24 сен 2022

Венецианов «Жнецы»

Вгляды­ва­ясь в этот не­боль­шой холст, мы не­воль­но про­ни­ка­ем­ся ат­мос­фе­рой за­во­ро­жен­но­го со­зер­ца­ния. Как вос­хи­щен­но и вни­ма­тель­но, за­та­ив ды­ха­ние, рас­смат­ри­ва­ет де­ре­вен­ский па­ре­нек двух пестрых ба­бо­чек, при­сев­ших на ру­ку ма­те­ри. Та слег­ка нак­ло­ни­ла го­ло­ву к маль­чи­ку, а гля­дит в сто­ро­ну, снис­хо­ди­тель­но и нем­но­го утом­лен­но. В этой кар­ти­не мы ви­дим маль­чиш­ку За­хар­ку, ге­роя нес­коль­ких по­ло­тен Алек­сея Ве­не­ци­ано­ва, и его мать Ан­ну Сте­па­но­ву.

Ком­по­зи­ция кар­тины ла­ко­нич­на, крупные по­лу­фи­гуры ге­ро­ев приб­ли­жены к са­мой ра­ме; зад­ний фон – ус­лов­ная сплош­ная сте­на из ко­лось­ев. Плас­ти­чес­ки объ­ем­но вы­леп­лены ли­ца и ру­ки пер­со­на­жей, очер­та­ния их го­лов слов­но пов­то­ря­ют­ся ра­зом­кнуты­ми ок­руж­нос­тя­ми сер­пов. Плот­но, густы­ми маз­ка­ми на­пи­са­на гру­бая ткань одежды Анны Сте­па­но­вой: ее бе­лая ру­ба­ха, са­ра­фан, жел­то­ватый го­лов­ной пла­ток, не забыты и скромные ук­ра­ше­ния – тон­кое оже­релье и ко­леч­ко. Ве­не­ци­анов зор­ко под­ме­ча­ет разный тон ко­жи жен­ско­го за­пястья и заг­ру­белых, об­вет­ренных рук под­рос­тка, лег­ко про­писы­ва­ет све­то­тень на ли­цах кресть­ян. С ис­крен­ней сим­па­тией он ри­су­ет смы­шле­но­го, лю­боз­на­тель­но­го За­хар­ку и рас­кры­ва­ет в ма­те­рин­ском ли­це зас­тен­чи­вую лас­ко­вость и теп­ло­ту.

В ра­бо­те «Жнецы» ав­тор от­да­ет дань так назы­ва­емой «кар­ти­не-об­ман­ке» – он изоб­ра­жа­ет ба­бо­чек столь ил­лю­зор­но, что с пер­во­го взгля­да и не ра­зоб­рать, на­ри­со­ваны ли они или, быть мо­жет, си­дят на по­вер­хнос­ти хол­ста.
Венецианов «Жнецы» - 947494639855

Комментарии

Комментариев нет.