "Лидия пала под ударами персов, над Вавилоном нависла реальная угроза, теперь Кир смог направить все свои возросшие силы против вавилонского царя, тем более, что с востока и с севера персидским войскам уже не угрожала опасность".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837037097
Вавилон, "лишённый союзников, переживавший крупные внутренние волнения, не смог противиться персидскому завоевателю". Сохранившиеся "источники говорили о том, что:

- "Кир быстро захватил Вавилон и присоединил его к Персидскому царству".

Это важное событие описано в "хронике Набонида", в "труде вавилонского жреца Бероса" и наконец  в "манифесте самого Кира" ("клинописный текст" которого сохранился) - в этом "манифесте" говорилось, что:

- "(Войска персов) мирно вступили в Вавилон".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837286185
Рисунок выше - /Водопроводчика вызывали?"

Кир "изобразил себя - защитником Вавилона, покровителем вавилонской религии и культуры, несомненно, что Кир при завоевании Вавилона опирался на некоторые группы вавилонского жречества". В "манифесте Кира" было сказано: 

- "Забота о внутренних делах Вавилона и обо всех его святилищах тронула меня. Жители Вавилона нашли исполнение своих желаний, и бесчестное иго было снято с них... Мардук, великий владыка, благословил меня, Кира, царя, чтущего его, и Камбиза, моего сына, и всё моё войско милостью, когда мы искренне и радостно величали его возвышенное Божество". 
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837346089
Очевидно, с этим связан и идеализованный в позднейшей "легенде образ самого Кира". Геродот говорил, что персы называли Кира - "отцом", ибо он "благодушен и всё делал на пользу подданных". На самом же деле мирное включение Вавилонии в состав Персидского царства открывало широкие перспективы для развития "внешней торговли Вавилона", именно поэтому "вавилонское жречество, тесно связанное с торговой аристократией, оказало поддержку иноземному персидскому завоевателю, сыграв предательскую роль по отношению к собственному народу". Кир не ограничился завоеванием Вавилона. "Продолжая военную политику ассирийских царей и в некоторой степени отражая интересы торговой аристократии Вавилона (стремившейся к расширению торговли с западными странами) Кир пытался продвинуться на запад к торговым городам Средиземноморского побережья".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837408041
Продвижение Кира носило относительно "мирный характер", к примеру, известно, что Кир "восстановил Иерусалим, позволив иудеям вернуться из вавилонского плена" и начал "отстраивать финикийские города". Возможно, что "Кир стремился укрепить политические и культурные связи между Персией и государствами Финикии и Палестины, заинтересовав их участием в широкой завоевательной и торговой политике Персидского царства". С другой стороны, "Кир пытался заручиться поддержкой финикийских приморских городов для организации военного похода против Египта (последнего соперника Персии)". Не имея собственного флота, "Кир нуждался в финикийских кораблях" - Финикия и Палестина могли стать удобными "плацдармами для развёртывания военных сил с целью переброски их в Египет". "План завоевания Египта (сохранявшего ещё остатки своего прежнего могущества) исподволь готовился Киром, однако этот замысел не был им осуществлён". 
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917835126825
Кира "отвлекли события на востоке". "Чтобы закрепить влияние Персии в северо-восточных областях Ирана и в Средней Азии (особенно в Хорезме, где скрещивалось много "торговых путей"), Кир совершил поход против массагетов, живших между Каспийским морем и Сыр-Дарьей". Этот "поход окончился для персов неудачей - персидские войска, углубившиеся в страну массагетов, потерпели полное поражение, а сам Кир был убит (529 году до н.э.)".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837108009
Геродот поведал "среднеазиатскую легенду" о том, как царица массагетов Томирис победила Кира, приказала найти на поле боя его труп и, погрузив его голову в мешок с человеческой кровью, сказала:

- "Я насыщу тебя кровью, как сказала".
#ОбразованиеПерсидскогоЦарства
#Кир(558-529годыДонэ
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917670504233
8). "КАМБИЗ (529-523 годы до н.э.)  и  ЗАВОЕВАНИЕ  ЕГИПТА  ПЕРСАМИ".

О царствовании Камбиза сохранились "сведения у греческих историков и в египетских надписях". Камбиз - был старшим сыном Кира, "вступившим на престол как законный персами наследник, однако вскоре начались смуты". "Страны, завоеванные Киром, но экономически мало связанные с Персией, не вошли органически в состав Персидского царства, народы этих стран ещё помнили о своей былой независимости и здесь начались восстания против персов". В результате - "многие страны отпали от Персии и Камбизу пришлось потратить немало усилий, чтобы подавить мятежников". Возможно, что "к восстаниям" был причастен 2-й сын Кира, который в "Бехистунской надписи назван - Бардия", а в "труде Геродота - Смердисом". По словам Ксенофонта:

- "Когда Кир умер, между его сыновьями тотчас же начались распри, тотчас же стали отпадать города и племена". 
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837468713
Чтобы укрепить своё положение полновластного царя Персидской державы, Камбиз (возможно) убил своего брата Бардию, причём, как говорилось в "Бехистунской надписи":

- "Когда Камбиз убил Бардию, народ не знал, что Бардия убит".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837487145
"Укрепившись на престоле и восстановив свою власть над восставшими народами, Камбиз стал готовить поход против Египта (тем самым продолжая "завоевательную политику" Кира). Египет (несколько усилившийся при предприимчивых фараонах XXVI династии), гордый своей "древней культурой и былым могуществом", всё ещё казался - "опасным соперником персидского царя". Фараон Яхмос II пытался "укрепить экономическое и военное могущество Египта, развивая торговлю с греками и вербуя греческих наёмников в египетскую армию, кроме того, фараон заключил союз с Кипром, Лидией, Вавилоном и островом Самос". Однако "быстрое усиление Персии выбивало последние козыри из рук всё более слабеющего Египта". Вавилон и Лидия были "завоеваны" Киром. Киприоты, Поликрат Самосский и даже "начальник греческих наёмников" Фанет, служивший ранее Яхмосу II, "перешли на сторону Камбиза". Египет, "лишившись своих союзников, был вынужден 1-н встретить грозного персидского завоевателя, перед которым склонилась вся Передняя Азия и войска которого, подобно лавине, надвигались на Египет". Камбиз "выступил против Египта в 526 году до н.э., опираясь на свою огромную армию и на сильный флот своих союзников - финикийцев, кипрян и самоссцев". Камбизу удалось "заключить соглашение и с вождём арабских племён, снабжавшим водой персидское войско во время перехода через Синайскую пустыню". Когда персидское войско приближалось к Египту, "умер Яхмос II, крупный политический деятель, умело пользовавшийся поддержкой греков, на египетский престол вступил Псамтик III". Ему "не удалось защитить свою страну от натиска врагов". Несмотря на "упорное сопротивление египтян как во время битвы при Пелузиуме, так и при осаде Мемфиса - персы одержали полную победу и покорили Египет". "Опасаясь персидского нашествия, добровольно покорились персам и некоторые племена Северной Африки, в частности ливийцы и киреняне". У "греческих историков сохранились воспоминания о жестоком терроре, который Камбиз установил в Египте", Страбон сообщал, что:

- "Камбиз сжёг Мемфис и Серапей".

Диодор говорил, что:

- "Камбиз разграбил Рамессей". 
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837547305
Описывая злодеяния Камбиза, Геродот называл его:

- "Безрассудным и сумасшедшим человеком, (который в припадке безумия убил священного быка древних египтян Аписа, ударом в живот убил свою беременную жену Роксану и вообще страдал) - тяжким умопомешательством".

"Рассказы греков о жестоком и тираническом правлении Камбиза в Египте отчасти подтверждались "элефантинскими папирусами", в которых говорилось, что:

- "Камбиз разрушил все храмы египетских Богов". 

В 1-й "египетской надписи" сообщалось о "величайшем ужасе, который охватил всю страну".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837622569
Однако все эти сообщения явно преувеличены, очевидно, "завоевательная политика Персии и деспотизм Камбиза вызвали большую оппозицию в Мидии и в других завоеванных персами странах, взрыв патриотических настроений в Египте и тревогу во всём греческом мире". "В Египте возникли волнения, которые вызвали репрессии персов, в частности убийство Псамтика III (последнего египетского фараона саисской династии, который, по словам Геродота: - "Был уличён в возбуждении египтян к восстанию"). В связи с этим "в греко-египетских кругах возникли рассказы (почти легенды) о жестокостях, деспотизме и безумии Камбиза - эти легенды проникли в труды греческих историков". "Морализующая греческая историография" противопоставляла "гуманного и справедливого" Кира "жестокому и безумному" Камбизу, в обоих случаях впадая в преувеличения. Судя по "египетским документам", например по "надписи Уджагорресента" (первосвященника храма Богини Нейт в Саисе): 

- "Камбиз продолжал политику Кира по отношению к завоёванным странам".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837649961
Камбиз "опирался на часть египетского жречества, пошедшего на соглашение с персами". 

Уджагорресент рассказывал, что Камбиз:

- "... восстановил храм Богини Нейт, принял египетское имя и титул фараона и даже был посвящён в религиозные мистерии".

Следовательно, Камбиз "не так уж резко выступал против египетской религии", как об этом писали "греческие историки". Уджагорресент даже с некоторой гордостью сообщал, что Камбиз приказал:

- "Выгнать всех азиатов, которые осели в храме Нейт, разрушить все их дома, которые в этом храме... омыть храм Нейт, возвратить ему всех его людей и часовых жрецов. Приказал его величество давать дары и жертвы Нейт великой, Матери Великих Богов, которые в Саисе, как и было прежде".
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837666089
Камбиз "не ограничился покорением Египта и сделал несколько попыток завоевать Карфаген, оазисы и далекую Эфиопию, однако эти попытки не увенчались успехом". "Финикийский флот отказался выступить против своих карфагенских единоплеменников - экспедиция, посланная в оазисы, погибла в песках пустыни, войскам Камбиза не удалось покорить всей Эфиопии". Только полугреческая Киренаика и соседние области "признали власть Камбиза (возможно, что и оазис эль-Хардже был занят персами)". Конец царствования Камбиза был "ознаменован большими восстаниями, потрясшими Персидское государство". Население многочисленных стран, завоёванных Ахеменидами, открыто "выражало своё недовольство персидским игом, которое тяжёлым бременем ложилось на плечи простого народа". В "Бехистунской надписи" говорилось:

- "Когда Камбиз отправился в Египет, народ возмутился, и было великое зло в стране, и в Мидии, и в других областях". 
"КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ДРЕВНИЙ ВОСТОК". - 917837584937
"Воспользовавшись недовольством широких народных масс, продолжительным пребыванием Камбиза в Египте (может быть, его неудачным походом в Эфиопию) - 1-н из мидийских жрецов по имени Гаумата (выдававший себя за Бардию, убитого брата персидского царя), поднял восстание против Камбиза". В настоящее время в науке существуют 2 взгляда на это событие:

1). 1-ни "историки полагают, что это восстание было действительно поднято самозванцем Гауматой, выражавшим интересы мидийской аристократии и стремившимся к восстановлению независимости Мидийского государства с целью укрепления социально-экономического положения мидийской знати".

2). Согласно другому взгляду, это "восстание было поднято Бардией, который добивался укрепления центральной власти, усиления авторитета персидского царя и расширения социальной базы персидской деспотии". Обещая на 3 года "освобождение от воинской повинности и уменьшение налогов", Бардия, которого позднейшая официальная персидская версия называла "самозванцем Гауматой", сумел собрать вокруг себя довольно значительные силы. После смерти Камбиза во многих частях Персии начались "восстания, направленные против персидского владычества". "Большое Персидское государство, быстро созданное, но лишенное внутреннего экономического единства - стало быстро распадаться".
#Камбиз(529-523годыДонэ
#ЗавоеваниеЕгиптаПерсами
#СредняяАзияИИранВДревности

Комментарии

  • 2 окт 2021 22:50
    "Восточное Средиземноморье в древности". В районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря, древневосточная  цивилизация имела своеобразную форму. Здесь пролегали "торговые пути из Египта в Месопотамию" и "из Африки в Европу". Узкая полоса побережья Средиземного моря на территории современного ливана и части Сирии называлась Финикия. Здесь находился 1-н из древнейших "очагов земледелия". Благодаря наличию многих полезных ископаемых процветало "ремесло". Но главным занятием  жителей Финикии стала - "международная торговля". Финикийцы продавали свои товары - древесину, смолу, пурпурные ткани, стекло и металлы. Ещё большее значение для них имела "посредническая торговля". В Финикии возникло несколько  "городов-государств", среди которых выделялся город  Тир. В Х веке до н.э. царь распространял своё влияние на  другие города, хотя единственного государства  у финикийцев так и не возникало.  На протяжении значительной части своей истории Финикия находилась в зависимости от Египта, позже  от государств Передней азии, но при  этом сохраняла внутреннее самоуправление. Финикийцы прославились  как отважные мореходы. Ещё во II тысячелетии до н.э. они достигли  Пиренейского  полуострова, где построили город Гадес, ставший в последствие - центром добычи и торговли серебра и олова. В начале I тысячелетия  до н.э. поселения финикийцев (колонии) распространились по всему побережью Средиземного моря. Со временем колонии становились  самостоятельными государствами, хотя сохраняли связь с Тиром и другими городами Финикии. Крупнейшим из государств - бывших колоний стал Карфаген.
    Фотография
  • 2 окт 2021 22:55
    Финикийцы считаются создателями 1-го в Мире алфавита, буквы которого обозначали только  согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древние греки. Через их посредничество алфавит пришёл к римлянам и лёг в основу большинства современных систем письма - "латиница". Следует учесть, что "славянская", позже "русская" азбуки были созданы на основе греческого алфавита, следовательно на основе "финикийского алфавита".
  • 2 окт 2021 23:02
    "Финикийцы" имели всесторонние связи с ещё 1-м народом Восточного Средиземноморья - древними "евреями". В середине II тысячелетия до н.э. часть "семитских племён" из Месопотамии двинулась в сторону Запада, переселенцы образовали новый народ, назвавший себя "ибрим", т.е. на современный манер - "евреями", что буквально означало "перешедшие через реку". Земледельцы Восточного Средиземноморья вступили в борьбу с пришлыми, но с течением времени частично смешались с ними. Позднее  "евреи" столкнулись здесь с "филистимлянами" - пришельцами из  Европы, от названия "филистимляне" и произошло слово "Палестина". Остальная часть комментария уходит в тему "Древняя Палестина".
  • 3 окт 2021 00:30
    "Мидийско-Персидское царство". После исчезновения Ассирии сложились 2-е новые державы - Мидийское и Нововавилонское царства. Вавилоняне  завоевали Ассирию, Сирию, Палестину. При царе Навуходоносоре II Вавилон бул украшен великолепными дворцами. стенами, вратами, Тогда же появились знаменитые "висячие сады", которые греки ошибочно приписывали царице Семирамиде.К востоку от Вавилонии  находился Иран - в дословном переводе "страна ариев". Арии в Иране смешались с местными жителями образовав несколько народов, крупнейшим из них стали: "мидийцы" и "персы". Персия  входила в состав "Мидийского царства", но имела своего царя. Персидский царь Кир II в 550 - 549 годах до н.э.  освободился от власти мидийцев, затем присоединил  к своим владениям Лидию, государство  на западе Малой Азии, известное "золотыми рудниками" - так возникла "Мидийско-Персидская держава", которая вела постоянные завоевательные войны. На востоке персы  дошли до Средней азии и Индии. Власти персидского  царя подчинили греческие города Малой Азии. В 539 году до н.э. Кир взял Вавилон. В 530 году до н.э. Кир погиб во время похода против кочевых "индоевропейских племён" Средней Азии, его сын (преемник) Камбиз в 525 году до н.э. завоевал  Египет, но вскоре  в Персидской державе вспыхнула борьба за власть, Камбиз погиб. В результате захвата власти на трон взошёл его дальний родственник Дарий I (522-486 годы до н.э. ), он  восстановил  единство державы, покорил среднеазиатские племена и часть Индии. Неудачно закончился поход Дария против "племён скифов", обитавших в  Северном Причерноморье и поход в Афины. По своим размерам "держава Дария I" намного превышала  все существовавшие до этого государства, она была разделена на 2-е области - "сатрапии" во главе с "сатрапами", которые судили население, собирали налоги, следили за  хозяйством. Для удобства сообщения в царстве прокладывались дороги, была учреждена "государственная почта", "обновлена денежная система", что способствовало развитию "торговли".