10.

04.2023 год понедельник
Группа № 283
Предмет "Основы изобразительной грамоты и рисование"
Тема: " Условный объем. Освещенность предметов"
Д/з: Просмотрите данный материал и видео, нарисуйте яблоко и куб передав условный объём . Графика, формат листа А4.
Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают. На объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на пред¬мете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает, — тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место — блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом — рефлекс.

10.04.2023 год понедельник - 945375274784
10.04.2023 год понедельник - 945375740960
10.04.2023 год понедельник - 945375296288
10.04.2023 год понедельник - 945375687712
10.04.2023 год понедельник - 945375726880
10.04.2023 год понедельник - 945375320864

Рисунок 1
Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает — падающая.
Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.
Источник света в этом случае у нас находится слева. Кув¬шин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного свет¬лее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое свет¬лое место — блик.
Посмотрите, как по-разному воспринимается форма в зави¬симости от изменения направления источника света.
Один и тот же натюрморт выглядит по-разному, если осве¬щать его слева или справа, приближать или удалять источник света.
10.04.2023 год понедельник - 945375498272
Рисунок 2
10.04.2023 год понедельник - 945375508256
Рисунок 3
10.04.2023 год понедельник - 945375523616
Рисунок 4

ЗАКОН СВЕТОТЕНИ
Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:
1. Блик;
2. Свет;
3. Полутень;
4. Собственная тень;
5. Рефлекс;
6. Падающая тень.
10.04.2023 год понедельник - 945375554080
Рисунок 5
На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
10.04.2023 год понедельник - 945375564832
Рисунок 6
Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму.
10.04.2023 год понедельник - 945375573536
Рисунок 7
10.04.2023 год понедельник - 945375578912
Рисунок 8
10.04.2023 год понедельник - 945375585056
Рисунок 9
10.04.2023 год понедельник - 945375593504
Рисунок 10
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.
На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию.
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы
В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены, как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.
Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
10.04.2023 год понедельник - 945375607072
Рисунок 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тени определяют собой пластичность (пластику) формы, под которой понимают её рельефность, скульптурность, мягкость, темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. Т.е. это объект: материальная вещь, нематериальное благо, услуга, работа и т.д. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Тени отбрасывает всё, что освещено солнцем или другим источником света: все предметы, животные, растения. Понятие «тень» имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений, присутствующих в быту, литературе, искусстве, психологии и естественных науках. «Тень укрепляет форму, свет разрушает ее», - говорил Леонардо да Винчи. Если бы не было теней, любая форма была безликой и плоской.
Рисование реалистичного объекта начинается с понимания того, как мы визуально воспринимаем свет и тень и как эти два понятия работают вместе, чтобы придать этому объекту трехмерную форму на плоскости.
Мы можем посмотреть на то, как свет взаимодействует с формой и выявить ряд характерных особенностей, которые появляются в сцене. В результате взаимодействия света и тени на предмете, мы можем понять форму, размер и массу объекта.
Если вы поймете, как ведет себя свет и тень на форме, то нарисовать реалистичный объект станет легче.
ВИДЕОМАТЕРИАЛ:
Видеоурок: Условный объем. Освещённость предмета
Работы учащихся: 
Скрыпникова Диана
Скрыпникова Диана
Скрыпникова Диана
Скрыпникова Диана
10.04.2023 год понедельник - 945744868128
Клишина Виктория
10.04.2023 год понедельник - 945744527136
Попова Екатерина
10.04.2023 год понедельник - 945744614176
Пономарева Милана
10.04.2023 год понедельник - 945744808480
Попова Екатерина
10.04.2023 год понедельник - 945747456800
Пономарева Милана

10.04.2023 год понедельник
Группа № 283
Предмет : Лепка
Тема урока : Лепка на тему «Покорение космоса». Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал.
Д/з: Вылепить сюжет из пластилина на тему "Космос". Применить приемы лепки: из больших форм, жгутиков, круглых форм, объемных форм.
Образец
10.04.2023 год понедельник - 945384145952
10.04.2023 год понедельник - 945384153632
10.04.2023 год понедельник - 945384171296
Можно добавить дополнительный материал: фольгу, картон, пластик и т.д.
10.04.2023 год понедельник - 945384159264
Можно добавить дополнительный материал: заставку-фон
10.04.2023 год понедельник - 945384161568
Учебный материал:
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
10.04.2023 год понедельник - 945384300320
Человек смотрел в звездное небо, и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие? И ученые придумали специальные приборы, благодаря которым можно наблюдать за звездами. Как эти приборы называются?(Телескопы).
10.04.2023 год понедельник - 945384307488
Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах? Но чтобы об этом узнать, надо было до этих планет долететь.
Люди многое узнали про космос, про планеты . А что вы знаете о космосе? Что такое космос? (Это необъятное пространство ,где много планет, орбит, метеоритов, спутников, звезд, галактик...). Назовите планеты, которые входят в Солнечную систему?
10.04.2023 год понедельник - 945384319264
Какая самая холодная планета?(Плутон). Почему она холодная? (Дальше находится от Солнца). Какая самая горячая планета?(Меркурий). Почему она самая горячая?(Ближе к Солнцу). Какая пятая по счету планета? (Юпитер). Назовите все планеты по порядку.
10.04.2023 год понедельник - 945384331808
Рассматривание картинок о космосе, планетах, комет
Для того, чтобы долететь к любой планете , каждый из вас должен построить из пластилина свой космический корабль. Используя знания по работе с пластилином.
10.04.2023 год понедельник - 945384349472
Сейчас вы станете главными конструкторами, художниками, инженерами и дизайнерами в одном лице. Вы видели, какие космические корабли строят учёные, но космические корабли бывают и сказочные.
10.04.2023 год понедельник - 945384377120
Летательный аппарат, на котором летят инопланетяне. (летающая тарелка)
10.04.2023 год понедельник - 945384387360
Для того, чтобы построить космический корабль, мы возьмём лист бумаги и карандаш. Нарисуем на листе корабль, который нужно построить. Определим, из скольких деталей состоит наш аппарат. Выбираем материалы, инструменты, которые нам понадобятся. Приступаем к изготовлению.
10.04.2023 год понедельник - 945384396064
Кому трудно придумать свой корабль может работать по предложенным схемам. Каждый из вас может составить свою схему и построить свой космический корабль. Дополнительно можно вылепить к ракете, если кто сможет марсианина или космонавта.
10.04.2023 год понедельник - 945384413984
Вы можете подобрать разнообразные действия своим героям – космонавтам: кто то полетел на Луну, на Марс, кто-то совершает работы в открытом космосе, а кто-то только готовится к полету.
Как лепить фигуру космонавта .
10.04.2023 год понедельник - 945384426016
Его мы лепим комбинированным способом. От целого куска пластилина вытягиваем часть для головы, часть для рук, надрезаем стекой цилиндр, чтобы получить сразу две одинаковые ноги. Затем лепим более мелкие детали : наушники, антенну, рукавицы (заглаживаем или закругляем руки, обувь (слегка заворачиваем ноги, делаем ступни, кислородный баллон на спине.
10.04.2023 год понедельник - 945384439328
10.04.2023 год понедельник - 945384443936
10.04.2023 год понедельник - 945384447264
Работы учащихся:
10.04.2023 год понедельник - 945745442336
Клишина Виктория
10.04.2023 год понедельник - 945745500704
Торопцева Светлана
10.04.2023 год понедельник - 945745548064
Пономарева Милана
10.04.2023 год понедельник - 945745567008
Грибцов Егор
10.04.2023 год понедельник - 945745609760
Попова Екатерина
10.04.2023 год понедельник - 945745582368
Скрыпникова Диана

10.04.2023 понедельник
Группа № 582
Предмет "Живопись"
Тема: " Постановка из трех-четырех предметов более сложной формы на контрастном фоне."
Д/з: продолжение работы над данным натюрмортом.Работа в цвете-завершающий этап.Формат А-3, акварель.
10.04.2023 год понедельник - 944701656608
10.04.2023 год понедельник - 944701913120
10.04.2023 год понедельник - 944701622304
При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
- объем предметов натюрморта;
- фактуру предметов (их материальность);
- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

этапы цветового решения натюрморта на контрастные цвета.

• линейно – конструктивный рисунок постановки (композиция, пропорции);
• первоначальная раскладка тоново-цветового решения фона (свет-тень),
нахождение соотношений цветовых и тональных по контрасту);
• прокладка полутонов, цветовых рефлексов;
• детализация, нюансы, обобщение, завершение работы.

Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).

Заключительный этап . Синтез – подведение итогов над работой.
В основном направлен окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности на рисунке.

В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка: какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками. Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры.
 Работа на завершающем этапе ведется в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.

Комментарии

Комментариев нет.