МАРКСИСТСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — высшая, единственно научная форма материализма. Старый материализм был механистическим материализмом; он пытался свести сложные формы движения материи к законам простейшей, механистической формы движения. Марксистский материализм, опираясь на достижения наук, изучающих все формы движения материи, признает качественное своеобразие каждой формы движения и стремится открыть специфические законы их развития. Старый материализм был метафизическим материализмом, т.е. он рассматривал мир в состоянии покоя и неизменности. Марксистский материализм является диалектическим материализмом, так как он рассматривает природу и общество в их непрерывном развитии и обновлении. Старый материализм не мог материалистически объяснить общественные явления. Марксистский материализм впервые применил положения диалектического материализма к объяснению общества и обосновал материалистическое понимание истории. Старый материализм был созерцательным материализмом, так как он не понимал преобразующей роли практической деятельности человека. Старый материалисты «сущность человека» понимали абстрактно, а не как совокупность общественных отношений. Они только «объясняли» мир, тогда когда дело идёт об «изменении» его, т.е. не понимали значения «революционной практической деятельности» (Ленин). Марксистский философский материализм — могучее орудие познания и переделки мира. По своим классовым корням марксистский материализм коренным образом отличается от прежних форм материализма. Материализм XVII — XVIII вв. был идеологией революционной в то время буржуазии. Наиболее передовые представители домарксовского материализма — русские материалисты XIX в. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов и другие — выражали интересы крестьянства и всех трудящихся в их борьбе против крепостного права. Домарксовские буржуазные материалисты были только «родоначальниками какой-либо философской «школы» (Сталин). И лишь марксистский философский материализм стал теорией самого передового класса — пролетариата, его знаменем. Основными чертами марксистского философского материализма являются: 1) признание материальности мира, признание того, что мир развивается по законам движения материи; 2) признание первичности материи и вторичности сознания; 3) признание познаваемости материального мира и его закономерностей, объективной истинности научного знания. Марксистский философский материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, что явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. Марксистский материализм доказывает, что все многообразные тела природы — от мельчайших частиц атома до гигантских планет, от мельчайших бактерий до высших животных, до человека,— представляют собой материю в разных формах и на разных ступенях её развития. В противоположность идеализму, который признает, что мир создан богом или что мир является воплощением «абсолютной идеи», «мирового духа», «сознания», марксистский философский материализм, указывает товарищ Сталин, исходит из того, что материя существует вечно, неким не сотворена, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «мировом духе». В противоположность идеализму, считающему, что реально существует лишь наше сознание, что материальный мир, бытие, природа существует лишь в нашем сознании, в наших ощущениях, понятиях, марксистский философский материализм исходит из того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания, что материя первична, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением материи, что мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, продукт мозга. Марксистский философский материализм последовательно решает и другую сторону основного вопроса философии — способно ли наше мышление познать действительный мир. В противоположность идеализму, который оспаривает возможность познания мира и его закономерностей, отрицает достоверность наших знаний, марксистский философский материализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы. Марксистский материализм утверждает, что человеческая практика есть решающее доказательство истинности наших знаний, что «нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики» (Сталин). Диалектический материализм разработал единственно научную действенную теорию познания. Старый доморксовый материализм дал очень мало для понимания сущности процесса познания. Как указал Маркс, идеализм развивал активную сторону мышления, но идеализм извращал действительный процесс познания. Только марксистский материализм впервые в истории философии поставил теорию познания на твердый научный фундамент, применил к познанию диалектический метод, вскрыл исторический характер знаний на каждой данной ступени, показал взаимосвязь абсолютного и относительного в познании и т.д. Марксистскому философскому материализму чужда созерцательность старого материализма: он показал, что любой шаг в познании связан с практической и прежде всего с производственной деятельностью людей. Органы чувств человека с этой точки зрения можно понять, лишь приняв во внимание всю историю производственной деятельности человечества. Они — продукт этой истории. Включив и теорию познания революционную, практически-критическую деятельность людей, марксистский философский материализм совершил подлинный переворот в философии. «Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые завлекают теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики» (Маркс). Громадное значение имеет применение положений марксистского философского материализма к истории общества и к практической деятельности партии пролетариата. «Сила и жизненность марксизма-ленинизма состоит в том, что он опирается в своей практической деятельности именно на потребности развития материальной жизни общества, никогда не отрываясь от реальной жизни общества» (Сталин). Практическая деятельность марксистской партии пролетариата основывается не на требованиях «разума», «всеобщей морали» и т.п., а на изучении закономерностей общественного развития. «Философия Маркса,— указывал Ленин,— есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности». В трудах Ленина и Сталина марксистский философский материализм получил свое дальнейшее развитие и конкретизацию. Энгельс указывал, что с каждым новым крупным, составляющим эпоху открытием науки материализм обогащается, изменяет свою форму. В своем труде «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин гениально обобщил достижения науки, особенно физики, за период после смерти Энгельса и придал новую форму марксистскому философскому материализму, поднял его на новую ступень. И. В. Сталин в своих трудах «Анархизм или социализм?», «О диалектическом и историческом материализме» и других произведениях ярко и глубоко показал противоположность материалистического мировоззрения идеалистическому и на основе обобщения новейших данных науки и исторической практики человеческого общества сформулировал основные положения марксистского философского материализма, его значение для практической борьбы за коммунизм. Ныне марксистский философский материализм противостоит мировой идеалистической реакции как единственная философская теория, дающая научную картину мира, отстаивающая научные принципы и методы объяснения природы и общества, вооружающая трудящееся человечество орудием борьбы за коммунизм. Марксистский философский материализм является теоретической базой развития современного естествознания. На основе марксистского материалистического миропонимания мичуринская биология одержала свою историческую победу над идеалистическим лжеучением вейсманизма-морганизма. На основе материализма советские физики и все прогрессивные ученые мира ведут борьбу против «физического» идеализма, задерживающего прогресс науки, примиряющего науку с религией. Для деятелей всех отраслей науки марксистский философский материализм дает единственно верные руководящие идеи, помогающие достижению практических успехов. Марксистское материалистическое миропонимание является великим орудием коммунистического воспитания трудящихся масс, борьбы с религиозными предрассудками и пережитками, орудием быстрейшего проникновения науки в массы. Марксистское материалистическое мировоззрение партийно от начала до конца. Оно враждебно всякому идеализму, под какой бы личиной он ни скрывался, всякому проявлению фидеизма и поповщины. «Маркс и Энгельс,— писал Ленин,— от начала и до конца были партийными в философии, умели открывать отступления от материализма и поблажки идеализму и фидеизму во всех и всяческих «новейших» направлениях». Это положение Ленина имеет особенно важное значение сейчас, когда «новейшие» многочисленные течения современной буржуазной философии, борясь против материализма, клевеща на него, пытаются прикрыться «беспартийностью», встать «выше» борющихся партий в философии. Разоблачать явных и скрытых «дипломированных лакеев фидеизма», руководствуясь великими идеями Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, — таковы задача и долг марксистских философов.
working-class
#РК_Полит_Словарь
МАРКСИСТСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — высшая, единственно научная форма материализма. Старый материализм был механистическим материализмом; он пытался свести сложные формы движения материи к законам простейшей, механистической формы движения. Марксистский материализм, опираясь на достижения наук, изучающих все формы движения материи, признает качественное своеобразие каждой формы движения и стремится открыть специфические законы их развития. Старый материализм был метафизическим материализмом, т.е. он рассматривал мир в состоянии покоя и неизменности. Марксистский материализм является диалектическим материализмом, так как он рассматривает природу и общество в их непрерывном развитии и обновлении. Старый материализм не мог материалистически объяснить общественные явления. Марксистский материализм впервые применил положения диалектического материализма к объяснению общества и обосновал материалистическое понимание истории.
Старый материализм был созерцательным материализмом, так как он не понимал преобразующей роли практической деятельности человека. Старый материалисты «сущность человека» понимали абстрактно, а не как совокупность общественных отношений. Они только «объясняли» мир, тогда когда дело идёт об «изменении» его, т.е. не понимали значения «революционной практической деятельности» (Ленин). Марксистский философский материализм — могучее орудие познания и переделки мира. По своим классовым корням марксистский материализм коренным образом отличается от прежних форм материализма.
Материализм XVII — XVIII вв. был идеологией революционной в то время буржуазии. Наиболее передовые представители домарксовского материализма — русские материалисты XIX в. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов и другие — выражали интересы крестьянства и всех трудящихся в их борьбе против крепостного права. Домарксовские буржуазные материалисты были только «родоначальниками какой-либо философской «школы» (Сталин). И лишь марксистский философский материализм стал теорией самого передового класса — пролетариата, его знаменем. Основными чертами марксистского философского материализма являются: 1) признание материальности мира, признание того, что мир развивается по законам движения материи; 2) признание первичности материи и вторичности сознания; 3) признание познаваемости материального мира и его закономерностей, объективной истинности научного знания.
Марксистский философский материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, что явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. Марксистский материализм доказывает, что все многообразные тела природы — от мельчайших частиц атома до гигантских планет, от мельчайших бактерий до высших животных, до человека,— представляют собой материю в разных формах и на разных ступенях её развития. В противоположность идеализму, который признает, что мир создан богом или что мир является воплощением «абсолютной идеи», «мирового духа», «сознания», марксистский философский материализм, указывает товарищ Сталин, исходит из того, что материя существует вечно, неким не сотворена, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «мировом духе».
В противоположность идеализму, считающему, что реально существует лишь наше сознание, что материальный мир, бытие, природа существует лишь в нашем сознании, в наших ощущениях, понятиях, марксистский философский материализм исходит из того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания, что материя первична, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением материи, что мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, продукт мозга. Марксистский философский материализм последовательно решает и другую сторону основного вопроса философии — способно ли наше мышление познать действительный мир.
В противоположность идеализму, который оспаривает возможность познания мира и его закономерностей, отрицает достоверность наших знаний, марксистский философский материализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы. Марксистский материализм утверждает, что человеческая практика есть решающее доказательство истинности наших знаний, что «нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики» (Сталин). Диалектический материализм разработал единственно научную действенную теорию познания. Старый доморксовый материализм дал очень мало для понимания сущности процесса познания. Как указал Маркс, идеализм развивал активную сторону мышления, но идеализм извращал действительный процесс познания.
Только марксистский материализм впервые в истории философии поставил теорию познания на твердый научный фундамент, применил к познанию диалектический метод, вскрыл исторический характер знаний на каждой данной ступени, показал взаимосвязь абсолютного и относительного в познании и т.д. Марксистскому философскому материализму чужда созерцательность старого материализма: он показал, что любой шаг в познании связан с практической и прежде всего с производственной деятельностью людей. Органы чувств человека с этой точки зрения можно понять, лишь приняв во внимание всю историю производственной деятельности человечества. Они — продукт этой истории. Включив и теорию познания революционную, практически-критическую деятельность людей, марксистский философский материализм совершил подлинный переворот в философии.
«Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые завлекают теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики» (Маркс). Громадное значение имеет применение положений марксистского философского материализма к истории общества и к практической деятельности партии пролетариата. «Сила и жизненность марксизма-ленинизма состоит в том, что он опирается в своей практической деятельности именно на потребности развития материальной жизни общества, никогда не отрываясь от реальной жизни общества» (Сталин). Практическая деятельность марксистской партии пролетариата основывается не на требованиях «разума», «всеобщей морали» и т.п., а на изучении закономерностей общественного развития.
«Философия Маркса,— указывал Ленин,— есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности». В трудах Ленина и Сталина марксистский философский материализм получил свое дальнейшее развитие и конкретизацию. Энгельс указывал, что с каждым новым крупным, составляющим эпоху открытием науки материализм обогащается, изменяет свою форму. В своем труде «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин гениально обобщил достижения науки, особенно физики, за период после смерти Энгельса и придал новую форму марксистскому философскому материализму, поднял его на новую ступень.
И. В. Сталин в своих трудах «Анархизм или социализм?», «О диалектическом и историческом материализме» и других произведениях ярко и глубоко показал противоположность материалистического мировоззрения идеалистическому и на основе обобщения новейших данных науки и исторической практики человеческого общества сформулировал основные положения марксистского философского материализма, его значение для практической борьбы за коммунизм. Ныне марксистский философский материализм противостоит мировой идеалистической реакции как единственная философская теория, дающая научную картину мира, отстаивающая научные принципы и методы объяснения природы и общества, вооружающая трудящееся человечество орудием борьбы за коммунизм.
Марксистский философский материализм является теоретической базой развития современного естествознания. На основе марксистского материалистического миропонимания мичуринская биология одержала свою историческую победу над идеалистическим лжеучением вейсманизма-морганизма.
На основе материализма советские физики и все прогрессивные ученые мира ведут борьбу против «физического» идеализма, задерживающего прогресс науки, примиряющего науку с религией. Для деятелей всех отраслей науки марксистский философский материализм дает единственно верные руководящие идеи, помогающие достижению практических успехов. Марксистское материалистическое миропонимание является великим орудием коммунистического воспитания трудящихся масс, борьбы с религиозными предрассудками и пережитками, орудием быстрейшего проникновения науки в массы.
Марксистское материалистическое мировоззрение партийно от начала до конца. Оно враждебно всякому идеализму, под какой бы личиной он ни скрывался, всякому проявлению фидеизма и поповщины. «Маркс и Энгельс,— писал Ленин,— от начала и до конца были партийными в философии, умели открывать отступления от материализма и поблажки идеализму и фидеизму во всех и всяческих «новейших» направлениях». Это положение Ленина имеет особенно важное значение сейчас, когда «новейшие» многочисленные течения современной буржуазной философии, борясь против материализма, клевеща на него, пытаются прикрыться «беспартийностью», встать «выше» борющихся партий в философии. Разоблачать явных и скрытых «дипломированных лакеев фидеизма», руководствуясь великими идеями Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, — таковы задача и долг марксистских философов.