03.2023 вторник Группа № 581,582 Предмет "Рисунок" Тема: " Рисунок несложного натюрморта с гипсовым орнаментом на фоне однотонной драпировки." Д/з: работа в тоне, выявление больших тоновых отношений. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ: 1. . Выявление больших тоновых отношений.
2.
3.Объемно-пространственное решение. Особое внимание уделяем пространственному решению: линейная перспектива (ближе- дальше с помощью карандашей 2Т,Т,ТМ). Передаем объем предметов, намечаем собственные и падающие тени легкой штрихтушевкой, усиливая ближние планы и ослабляя дальние. Работаем цельно и легко, не перегружая тонально, работая в серой тональной растяжке.
4.Уточнение тональных отношений. Углубленная проработка светотеневых отношений. Выявление полутонов и рефлексов. Гармоничное соподчинение света, полусвета, рефлекса и теней.
28.03.2023 год вторник Группа № 481 Предмет "Композиция станковая" Тема: "Автопортрет с друзьями" Д/з: Закрепление знаний о пропорциях головы человека. Использование выразительных возможностей, графическое размещение в формате листа.
Для художников человек был и остается главным объектом изображения. Что бы изобразить человека, передать его внешний облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого лица, закономерности его построения. Для этого нужно знать хорошо анатомию. Все мы уникальны, у каждого свой характер и своя внешность, ни один человек не похож на другого. Хотелось бы так же отметить что симметрия - выдумка исключительно человеческая. В живой природе все стремится к хаотичным круглым формам, а строгая геометрия встречается лишь там, где свою руку приложил человек. Именно поэтому люди с симметричными частями лица воспринимаются нами как более привлекательные. Ирония в том, что такого почти ни когда не бывает. Человек является одним из самых сложных объектов для изображения. Чтобы хорошо изобразить человека надо знать основы анатомии, академического штриха, пластической анатомии. Портрет – один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Существуют три ракурса: профиль, анфас и полуоборот — так называемые три - четверти.
Как известно, чтобы человек был похож на себя в портрете, нужно правильно передавать пропорции лица. От этого зависит узнаваемость рисунка и передача характера. Но прежде чем ставить такие серьезные задачи, начинающим художникам нужно сначала научиться рисовать голову человека. Без этих навыков овладеть мастерством не получится. И не существует таких «чудо-техник», в которых человек с первого раза мастерски нарисует портрет. Автопортрет – портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото и кинематографические и т. д. Многие художники – портретисты создавали портреты, причём некоторые писали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали свое изображение в групповые портреты.
Итак, что необходимо усвоить при построении портрета? 1. Форма головы больше похожа на яйцо, чем на шар. Со стороны подбородка голова уже, со стороны затылка — шире. 2. Уровень глаз расположен примерно посередине головы. 3. Уровень кончика носа находится примерно посередине между бровями и подбородком. 4. Губы будут располагаться примерно чуть выше середины между кончиком носа и подбородком. 5. Чтобы было проще, рисовать всегда проводите серединную линию или ось симметрии. Эта линия делит рисунок головы пополам. Вам будет проще ровно рисовать левую и правую стороны головы. Ось симметрии поможет избежать кривизны в рисунке, когда либо правый глаз не на своем месте относительно левого, либо получается что-то подобное этому. Ну и в заключении добавлю, что вышеизложенные закономерности приблизительны. У каждого человека свое неповторимое лицо: у кого-то нос короче и выше, у кого-то глаза ниже и шире… От этих особенностей и зависит передача характера. Но как бы ни отличались наши лица и характеры, закономерности «правила середины» являются тем фундаментом, на котором «строится» портрет конкретного человека.
Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.
Сегодня на уроке мы будем изучать конструкцию головы человека и ее пропорции. Познакомимся термином автопортрет.
Пропорции в рисунке лица человека.
Пропорции и соотношения в рисунке лица человека. Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции.
Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части, то есть линия глаз, находится примерно на середине лица. Лицо рисовать довольно сложно. Условно его можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку. Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний - на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза. Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа. Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа, разрез рта - на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка. Голова симметрична, и рисовать её можно на основе условной линии, которая начинается на затылке, проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия называется срединной и служит для построения парных симметричных форм.
Знание этих пропорций поможет начинающему в работе над портретом.
Человек должен понимать законы природы и уметь видеть красоту вокруг себя, а прежде всего, в лицах людей, чтобы ощущать свою индивидуальность. Лицо человека выражает его эмоции, мысли, симпатии и антипатии. Фактически все эмоции мы можем увидеть или ощутить.
Голову человека рисуют в анфас (фас), (когда он смотрит прямо), в профиль (когда голова повёрнута боком).
анфас профиль Анфас
Профиль
Пол - оборота
Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой. Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов. Форма головы бывает разных типов.
Какую форму имеет наша голова? В основном голова имеет округлую форму, напоминает яйцо.
Давайте нарисуем овал. Затем нанесем вертикальную ось, по середине овала. Ведь лицо человека симметрично! Что это значит? Симметрично, значит правая и левая часть лица абсолютно похожи.
Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции.
Пропорция – это соотношение величин частей, составляющих одно целое.
К основным частям лица относятся: глаза, нос, губы, уши.
Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.
Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.
Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.
Условно лицо можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.
Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний — на уровне основания носа.
Рисуем глаза.
Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Глаза представляют собой круглую сферу. Эту округлость и необходимо передать на листе. При этом белок глаза никогда не оставляют белым, а оттеняют, добавляя объела. Чтобы было видно, что глаз имеет шаровидную форму.
Начать рисовать глаз можно с его обобщённой формы - шара, вставленного в горизонтально расположенный овал (глазную впадину). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Расстояние между глазами равно длине самого глаза. Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.
Линию глаз можно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза, т. е. между глазами умещается еще один глаз. Глаза – это самая экспрессивная деталь лица. Если глаза закрыты или спрятаны, теряется большая часть выразительных средств. Глаза иногда могут говорить больше, чем слова и по ним мы часто читаем эмоции человека – от неловкости, презрения, негодования до любви, страдания или радости. Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.
Рисуем нос. Ширина носа равняется длине глаз.
Носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Основание носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его основания и кончика. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.
Рисуем губы. Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно нижняя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, средние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).
Особенности при рисовании губ.
Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.
Рисуем уши.
Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой
С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.
Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.
Рисуем волосы. Как правильно рисовать волосы. Итак, приступим к освоению прописных истин для рисовальщиков о волосах. Разделим их на несколько пунктов: Не начинайте рисовать волосы без построения основы, то есть черепа. Старайтесь сразу разбивать причёску на основные части, лежащие по форме черепа. Определите их геометрическую конфигурацию. У вас должна быть височная или височные (если рисуете в фас), теменная, затылочная (на рисунке в профиль и в три четверти). Особое внимание уделяйте построению локонов свисающих на лоб. Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы).
Женские прически.
Мужские прически.
Рисуем шею Шея является опорой для головы и прочно укреплена на плечах. Перед началом рисования нужно определить высоту шеи и её отношение к высоте и ширине головы. Сначала намечают срединную линию шеи, проходящую от нижней части челюсти до шейной впадины. Сама шея состоит как бы из трёх условных фигур: прямоугольника и двух треугольников.
Ильковская О.И. МКУДО"Бутурлиновская ДШИ"
:❣❤❣ Olechka ❣❤❣
28.
03.2023 вторник
Группа № 581,582
Предмет "Рисунок"
Тема: " Рисунок несложного натюрморта с гипсовым орнаментом на фоне однотонной драпировки."
Д/з: работа в тоне, выявление больших тоновых отношений.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ:
1. . Выявление больших тоновых отношений.
Особое внимание уделяем пространственному решению: линейная перспектива (ближе- дальше с помощью карандашей 2Т,Т,ТМ).
Передаем объем предметов, намечаем собственные и падающие тени легкой штрихтушевкой, усиливая ближние планы и ослабляя дальние. Работаем цельно и легко, не перегружая тонально, работая в серой тональной растяжке.
Углубленная проработка светотеневых отношений.
Выявление полутонов и рефлексов.
Гармоничное соподчинение света, полусвета, рефлекса и теней.
Группа № 481
Предмет "Композиция станковая"
Тема: "Автопортрет с друзьями"
Д/з: Закрепление знаний о пропорциях головы человека. Использование выразительных возможностей, графическое размещение в формате листа.
Все мы уникальны, у каждого свой характер и своя внешность, ни один человек не похож на другого. Хотелось бы так же отметить что симметрия - выдумка исключительно человеческая. В живой природе все стремится к хаотичным круглым формам, а строгая геометрия встречается лишь там, где свою руку приложил человек. Именно поэтому люди с симметричными частями лица воспринимаются нами как более привлекательные. Ирония в том, что такого почти ни когда не бывает.
Человек является одним из самых сложных объектов для изображения. Чтобы хорошо изобразить человека надо знать основы анатомии, академического штриха, пластической анатомии.
Портрет – один из самых сложных жанров рисунка и живописи.
Существуют три ракурса: профиль, анфас и полуоборот — так называемые три - четверти.
Автопортрет – портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото и кинематографические и т. д.
Многие художники – портретисты создавали портреты, причём некоторые писали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали свое изображение в групповые портреты.
Итак, что необходимо усвоить при построении портрета?
1. Форма головы больше похожа на яйцо, чем на шар. Со стороны подбородка голова уже, со стороны затылка — шире.
2. Уровень глаз расположен примерно посередине головы.
3. Уровень кончика носа находится примерно посередине между бровями и подбородком.
4. Губы будут располагаться примерно чуть выше середины между кончиком носа и подбородком.
5. Чтобы было проще, рисовать всегда проводите серединную линию или ось симметрии. Эта линия делит рисунок головы пополам. Вам будет проще ровно рисовать левую и правую стороны головы. Ось симметрии поможет избежать кривизны в рисунке, когда либо правый глаз не на своем месте относительно левого, либо получается что-то подобное этому.
Ну и в заключении добавлю, что вышеизложенные закономерности приблизительны. У каждого человека свое неповторимое лицо: у кого-то нос короче и выше, у кого-то глаза ниже и шире… От этих особенностей и зависит передача характера. Но как бы ни отличались наши лица и характеры, закономерности «правила середины» являются тем фундаментом, на котором «строится» портрет конкретного человека.
Рисовать портрет можно любым доступным средством: карандашом, углем, тушью и пером, акварельными красками, фломастерами и так далее. Конечно, каждое из них дает свой эффект, зависящий не только от характерных особенностей самого инструмента и используемой техники, но и от того, на какой поверхности выполняется рисунок: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и так далее.
Сегодня на уроке мы будем изучать конструкцию головы человека и ее пропорции. Познакомимся термином автопортрет.
Пропорции в рисунке лица человека.
Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции.
Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части, то есть линия глаз, находится примерно на середине лица.
Лицо рисовать довольно сложно. Условно его можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.
Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний - на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.
Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа.
Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа, разрез рта - на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка.
Голова симметрична, и рисовать её можно на основе условной линии, которая начинается на затылке, проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия называется срединной и служит для построения парных симметричных форм.
Знание этих пропорций поможет начинающему в работе над портретом.
Голову человека рисуют в анфас (фас), (когда он смотрит прямо), в профиль (когда голова повёрнута боком).
Анфас
Какую форму имеет наша голова? В основном голова имеет округлую форму, напоминает яйцо.
Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции.
Пропорция – это соотношение величин частей, составляющих одно целое.
К основным частям лица относятся: глаза, нос, губы, уши.
Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.
Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.
Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний — на уровне основания носа.
Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Глаза представляют собой круглую сферу. Эту округлость и необходимо передать на листе. При этом белок глаза никогда не оставляют белым, а оттеняют, добавляя объела. Чтобы было видно, что глаз имеет шаровидную форму.
Начать рисовать глаз можно с его обобщённой формы - шара, вставленного в горизонтально расположенный овал (глазную впадину). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Расстояние между глазами равно длине самого глаза. Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.
Глаза – это самая экспрессивная деталь лица. Если глаза закрыты или спрятаны, теряется большая часть выразительных средств. Глаза иногда могут говорить больше, чем слова и по ним мы часто читаем эмоции человека – от неловкости, презрения, негодования до любви, страдания или радости. Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.
Ширина носа равняется длине глаз.
Носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Основание носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его основания и кончика. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.
Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно нижняя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, средние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).
Особенности при рисовании губ.
Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.
Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой
С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.
Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.
Итак, приступим к освоению прописных истин для рисовальщиков о волосах. Разделим их на несколько пунктов:
Не начинайте рисовать волосы без построения основы, то есть черепа.
Старайтесь сразу разбивать причёску на основные части, лежащие по форме черепа. Определите их геометрическую конфигурацию. У вас должна быть височная или височные (если рисуете в фас), теменная, затылочная (на рисунке в профиль и в три четверти).
Особое внимание уделяйте построению локонов свисающих на лоб.
Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы).
Женские прически.
Шея является опорой для головы и прочно укреплена на плечах. Перед началом рисования нужно определить высоту шеи и её отношение к высоте и ширине головы. Сначала намечают срединную линию шеи, проходящую от нижней части челюсти до шейной впадины. Сама шея состоит как бы из трёх условных фигур: прямоугольника и двух треугольников.