ИГРЫ С БУКВАМИ И ЗВУКАМИ

Мы с Вами продолжаем знакомиться с занимательными играми, которые позволят Вашему ребёнку в игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква, помогут понять из различия и особенности.
Последовательность формирования навыка чтения такова: сначала необходимо запомнить образ буквы и сопоставить его со звуком, затем научиться слиянию звуков в слоги. Сам процесс соотнесения букв со звуками и их слияния не является сложным, и научиться этому могут даже двух-трёхлетние дети! Затем слоги сливаются в слова, слова - в предложения и т.д.Если ребёнок знает все буквы, правильно произносит звуки, быстро переключается с одной буквы (звука) на другую (другой), чтение протекает легко, без помех.Итак, продолжаем играть, что позволит ребёнку легко и быстро научиться слогослиянию и развить навык чтения.
ИГРЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ НАХОДИТЬ ЗАДАННЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ И ОПРЕДЕЛЯТЬ ЕГО МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ.
Игра 1 «Где находится буква?»
Цель : упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения; развивать мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: не требуется.
Ход игры. Ведущий даёт задание детям: если они услышат звуки [к] и [к’] в начале слова, то им необходимо поднять руки вверх; если в середине слова — руки вперёд; если в конце — руки вытянуть вниз и присесть. Ведущий говорит слова: КОТ, МАК, РАКЕТА, РАК, РУКАВ, КУРИЦА, ЛАК, КОМПОТ, ШКАФ и т.д.
Игра 2 «Подарок Буратино»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; развивать мыслительные операции, речь, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.
Материал: не требуется.
Ход игры . Ведущий говорит, что звери принесли подарок для Буратино, а он раскапризничался и хочет, чтобы ему дарили только те подарки, в словах которых есть звуки [ р] и [р’]. Ведущий читает слова, а дети определяют, есть ли в них эти звуки, примет ли такой подарок Буратино. (РОЗА, РОМАШКА, КУБИКИ, КУКЛА, ШОКОЛАД, КРУЖКА, МАРМЕЛАД, КОН-ФЕТЫ, БРАСЛЕТ, БРЮКИ, ЧАСЫ и т.д.)
Игра 3 «Будь внимательным»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: не требуется.
Ход игры. Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать слова, вы внимательно их слушайте, если услышите заданный звук (например, [к] или [к’]), то хлопайте в ладоши, а если в этом слове нет данного звука, то соблюдайте тишину». Ведущий читает слова: РАК, МАК, ДОМ, ЖУК, ВАЗА, КЕФИР, КУКЛА, ВЕДРО, ЖАБА, КИТ.
Игра 4 «Какой звук чаще звучит?»
Цель: упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: не требуется.
Ход игры. Ведущий даёт детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».
1)Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
2) Зазудел комарик тонко:
З-з-з — поёт он звонко-звонко,
Повторяет много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
Игра 5 «Отгадай, какой звук»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; придумывать слова с заданным звуком, чтобы они были в начале, середине и конце слова; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: не требуется.
Ход игры. Один из детей выходит за дверь, после этого ведущий показывает букву , с которой дети должны придумать слово, причём этот звук может находиться в начале, середине или конце слова. Дети называют свои слова. Ребёнок, который вышел за дверь, должен выслушать их и отгадать, какой звук есть во всех словах.
Игра 6 «Поезд»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Материал: макет поезда или сделанный из конструктора поезд.
Ход игры. Ведущий говорит детям, что буквы отправляются путешествовать на поезде, причём в любом вагоне: в начале, середине, конце. Каждому из детей ведущий называет слова, а они определяют место буквы А в слове, подходят к поезду, ставят букву на её вагон (по аналогии с предыдущей игрой). При произнесении слов ведущий выделяет голосом звук: АИСТ, РАК, РУКА, АВТОБУС, МУКА и др.
ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДЕТЕЙ СОЕДИНЯТЬ ЗВУКИ В СЛОГИ И МОДЕЛИРОВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА.
Игра 1 «Замени звук»
Цель: упражнять детей в преобразовании новых слов, изменяя один звук в данном слове; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: схемы слов, где нет одной буквы. К схемам привязаны нитки с прикреплёнными буквами, вставляя которые, получаются новые слова. (_ОТ и буквы Б, Р, К, Л; _АК и буквы М, Л, Р, Т, Б; _ОМ и буквы Л, Д, К, Т, Р, С и др.).
Ход игры. Ведущий говорит, что есть схемы слов, где пропущены буквы. Дети должны вставлять буквы и читать новые слова, которые получатся.
Игра 2 «Добавь звук»
Цель: упражнять детей в образовании новых слов, добавляя один звук к слову; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: схемы слов, где есть место для одной буквы. К схемам привязаны нитки с прикреплёнными буквами , добавляя которые получается новое слово.( _РОТ и буква К; _ДАР и буква У; _УСЫ и буква Б; ШАР_ и буква Ф; ВОЛ_ и буква К; _ РОЗА и буква Г и др.).
Ход игры. Ведущий говорит, что есть схемы слов. Детям нужно читать слова, после чего добавлять к ним букву и читать новые слова, которые получатся.
Игра 3 «Убери звук»
Цель: упражнять детей в образовании новых слов, убирая один звук в слове ; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: схемы слов, где одна буква вынимается и получается новое слово (ЗУБр, ВОЛк, сМЕХ, уТОЧКА, кОСА, уДОЧКА, ШАРф, уКОЛ и др.).
Ход игры. Ведущий говорит, что есть схемы слов. Будем читать слова, после чего убирать одну букву из слова и читать новые слова, которые получатся.
Игра 4 «Кто пришёл в гости?»
Цель: упражнять детей в придумывании новых слов по заданным буквам; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: схема слова, где написаны одни гласные буквы, добавляя к которым согласные буквы, получается новое слово (_И_А: ДИМА, КИРА, ЗИНА, ЛИЗА, ТИМА, ЛИКА, МИША, НИНА, ВИКА и др.).
Ход игры . Ведущий говорит, что в гости пришла кукла Даша, у неё сегодня день рождения, но она забыла, кого пригласила в гости. Надо ей помочь написать приглашения, отыскать имена детей. У нас есть схема слова. Мы будем добавлять согласные буквы так, чтобы получилось имя ребёнка, мальчиков и девочек, которые придут в гости к кукле Даше.
Игра 5 «Буквы рассыпались»
Цель: упражнять детей в образовании новых слов из заданных букв; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: картинка с прикреплённой внизу табличкой, где иллюстрируется количество букв в заданном слове; карточки с рассыпанными буквами или магнитные буквы.
Ход игры. Ведущий говорит, что есть картинки слов, но рассыпались буквы. Будем составлять слова из букв, которые рассыпались.
Игра 6 «Вертолёт»
Цель: упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: вертолёт, в прорезь которого могут вставляться буквы; карточки с согласными буквами; изображения облаков с наклеенными гласными буквами.
Ход игры. Ведущий говорит, что у него есть необычный вертолёт — пассажирами на нём будут только согласные буквы. Дети выбирают букву (например, В), «садят» её на вертолёт, который подлетает к об-лакам, и читают слоги: ВА, ВО, ВИ, ВУ и т.д. Вертолёт может подлетать и с обратной стороны: АВ, ОВ, ИВ, УВ и др.
Игра 7 «Мальчик-с-пальчик»
Цель: упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: записанные на доске слоги, индивидуальные карточки со слогами.
Ход игры. Ведущий говорит, что у каждого человека есть мальчик-с-пальчик, показывая на указательный палец. Этот пальчик любит бегать. И вот однажды он отправился путешествовать из города Д в город А. (На доске на небольшом расстоянии написаны буквы М и А.) Ведущий ведёт пальцем по доске, а дети — в воздухе и читают: МА. Педагог обращает внимание детей на то, что пока не добежали до другого города (буквы), необходимо повторять первый звук, а потом тянуть его с гласной: М-м-м-а-а, МА.
Игра 8 «Найди свой домик»
Цель: закреплять знания детей о написании букв после твёрдых и мягких согласных звуков; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению и письму.
Материал: фишки синего и зелёного цвета, гласные буквы.
Ход игры. Ведущий раздаёт детям гласные буквы. Выбираются два ведущих, одному даётся синяя фишка (твёрдый согласный звук), а другому — зелёная (мягкий согласный звук). Педагог говорит: «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Один был синего, другой — зелёного цвета. Решили буквы спрятаться в них от дождя. А чтобы войти в домик, надо вспомнить, после какого согласного звука пишутся эти буквы. Ведущие пропускают в домик гласные буквы, которые пишутся после соответствующего согласного: в зелёный домик — гласные Я, Ю, Е, Ё, И; в синий — гласные А, О, У, Э, Ы.
Игра 9 «Занимательные квадраты»
Цель: упражнять детей в преобразовании новых слов, добавляя один звук к слову; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.
Материал: схемы слов в виде квадратов, где нет гласной буквы, по количеству детей; карандаши.
Ход игры. Детям необходимо поставить в пустые клеточки гласные буквы так, чтобы получились новые слова (БОК, БЫК, БАК и др.).Игра 10 «Пять шаров» Цель: упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению.Материал: на доске нарисованы мелом пять шаров, на каждом из которых написано по одной букве: П, Р, Е, К, А.Ход игры. Ведущий говорит, что из этих букв можно составить название известной сказки. Дети составляют. (Репка.) Но шар с буквой Е вырвался и улетел (вытирается шар с буквой Е). Из этих букв можно составить название рыбы. (Карп.) Ветер унёс шар с буквой П (вытирается с доски). Из этих трёх букв можно составить название животного, которое имеет усы и клешни. (Рак.)

Комментарии