Косвенная прямота Сегодня, включив телевизор или радиоприемник, несложно заметить, что политики, чиновники, журналисты стараются выразить свои мысли прямо и ясно, иногда такая прямота становится даже одним из основных способов заработать политические очки и популярность. Для достижения ясности используются потоки цифр, статистические данные, диаграммы, иллюстрирующие динамику развития того или иного процесса. Препарированное общество предстает перед нами в любом необходимом разрезе. Наверное, нередко это действительно необходимо – ведь цифры могут шокировать человека и побудить его к соответствующей реакции, однако чаще всего они остаются чем-то абстрактным и чуждым, поскольку человеку сложно по-настоящему идентифицировать себя с цветным сектором на диаграмме.
Совершенно не так обстояло дело две тысячи лет назад в далекой Палестине, где Иисус Христос ходил по городам и весям, возвещая весть о Царствии Божьем. Если мы взглянем на евангельские тексты, то значительная часть Его учения выражается именно в притчах, цель которых – сообщить людям ту или иную истину, однако не напрямую, не в лоб, но в некоей завуалированной форме. В то время это был обычный стиль учения, и иудейские религиозные лидеры – книжники и фарисеи – очень часто и успешно использовали его. До нас дошло множество иудейских притчей той эпохи, и это свидетельство того, что они были востребованы и популярны. Слушатели ожидали, что к ним будут обращаться в такой форме, и те раввины, которые лучше рассказывали притчи, обретали больше последователей. Притчи широко использовались уже в Ветхом Завете: наверное, наиболее известную из них использовал пророк Нафан для обличения греха царя Давида (2Цар.12:1-6). Действительно, истории остаются в голове намного дольше, чем сухие и длинные лекции, оторванные от реальной жизни.
Это объясняет популярность притчей не только в Библии, но и в других культурах. К примеру, именно они принесли знаменитость Эзопу – рабу, этические уроки которого привлекали внимание благодаря тому, что они были облечены в форму историй, понятных людям из самых разных слоев общества. Притча – прекрасный способ помочь человеку понять вещи, которые в противном случае просто не привлекут его внимания.
Словарь В. Даля определяет притчу как «поучение в примере», а современное литературоведение рассматривает ее как «небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме». Мы будем понимать притчу как изречение или историю, имеющую не только очевидный поверхностный, но и скрытый глубинный смысл. Говоря об одном, притча на самом деле иллюстрирует некую скрывающуюся за текстом повествования истину. Она всегда заключает в себе некий важный духовный или нравственный смысл, для понимания которого от слушателей требуется интеллектуальное усилие. Еврейское слово «машаль», переводимое как «притча», означает также «пример» и «образец», тем самым притча задает некоторые модели поведения, помогает человеку сделать правильный выбор в той или иной нелегкой ситуации. Притча всегда включает в себя иносказание, имеет символический подтекст. Греческое слово «параболон» (парабола), которым было переведено слово «машаль», буквально означает «находящийся рядом» и указывает на наличие в притче связи между двумя уровнями понимания. Наше слово «притча» также содержит в себе эту идею связи, поскольку его славянское значение – «то, что сплетено с другим». В Новом Завете под «притчей» может подразумеваться наглядная иллюстрация, основанная на реалиях окружающей жизни (пространная – притча о сеятеле Лк. 8:5–18; краткая – притча о жемчужине (Мф.13:45–46), либо рассказ о чем-то, якобы происходившем в действительности (притча о блудном сыне Лк.15:11–32).
Почти треть слов Христа, дошедших до нас в Евангелиях, – это притчи. Особенно много их находится в Евангелии от Луки, который считал их очень важными. Каждая притча обычно говорит об одной основной истине, для понимания которой необходимо обратить внимание либо на предисловие (притча о безумном богаче), либо на ее заключительную часть (притча о немилосердном должнике). Также следует учитывать обстоятельства, при которых она была произнесена. священник Владимир Хулап
Храни Вас Бог!
Как понимать евангельские притчи
Почему ты говоришь притчами?
Косвенная прямотаСегодня, включив телевизор или радиоприемник, несложно заметить, что политики, чиновники, журналисты стараются выразить свои мысли прямо и ясно, иногда такая прямота становится даже одним из основных способов заработать политические очки и популярность. Для достижения ясности используются потоки цифр, статистические данные, диаграммы, иллюстрирующие динамику развития того или иного процесса. Препарированное общество предстает перед нами в любом необходимом разрезе. Наверное, нередко это действительно необходимо – ведь цифры могут шокировать человека и побудить его к соответствующей реакции, однако чаще всего они остаются чем-то абстрактным и чуждым, поскольку человеку сложно по-настоящему идентифицировать себя с цветным сектором на диаграмме.
Совершенно не так обстояло дело две тысячи лет назад в далекой Палестине, где Иисус Христос ходил по городам и весям, возвещая весть о Царствии Божьем. Если мы взглянем на евангельские тексты, то значительная часть Его учения выражается именно в притчах, цель которых – сообщить людям ту или иную истину, однако не напрямую, не в лоб, но в некоей завуалированной форме. В то время это был обычный стиль учения, и иудейские религиозные лидеры – книжники и фарисеи – очень часто и успешно использовали его. До нас дошло множество иудейских притчей той эпохи, и это свидетельство того, что они были востребованы и популярны. Слушатели ожидали, что к ним будут обращаться в такой форме, и те раввины, которые лучше рассказывали притчи, обретали больше последователей. Притчи широко использовались уже в Ветхом Завете: наверное, наиболее известную из них использовал пророк Нафан для обличения греха царя Давида (2Цар.12:1-6). Действительно, истории остаются в голове намного дольше, чем сухие и длинные лекции, оторванные от реальной жизни.
Это объясняет популярность притчей не только в Библии, но и в других культурах. К примеру, именно они принесли знаменитость Эзопу – рабу, этические уроки которого привлекали внимание благодаря тому, что они были облечены в форму историй, понятных людям из самых разных слоев общества. Притча – прекрасный способ помочь человеку понять вещи, которые в противном случае просто не привлекут его внимания.
Словарь В. Даля определяет притчу как «поучение в примере», а современное литературоведение рассматривает ее как «небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме». Мы будем понимать притчу как изречение или историю, имеющую не только очевидный поверхностный, но и скрытый глубинный смысл. Говоря об одном, притча на самом деле иллюстрирует некую скрывающуюся за текстом повествования истину. Она всегда заключает в себе некий важный духовный или нравственный смысл, для понимания которого от слушателей требуется интеллектуальное усилие. Еврейское слово «машаль», переводимое как «притча», означает также «пример» и «образец», тем самым притча задает некоторые модели поведения, помогает человеку сделать правильный выбор в той или иной нелегкой ситуации. Притча всегда включает в себя иносказание, имеет символический подтекст. Греческое слово «параболон» (парабола), которым было переведено слово «машаль», буквально означает «находящийся рядом» и указывает на наличие в притче связи между двумя уровнями понимания. Наше слово «притча» также содержит в себе эту идею связи, поскольку его славянское значение – «то, что сплетено с другим». В Новом Завете под «притчей» может подразумеваться наглядная иллюстрация, основанная на реалиях окружающей жизни (пространная – притча о сеятеле Лк. 8:5–18; краткая – притча о жемчужине (Мф.13:45–46), либо рассказ о чем-то, якобы происходившем в действительности (притча о блудном сыне Лк.15:11–32).
Почти треть слов Христа, дошедших до нас в Евангелиях, – это притчи. Особенно много их находится в Евангелии от Луки, который считал их очень важными. Каждая притча обычно говорит об одной основной истине, для понимания которой необходимо обратить внимание либо на предисловие (притча о безумном богаче), либо на ее заключительную часть (притча о немилосердном должнике). Также следует учитывать обстоятельства, при которых она была произнесена.
священник Владимир Хулап