💐 К 165-летию со дня рождения Коста Леванович ХЕТАГУРОВ — выдающийся осетинский поэт, прозаик, драматург, публицист, этнограф, живописец, общественный деятель. 15 октября отмечается день рождения национального гения, основоположника осетинской литературы и осетинского литературного языка. К.Хетагуров вобрал в себя многочисленные таланты, которых обычному человеку хватило бы на несколько жизней. С именем Коста Хетагурова связано немало легенд. Долгое время считалось, что мать будущего поэта умерла при его рождении. Однако исследователи жизни и творчества поэта выяснили, что она скончалась, когда мальчику было два-три года. Не соответствуют реальности и утверждения, что Коста Хетагуров рос в нужде. Его отец, Леван офицер имперской армии, даже уйдя в отставку занимал ответственную должность начальника казачьей сотни. Еще одно спорное представление о Коста, как о человеке ущербном, вспыльчивом, нездоровом и постоянно испытывающим нехватку средств на жизнь. Эти представления в определенной мере приемлемы к поэту лишь в конце его земной жизни, когда им овладели тяжелая болезнь и финансовые трудности. Родился К.Хетагуров в селении Нар, нынешнего Алагирского района Северной Осетии 3 (15) октября 1859 года (в ауле Нар, Терской области, Российская империя). Все, кто когда-либо проезжал через этот населенный пункт не могут не отметить суровую природу и скудность ресурсов для жизни. Горные отроги давали мало возможностей для занятия земледелием, а их крутизна – для выпаса больших стад. Неудивительно, что отец поэта Леван не преминул воспользоваться предложением имперской администрации переселиться на плоскость, на территорию современной Карачаево-Черкессии. Здесь Леван Хетагуров с несколькими сотнями соотечественников основал селение Георгиевско-Осетинское (Лаба), впоследствии названное именем его сына. Образование мальчика было многоступенчатым: сельская церковно-приходская школа, мужская прогимназия г.Владикавказ, Ставропольская гимназия. Эти штудии были свойственны всем юным горцам, имеющим помимо тяги к образованию, средства на оплату обучения. Но Коста решил дальше пойти по новой стезе – отцу он озвучил намерение стать художником. Возможно на это решение подействовала учеба в Ставропольской гимназии, где мальчик принимал активное участие в культурной жизни учебного заведения, исполнял оперные партии, танцевал и музицировал. И делал первые опыты в художественном отображении мира. К чести родителя он поддержал стремление своего сына. Левану Хетагурову удалось добиться зачисления сына за казенный счет. И вот уже Коста в российской столице, но он не праздный провинциал, а студент Императорской академии художеств Санкт-Петербурга. К сожалению, закончить учебное заведение ему не довелось, выплата стипендии прекратилась на третьем курсе и молодой человек был вынужден вернуться в Осетию. Но пребывание в Северной столице не прошло даром, на гражданскую позицию и мировоззрение Коста большое влияние оказало общение с прогрессивной молодежью Санкт-Петербурга. На Родине Коста Хетагуров начинает основательно занимается литературным творчеством, публикуется в периодической печати. Свои первые стихотворения Коста написал еще будучи учащимся Ставропольской гимназии, не изменил он рифме и в Санкт-Петербурге. Однако, именно Владикавказский период стал началом его серьезного поэтического творчества. Но поэзия Коста не была гламурной, в ней он высказывал свои мысли по поводу окружающей действительности. И мысли эти порой были бунтарские. Свою гражданскую позицию поэт выражал не только рифмой – Коста был в числе тех представителей осетинской интеллигенции, кто выступал с протестом по поводу закрытия женской школы-приюта в Владикавказе. Как итог решение властей о высылке поэта из Северной Осетии. Два года он проведет вдали от Родины, но и это время он не проводит праздно. В 1893 году поэт переезжает в Ставрополь, где сотрудничает с редакцией газеты «Северный Кавказ», печатается в других северокавказских и столичных изданиях. Коста пишет стихи на осетинском и русском языках. В Ставрополе опубликован сборник его произведений, поэзия горца получила признание в литературных кругах, он популярен среди простых читателей. Вскоре Коста Хетагуров становится известен и как драматург, его пьесы ставят в российских театрах юга России, на театральных подмостках Владикавказа. Не забывает он и о живописи, Коста в числе художников, участвовавших в росписи собора Андрея Первозванного. Пребывание поэта в столице севера Осетии после окончания ссылки было непродолжительным. Один из местных князьков, генерал С.Каханов безосновательно обвинил поэта в нанесении ему публичного оскорбления. Этого было достаточно, чтобы поэта, который имел реноме вольнодумца в 1898 г. снова выслали из Осетии. Лучом света в мраке ссылки стал выход в свет в 1899 г. его сборника стихотворений на осетинском языке «Ирон фандыр»(«Осетинская лира»). Важность этого поэтического произведения в том, что автору удалось выработать на основе народной словесности новую литературную форму осетинского языка. В 1901 году Коста Хетагуров возвращается в Владикавказ, где несмотря на обострившуюся болезнь ведет активный образ жизни: участвует в мероприятиях культурно-просветительской направленности, пишет стихи, занимается живописью. Здесь необходимо сказать и о связи Коста Хетагурова с Южной Осетий. И это не только его свободолюбивая поэзия, которая была известна на юге горного края. Мало кто знает, что в 1899 году жители Цхинвала на общем сходе обратились к российскому представительству на Кавказе, с просьбой перевести из Владикавказа в свой город осетинскую женскую школу-приют, которую намеревались закрыть власти Терской области. Но этого не произошло, так как стараниями Коста Хетагурова и его единомышленников удалось отстоять это учебное заведение для горянок. И еще один эпизод, уже связанный непосредственно с самим Коста. В селении Сатикар нынешнего Цхинвальского района РЮО властями была установлена экзекуция за неповиновение произволу помещика. Этот метод наказания заключался в том, что несколько сотен солдат и казаков длительное время располагались на постой в селение, на полном иждивении его жителей. Содержание воинства приводило к разорению семей. Зная об известности Коста Хетагурова и его непримиримой гражданской позиции жители Сатикар отрядили к нему в Владикавказ делегацию из односельчан. Коста немедленно откликнулся на просьбу сатикарцев и прибыл в Тифлис. Здесь он стал хлопотать об отмене экзекуции, подготовив несколько обращений в канцелярию наместника на Кавказе. Труды Коста не пропали даром – вскоре наказание для жителей с.Сатикар власти отменили. Коста Хетагурова часто характеризуют как космополита, и его поэзия созвучна такому мнению. Эти строки мог написать только Гражданин Вселенной: Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – отечество мое... Но Коста Хетагуров, тем не менее, всегда оставался предан своему народу, не стесняясь выражать свою привязанность к простым горцам: Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно, Люблю беспомощных, обиженных, сирот, Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? – Тебя, родной аул и бедный наш народ. В большой необъятной Вселенной по мнению поэта всегда должно оставаться место маленькому аулу и его жителям. Последние годы жизни поэта были непростыми, на здоровье сказались обострившийся туберкулез костей, неустроенность быта, материальные затруднения. Свои последние дни Коста Хетагуров проводит в забвении в отцовском доме селе Георгиевско - Осетинское на попечительстве родной сестры Ольги. 1 апреля 1906 года сердце великого осетина перестало биться. Ему было всего 46 лет. А.ГАБАРАЕВ 🎨 Вернисаж. Картины кисти Коста Хетагурова ( фото 10-24)
ЛЮБОПЫТНО УЗНАТЬ
:СЕРГЕЙ СУРАГО
⚪️🔴🟡🏞📚🖼 ВЕЛИКИЙ СЫН ОСЕТИНСКОГО НАРОДА
💐 К 165-летию со дня рождения
Коста Леванович ХЕТАГУРОВ — выдающийся осетинский поэт, прозаик, драматург, публицист,
этнограф, живописец, общественный деятель.
15 октября отмечается день рождения национального гения, основоположника осетинской литературы и осетинского литературного языка. К.Хетагуров вобрал в себя многочисленные таланты, которых обычному человеку хватило бы на несколько жизней.
С именем Коста Хетагурова связано немало легенд. Долгое время считалось, что мать будущего поэта умерла при его рождении. Однако исследователи жизни и творчества поэта выяснили, что она скончалась, когда мальчику было два-три года. Не соответствуют реальности и утверждения, что Коста Хетагуров рос в нужде. Его отец, Леван офицер имперской армии, даже уйдя в отставку занимал ответственную должность начальника казачьей сотни. Еще одно спорное представление о Коста, как о человеке ущербном, вспыльчивом, нездоровом и постоянно испытывающим нехватку средств на жизнь. Эти представления в определенной мере приемлемы к поэту лишь в конце его земной жизни, когда им овладели тяжелая болезнь и финансовые трудности.
Родился К.Хетагуров в селении Нар, нынешнего Алагирского района Северной Осетии
3 (15) октября 1859 года (в ауле Нар, Терской области, Российская империя).
Все, кто когда-либо проезжал через этот населенный пункт не могут не отметить суровую природу и скудность ресурсов для жизни. Горные отроги давали мало возможностей для занятия земледелием, а их крутизна – для выпаса больших стад. Неудивительно, что отец поэта Леван не преминул воспользоваться предложением имперской администрации переселиться на плоскость, на территорию современной Карачаево-Черкессии. Здесь Леван Хетагуров с несколькими сотнями соотечественников основал селение Георгиевско-Осетинское (Лаба), впоследствии названное именем его сына.
Образование мальчика было многоступенчатым: сельская церковно-приходская школа, мужская прогимназия г.Владикавказ, Ставропольская гимназия. Эти штудии были свойственны всем юным горцам, имеющим помимо тяги к образованию, средства на оплату обучения. Но Коста решил дальше пойти по новой стезе – отцу он озвучил намерение стать художником. Возможно на это решение подействовала учеба в Ставропольской гимназии, где мальчик принимал активное участие в культурной жизни учебного заведения, исполнял оперные партии, танцевал и музицировал. И делал первые опыты в художественном отображении мира.
К чести родителя он поддержал стремление своего сына. Левану Хетагурову удалось добиться зачисления сына за казенный счет. И вот уже Коста в российской столице, но он не праздный провинциал, а студент Императорской академии художеств Санкт-Петербурга. К сожалению, закончить учебное заведение ему не довелось, выплата стипендии прекратилась на третьем курсе и молодой человек был вынужден вернуться в Осетию. Но пребывание в Северной столице не прошло даром, на гражданскую позицию и мировоззрение Коста большое влияние оказало общение с прогрессивной молодежью Санкт-Петербурга.
На Родине Коста Хетагуров начинает основательно занимается литературным творчеством, публикуется в периодической печати. Свои первые стихотворения Коста написал еще будучи учащимся Ставропольской гимназии, не изменил он рифме и в Санкт-Петербурге. Однако, именно Владикавказский период стал началом его серьезного поэтического творчества. Но поэзия Коста не была гламурной, в ней он высказывал свои мысли по поводу окружающей действительности. И мысли эти порой были бунтарские. Свою гражданскую позицию поэт выражал не только рифмой – Коста был в числе тех представителей осетинской интеллигенции, кто выступал с протестом по поводу закрытия женской школы-приюта в Владикавказе. Как итог решение властей о высылке поэта из Северной Осетии.
Два года он проведет вдали от Родины, но и это время он не проводит праздно. В 1893 году поэт переезжает в Ставрополь, где сотрудничает с редакцией газеты «Северный Кавказ», печатается в других северокавказских и столичных изданиях. Коста пишет стихи на осетинском и русском языках. В Ставрополе опубликован сборник его произведений, поэзия горца получила признание в литературных кругах, он популярен среди простых читателей. Вскоре Коста Хетагуров становится известен и как драматург, его пьесы ставят в российских театрах юга России, на театральных подмостках Владикавказа. Не забывает он и о живописи, Коста в числе художников, участвовавших в росписи собора Андрея Первозванного.
Пребывание поэта в столице севера Осетии после окончания ссылки было непродолжительным. Один из местных князьков, генерал С.Каханов безосновательно обвинил поэта в нанесении ему публичного оскорбления. Этого было достаточно, чтобы поэта, который имел реноме вольнодумца в 1898 г. снова выслали из Осетии. Лучом света в мраке ссылки стал выход в свет в 1899 г. его сборника стихотворений на осетинском языке «Ирон фандыр»(«Осетинская лира»). Важность этого поэтического произведения в том, что автору удалось выработать на основе народной словесности новую литературную форму осетинского языка.
В 1901 году Коста Хетагуров возвращается в Владикавказ, где несмотря на обострившуюся болезнь ведет активный образ жизни: участвует в мероприятиях культурно-просветительской направленности, пишет стихи, занимается живописью.
Здесь необходимо сказать и о связи Коста Хетагурова с Южной Осетий. И это не только его свободолюбивая поэзия, которая была известна на юге горного края. Мало кто знает, что в 1899 году жители Цхинвала на общем сходе обратились к российскому представительству на Кавказе, с просьбой перевести из Владикавказа в свой город осетинскую женскую школу-приют, которую намеревались закрыть власти Терской области. Но этого не произошло, так как стараниями Коста Хетагурова и его единомышленников удалось отстоять это учебное заведение для горянок.
И еще один эпизод, уже связанный непосредственно с самим Коста. В селении Сатикар нынешнего Цхинвальского района РЮО властями была установлена экзекуция за неповиновение произволу помещика. Этот метод наказания заключался в том, что несколько сотен солдат и казаков длительное время располагались на постой в селение, на полном иждивении его жителей. Содержание воинства приводило к разорению семей. Зная об известности Коста Хетагурова и его непримиримой гражданской позиции жители Сатикар отрядили к нему в Владикавказ делегацию из односельчан. Коста немедленно откликнулся на просьбу сатикарцев и прибыл в Тифлис. Здесь он стал хлопотать об отмене экзекуции, подготовив несколько обращений в канцелярию наместника на Кавказе. Труды Коста не пропали даром – вскоре наказание для жителей с.Сатикар власти отменили.
Коста Хетагурова часто характеризуют как космополита, и его поэзия созвучна такому мнению. Эти строки мог написать только Гражданин Вселенной:
Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня,
Вселенная – отечество мое...
Но Коста Хетагуров, тем не менее, всегда оставался предан своему народу, не стесняясь выражать свою привязанность к простым горцам:
Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных, сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? –
Тебя, родной аул и бедный наш народ.
В большой необъятной Вселенной по мнению поэта всегда должно оставаться место маленькому аулу и его жителям.
Последние годы жизни поэта были непростыми, на здоровье сказались обострившийся туберкулез костей, неустроенность быта, материальные затруднения. Свои последние дни Коста Хетагуров проводит в забвении в отцовском доме селе Георгиевско - Осетинское на попечительстве
родной сестры Ольги.
1 апреля 1906 года сердце великого осетина перестало биться. Ему было всего 46 лет.
А.ГАБАРАЕВ
🎨 Вернисаж. Картины кисти Коста Хетагурова ( фото 10-24)