03.2023г. пятница Группа №481 ПП 8 лет Предмет "Рисунок" Тема: "Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастных по форме и тону". Графика, формат А3. Д/з: выполнить конструктивное построение натюрморта
Приступая к рисованию натюрморта, процесс построения изображения надо разделить на отдельные этапы. Такая последователь¬ность работы должна всегда соблюдаться в учебном рисовании (как при рисовании натюрморта из геометрических тел, так и очень слож¬ного натюрморта с введением гипса). Отсутствие методической после¬довательности в работе приводит к пассивному, бездумному срисовыванию. При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения рисунка - «от общего к частному» и «от частного к общему.
Этапы построения натюрморта
1) Приступаем к компоновке постановки на бумаге. Методом визирования определяем горизонтальным или вертикальным является натюрморт и исходя из этого располагаем лист. Делаем композиционный поиск – форэскиз (горизонтальный, вертикальный или квадратный)
Форэскиз а) Общая масса (крайние точки) б) Общая форма в) Линейно-конструктивное построение
Предметам на листе не должно быть тесно или слишком просторно. Композиция не должна «съехать вниз» или «подпрыгнуть».
Линейно-конструктивный рисунок.
Основное изобразительное средство - линия. Так рисуют сквозное построение. Это детальный разбор на простейшие геометрические формы и их элементы: плоскости, эллипсы.
Эти работы наиболее полно и чётко объясняют и демонстрируют конструкцию предметов, показывая их видимыми насквозь, с достроенными элементами, логически поясняющими строение формы. Это позволяет научиться анализировать, а не просто срисовывать видимые части.
Свето-теневой рисунок будем выполнять на следующем уроке.
31.03.2023 год пятница Группа № 481 Предмет "История изобразительного искусства" Тема:" Искусство Эпохи Возрождения Италии", "Искусство Высокого Возрождения ". Д/з: прочитать данный материал урока; вспомнить то, что было рассмотрено на прошлом уроке. Записать в тетради: дату, тему урока, перечислить великих мастеров и шедевры искусства Высокого Возрождения.
ИСКУССТВО ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период времени — конец XV и первую треть XVI вв. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до середины столетия. Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире — не только о земле, но и о космосе. Восприятие мира и человеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось не только в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Изобразительный язык, который в эпоху Раннего Возрождения, по определению некоторых исследователей, мог показаться слишком «болтливым», стал обобщенным и сдержанным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлетами и последующим кризисом.
Архитектура Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на базе предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Крупнейшим представителем архитектуры Высокого Возрождения стал Донато Браманте (1444—1514). Постройки Браманте отличаются монументальностью и величием, гармоничным совершенством пропорций, цельностью и ясностью композиционных и пространственных решений, свободным, творческим использованием классических форм. Наивысшим творческим достижением Браманте является реконструкция Ватикана (зодчий фактически создал новое сооружение, органически включив в него разрозненные старые строения). Браманте принадлежит также авторство проекта собора Св. Петра в Риме. Своим творчеством Браманте определил пути развития архитектуры XVI в.
Живопись В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника, скульптора, архитектора, ученого и инженера стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия, насчитывающие свыше семи тысяч листов, содержащих научные и архитектурные проекты, изобретения и зарисовки. Как ученый и инженер Леонардо обогатил практически все области научного знания: анатомию, физиологию, ботанику, палеонтологию, картографию, геологию, химию, аэронавтику, оптику, механику, астрономию, гидравлику, акустику, математику. Трудно назвать ту область знаний, которой бы не коснулся его гений. В своем знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других записях Леонардо уделил большое внимание изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Леонардо занимали также проблемы светотени, объемной моделировки, линейной и воздушной перспективы. Леонардо отдал дань не только теории искусства. Он создал целый ряд великолепных алтарных образов и портретов (т.н. «Мадонна Литта»). Кисти Леонардо принадлежит одно из самых прославленных произведений мировой живописи — «Мона Лиза» (Джоконда). Леонардо создавал монументальные скульптурные образы, проектировал и строил архитектурные сооружения. Леонардо по сей день остается одной из самых харизматических личностей эпохи Возрождения. Ему посвящено огромное количество книг и статей, подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей. Универсализм Леонардо настолько непостижим, что Вазари не смог объяснить этот феномен иначе, как вмешательством небес: «К чему бы ни обратился этот человек, каждое его действие носит печать божественности», — так писал знаменитый биограф о великом Леонардо да Винчи.
Благовещение . Около 1474
Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) . Около 1478. Эрмитаж.
Мадонна в гроте. 1483—94.
Тайная вечеря . 1495—97.
Дама с горностаем . 1485—90.
Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) . 1490—91.
Мона Лиза (Джоконда) . Около 1503. Искусство Рафаэля Санти (1483—1520) также принадлежит к вершинам итальянского Возрождения. С творчеством Рафаэля в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо да Винчи олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает все творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл. Его работы необыкновенно привлекательны в своем естественном изяществе («Сикстинская мадонна»). Может быть, поэтому мастер приобрел такую необычайную популярность у публики и имел множество последователей среди художников во все времена. Рафаэль был не только изумительным живописцем, портретистом, но также и монументалистом, работавшим в технике фрески, архитектором, мастером декора. Все эти дарования с особой силой проявились в его росписях апартаментов папы Юлия II в Ватикане («Афинская школа»). В искусстве гениального художника родился новый образ человека эпохи Возрождения — прекрасного, гармоничного, совершенного физически и духовно («Портрет Б. Кастильоне»).
Мадонна Грандука . 1504.
Рафаэль. Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле). Эрмитаж. Около 1500—1502.
Станцы Рафаэля в Ватикане. Афинская школа. В центре Платон и Аристотель.
Портрет Юлия II . Около 1511.
Сикстинская мадонна . 1515—19.
Современником Леонардо да Винчи и Рафаэля был их вечный соперник — Микеланджело Буонарроти, величайший мастер Высокого Возрождения — ваятель, живописец, архитектор и поэт. Свой творческий путь этот титан Возрождения начал со скульптуры. Его колоссальные статуи стали символом нового человека — героя и борца («Давид»). Мастер возвел немало архитектурно-скульптурных сооружений, самое знаменитое из которых — капелла Медичи во Флоренции. Великолепие этих произведений строится на колоссальном напряжении чувств персонажей (Саркофаг Джулиано Медичи). Но особенно знамениты росписи Микеланджело в Ватикане, в Сикстинской капелле, в которых он проявил себя как гениальный живописец. Пожалуй, никто в мировом искусстве, ни до ни после Микеланджело, не создавал таких сильных телом и духом персонажей («Сотворение Адама»). Огромная, невероятно сложная по исполнению фреска на потолке была выполнена художником в одиночку, без помощников; она и по сей день остается непревзойденным монументальным произведением итальянской живописи. Но кроме росписей плафона Сикстинской капеллы, мастер, уже в старости, создал яростно-вдохновенный «Страшный суд» — символ крушения идеалов своей великой эпохи. Тем не менее Микеланджело всегда боготворил красоту человека, какие бы роковые и трагические страницы жизни ни определяли содержание творений этого гения. Микеланджело много и плодотворно работал в архитектуре, в частности, руководил строительством собора Св. Петра и ансамбля площади Капитолия в Риме. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило свое время, оно сыграло колоссальную роль в мировом искусстве, в частности, оказало влияние на формирование принципов барокко.
Пьета (Оплакивание Христа) . 1497—98 Мрамор. Собор Св. Петра, Рим Давид . 1501—04 Мрамор. Высота 434 см. Галерея Академии художеств, Флоренция.
Святое семейство (Мадонна Дони) . 1503—04 Дерево, темпера. Диаметр 120 см Галерея Уффици, Флоренция.
Микельанджело. Потолок Сикстинской капеллы. Сцены грехопадения и изгнания из Рая
Сивиллы — женщины-пророчицы, ясновидящие
Саркофаг Лоренцо Медичи . 1520—34.
Саркофаг Джулиано Медичи . 1520—34.
Страшный суд . 1536—41
В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрел после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (1486—1570). Напротив Дворца дожей он воздвиг монументальную библиотеку Сан-Марко с ажурным фасадом, органично связав ее с ансамблем площади. У подножия колокольни собора Сан-Марко мастер построил небольшое изящное здание — Лоджетту, а в 1532—37 гг. на Большом канале — нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде. Наивысшего расцвета в XVI в. достигла венецианская живопись с ее богатыми традициями, созданными мастерами предшествующего столетия, и в первую очередь поэтически-созерцательным творчеством Джованни Беллини, учителя великих мастеров Джорджоне и Тициана.
Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его искусство совершенно особое. В нем царит дух ясной гармонии и какой-то особенной интимной созерцательности и мечтательности. Этот венецианец умел передать настроение сцены, ее едва уловимое, подобное чудному сну, абсолютное безмолвие. Он часто писал восхитительных красавиц, настоящих богинь. Обычно это поэтический вымысел — воплощение несбыточной мечты, преклонение перед романтическим чувством и прекрасной женщиной. В его картинах таится намек на чувственную страсть, на сладостное наслаждение, на неземное счастье. Утонченный гедонизм стал важной темой его живописи. С искусством Джорджоне венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности.
Гроза . 1505.
Сельский концерт . Около 1510.
Портрет А. Броккардо . Около 1510.
Тициан вошел в историю итальянского искусства как титан и глава венецианской школы, как символ ее расцвета. В творчестве этого художника с особой силой проявилось дыхание новой эпохи — бурной, трагической, чувственной. Творчество Тициана отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Тициан явился одним из основоположников монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. В его творчестве идеальные образы соседствуют с яркими характерами, трагические конфликты — со сценами ликующей радости, религиозные композиции — с мифологическими и историческими картинами. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи. Его картины сияют золотом и сложной гаммой вибрирующих светоносных полутонов цвета. Тициан выработал новую живописную технику, оказавшую исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до XX в., развитие мирового изобразительного искусства. Могучий темперамент и яркая творческая индивидуальность Тициана проявились уже в ранних его работах, насыщенных кипучей жизнью, сверкающей красотой, богатством духовного содержания, глубиной эмоциональных переживаний. Тициан, проживший почти столетие, пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера наполовину принадлежит эпохе Позднего Возрождения. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами, погибает, но сохраняет свое величие. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве.
Автопортрет
Любовь земная и небесная . Около 1515—16.
Динарий кесаря . 1518.
Карл V в сражении при Мюльберге . 1548. Даная . Около 1554.
Оплакивание Христа . 1573—76
31.03.2023 год пятница Группа № 284 Предмет "Основы изобразительной грамоты и рисование" Тема: " Условный объем. Освещенность предметов" Д/з: Просмотрите данный материал и видео, нарисуйте яблоко и куб передав условный объём . Графика, формат листа А4.
Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают. На объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на пред¬мете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает, — тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место — блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом — рефлекс.
Рисунок 1 Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает — падающая. Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень. Источник света в этом случае у нас находится слева. Кув¬шин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного свет¬лее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое свет¬лое место — блик. Посмотрите, как по-разному воспринимается форма в зави¬симости от изменения направления источника света. Один и тот же натюрморт выглядит по-разному, если осве¬щать его слева или справа, приближать или удалять источник света.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
ЗАКОН СВЕТОТЕНИ Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из: 1. Блик; 2. Свет; 3. Полутень; 4. Собственная тень; 5. Рефлекс; 6. Падающая тень.
Рисунок 5 На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Рисунок 6 Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму.
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10 Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения. На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены, как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена. Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
Рисунок 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тени определяют собой пластичность (пластику) формы, под которой понимают её рельефность, скульптурность, мягкость, темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. Т.е. это объект: материальная вещь, нематериальное благо, услуга, работа и т.д. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Тени отбрасывает всё, что освещено солнцем или другим источником света: все предметы, животные, растения. Понятие «тень» имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений, присутствующих в быту, литературе, искусстве, психологии и естественных науках. «Тень укрепляет форму, свет разрушает ее», - говорил Леонардо да Винчи. Если бы не было теней, любая форма была безликой и плоской. Рисование реалистичного объекта начинается с понимания того, как мы визуально воспринимаем свет и тень и как эти два понятия работают вместе, чтобы придать этому объекту трехмерную форму на плоскости. Мы можем посмотреть на то, как свет взаимодействует с формой и выявить ряд характерных особенностей, которые появляются в сцене. В результате взаимодействия света и тени на предмете, мы можем понять форму, размер и массу объекта. Если вы поймете, как ведет себя свет и тень на форме, то нарисовать реалистичный объект станет легче. ВИДЕОМАТЕРИАЛ:
31.03.2023 год пятница Группа № 284 Предмет : Лепка Тема урока : Лепка на тему «Покорение космоса». Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал. Д/з: Вылепить сюжет из пластилина на тему "Космос". Применить приемы лепки: из больших форм, жгутиков, круглых форм, объемных форм. Образец
Можно добавить дополнительный материал: фольгу, картон, пластик и т.д.
Можно добавить дополнительный материал: заставку-фон
Учебный материал: Окрашен космос в чёрный цвет, Поскольку атмосферы нет, Ни ночи нет, ни дня. Здесь нет земной голубизны, Здесь виды странны и чудны: И звёзды сразу все видны, И Солнце, и Луна.
Человек смотрел в звездное небо, и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие? И ученые придумали специальные приборы, благодаря которым можно наблюдать за звездами. Как эти приборы называются?(Телескопы).
Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах? Но чтобы об этом узнать, надо было до этих планет долететь. Люди многое узнали про космос, про планеты . А что вы знаете о космосе? Что такое космос? (Это необъятное пространство ,где много планет, орбит, метеоритов, спутников, звезд, галактик...). Назовите планеты, которые входят в Солнечную систему?
Какая самая холодная планета?(Плутон). Почему она холодная? (Дальше находится от Солнца). Какая самая горячая планета?(Меркурий). Почему она самая горячая?(Ближе к Солнцу). Какая пятая по счету планета? (Юпитер). Назовите все планеты по порядку.
Рассматривание картинок о космосе, планетах, комет Для того, чтобы долететь к любой планете , каждый из вас должен построить из пластилина свой космический корабль. Используя знания по работе с пластилином.
Сейчас вы станете главными конструкторами, художниками, инженерами и дизайнерами в одном лице. Вы видели, какие космические корабли строят учёные, но космические корабли бывают и сказочные.
Летательный аппарат, на котором летят инопланетяне. (летающая тарелка)
Для того, чтобы построить космический корабль, мы возьмём лист бумаги и карандаш. Нарисуем на листе корабль, который нужно построить. Определим, из скольких деталей состоит наш аппарат. Выбираем материалы, инструменты, которые нам понадобятся. Приступаем к изготовлению.
Кому трудно придумать свой корабль может работать по предложенным схемам. Каждый из вас может составить свою схему и построить свой космический корабль. Дополнительно можно вылепить к ракете, если кто сможет марсианина или космонавта.
Вы можете подобрать разнообразные действия своим героям – космонавтам: кто то полетел на Луну, на Марс, кто-то совершает работы в открытом космосе, а кто-то только готовится к полету. Как лепить фигуру космонавта .
Его мы лепим комбинированным способом. От целого куска пластилина вытягиваем часть для головы, часть для рук, надрезаем стекой цилиндр, чтобы получить сразу две одинаковые ноги. Затем лепим более мелкие детали : наушники, антенну, рукавицы (заглаживаем или закругляем руки, обувь (слегка заворачиваем ноги, делаем ступни, кислородный баллон на спине.
Ильковская О.И. МКУДО"Бутурлиновская ДШИ"
:❣❤❣ Olechka ❣❤❣
31.
03.2023г. пятница
Группа №481 ПП 8 лет
Предмет "Рисунок"
Тема: "Рисунок натюрморта из 2-3 предметов контрастных по форме и тону". Графика, формат А3.
Д/з: выполнить конструктивное построение натюрморта
Приступая к рисованию натюрморта, процесс построения изображения надо разделить на отдельные этапы. Такая последователь¬ность работы должна всегда соблюдаться в учебном рисовании (как при рисовании натюрморта из геометрических тел, так и очень слож¬ного натюрморта с введением гипса). Отсутствие методической после¬довательности в работе приводит к пассивному, бездумному срисовыванию.
При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения рисунка - «от общего к частному» и «от частного к общему.
определяем горизонтальным или вертикальным является натюрморт и исходя из этого располагаем лист. Делаем композиционный поиск – форэскиз (горизонтальный, вертикальный или квадратный)
а) Общая масса (крайние точки)
б) Общая форма
в) Линейно-конструктивное построение
Предметам на листе не должно быть тесно или слишком просторно.
Композиция не должна «съехать вниз» или «подпрыгнуть».
геометрические формы и их элементы: плоскости, эллипсы.
демонстрируют конструкцию предметов, показывая их
видимыми насквозь, с достроенными элементами, логически
поясняющими строение формы. Это позволяет научиться
анализировать, а не просто срисовывать видимые части.
Свето-теневой рисунок будем выполнять на следующем уроке.
31.03.2023 год пятница
Группа № 481
Предмет "История изобразительного искусства"
Тема:" Искусство Эпохи Возрождения Италии", "Искусство Высокого Возрождения ".
Д/з: прочитать данный материал урока; вспомнить то, что было рассмотрено на прошлом уроке. Записать в тетради: дату, тему урока, перечислить великих мастеров и шедевры искусства Высокого Возрождения.
ИСКУССТВО ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период времени — конец XV и первую треть XVI вв. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до середины столетия.
Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире — не только о земле, но и о космосе. Восприятие мира и человеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось не только в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Изобразительный язык, который в эпоху Раннего Возрождения, по определению некоторых исследователей, мог показаться слишком «болтливым», стал обобщенным и сдержанным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлетами и последующим кризисом.
Архитектура
Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на базе предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Крупнейшим представителем архитектуры Высокого Возрождения стал Донато Браманте (1444—1514). Постройки Браманте отличаются монументальностью и величием, гармоничным совершенством пропорций, цельностью и ясностью композиционных и пространственных решений, свободным, творческим использованием классических форм. Наивысшим творческим достижением Браманте является реконструкция Ватикана (зодчий фактически создал новое сооружение, органически включив в него разрозненные старые строения). Браманте принадлежит также авторство проекта собора Св. Петра в Риме. Своим творчеством Браманте определил пути развития архитектуры XVI в.
Живопись
В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника, скульптора, архитектора, ученого и инженера стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия, насчитывающие свыше семи тысяч листов, содержащих научные и архитектурные проекты, изобретения и зарисовки. Как ученый и инженер Леонардо обогатил практически все области научного знания: анатомию, физиологию, ботанику, палеонтологию, картографию, геологию, химию, аэронавтику, оптику, механику, астрономию, гидравлику, акустику, математику. Трудно назвать ту область знаний, которой бы не коснулся его гений. В своем знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других записях Леонардо уделил большое внимание изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Леонардо занимали также проблемы светотени, объемной моделировки, линейной и воздушной перспективы. Леонардо отдал дань не только теории искусства. Он создал целый ряд великолепных алтарных образов и портретов (т.н. «Мадонна Литта»). Кисти Леонардо принадлежит одно из самых прославленных произведений мировой живописи — «Мона Лиза» (Джоконда). Леонардо создавал монументальные скульптурные образы, проектировал и строил архитектурные сооружения. Леонардо по сей день остается одной из самых харизматических личностей эпохи Возрождения. Ему посвящено огромное количество книг и статей, подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей. Универсализм Леонардо настолько непостижим, что Вазари не смог объяснить этот феномен иначе, как вмешательством небес: «К чему бы ни обратился этот человек, каждое его действие носит печать божественности», — так писал знаменитый биограф о великом Леонардо да Винчи.
Искусство Рафаэля Санти (1483—1520) также принадлежит к вершинам итальянского Возрождения. С творчеством Рафаэля в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо да Винчи олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к светлому совершенному началу пронизывает все творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл. Его работы необыкновенно привлекательны в своем естественном изяществе («Сикстинская мадонна»). Может быть, поэтому мастер приобрел такую необычайную популярность у публики и имел множество последователей среди художников во все времена. Рафаэль был не только изумительным живописцем, портретистом, но также и монументалистом, работавшим в технике фрески, архитектором, мастером декора. Все эти дарования с особой силой проявились в его росписях апартаментов папы Юлия II в Ватикане («Афинская школа»). В искусстве гениального художника родился новый образ человека эпохи Возрождения — прекрасного, гармоничного, совершенного физически и духовно («Портрет Б. Кастильоне»).
Современником Леонардо да Винчи и Рафаэля был их вечный соперник — Микеланджело Буонарроти, величайший мастер Высокого Возрождения — ваятель, живописец, архитектор и поэт. Свой творческий путь этот титан Возрождения начал со скульптуры. Его колоссальные статуи стали символом нового человека — героя и борца («Давид»). Мастер возвел немало архитектурно-скульптурных сооружений, самое знаменитое из которых — капелла Медичи во Флоренции. Великолепие этих произведений строится на колоссальном напряжении чувств персонажей (Саркофаг Джулиано Медичи). Но особенно знамениты росписи Микеланджело в Ватикане, в Сикстинской капелле, в которых он проявил себя как гениальный живописец. Пожалуй, никто в мировом искусстве, ни до ни после Микеланджело, не создавал таких сильных телом и духом персонажей («Сотворение Адама»). Огромная, невероятно сложная по исполнению фреска на потолке была выполнена художником в одиночку, без помощников; она и по сей день остается непревзойденным монументальным произведением итальянской живописи. Но кроме росписей плафона Сикстинской капеллы, мастер, уже в старости, создал яростно-вдохновенный «Страшный суд» — символ крушения идеалов своей великой эпохи. Тем не менее Микеланджело всегда боготворил красоту человека, какие бы роковые и трагические страницы жизни ни определяли содержание творений этого гения. Микеланджело много и плодотворно работал в архитектуре, в частности, руководил строительством собора Св. Петра и ансамбля площади Капитолия в Риме. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило свое время, оно сыграло колоссальную роль в мировом искусстве, в частности, оказало влияние на формирование принципов барокко.
Давид . 1501—04 Мрамор. Высота 434 см. Галерея Академии художеств, Флоренция.
Сцены грехопадения и изгнания из Рая
В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрел после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (1486—1570). Напротив Дворца дожей он воздвиг монументальную библиотеку Сан-Марко с ажурным фасадом, органично связав ее с ансамблем площади. У подножия колокольни собора Сан-Марко мастер построил небольшое изящное здание — Лоджетту, а в 1532—37 гг. на Большом канале — нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде. Наивысшего расцвета в XVI в. достигла венецианская живопись с ее богатыми традициями, созданными мастерами предшествующего столетия, и в первую очередь поэтически-созерцательным творчеством Джованни Беллини, учителя великих мастеров Джорджоне и Тициана.
Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его искусство совершенно особое. В нем царит дух ясной гармонии и какой-то особенной интимной созерцательности и мечтательности. Этот венецианец умел передать настроение сцены, ее едва уловимое, подобное чудному сну, абсолютное безмолвие. Он часто писал восхитительных красавиц, настоящих богинь. Обычно это поэтический вымысел — воплощение несбыточной мечты, преклонение перед романтическим чувством и прекрасной женщиной. В его картинах таится намек на чувственную страсть, на сладостное наслаждение, на неземное счастье. Утонченный гедонизм стал важной темой его живописи. С искусством Джорджоне венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности.
Тициан вошел в историю итальянского искусства как титан и глава венецианской школы, как символ ее расцвета. В творчестве этого художника с особой силой проявилось дыхание новой эпохи — бурной, трагической, чувственной. Творчество Тициана отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Тициан явился одним из основоположников монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. В его творчестве идеальные образы соседствуют с яркими характерами, трагические конфликты — со сценами ликующей радости, религиозные композиции — с мифологическими и историческими картинами. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи. Его картины сияют золотом и сложной гаммой вибрирующих светоносных полутонов цвета. Тициан выработал новую живописную технику, оказавшую исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до XX в., развитие мирового изобразительного искусства. Могучий темперамент и яркая творческая индивидуальность Тициана проявились уже в ранних его работах, насыщенных кипучей жизнью, сверкающей красотой, богатством духовного содержания, глубиной эмоциональных переживаний. Тициан, проживший почти столетие, пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера наполовину принадлежит эпохе Позднего Возрождения. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами, погибает, но сохраняет свое величие. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве.
Даная . Около 1554.
31.03.2023 год пятница
Группа № 284
Предмет "Основы изобразительной грамоты и рисование"
Тема: " Условный объем. Освещенность предметов"
Д/з: Просмотрите данный материал и видео, нарисуйте яблоко и куб передав условный объём . Графика, формат листа А4.
Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают. На объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на пред¬мете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает, — тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место — блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом — рефлекс.
Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает — падающая.
Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.
Источник света в этом случае у нас находится слева. Кув¬шин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного свет¬лее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое свет¬лое место — блик.
Посмотрите, как по-разному воспринимается форма в зави¬симости от изменения направления источника света.
Один и тот же натюрморт выглядит по-разному, если осве¬щать его слева или справа, приближать или удалять источник света.
ЗАКОН СВЕТОТЕНИ
Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:
1. Блик;
2. Свет;
3. Полутень;
4. Собственная тень;
5. Рефлекс;
6. Падающая тень.
На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму.
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.
На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию.
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы
В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены, как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.
Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тени определяют собой пластичность (пластику) формы, под которой понимают её рельефность, скульптурность, мягкость, темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. Т.е. это объект: материальная вещь, нематериальное благо, услуга, работа и т.д. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Тени отбрасывает всё, что освещено солнцем или другим источником света: все предметы, животные, растения. Понятие «тень» имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений, присутствующих в быту, литературе, искусстве, психологии и естественных науках. «Тень укрепляет форму, свет разрушает ее», - говорил Леонардо да Винчи. Если бы не было теней, любая форма была безликой и плоской.
Рисование реалистичного объекта начинается с понимания того, как мы визуально воспринимаем свет и тень и как эти два понятия работают вместе, чтобы придать этому объекту трехмерную форму на плоскости.
Мы можем посмотреть на то, как свет взаимодействует с формой и выявить ряд характерных особенностей, которые появляются в сцене. В результате взаимодействия света и тени на предмете, мы можем понять форму, размер и массу объекта.
Если вы поймете, как ведет себя свет и тень на форме, то нарисовать реалистичный объект станет легче.
ВИДЕОМАТЕРИАЛ:
31.03.2023 год пятница
Группа № 284
Предмет : Лепка
Тема урока : Лепка на тему «Покорение космоса». Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал.
Д/з: Вылепить сюжет из пластилина на тему "Космос". Применить приемы лепки: из больших форм, жгутиков, круглых форм, объемных форм.
Образец
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
Люди многое узнали про космос, про планеты . А что вы знаете о космосе? Что такое космос? (Это необъятное пространство ,где много планет, орбит, метеоритов, спутников, звезд, галактик...). Назовите планеты, которые входят в Солнечную систему?
Для того, чтобы долететь к любой планете , каждый из вас должен построить из пластилина свой космический корабль. Используя знания по работе с пластилином.
Как лепить фигуру космонавта .