🇯🇵 🌏 🗿 НЭЦКЭ : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

🟡 Нэцкэ — японские миниатюрные скульптуры-амулеты,являются одним из видов прикладного искусства. Мы совершим путешествие в Японию и поговорим о них.
🟡 Не секрет, что японская культура богата на необычные детали, которые не просто уникальны, но также наделены сакральным смыслом для японцев. Одной из подобных вещей является нэцкэ – вырезанные из различных материалов крошечные фигурки, которые сегодня считаются важнейшей частью культуры Японии. Нэцкэ — это распространённые в японском искусстве миниатюрные поделки из слоновой кости, дерева или металла, которые используют в качестве талисмана на все случаи жизни. Они могут быть в виде животных, людей, иметь лик божества. В большинстве из них есть отверстие для протаскивания шнурка. Миниатюрные скульптурки настолько привлекательны, что популярны не только у народов Востока, но и во всём мире.
🟡 Первые упоминания нэцкэ датируются концом XVII века, и изначально они использовались в качестве чего-то по типу пуговицы и брелков. Резные фигурки не отличались особой детализированностью и большой сложностью работы, однако несли в себе глубокий смысл, являясь оберегом и талисманом на удачу. С развитием искусства резьбы по дереву мастера усложняли свои работы, постепенно превратив нэцкэ в настоящее произведение искусства, которое сегодня ценится не только в Японии, но и далеко за её пределами.
🟡 Слово «нэцкэ» - синтез двух слов: «нэ» – корень, «цкэ» – прикреплять. Первые фигурки делали из корней деревьев, бамбука, раковин, тыкв-горлянок. Со временем, нэцкэ стали изготавливать из дерева, кости, рога, янтаря, фарфора. Самые дорогие нэцкэ отделывали нефритом и яшмой, другими драгоценными камнями, пластинами панциря черепахи и кораллами.
🟡 Благодаря искусству нэцукэси (резчиков нэцкэ), которые в крошечных фигурках могли выразить определенный сюжет, настроение, индивидуальность персонажей, нэцкэ стали приобретать не только утилитарную, бытовую ценность. Они стали цениться как амулеты, приносящие своим владельцам богатство, удачу, здоровье, любовь, продвижение в карьере, долголетие.
🟡 Когда нэцкэ только появились, они не были окутаны мистикой, тайной и легендами и не рассматривались как объект поклонения. Они выполняли роль обычного брелока для пояса и считались просто декоративным элементом в одежде. Традиционная культура японского костюма не предусматривает наличие карманов, но там обязательно присутствует пояс. Поэтому для переноса ключей, кисета, трубки или лекарств использовались небольшие сагэмоно (мешочки, коробки, корзинки), которые подвешивали к поясу посредством нэцкэ.Издавна нэцкэ служили показателем статусности их владельцев, поскольку их могли позволить лишь богатые японцы. И даже сегодня ценность этих деревянных фигурок не уменьшилась – для многих их стоимость может показаться баснословно высокой, из-за чего нэцкэ считаются одними из самых дорогих японских сувениров. Но несмотря на высокую стоимость, нэцкэ являются популярным коллекционным предметом для любителей уникальных вещей.Помимо исторической ценности и многовековой культуры, статуэтки, как верят японцы, обладают свойством приносить своему обладателю счастье, удачу, долголетие, любовь или сохранять красоту. Каждое отдельное свойство зависит от материала, из которого выполнена фигурка, и конкретного образа, который вырезан. Самыми наиболее часто используемыми образами для нэцкэ являются боги счастья, каждый из которых отвечает за благополучие в разных сферах жизни простых людей. Однако можно также встретить изображения животных и мифических существ. Самым же важным аспектом для приобретения нэцкэ является знание основ фэн-шуй, поскольку нэцкэ может потерять все свои чудодейственные свойства, если поставить их в неправильном месте своего жилища.
🟡 С помощью шнурка фигурку связывали вместе с крохотной плетёной корзинкой или деревянной коробочкой следующим образом: Завязанный в кольцо шнурок просовывался за пояс; Нэцкэ вставляли в петлю, расположенную над поясом; Сагэмоно закреплялся в нижней петле. Узелок шнурка прятали внутри нэцкэ, поэтому украшение смотрелось всегда аккуратно. Актуальны японские фигурки нэцкэ и сегодня. Их используют в качестве брелоков для ключей, носят с собой повсюду как талисман на удачу, украшают интерьер. Все фигурки различны как по форме, так и по типу.
🟡 Исходя из этого, есть виды нэцкэ:
Итаруку — эта символичная фигурка не вырезалась, как все остальные нэцкэ, а выполнялась в технике плетения. Для этого использовались проволока, соломины тростника, которым придавалась форма квадрата или тыквы;
Катабори — пожалуй, это самые привычные для нашего представления скульптурные фигуры, которые изображают животных, людей, целые многофигурные композиции. Пик популярности катабори пришёлся на XVIII — XIX века;
Анабори — входит в группу катабори, для изготовления которых использовались морские раковины. Целые сюжеты из жизни народа размещали между приоткрытыми створками раковин;
Мандзю — фигурки делали из слоновой кости в форме круга либо двух полукругов, или двух половинок. Изображение получали методом гравировки. Японская рисовая лепёшка, так называемая мандзю, имеет круглую плоскую форму и по сходству с нею нэцкэ получила это название;
Рюса — один из вариантов формы мандзю. Её главное отличие состоит в том, что она полая внутри, а техника сквозной резьбы используется для оформления верхней части нэцкэ. Мандзю и Рюса получили большое распространение в середине XIX века, когда случилось землетрясение периода Ансэй (1854-1860), эрдосское землетрясение 1855 года. Тогда было навсегда утеряно огромное количество нэцкэ, поэтому спрос на фигурки после стихийного бедствия был огромным. Процесс изготовления Рюса является более простым по сравнению с кагамибута или катабори. Поэтому фигурки, выполненные в этой технике, получили распространение в тот период;
Кагамибута — чем-то напоминает мандзю. Выполняет их слоновой кости, рога животного, дерева (нечасто) в виде плоского сосуда, покрытого металлической крышкой. Именно на крышке сосредоточено оформление с применением самых разных техник. Подписывает изделия обычно мастер по металлу;
Саси — это традиционная форма нэцкэ, которая имеет форму бруска с отверстием для шнурка. Для изготовления бруска может быть взят любой материал, но основным всегда считалось дерево. Даже по способу применения саси отличается от других нэцкэ. Мандзи и катабори использовали всегда как противовес сагэмоно, тогда как саси помещали за пояс отверстием вниз, через которое протаскивали шнурок и на него вешали трубку, кошелёк или ключи. А также дополнительно в саси могли врезать крючок, который цепляли за верхний край пояса;
Маска — копирует маску Ноо, но только в уменьшенном размере. Это широкая группа, по своим свойствам напоминающая катабори. Введение в Японии в конце XIX века европейской одежды в качестве официальной и закрытие множества буддийских монастырей привело к тому, что смысл ношения нэцке в качестве брелков отпал, и многие резчики нэцкэ даже потеряли работу.
🟡 Вот тут на сцену выходит другой традиционный, но менее известный вид японской пластики, окимоно - станковая (имеющая самостоятельное значение) скульптура малых форм. Сформировалось окимоно (дословно - «поставленная вещь») еще в XVI веке, когда в традиционных японских жилищах появились специальные ниши культового назначения («токонома»), в которые помещали религиозные свитки, икебану и статуэтки окимоно в качестве оберега, хранителя домашнего очага. Своими размерами, технологией изготовления и сюжетами окимоно напоминали нэцке, но имели подставки и, конечно, не имели отверстий для шнура. До второй половины XIX века окимоно были мало известны вне Дальнего Востока.
🟡 После Революции Мэйдзи (1866-1869) Япония вступает на путь модернизации своей политической и социальной жизни и становится открытой миру. В 1873 году Всемирная выставка впервые проводилась за пределами Англии и Франции в столице Австро-Венгрии, Вене. И впервые на Всемирной выставке принимали участие экзотические страны Африки, а также Япония. Отличительной чертой выставки в Вене было внимание к национальным культурам стран-участниц. Среди экспонатов, представляющих культурные традиции и ремесла Японии, были выставлены и окимоно, которые ошеломили европейцев своей изысканностью и тонкостью исполнения. Интерес европейцев к окимоно наметил новые требования к этим резным скульптуркам, предназначавшимся теперь в основном для коллекционирования и украшения европейских интерьеров. Размеры окимоно стали значительно больше (от 20 до 60 см), поверхность их тщательно обрабатывалась. Для того чтобы общаться с европейским зрителем, на понятном ему пластическом языке, талантливые и трудолюбивые японские резчики окимоно за несколько десятилетий освоили пластические традиции, развивавшиеся в Европе в течение веков. Так возник феномен японского европеизированного реализма в скульптуре, в русле которого работали мастера окимоно. Изготавливались окимоно чаще всего из слоновой кости (иногда их тонировали раствором чая), дерева, бронзы, серебра или из комбинации этих материалов.Для большей декоративности мастера использовали гравировку орнаментов, золотой лак, инкрустацию перламутром, эмалями и кораллом. Наиболее популярные сюжетами для резчиков окимоно были: боги, исторические персонажи, герои сказок и легенд, крестьяне и рыбаки, музыканты и актеры, старики и женщины с детьми, игры детей, животные, птицы, морская фауна, овощи и фрукты.Весной 1910 года, когда в Лондоне прошла масштабная промышленная Японско-Британская выставка, японские мастера «европеизированных» окимоно произвели уже настоящий фурор. Расцвет окимоно в конце XIX века связан с именами выдающихся мастеров токийской школы, таких как Асахи Гёкудзан (1843-1923) Исикава Комэй (1852-1913) и Удагава Кадзуо (1900-1910).
🟡 Изначально окимоно появились в Европе, включая Россию, как дипломатические дары. Например, Николаю II (тогда еще цесаревичу) великолепные окимоно и нэцке были презентованы в Японии в 1891 году. Известно, что российский император постоянно носил нэцке с собой в кармане как амулет. В настоящее время эти раритеты хранятся в Эрмитаже. После Русско-японской войны нэцке и окимоно стали широко известны в России. В числе ценителей и собирателей окимоно были Максим Горький, Карл Фаберже, Федор Шаляпин.
🟡 В Японии нет значительных музейных коллекций окимоно, ибо в начале прошлого века лучшие работы были вывезены из страны и стали украшениями европейских и американских музеев и частных собраний. Ценные и редкие окимоно так называемой Белой эпохи (из слоновой кости) в Японии сегодня можно встретить только в Императорском дворце. Самыми значительными коллекциями окимоно обладают Антропологический музей университета Миссури, Музей Виктории и Альберта, Краковский национальный музей, Эрмитаж. Из крупных частных собраний окимоно можно назвать коллекции профессора Нассера Халили (Лондон), Курта С.Эриха (Бохум)Нэцкэ, вырезанные из дерева, традиционно не красили. Их тщательно полировали угольным порошком, а затем – протирали льняным маслом. Для придания мягкого блеска, дерево покрывали соком определенных ягод. А окончательно, фигурки полировали кусочком шелковой ткани. Лак применяли очень редко.
Изделия из кости подвергали окрашиванию. Чтобы придать миниатюрам золотистый блеск, их сутки кипятили в настое коры хризофоры и ягод гардении. Но, предварительно, фигурки вымачивали несколько часов в растворе кислоты.
🟡 Простые обыватели не видят разницы между окимоно и нэцкэ, хотя они имеет существенное значение. Окимоно представляет собой декоративную деталь, у которого нет магических свойств. Эти фигурки служат дополнением интерьера.Откровением для многих может стать тот факт, что нэцкэ обязательно должно иметь сквозное отверстие («химотоши») для шнура и не иметь острых углов. Отсутствие химотоши в резной фигурке говорит о том, что это «неправильное» нэцке скорее всего и есть окимоно.
🟡 Нэцкэ — это настоящий талисман, с помощью которого привлекают деньги, удачу, желают получить здоровье и надёжную защиту от внешних негативных сил. Поскольку в японской одежде отсутствовали карманы, мужчины держали мелкие предметы (личные печати, ключи, лекарства, табак и т.п.) в небольших лаковых коробочках («инро»), емкостях, кисетах, которые с помощью шнура прикрепляли на поясе, используя фигурки нэцкэ (размером 3-15 см) в качестве брелка-противовеса (японские женщины использовали для мелких предметов рукава кимоно).Люди и божества — самые популярные статуэтки. У каждой из них своё значение. Это могут быть изображения святых и философов или богов с разнообразными атрибутами.Нэцкэ могут изображать не только божеств и святых мудрецов. Это могут быть талисманы-предметы или животные, грибы и улитки.
🟡 В Японии множество низших духов, мелких демонов, сказочных зверей — и все они тоже могут помогать и защищать.Чтобы фигурки начали своё действие, необходимо использовать философию фэншуй для их расстановки в определённом направлении в своём доме.С помощью компаса можно определить не только стороны света, но и зоны для размещения символов. Например, за карьеру и профессиональную деятельность отвечает северное направление. За память и умственные способности — северо-восточное, а за детей и гармонию в семье — восточное направление. За приток денег и финансовое благополучие отвечает юго-восточное направление, за славу и власть — южное. Для привлечения любви и страсти в отношениях активируют юго-западное направление, для успешного творчества — западное. За зону бескорыстной взаимопомощи отвечает северо-западное направление.
🟡 В философии фэншуй существует вполне понятное объяснение, где следует размещать амулеты, чтобы активировать энергию в этих зонах. Самое важное — это понять, что вы хотите от жизни, и не допустить ошибку при определении сторон света в вашем доме. У традиционных японских статуэток нэцкэ всегда имеется определённый смысл: они служат талисманами для своего владельца. Чаще всего, это изображения божеств, духов или знаменитых людей.
🟡 Помимо исторической ценности и многовековой культуры, статуэтки, как верят японцы, обладают свойством приносить своему обладателю счастье, удачу, долголетие, любовь или сохранять красоту. Каждое отдельное свойство зависит от материала, из которого выполнена фигурка, и конкретного образа, который вырезан. Самыми наиболее часто используемыми образами для нэцкэ являются боги счастья, каждый из которых отвечает за благополучие в разных сферах жизни простых людей. Однако можно также встретить изображения животных и мифических существ. Самым же важным аспектом для приобретения нэцкэ является знание основ фэн-шуй, поскольку нэцкэ может потерять все свои чудодейственные свойства, если поставить их в неправильном месте своего жилища.Традиционные нэцкэ, приносящие удачу, здоровье и счастье, должны были быть изготовлены согласно традиционным канонам, обязательно иметь отверстия для шнурка. Мастер должен был искусно замаскировать эти отверстия, вплести их в сюжет. Кроме этого, фигурки должны были быть легкими, гладкими, без острых углов, небольшими по размеру.Большое значение имел материал, из которого изготавливались миниатюры. Считалось, что сакура – приносит счастье и уют в дом, самшит – дарит долгие годы жизни, кость оленя – защищает красоту от влияния лет, слоновая кость – обеспечивает богатство и здоровье.
🟡 Расцвет японских нэцкэ пришелся на XVII-XIX век. В Японии создавались специальные цеха по производству миниатюрных резных скульптур. Сформировались различные направления и школы резьбы в Осака, Эдо, Асакуса, Киото. В конце XIX – начале XX века искусство нэцкэ стало постепенно приходить в упадок. Появилось много безвкусных подделок, просто брелоков, которые не имели никакой художественной ценности.Из аксессуара, нэцкэ постепенно превратились в амулеты и обереги. Их дарили на свадьбы и дни рождения. Сюжетами для нэцкэ были бытовые сценки, животные, цветы и плоды, изображения божеств, персонажей сказок и легенд. Создавая миниатюрные фигурки, мастера руководствовались главным принципом японской эстетики – красота в простоте.
🟡 В настоящее время, в Японии, интерес к нэцкэ угас, но в европейских странах спрос на миниатюрные скульптуры достаточно высок. Многие музеи имеют свои коллекции известных нэцкэ,как и частные.
Исторический калейдоскоп
#группа_любопытноузнать

🇯🇵 🌏 🗿  НЭЦКЭ : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ - 941890314220
🇯🇵 🌏 🗿  НЭЦКЭ : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ - 941890314476
🇯🇵 🌏 🗿  НЭЦКЭ : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ - 941890314988
🇯🇵 🌏 🗿  НЭЦКЭ : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ - 941890314732
🇯🇵 🌏 🗿  НЭЦКЭ : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ - 941890315500
🇯🇵 🌏 🗿  НЭЦКЭ : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ - 941890315756
🇯🇵 🌏 🗿  НЭЦКЭ : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ - 941890316012
🇯🇵 🌏 🗿  НЭЦКЭ : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ - 941890316268
🇯🇵 🌏 🗿  НЭЦКЭ : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ - 941890316780

Комментарии