Вокруг гладиаторских боев сформировалась масса мифов. Основной блок их возник в XIX веке, когда в мире сложился устойчивый интерес к прошлым эпохам, подкрепленный возможностями быстро развивающейся науки. Благодаря закреплению части этих неверных представлений о мире прошлого в художественных полотнах и литературных произведениях, многие искажения дожили и до наших времен. В частности, речь идет о якобы ужасных условиях жизни гладиаторов, обязательных правилах проведения боев до смерти и всякой ритуальной стороны вопроса вроде голосования о жизни и смерти бойца пальцами, направленными вверх или вниз. Увы, практически две трети массовых верований о гладиаторском искусстве являются качественно сфабрикованными враньем и вольными фантазиями.
Комплексный анализ всевозможных источников дает интересную картину. Начать стоит с того, что отношение к гладиаторам римских граждан было двойственное. С одной стороны, в общественной иерархии они стояли на уровне рабов, актеров, проституток. Хотя не каждый гладиатор являлся рабом. Более того! В иных представлениях участвовали лица вполне себе царственной крови.
Цоколь статуи с изображением гладиаторов, I-II вв. н. э.
Гладиаторов ценили как мужчин – даже за их пот, собранный в термах, платили немалые деньги. Считалось, что это мощный афродизиак, способный действовать одинаково хорошо на оба пола. Сами гладиаторы и контракты со школами, поставлявшие гладиаторов для боев, стоили огромных денег. Не каждый правитель мог позволить многодневные игры в цирке за счет казны. В большинстве случаев ограничивались организацией боев между двумя-тремя парами. Хотя, конечно, известны случаи и многодневных представлений с групповыми боями.
Гладиатор-раб мог получить свободу и права гражданина Рима. Но все равно оставался презираем – даже больше, чем обычный вольноотпущенник. Поэтому большинство из них оставались при школах – преподавать воинскую науку новым поколениям.
Гладиаторов, завершивших карьеру, высоко ценили как телохранителей. В искусстве индивидуального боя им не находилось равных. Но вот в армию их брали неохотно – переучить их с независимого мышления на групповое, необходимое солдату, получалось редко. Кстати, по этой причине большинство гладиаторских бунтов оканчивалось плачевно – эти бойцы-одиночки проигрывали групповой тактике регулярных войск. И пример Спартака ничего не значит – он большинство битв провел с полурегулярными войсками, практически с милицией тех лет.
Вооружение гладиаторов могло служить прототипом армейской экипировки и наоборот. Так, например, в армию из цирка пришла защита рук. А название гладиатора происходит от гладиуса – колющего пехотного меча.
Известная картина XIX века "Pollice Verso" или "Палец вниз". Кстати, сцену эту частенько заимствует современный кинематограф. Она, например, есть в "Гладиаторе" Ридли Скотта. Художник: Jean-Léon Gérôme
При всей разности вооружения среди многочисленных разновидностей гладиаторов (а они эволюционировали очень сильно за все время практики боев) пары создавались примерно равными по возможностям. Известны надгробия ретиариев (самых легких по вооружению бойцов), на которых стоит список былых побед. И среди проигравших противников могли встречаться и очень серьезно защищенные бойцы. Просто избыток защиты, например, мог сочетаться с меньшей подвижностью участника и ограниченным полем зрения. А тот же противостоящий ему ретиарий оставался максимально подвижным.
Интересно, что вооружение каждого типа гладиаторов являлось стилизацией комплекса, принятого на вооружение врагами Рима. Или иллюстрацией каких-то мифов. Упоминаемый уже ретиарий (его название можно перевести как "рыбак" или "сеточник") явно иллюстрировал серию мифов о Нептуне, а популярный фракиец представлял… Фракию, с которой Империя регулярно цапалась.
Оружие гладиаторов остро затачивалось и изготавливалось по технологиям, в целом повторявшим стандартные оружейные методы. Но боевым его считать можно с ворохом оговорок. В качестве примера: как только ребята Спартака, сначала имевшие на руках образцы, взятые в гладиаторской школе, захватили обоз с нормальным армейским оружием, они без сожаления побросали цирковой инвентарь и заменили его чем-то более существенным. Вся штука в том, что оружие для гладиаторов соответствовало одному правилу: больше зрелищности, но меньше смертоносности. Скажем, армейский гладиус был нормальным клинком, а вот его гладиаторский аналог существенно уступал по длине и скорее являлся кинжалом, чем мечом. Да и защита гладиаторская никак не являлась универсальной а учитывала специфику боя с обычным для этого вида противником. К тому же, гладиаторский доспех обычно имел больше украшений и в целом отличался большей массой.
Художник: Jean-Léon Gérôme
Гладиатора нужно долго готовить – даже если речь идет о натаскивании бывшего солдата. Гладиатора следует кормить по особой диете, обеспечивающей лучшее восстановление при травмах (избыток некоторых микроэлементов). Так что гладиатор – штучный и дорогой товар, которым не разбрасывались. Бывали даже своего рода импресарио для организации гастролей некоторых бойцов по стране. То есть задачи угробить такого спеца на потеху толпе не стояла. Это просто вариант заработка на знаменитости – лучших в своем классе бойцов знали, как мы сейчас знаем выдающихся спортсменов.
Известный врач Гален, к услугам которого прибегали за немалые деньги императоры и прочая знать, работал в гладиаторской школе штатным спортивным врачом. Надо полагать, что гонорар за такие труды полагался ему немаленький. Так что гладиаторов ценили, и даже существовала система трансферов – по типу того, как футбольные клубы перекупают игроков сегодня.
"Сполиарий" (Spoliarium - место, где избавлялись от недобитых гладиаторов) - картина (фрагмент) все того же XIX столетия - обратная сторона эффектного зрелища на арене. Художник: Juan Luna
Интересно, что долгое время в руки ученых не давались останки, которые можно было бы гарантированно атрибутировать как гладиаторские. Но сравнительно недавно в Эфесе обнаружили целое гладиаторское кладбище – до нас дошли 4 подписанных надгробия и 68 мужских останков в возрасте от 30 до 50 лет – неплохо для такой опасной профессии. И изучение костей дало любопытные результаты.
У многих скелетов следы залеченных ран. Причем встречались даже травмы черепа, а у одного обнаружили следы ампутации – страшно сложной и дорогой операции по тем временам. А еще с удивлением учены констатировали, что переломы на гладиаторских костях лечились даже качественнее, чем такие же повреждения у знатных римлян! Гладиаторов, конечно, хоронили на отшибе и с минимумом почестей, но вот ухаживали за ними при жизни очень тщательно. Вероятно, как сейчас смотрят за скаковой лошадью премиум-класса. --- Вступайте в группу, чтобы не пропускать новые материалы!
Исторические сражения
Какими были настоящие бои гладиаторов
Вокруг гладиаторских боев сформировалась масса мифов. Основной блок их возник в XIX веке, когда в мире сложился устойчивый интерес к прошлым эпохам, подкрепленный возможностями быстро развивающейся науки. Благодаря закреплению части этих неверных представлений о мире прошлого в художественных полотнах и литературных произведениях, многие искажения дожили и до наших времен. В частности, речь идет о якобы ужасных условиях жизни гладиаторов, обязательных правилах проведения боев до смерти и всякой ритуальной стороны вопроса вроде голосования о жизни и смерти бойца пальцами, направленными вверх или вниз. Увы, практически две трети массовых верований о гладиаторском искусстве являются качественно сфабрикованными враньем и вольными фантазиями.Комплексный анализ всевозможных источников дает интересную картину. Начать стоит с того, что отношение к гладиаторам римских граждан было двойственное. С одной стороны, в общественной иерархии они стояли на уровне рабов, актеров, проституток. Хотя не каждый гладиатор являлся рабом. Более того! В иных представлениях участвовали лица вполне себе царственной крови.
Гладиатор-раб мог получить свободу и права гражданина Рима. Но все равно оставался презираем – даже больше, чем обычный вольноотпущенник. Поэтому большинство из них оставались при школах – преподавать воинскую науку новым поколениям.
Гладиаторов, завершивших карьеру, высоко ценили как телохранителей. В искусстве индивидуального боя им не находилось равных. Но вот в армию их брали неохотно – переучить их с независимого мышления на групповое, необходимое солдату, получалось редко. Кстати, по этой причине большинство гладиаторских бунтов оканчивалось плачевно – эти бойцы-одиночки проигрывали групповой тактике регулярных войск. И пример Спартака ничего не значит – он большинство битв провел с полурегулярными войсками, практически с милицией тех лет.
Вооружение гладиаторов могло служить прототипом армейской экипировки и наоборот. Так, например, в армию из цирка пришла защита рук. А название гладиатора происходит от гладиуса – колющего пехотного меча.
Интересно, что вооружение каждого типа гладиаторов являлось стилизацией комплекса, принятого на вооружение врагами Рима. Или иллюстрацией каких-то мифов. Упоминаемый уже ретиарий (его название можно перевести как "рыбак" или "сеточник") явно иллюстрировал серию мифов о Нептуне, а популярный фракиец представлял… Фракию, с которой Империя регулярно цапалась.
Оружие гладиаторов остро затачивалось и изготавливалось по технологиям, в целом повторявшим стандартные оружейные методы. Но боевым его считать можно с ворохом оговорок. В качестве примера: как только ребята Спартака, сначала имевшие на руках образцы, взятые в гладиаторской школе, захватили обоз с нормальным армейским оружием, они без сожаления побросали цирковой инвентарь и заменили его чем-то более существенным. Вся штука в том, что оружие для гладиаторов соответствовало одному правилу: больше зрелищности, но меньше смертоносности. Скажем, армейский гладиус был нормальным клинком, а вот его гладиаторский аналог существенно уступал по длине и скорее являлся кинжалом, чем мечом. Да и защита гладиаторская никак не являлась универсальной а учитывала специфику боя с обычным для этого вида противником. К тому же, гладиаторский доспех обычно имел больше украшений и в целом отличался большей массой.
Известный врач Гален, к услугам которого прибегали за немалые деньги императоры и прочая знать, работал в гладиаторской школе штатным спортивным врачом. Надо полагать, что гонорар за такие труды полагался ему немаленький. Так что гладиаторов ценили, и даже существовала система трансферов – по типу того, как футбольные клубы перекупают игроков сегодня.
У многих скелетов следы залеченных ран. Причем встречались даже травмы черепа, а у одного обнаружили следы ампутации – страшно сложной и дорогой операции по тем временам. А еще с удивлением учены констатировали, что переломы на гладиаторских костях лечились даже качественнее, чем такие же повреждения у знатных римлян! Гладиаторов, конечно, хоронили на отшибе и с минимумом почестей, но вот ухаживали за ними при жизни очень тщательно. Вероятно, как сейчас смотрят за скаковой лошадью премиум-класса.
---
Вступайте в группу, чтобы не пропускать новые материалы!