Чем детская писательница Лидия Чарская «не угодила» советской власти
Лидия Алексеевна Чарская была, наверное, самым популярным детским писателем в России начала 20-го века. Её увлекательные приключенческие повести читались с упоением тысячами русских мальчиков и девочек. Юные россияне были «без ума» от захватывающих историй о маленькой циркачке Шуре по прозвищу Сибирочка, об отважной грузинской княжне Нине Джаваха, про цыганёнка Орлю и смелого Ванюшу, жившего во время Ивана Грозного… Взрослому читателю книги Чарской могли показаться наивными и чересчур сентиментальными, однако дети упорно не замечали этих «недостатков» и продолжали «глотать» произведения любимой писательницы…
После Октябрьской революции Лидия Чарская попала «в немилость» к новым властям. Её книжки были занесены в разряд «бульварных» и «мещанских», сюжеты признаны «примитивными», а персонажи – «экзальтированными» и «схематичными». На Чарскую ополчились Корней Чуковский и Надежда Крупская… Казалось бы, какое дело большевикам до каких-то Сибирочек с Ванюшами? Чем могли им помешать наивные повести и рассказы для детей?
Ответ очень прост: произведения Чарской на самом деле были далеко не такими «безобидными» и наивно-слезливыми, какими они казались на первый взгляд. «Чарская отравляла детей сифилисом милитаристических и казарменно-патриотических чувств», - говорил Чуковский на первом съезде Союза писателей СССР. Если внимательно вчитаться в тексты повестей Чарской, то можно заметить, что за приключенческими сюжетами кроется пропаганда (в хорошем смысле этого слова) веры в Бога, любви к царю и Родине, нравственности вообще.
Из-под пера Чарской вышло немало исторических произведений – о походе Ермака в Сибирь и Смутном времени, о царице Екатерине Первой и Бироновщине, о войне 1812-го года и восстании Шамиля… Особо в творчестве Лидии Алексеевны выделяется книга «Игорь и Милица», посвященная приключениям двух друзей-подростков, юных героев Первой мировой войны. Такие книжки прививали маленьким читателям уважение к родной истории, восхищение всем героическим, возвышенным и чистым. А вот этого уж точно советская власть не могла простить Лидии Алексеевне, что и привело к яростно-непримиримому гонению на её прекрасные произведения…
Катаев Белеет парус одинокий Революция 1904 - 1906 г. Дети помогают революционерам (террористам) и ни слова нет о "ПОЗОРНОЙ ВОЙНЕ с Японией. Японский флот напал на русский на рейде Порт - Артура Гибнут русские моряки. Забавно:.
Борис Викторович Савинков «Воспоминания террориста» 1909 г.
стр 85 - 86. О ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1904 - 1906 г.
Для справки: Русско-японская война 08 февраля 1904 г. – 05 сентября 1905 г.
Член финской партии Активного Сопротивления журналист Жонни
Циллиакус сообщил центральному комитету, что через него поступило на Русскую Революцию
пожертвование от американских миллионеров в размере миллиона франков, причем
американцы ставят условием, чтобы деньги эти, во-первых, пошли на вооружение
народа и, во-вторых, были распределены между всеми революционными партиями без
различия программ...
(впоследствии в «НОВОМ ВРЕМЕНИ» появилось известие, что
пожертвование это было сделано не американцами, а японским правительством)
Жонни Циллиакус опровергал это, и центральный комитет не имел оснований
отнестись с недоверием к его словам).
Центральный комитет принял пожертвование на этих условиях, за
вычетом 100 тысяч франков, которые деньгами поступили в боевую организацию.
... решено было снарядить нагруженный оружием корабль, который
должен был доставить свой груз революционным партиям, выгружая его постепенно
на Прибалтийском побережье и в Финляндии. На имя норвежского купца в Англии был
приобретен корабль «Джон Крафтон». Он принял груз исключительно из оружия и взрывчатых
веществ и с командою, главным образом, из шведов, летом 1905 года ушел в море.
На корабле находился, в качестве заведующего взрывчатыми веществами, упомянутый
уже мною химик Б.Г.Виллит….