26 мая – 23 года назад отошел ко Господу старец, схиархимандрит Макарий (Болотов) /21.

09.1932 – 26.05.2001/
Он принадлежал к тому же роду Болотовых, что и епископ Иоасаф (Болотов) /†1799/, просветитель Аляски, прославленный в лике святых Зарубежной Церковью, и схимонахиня София (Болотова) /†05.02.1888/, постриженница старца Амвросия Оптинского, основательница Шамординской обители.
Отец батюшки погиб на советско-финской войне, дед был расстрелян, многие из родных репрессированы, мать тяжело болела, годами не выходила из больниц.
Во время болезни матери оставался в семье за старшего. Бывало вот нет никакой еды. Три дня с сестренками молились с акафистом перед иконой Божией Матери «Скоропослушница».
«Давайте будем молится Матери Божией – я буду акафист читать, а вы поклоны ложите, просите у Матери Божией хлеба, хорошего хлебушка!»
Вот молимся-молимся, плачем-плачем: «Матерь Божия дай нам хлебушка беленького!». На утро встаем – а на пороге на полотенце вооот такой хлеб лежит. Большой, горячий, только что испеченный! Где печеный? Бог весть, а во дворе – снег. И не следочка…
Во втором классе его выгнали из школы за отказ отречься от веры.
- Мне директор школы показывает портрет мужика, - вспоминал батюшка, - и говорит: поклонись ему, он твой отец. Я отвечаю: нет, отец мой погиб.
"Тогда он тебе дед" - "Деда моего комиссары в 27-м расстреляли".
"Тогда он тебе брат..." Когда всех родственников перебрал, тогда пальцем показывает: он твой друг. А друзья у меня, говорю Николай Угодник да Михаил Архангел. Я им всегда молюсь, они мне всегда помогают. И перекрестился.
Меня директор из школы выгнал и спросил: а как же ты теперь, мальчик, жить-то будешь?..
Батюшка тогда сказал директору: да у тебя, может, сын помрет, я за него псалтирик почитаю, а ты мне денежку дашь.
Через некоторое время двадцатилетний сын директора школы действительно погиб, и его жена просто заставила сходить за будущим батюшкой, хоть директор очень этого не хотел... "Отцом и братом" был товарищ Ленин...
В четырнадцать лет отец Макарий дал монашеские обеты и по некоторым сведениям был облачен в рясофор, тоже тайно.
К тому же времени относится и его встреча с преподобным Кукшей /†24.12.1964/. Отец Кукша, в первый раз его увидев, сказал: "А мы с тобой похожи". Мальчик тогда не понял, чем он может быть похож на схиигумена Кукшу, которому было уже за восемьдесят.
После разгрома Глинской по благословению некоего юродивого, подвизавшегося вместе с глинскими отцами, поехал в Воронежскую епархию, к великому подвижнику схиигумену Митрофану (Мякинину) /†25.12.1964/, который и умирал на руках отца Макария, облекшего его в схиму.
Отец Макарий пребывал в тесном молитвенном общении со старцами, духовные корни которых происходили из Оптиной пустыни.
В начале 1963 года был рукоположен в иеромонахи и служил в приходском храме г. Задонска Воронежско-Липецкой епархии. К тому времени он в полной мере испытал на собственном духовном опыте влияние Почаевской Лавры, Оптиной и Глинской пустынь и прошел сквозь пытки в украинском КГБ, после хрущевского разгрома Почаева.
У отца Макария выломана правая рука (до конца земной жизни он писал левой), сотрясение головного мозга, во время допросов чекисты - втаптывали каблуками батюшке в ребра монашеский крест. Гвоздями пробивали ему ноги, как потом рассказывал старец своим близким духовным чадам, "больнее было, когда вынимали гвозди из ног...".
- Если бы они добили меня тогда, я был бы мучеником, - говорил схиархимандрит Макарий незадолго до смерти, - а вот теперь не знаю, как Господь будет меня судить.
В селе Бурдино Липецкой области, при приходском храме у отца Макария возникла община с монастырским укладом, которая не была официально зарегистрирована как монастырь.
Правящий архиерей незадолго до своей смерти побывал в селе Бурдино и сказал отцу Макарию: "Мое архипастырское сердце чувствует здесь дух настоящей христианской общины".
Четыре года спустя, уже при другом архиерее, община была разогнана, а батюшка запрещен в священнослужении.
Он уехал в Тбилиси, к схимитрополиту Серафиму (Мажуга) /†08.03.1985/, и через какое-то время был разрешен в служении. Святейший Патриарх Пимен даже предложил отцу Макарию архиерейство, не зная, видимо, о его тайной схиме. От епископства архимандрит Макарий отказался: "Лучше быть маленькой фиалкой, чем большим лопухом".
Вспоминается рассказ батюшки о встрече с бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко), который ныне глава неканонической православной "церкви" Киевского патриархата и "патриарх Киевский и всея России", уже в то время тот был в расколе. Батюшка шел по улице, а тот проезжая мимо на машине, остановился.
На Филаретово приглашение подвезти, батюшка нехотя остановился и глядя в глаза бывшего Экзарха всея Украины произнес: "Нет, Михаил Антонович, Макарий грешник, но не еретик, и мне с тобой части нет! Несчастный, зачем ты вообще на свет родился?!"
И часто, в последние годы, перед своей кончиной, со скорбью говорил про Украину, про грядущие события, про тяжелый, но необходимый нашей Церкви путь очищения, путь, как говорил батюшка "мытарств на земле".
В 1989 году он присутствовал при открытии Оптиной пустыни.
В течение нескольких месяцев 1988 года он постоянно приходил в обитель, служил в ней, участвовал в восстановлении, духовно окормлял братию и паломников, но даже вопрос о предоставлении ему кельи решать никто не спешил.
Отец Макарий рассказывал, что отец наместник высказал ему претензию по поводу того, что к нему – отцу Макарию – «бросаются» под благословение и спешат за советом и братия, и паломники, иной раз не оказывая должного почитания начальствующему в обители – «чего это, мол, они к тебе так липнут».
Отец Макарий ему на это ответил: «да вот – пчелам ульи поставили, клумбы цветов насадили, а они как летали в отхожее место, так и летают, да там и берут, что их душе потребно».
Никто не может дать вразумительного ответа – по какой конкретно причине схиархимандрита Макария выдворили из Оптиной.
Штампованный набор ярлыков – «он в прелести, в ереси, в расколе», и «вообще незачем о нем разговаривать». Батюшку «попросили» не появляться больше на территории монастыря, и братии настоятельно не рекомендовали с ним общаться.
Рассказывая об этом, отец Макарий вспоминал старицу, схимонахиню Серафиму Мичуринскую /†05.10.1966/, которая говорила ему об Оптиной: «Если будет в Оптиной отец родной, то будешь там жить, а будет отчим - из окна Оптину видеть будешь, а в нее не войдешь. Будет тебе, батек, глазам близко – да ногам склизко».
Среди сплетен, сопровождавших обвинение отца Макария в колдовстве, была совсем дикая: будто бы его видели неподалеку от Оптиной летающим в гробу.
Когда рассказали об этом батюшке, он сказал: «Да вот… раньше “Москва – Киев” летал, а сейчас там стало транспорта много, разворачиваться трудно, “Москва – Минск” летаю…»
Незадолго до своего появления в Оптиной батюшка с помощью духовных чад купил домик в селе Нижние Прыски, в нескольких километрах от пустыни: в этом домике раньше бывали многие оптинские старцы, преподобный Амвросий когда-то освящал тот колодец, из которого черпал воду отец Макарий.
В 1989 году батюшка был вынужден покинуть Оптину пустынь, предсказав своему келейнику, тогда еще послушнику отцу Василию (Рослякову) /†18.04.1993/ мученическую кончину - до страшного пасхального убийства оставалось чуть более трех лет.
Двенадцать последних лет жизни прожил в этом домике оптинский изгнанник.
В последние годы жизни схиархимандрит Макарий тяжело болел, перенес инфаркт, когда его выгоняли из Оптиной, у него был рак желудка, чудесным образом Господь его тогда исцелил.
Напоминали о себе: пробитые гвоздями ноги, пробитый и перебитый во многих местах череп, вырванные волосы, выбитые рукояткой пистолета зубы, ломанные прикладом пальцы рук и сапогами ребра, выкрученные до разрывов сухожилий руки.
Гораздо ранее 2000 года многим из духовных чад батюшка начал говорить: "В мая я всех вас соберу на молитву, все ко мне в мае приедете".
Умер он после нескольких инсультов в московской больнице, в полном и ясном сознании. Врач показывал, келейнику батюшки, снимки его головного мозга и говорил, что жизнь с таким состоянием мозга невозможна, а жизнь в здравом рассудке тем более.
Похоронили его так, как он и завещал: под простым, без надписи крестом в селе Нижние Прыски Козельского района Калужской области.

Комментарии