"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ".

Страница 3.6.
Автор - Андрей Никитин.
Издательство - "Детская литература", 1973 год.
Оцифровано в 2021 году.
Содержание:
- Глава 3-я. "ВИЛЛА у МОРЯ". Часть 5.2.

Самые дорогие находки в Крыму
https://www.youtube.com/watch?v=UtnXcK3vZk4

Глава 3-я. "ВИЛЛА у МОРЯ". Часть 5.2.

1-й "склеп" оказался разграбленным дочиста - грабители словно пол подмели: в земле, наполнявшей "погребальную камеру", "археологам попались лишь обломки косточек, мелкие черепки и единственная целая вещь - раковина с маленькой дырочкой: когда-то она служила частью ожерелья. Вдоль 1-й из стен, на каменных плитках, закрывающих большую часть пола, лежал череп коня и кости его ног...

2-й "склеп" частично вознаградил за долгие труды и переживания - грабители побывали и тут, они не церемонились с погребёнными: кости 22-х человек - мужчин, женщин и детей - были перепутаны, перемешаны и разбросаны по всей камере склепа. По такой "мешанине" удалось установить, что грабители попали в "склеп" через много лет после его заполнения. По видимому в 1-м "склепе" тоже находилось коллективное погребение. Среди костей лежали стеклянные, агатовые и некоторые сердоликовых бусин, 2-е фибулы - броши, на которые не позарились, грабители, чашечки, покрытые красным лаком, маленькие кубки для вина, 2-е стеклянные геммы - вставки для перстней с изображениями, а главное - невзрачные, грубой лепной работы глиняные горшки и светильник. Именно они помогли установить время и "национальность" погребённых.
Греко - скифское городище Беляус.
https://www.youtube.com/watch?v=FhqydL7A96o

Чашечки и кубки, покрытые красным лаком, так же как броши-фибулы, помогли установить только время - I век н.э.. Они распространены на огромной территории - от Испании до Средней Азии, в Северной Африке и Северной Европе. Но лепные горшки и светильники, обнаруженные в "склепе", делали только "скифы", поэтому можно было утверждать, что и 2 столетия спустя после похода Диофанта на месте "греческой крепости" существовало "скифское поселение". К тому времени "скифы" достаточно "эллинизировались" смешавшись с "греками" и с "сатархами", но для своего хозяйства продолжали изготовлять всё ту же грубую и невзрачную посуду. Возможно, что другой "археолог" ограничился бы бы находками и прекратил раскопки - уже это открытие было достаточно значительно и интересно, только интригующий вопрос - "Кто ограбил склепы?" - оставался по прежнему не разрешённый, но здесь Дашевской помогла, т.с. "научная дисциплина". "Археолог" обязан провести исследование любого памятника до конца, раскопав не только "культурный слой", но и от части тот "материк", на котором отложились культурные остатки" Иногда так открывают тайники, невидимые сверху ямы, находят отдельные предметы.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922909081641
Под полом 2-го "склепа", выложенного каменными плитками, ничего не оказалось. Но вот в 1-м... В 1-м "склепе" Дашевская заметила 1-ну особенность, которая сразу бросилась ей в глаза: плитки лежали только вдоль 1-й стенки и именно на них был положен череп и кости ног коня. А почему на самом деле  здесь лежат эти кости? Как они могли сохраниться? Когда то "скифы вместе с покойником обязательно хоронили и их любимых коней". Это было в иную эпоху и здесь должен был находиться полный скелет, но его почему то нет! Сюда вложили только голову и ноги. Наверное со шкурой - как бы "модель коня"*(*1), это было уже у более поздних скифов, не тех самых "легендарных гуннов, которые придя  из восточных степей, разрушили Римскую империю". В Причерноморских степях "гунны" появились лишь в середине VI века н.э., через 200 - 300 лет после сооружения "беляусских склепов", не они ли разграбили их? Но тогда где же доказательства? Только эти очень странные конские кости.

*(*1). - /Тема нашла отражение в "легендах византийских  теологов", нам она знакома сохранившимся сказаниям о смерти от черепа любимого коня: скандинавского викинга - Орлика и об смерти Вещего Олега/.
BBC Великие воины Аттила Вождь Гуннов
https://www.youtube.com/watch?v=DKmsPoBXoC0

Дальше оказалось ещё интереснее, в этой же части "склепа", где не было  плиток, земля оказалась не тронутой, но когда стали разбирать вымостку под черепом и костями. Под 1-м слоем плиток обнаружили 2-й - те самые плитки, что были связаны с остальной части пола, а под ними "археологи" увидели длинное тёмное пятно - след от ямы. Ещё 1-но погребение! Сначала под  ножами и кистями появился человеческий череп, затем расчистили весь скелет. Рядом лежали железные удила, колокольчик, а на костях настоящее богатство: серебряные и золотые вещи. 1-й показалась пряжка от поясного ремня - толстая, литая, с золотой надчеканкой; на ногах лежали такие  же пряжки, поменьше - застёжки сапог. Рядом с ногами - чсеребрянные бляхи от уздечка и золотые наконечники ремней. Под черепом, на месте  левого уха, лежала золотая серьга, украшенная тончайшей зернью и яркими вставками из разноцветного стекла.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922909196585
Но конечно же, самая удивительная находка ожидала "археологов" у стенки "могильной ямы": фигурка осла, сделанная из листового золота.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 921156052009
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 921156062505
Рисунки выше- /Тарханкут. Золотой осёл, серьга и  серебряная пряжка из погребения мальчика - гунна на Беляусе

Сохранилась не сама фигурка (видимо деревянная), а те золотые пластины, которые её покрывали. Погребённый был подростком - "антропологи" определили его возраст - 12 - 14 лет, золотой осилик вряд ли служил ему игрушкой, скорее это был знак отличия, вроде "церемониальных жезлов", что были найдены у мальчиков в могильнике на Сунгире. Грабители  пропустили  это богатство? Нет, в могильнике, открытом Дашевской, находился если не сам грабитель, то косвенный виновник грабежа...
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922909878057
Подросток был "гунном" - кочевники отличались 1-й особеностью: с младенческих лет детям бинтовали голову так, что кости черепа могли расти только вверх, поэтому у всех взрослых "гуннов" черепа деформировались - сдавливаемые с боков были сильно вытянуты* (*2). Археологи тогда решили, что возможно такая форма черепа  способствовала "гуннскому понятию красоты". О том, что мальчик был "гунном", свидетельствовала не только форма его головы, но и погребённые части  его коня (теперь уже можно точно утверждать, чтол над могилой положили шкуру коня с головой и ногами), но все вещи - пряжка , удила - были чисто гунскими. Так что здесь произошло?

*(*2). - /Черепа из культуры "Паракас". Искусственная деформация черепа - разновидность модификации тела человека, при которой череп намеренно деформируется. Она осуществляется путём искажения нормального роста черепа ребёнка при помощи продолжительного применения механического воздействия. В результате, как правило, получаются черепа уплощённой, вытянутой, округлой или конусовидной формы. Обычай искусственной деформации черепа предшествует письменной истории, он практиковался во множестве культур, отдалённых друг от друга и географически, и хронологически. О его наличии свидетельствуют такие "археологические находки, как скульптурные изображения, настенные росписи, монеты, геммы-печати". "Археолого-антропологические раскопки курганов, некрополей дают многочисленные останки людей с искусственно деформированными черепами" - эта "традиция" бытовала не только в далёкие исторические эпохи, но и в сравнительно недавнее время, а в нескольких регионах она существует и поныне, например в Вануату. 1-е письменное упоминание о деформации черепа относится к V-IV векам до н.э., которое приводит Гиппократ, говоря о "длинноголовом племени", "макроцефалах", и об их практике изменения формы черепа. К 1-м из самых ранних обнаруженных образцов относятся черепа культуры "докерамического неолита" (10 - 9 тыс. до н. э.), обнаруженные в пещере Шанидар в Ираке, а также некоторых "неолитических" культур в Передней Азии.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922910072873
/Череп из Национального музея Вюртемберга, начало VI века, алеманнская культура/.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922910097705
/Вытянутый череп молодой женщины, предположительно, из алан/.

В Евразии обычай деформировать форму черепа, по-видимому, возник у ранних земледельцев в области Плодородного полумесяца в эпоху неолита около 9000 лет назад и был связан с "идеей плодородия". Далее "неолитические" культуры расширяют "географию": скотоводы расселяются в степном поясе Евразии. В "эпоху бронзы", III-II тысячелетие до н.э. у скотоводов "археологи" также обнаруживают деформацию головы. "Традиция" изменения формы черепа очень характерна для "сарматов" (в особенности поздних), которые расселяются на большой территории, и была распространена у близкого им народа "аланов"; "гунны" также практикуют деформацию черепа. Во время "Великого переселения народов" вместе с этими и другими народами обычай искусственной деформации черепа распространяется на Центральную и Западную Европу, где ранее он не встречался. В "поздней античности" (300-600 годы) этот обычай переняли "восточно-германские племена" - "гепиды", "остготы", "герулы", "ругии", "бургундцы" - которыми правили "гунны". В "готских могильниках" Крыма тоже обнаруживается искусственная деформация головы. У "западно-германских племён" она почти не встречается. Перемещение "гуннов" затронуло и Приаралье, многочисленные находки свидетельствуют о распространении там искусственной деформации головы. На "постсоветском пространстве" древнейшие деформированные черепа относятся ко II тысячелетию до н.э., они обнаруживаются в "погребениях катакомбной культуры эпохи бронзы" и локализованы в южнорусских степях. Затем наступает перерыв: в погребениях I тысячелетия до н.э. искусственная деформация не встречается. 2-й период находок относится к "раннему средневековью" (1-я половина I тысячелетия н.э.), в котором наблюдается яркий расцвет этой традиции, через некоторое время снова отмирающей. 1-е находки искусственно деформированных черепов были сделаны Дюбрюксом в 1826 году в "некрополях Боспора Киммерийского", в районе Керчи. Деформированные черепа находят в Центральной Азии, Сибири, Закавказье, Северном Кавказе, Юге России, Поволжье, Крыме. Для севера бывшего СССР известны только изолированные находки. "Захоронения сарматов с деформированными черепами были обнаружены в Аркаиме". Среди народов Передней Азии "хетты" (1600-1100 годы до н.э.) и "финикийцы" изображались с деформированными черепами. Изображения и другие "археологические находки", включая черепа, свидетельствуют о распространении обычая на территории современных Сирии и Ливана. На юго-востоке Азии, возможно, "эфталиты" ("белые гунны") практиковали изменение формы черепа. Существуют свидетельства о распространении искусственной деформации на северо-западе Китая в 2000 до н.э. Изображения, скульптуры легендарных личностей Китая (Хуан-ди, Лао-Цзы) имеют голову необычной формы. Население Шаньси и Хэнань, которое после падения династии Цинь ушло на юго-восток Кореи, практиковало деформацию головы. В других частях Кореи также было зафиксирован этот обычай. В "китайских средневековых хрониках" описана деформация черепа у народов Восточного Туркестана.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922910836265
/"Тулузская деформация черепа". Для изменения формы используется лента, которую видно на фотографии/.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922910859305
/Тулузская деформация черепа/.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922910870313
/Профиль Софи Жермен/.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922910882857
/Портрет Джиневры д’Эсте/.


Во Франции деформация черепа спорадически встречалась вплоть до начала XX века, она была широко распространена и существовала в большинстве департаментов с преобладанием в северной и западной части страны. Результаты деформации разнились по регионам так, что по форме головы можно было судить о месте происхождения человека. 1-н из наиболее распространённых типов деформации - "тулузская деформация" (фр. "déformation toulousaine") - получил своё название от города Тулуза, где он встречался. По-видимому, изменение формы черепа во Франции не было преднамеренным, как в более ранних европейских культурах, а являлось следствием старинных медицинских практик у французских крестьян. По 1-й из них голову ребёнка после рождения надлежало на некоторое время туго обмотать лентами "бандо" (фр. "bandeau") для защиты от ударов и несчастных случаев. Многие современники, наблюдавшие деформации, жалели этих людей, считая, что у тех был сниженный уровень интеллекта. Известная французская "женщина-математик" Софи Жермен имела "тулузскую деформацию", слепок её головы хранится в "Музее человека" в Париже. На севере Италии в XVI веке существовала традиция деформировать череп сжатием. В итальянской "аристократической династии" Эсте голову новорожденных из "королевского рода" туго обматывали лентами "бандо" для достижения вытянутой назад формы. Портреты представителей этого рода XV века, Джиневры д’Эсте и Лионелло д’Эсте, демонстрируют результат модификации головы. В Восточной Европе XVIII-XIX веков эта традиция также существовала. Описан обычай изменения формы головы в Польше, в регионе Витебска в Белоруссии, у "абхазов", "армян", "осетин". "Армяне", "греки", "евреи" в Тбилиси практиковали искусственную деформацию черепа, представление о которой дают фотографии "этнографа" Лушана и "французского учёного" Шантра, об этом сообщает Густав Радде. "Натуралист" Петер Паллас был очевидцем последних "макрокефалов" в Кикенеизе, Лименах и Симеизе в Крыме. В Северной Европе XIX века эта традиция была у "саамов".

В целом, обычай обматывания головы младенцев в Европе в XX веке вымирал, но преобладал во Франции, а также встречался в некоторых районах запада России, на Кавказе и в Скандинавии. В Туркмении в 40-ых годах XX века форму черепа изменяли определённые этно-территориальные группы "туркмен". Это отмечает "советский антрополог" М.Г.Левин, он описывает обычай тугого пеленания головы у детей. Мальчики носили эти повязки до 5 лет, а девочки снимали их только в подростковом возрасте. Эта традиция существовала в Афганистане в XX веке у "таджиков", а также и "малых этнографических групп", "джемшиды" и "хазара", в районе Герата. "Археологические находки" и свидетельства современников говорят об обычае деформации черепа в Узбекистане XVII-XIX веков в окрестностях Бухары. На юго-востоке Азии в конце XIX - начале XX веков традиции изменения формы черепа зафиксированы в некоторых регионах Индии (Балуджистан, Пенджаб, Нилгири), в Китае - среди "маньчжуров".
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911039529
/Египетская стату/.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911045417
/Племя Мангбету/.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911058217
/Племя Мангбет/.


В Африке наиболее ранние находки деформированных черепов относятся к VI веку н.э. В Древнем Египте во времена XVIII династии, с момента правления Эхнатона, некоторые члены царских семей изображались с необычайно вытянутыми головами, но что именно за этим стоит доподлинно не известно: изобразительная традиция или действительно деформированные черепа. Стоит отметить, что деформированные черепа этого же периода истории находят на Крите, с которым Египет в то время имел живые "торговые, политические и культурные отношения". В XIX веке обычай деформации головы встречался в Алжире, Тунисе, Камеруне, Нигерии, в регионе вокруг озера Чад, у народа Ашанти. Известно о распространении этой традиции на Мадагаскаре. До середины XX века она практиковалась в племени "мангбету[en]" в Бельгийском Конго. О деформации черепа на юге Африки достоверных данных нет.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911095593
Череп из "культуры прото-Наска", 200-100 годы до н.э.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911113769
/Черепа из культуры Паракас/.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911130665
/Реконструкция облика инков с удлинёнными черепами/.

На американском континенте этот обычай был распространён достаточно широко. В Южной Америке он встречается в основном у древних "индейцев", населявших территории сегодняшних Перу и Чили, это культуры "Паракас", "Наска", "инки" и другие. В Мезоамерике - у древних "майя". В Северной Америке также существовали некоторые племена "индейцев", прибегавшие к модификации формы головы. Наиболее известны в этом отношении "индейцы чинуки", которые населяли территорию нынешнего северо-запада США, и у "чокто" на юго-востоке. Племя "флатхедов", или "плоскоголовых", на самом деле, не практиковало деформацию черепа, и было так названо только для того, чтобы отличать их от племени "салишан", которое использовало модификацию черепа для получения более круглой формы головы. Другие же племена, в т.ч. "чокто", "чехалис", "нуксак", деформировали череп, привязывая голову ребёнка к колыбели.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911199273
Мужчина с деформированным черепом. Новая Британия, Папуа - Новая Гвинея, начало 1900-х годов.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911223337
Мужчина с деформированным черепом. Остров Бугенвиль, Папуа - Новая Гвинея, около 1919 года.

Деформация черепа практиковалась у племени "лукаянов", жившем на Багамских островах, а также известна среди "аборигенов" Австралии. "Этнолог" Фридрих Ратцель сообщал в 1896 году, что деформация черепа, в виде сплющивания или удлинения, была обнаружена в единичных случаях на Таити, Самоа, Гавайи и Туамоту и чаще всего встречалась на Малликолло (англ. Mallicollo) в Новых Гебридах (сейчас Малекула, Вануату), где череп сжимали до необычайно плоской формы.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911253545
/Пол Кейн. Женщина племени "чинуков" с ребёнком. 1848-1852 годы. Деформация, как правило, начинается сразу после рождения и длится в течение последующей пары лет, пока не будет достигнута желаемая форма или ребёнок отказывается от аппарата. Возможность деформации обусловлена тем, что голова у новорождённых состоит из отдельных несросшихся костей, на ней существуют швы и роднички, и при механическом воздействии на голову её форма может поменяться. У взрослого человека швы облитерированы, форма головы становится окончательной и она не изменяется. Общепринятой системы классификации черепных деформаций нет, и многие учёные разработали свои собственные системы классификации. Примером такой системы является система "советского антрополога" Е.В.Жирова, который для случаев, обнаруженных в Европе и Азии в 1940-х годах, классифицировал деформацию по распределению деформирующего давления относительно головы.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911298089
Методы изменения формы головы у майя.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911298345
Метод деформации черепа в доинкской культуре.

Он описал 4 типа деформации: затылочную, лобно-затылочную, теменную, кольцевую (циркулярную). Затылочная деформация является непреднамеренной, она возникает из-за долгого лежания ребенка на спине, голова деформируется под действием собственной тяжести. Для получения лобно-затылочной деформации применяли фиксирование головы в колыбели дощечками, повязками или использовали двудощечный или аналогичный аппарат. Теменную деформацию получали с помощью дощечек, поверх которых помещали мешки с песком. Кольцевая деформация получается при помощи давящих повязок или плотно прилегающих чепчиков и шапочек. При этом по мере деформирования головы повязки перебинтовываются и постепенно перемещаются выше, в результате череп получает вид конуса. Чепчик или шапочка распределяют давление по всей голове, придавая ей цилиндрическую форму.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911366441
Плод с удлинённой головой.

Мотивы, по которым изменяли форму черепа, различались в различные исторические эпохи и варьировались от эстетических предпочтений до псевдонаучных теорий о том, что мозг способен выполнять определённые типы мышления в зависимости от его формы. По 1-й из современных теорий, черепная деформация, вероятнее всего, осуществлялась для обозначения принадлежности к группе / для демонстрации социального статуса, например элитарного - "Мы от Вас отличаемся, значит должны Вами править". Такая мотивация, вероятно, играла ключевую роль в обществе "майя", стремившихся получить форму черепа, которая является эстетически более приятной или обладает желаемыми атрибутами. Например, в нахай-говорящей части острова Томман и юго-западе острова Малекула, Австралазия считается, что человек с вытянутой головой умнее, имеет более высокий социальный статус, находится "ближе к миру духов".

Сторонники теории "палеоконтакта" предполагают, что древние культуры создавали удлинённые черепа из подражания "инопланетным пришельцам", которых они считали "Богами". К слову, отдельные СМИ иногда преподносят удлинённые черепа как черепа пришельцев или инопланетян.

Исторически существовало множество различных теорий, объясняющих эти практики.

Так, существовала теория, что практика черепной деформации возникла из подражания тем группам популяции, в которых удлинённая форма головы была естественным явлением. Например, Риверо[en] и Чуди описали мумию плода с удлинённым черепом, характеризуя его так:

- "...то же самое формирование [т. е. отсутствие следов искусственного давления] головы наблюдается у ещё не рожденных детей; у нас имеется убедительное доказательство этого факта в виде плода, заключённого в лоне мумии беременной женщины, которую мы нашли в пещере Huichay, в двух лигах от Тармы, и которая в настоящий момент находится в нашей коллекции. ... Плод принадлежит, исходя из очень чётко выраженной формы черепа, к племени Уанка. Мы представляем читателю рисунок этого убедительного и интересного доказательства в противовес сторонникам механического воздействия как единственной и исключительной причины френологического вида перуанской расы.

Грейвз в 1834 году писал в отношении черепов взрослых, которые он раскопал в окрестностях озера Титикака в Боливии в 1827 году:

- "Тщательное изучение этих черепов убедило меня, что их специфическая форма не могла быть вызвана искусственным давлением. С ним не согласуются большое удлинение лица и направление плоскости затылочной кости, и поэтому мы должны сделать вывод, что особенности формы вызваны естественными условиями. Если эта т.з. является верной, отсюда следует, что эти черепа принадлежат к вымершей расе человечества, отличающейся от любой из ныне существующих..."

П.Ф. Беллами продолжает его вывод и делает аналогичное замечание о 2-х удлинённых черепах младенцев, которые были найдены и привезены в Англию "капитаном Бланклеем" (англ. Captain Blankley) и переданы в "музей общества естественной истории" в Девоне и Корнуолле в 1838 году. По словам Беллами, эти черепа принадлежали двум младенцам, женского и мужского пола:

- "1-н из которых был не более нескольких месяцев, а другой не мог быть старше 1-го года".

Он писал:

- "По общему виду этих черепов становится ясно, что они близки к черепам из Музея хирургического колледжа в Лондоне, обозначенных как происходящие из Титикаки. Традиционно считается, что эти черепа взрослых были искажены под действием давления, но д-р Грейвз, вопреки этому мнению, заявил, что "тщательное изучение этих черепов убедило меня, что их специфическая форма не могла быть вызвана искусственным давлением". Чтобы подкрепить эту т.з., мы позволим себе отметить, что эти специфические особенности выражены у детей в той же мере, как и у взрослых, и даже больше у младшего, чем у старшего из 2-х образцов. Эта т.з. существенно подкрепляется: большой относительной длиной больших костей черепа, направлением плоскости затылочной кости ..., отсутствием следов давления ..., и тем фактом, что не было найдено связанных с ними инструментов или механических приспособлений, способных создать такое изменение формы..."

т.е., исходя из этих доводов, черепа были естественного происхождения.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911594025
Литографии черепов, выполненные J.Basir.

На вопрос "Каковы последствия для здоровья", специалисты не дают однозначного ответа на этот вопрос. Исследования находок из Хорезма и Поволжья показали, что деформация черепа не приводит к серьёзным нарушениям в организме человека, однако было отмечено изменение угла наклона турецкого седла, где находится гипофиз; это изменение иногда может вызывать лёгкую эпилепсию. Изучение образцов из Перу не выявило статистически значимых различий в объёме черепной коробки между искусственно деформированными и нормальными черепами. Возможно, деформация головы влияла на характер или поведение человека, например, приводила к повышению агрессивности. Так, "сарматы", которые широко практиковали деформацию головы, являются "военизированным народом", при этом эмпирические данные доказывают, что они были агрессивны.

1-е письменные упоминания о деформации черепа обнаруживаются у античных авторов. Самое раннее относится к V-IV векам до н.э., его приводит Гиппократ в тексте "О воздухе, водах и местностях", описывая "народ длинноголовых", или "макроцефалов":

- "...живущих направо от летнего восхода солнца до озера Меотиды (прим. название "Азовского моря"). Нет никакого другого народа, который имел бы подобную форму черепа. … они считают самыми благородными тех, у кого наиболее длинные головы. … лишь только родится ребенок, пока ещё кости его мягки, неотвердевшую его головку выправляют руками и принуждают расти в длину посредством бандажей и других подходящих приспособлений, вследствие которых сферическая форма головы портится, а длина её увеличивается".

Страбон в своей "Географии", описывая "прикавказские племена", пишет о таких, которые:

- "... стараются так сделать, чтобы головы выглядели как можно длиннее и чтобы лбы выдавались вперёд над подбородком".

"Греческий софист" Зенобий, живший во II веке во времена императора Адриана, в "собрании античных пословиц" сообщает, что:

- "...сираки дают царский венец самому рослому или… имеющему самую длинную голову" (что могло указывать на деформацию головы).

"Средневековые арабские учёные и путешественники" также свидетельствуют об искусственной деформации. Аль-Бируни в X-XI веках упоминал об обычае изменять форму головы у жителей Хорезма и Ферганы. Шамсуддин аль-Мукаддаси в X веке и Якут аль-Хамави в XII-XIII веках в "географическом словаре" - "Словарь стран" ("Му’джам ал-булдан") также отмечают этот обычай в Хорезме. Когда аль-Мукаддаси задал вопрос "хорезмийцам":

- "Почему ваши головы отличаются от голов других людей?"

Ему ответили:

- "Наши древние делали 3-и вещи, которыми они одолевали жителей других стран. 1-на из них - это то, что они делали набеги на тюрок и брали их в плен, поэтому у них сходство с тюрками и их не узнавали. Иногда они попадали к мусульманам, а их продавали в рабство. Тогда они велели женщинам, чтобы они, когда родят, привязывали мешки с песком с обеих сторон к головам детей, чтобы головы их уширялись, а после этого они не обращались в рабство..."

"Китайский учёный" Сюаньцзан, путешествуя в 630-645 гг. по Восточному Туркестану, оставил наблюдения о том, что в государствах Куча и Кашгара головы детей после рождения деформировали при помощи деревянных дощечек.

"Испанский миссионер" Диего де Ланда в "Сообщении о делах в Юкатане" XVI веке, подробно описывает практику деформации черепа, которую он наблюдал на американском континенте.
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922911715369
Эфталитская монета царя Лахана из Уддияны.

По находкам деформированных черепов на территории России к 1-м исследованиям относится работа Д.Н.Анучина "О древних искусственно деформированных черепах, найденных в пределах России" (1887 год), в 1940 году Е.В.Жиров в сводке "Об искусственной деформации головы" описал распространении этого обычая в Европе и Азии и выделил несколько типов деформации, следующая обстоятельная работа была опубликована в 1949 году В.В.Гинзбургом и Е.В.Жировым. 1-й из 1-х "научных работ", рассматривающей искусственную деформации черепа, является статья Уйфальви (Ujfalvy Ch. de. Memoire sur les Huns Blanks. L’Anthropologie. T. IX, NN.3-4, 1898, 392-395), опубликованная в 1898 году. В статье он изучал изображения "эфталитских правителей" на монетах и сделал вывод, что необычная форма головы у некоторых правителей вызвана искусственной деформацией. 1-е обобщающие работы появились в начале XX века: "Искусственная деформация черепа: вклад в изучение этнических изменений тела" ("Artificial Cranial Deformation: A Contribution to the Study of Ethnic Mutilations") Эрика Дингуолла (1931 год) и "Преднамеренные деформации" Адольфо Дэмбо и Хосе Имбеллони (1938 год). В этих работах упоминались находки на всех континентах, а на карте распространения были отмечено большинство находок того времени. В 1978 году И. Кисели[hu] издал обобщающий труд "о происхождении и распространении обычая" в Евразии с VI века до н.э. по VI век н.э. Несколько обобщающих работ опубликовано в недавнее время, в частности - М.Б.Медниковой "о распространения обычая на всем евразийском континенте"/.
Как Гунны захватили Римскую Империю?
https://www.youtube.com/watch?v=ipgcjWC00mc

Полчища "гуннов", пронёссшиеся по южным степям на запад, нанесли удар по "античному миру" в Причерноморье. Часть "гуннов" переправилась зимой по льду через Керченский пролив в крым, прошла из его конца в конец, "сея смерть и разрушение". Большинство древних городов "так и не востало из руин, после гуннского погрома жизнь в них прекратилась". Может этот мальчик был сыном  вождя или бачей - мальчиком для увеселений, но никак не рядовым гунном" - это доказывали украшения на его одежде и этот уникальный "золотой осёл". Во время похода  мальчик был убит, возможно, даже в стычке возле Беляуса, "гуннам" надо было его похоронить, но сами "гунны не насыпали курганов", они воспользолвались уже насыпанным "курганом", они обычно подхоранили своих покойников в уже существующих курганах - "сарматских", "скифских"" и даже более древних, оставшихся ещё от "бронзового века". Над "беляусскими склепами" тоже возвышались небольшие "курганы"...
"РАСПАХНУТАЯ ЗЕМЛЯ или ПУТЬ ЧЕРЕЗ ЛАБИРИНТ". - 922909196841
Вряд ли "гунны" думали о грабеже, но копая "могилу", наткнулись на "склеп", поскольку "соблазн велик, а человек слаб и грешен", тем более, что с погребенными могли оказаться драгоцености. Кстати, золотая серьга, вовсе не "гуннская", а "греческая"! Дальнейшее можно представить достаточно точно. Вычистив "склеп" и похоронив в нём владельца "ослиного символизма", положили над ним шкуру коня, родственники устроили над ним "тризну", потом - в честь покойного (или просто упившись кумысом) они раскопали и разграбили находившийся рядом 2-й "склеп". Очищать его от костей им было соверешнно ни к чему...*(*3)

*(*2). - /Опять "ослиный символизм", в д.с. больше похоже на обменное на клад "жертвоприношение"/.
#ВиллаУМоря
#Археология

Комментарии