04.2023 год понедельник Группа № 283 Предмет "Основы изобразительной грамоты и рисование" Тема: " Условный объем. Освещенность предметов" Д/з: Просмотрите данный материал и видео, нарисуйте яблоко и куб передав условный объём . Графика, формат листа А4. Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают. На объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на пред¬мете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает, — тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место — блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом — рефлекс.
Рисунок 1 Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает — падающая. Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень. Источник света в этом случае у нас находится слева. Кув¬шин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного свет¬лее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое свет¬лое место — блик. Посмотрите, как по-разному воспринимается форма в зави¬симости от изменения направления источника света. Один и тот же натюрморт выглядит по-разному, если осве¬щать его слева или справа, приближать или удалять источник света.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
ЗАКОН СВЕТОТЕНИ Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из: 1. Блик; 2. Свет; 3. Полутень; 4. Собственная тень; 5. Рефлекс; 6. Падающая тень.
Рисунок 5 На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Рисунок 6 Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму.
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10 Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения. На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены, как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена. Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
Рисунок 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тени определяют собой пластичность (пластику) формы, под которой понимают её рельефность, скульптурность, мягкость, темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. Т.е. это объект: материальная вещь, нематериальное благо, услуга, работа и т.д. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Тени отбрасывает всё, что освещено солнцем или другим источником света: все предметы, животные, растения. Понятие «тень» имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений, присутствующих в быту, литературе, искусстве, психологии и естественных науках. «Тень укрепляет форму, свет разрушает ее», - говорил Леонардо да Винчи. Если бы не было теней, любая форма была безликой и плоской. Рисование реалистичного объекта начинается с понимания того, как мы визуально воспринимаем свет и тень и как эти два понятия работают вместе, чтобы придать этому объекту трехмерную форму на плоскости. Мы можем посмотреть на то, как свет взаимодействует с формой и выявить ряд характерных особенностей, которые появляются в сцене. В результате взаимодействия света и тени на предмете, мы можем понять форму, размер и массу объекта. Если вы поймете, как ведет себя свет и тень на форме, то нарисовать реалистичный объект станет легче. ВИДЕОМАТЕРИАЛ:
10.04.2023 год понедельник Группа № 283 Предмет : Лепка Тема урока : Лепка на тему «Покорение космоса». Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал. Д/з: Вылепить сюжет из пластилина на тему "Космос". Применить приемы лепки: из больших форм, жгутиков, круглых форм, объемных форм. Образец
Можно добавить дополнительный материал: фольгу, картон, пластик и т.д.
Можно добавить дополнительный материал: заставку-фон
Учебный материал: Окрашен космос в чёрный цвет, Поскольку атмосферы нет, Ни ночи нет, ни дня. Здесь нет земной голубизны, Здесь виды странны и чудны: И звёзды сразу все видны, И Солнце, и Луна.
Человек смотрел в звездное небо, и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие? И ученые придумали специальные приборы, благодаря которым можно наблюдать за звездами. Как эти приборы называются?(Телескопы).
Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах? Но чтобы об этом узнать, надо было до этих планет долететь. Люди многое узнали про космос, про планеты . А что вы знаете о космосе? Что такое космос? (Это необъятное пространство ,где много планет, орбит, метеоритов, спутников, звезд, галактик...). Назовите планеты, которые входят в Солнечную систему?
Какая самая холодная планета?(Плутон). Почему она холодная? (Дальше находится от Солнца). Какая самая горячая планета?(Меркурий). Почему она самая горячая?(Ближе к Солнцу). Какая пятая по счету планета? (Юпитер). Назовите все планеты по порядку.
Рассматривание картинок о космосе, планетах, комет Для того, чтобы долететь к любой планете , каждый из вас должен построить из пластилина свой космический корабль. Используя знания по работе с пластилином.
Сейчас вы станете главными конструкторами, художниками, инженерами и дизайнерами в одном лице. Вы видели, какие космические корабли строят учёные, но космические корабли бывают и сказочные.
Летательный аппарат, на котором летят инопланетяне. (летающая тарелка)
Для того, чтобы построить космический корабль, мы возьмём лист бумаги и карандаш. Нарисуем на листе корабль, который нужно построить. Определим, из скольких деталей состоит наш аппарат. Выбираем материалы, инструменты, которые нам понадобятся. Приступаем к изготовлению.
Кому трудно придумать свой корабль может работать по предложенным схемам. Каждый из вас может составить свою схему и построить свой космический корабль. Дополнительно можно вылепить к ракете, если кто сможет марсианина или космонавта.
Вы можете подобрать разнообразные действия своим героям – космонавтам: кто то полетел на Луну, на Марс, кто-то совершает работы в открытом космосе, а кто-то только готовится к полету. Как лепить фигуру космонавта .
Его мы лепим комбинированным способом. От целого куска пластилина вытягиваем часть для головы, часть для рук, надрезаем стекой цилиндр, чтобы получить сразу две одинаковые ноги. Затем лепим более мелкие детали : наушники, антенну, рукавицы (заглаживаем или закругляем руки, обувь (слегка заворачиваем ноги, делаем ступни, кислородный баллон на спине.
Работы учащихся:
Клишина Виктория
Торопцева Светлана
Пономарева Милана
Грибцов Егор
Попова Екатерина
Скрыпникова Диана
10.04.2023 понедельник Группа № 582 Предмет "Живопись" Тема: " Постановка из трех-четырех предметов более сложной формы на контрастном фоне." Д/з: продолжение работы над данным натюрмортом.Работа в цвете-завершающий этап.Формат А-3, акварель.
При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать: - объем предметов натюрморта; - фактуру предметов (их материальность); - плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).
этапы цветового решения натюрморта на контрастные цвета.
• линейно – конструктивный рисунок постановки (композиция, пропорции); • первоначальная раскладка тоново-цветового решения фона (свет-тень), нахождение соотношений цветовых и тональных по контрасту); • прокладка полутонов, цветовых рефлексов; • детализация, нюансы, обобщение, завершение работы.
Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).
Заключительный этап . Синтез – подведение итогов над работой. В основном направлен окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности на рисунке.
В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка: какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками. Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры. Работа на завершающем этапе ведется в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.
Ильковская О.И. МКУДО"Бутурлиновская ДШИ"
:❣❤❣ Olechka ❣❤❣
10.
04.2023 год понедельник
Группа № 283
Предмет "Основы изобразительной грамоты и рисование"
Тема: " Условный объем. Освещенность предметов"
Д/з: Просмотрите данный материал и видео, нарисуйте яблоко и куб передав условный объём . Графика, формат листа А4.
Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают. На объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на пред¬мете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает, — тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место — блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом — рефлекс.
Рисунок 1
Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает — падающая.
Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.
Источник света в этом случае у нас находится слева. Кув¬шин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного свет¬лее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое свет¬лое место — блик.
Посмотрите, как по-разному воспринимается форма в зави¬симости от изменения направления источника света.
Один и тот же натюрморт выглядит по-разному, если осве¬щать его слева или справа, приближать или удалять источник света.
ЗАКОН СВЕТОТЕНИ
Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:
1. Блик;
2. Свет;
3. Полутень;
4. Собственная тень;
5. Рефлекс;
6. Падающая тень.
На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму.
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.
На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию.
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы
В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены, как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.
Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тени определяют собой пластичность (пластику) формы, под которой понимают её рельефность, скульптурность, мягкость, темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. Т.е. это объект: материальная вещь, нематериальное благо, услуга, работа и т.д. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Тени отбрасывает всё, что освещено солнцем или другим источником света: все предметы, животные, растения. Понятие «тень» имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений, присутствующих в быту, литературе, искусстве, психологии и естественных науках. «Тень укрепляет форму, свет разрушает ее», - говорил Леонардо да Винчи. Если бы не было теней, любая форма была безликой и плоской.
Рисование реалистичного объекта начинается с понимания того, как мы визуально воспринимаем свет и тень и как эти два понятия работают вместе, чтобы придать этому объекту трехмерную форму на плоскости.
Мы можем посмотреть на то, как свет взаимодействует с формой и выявить ряд характерных особенностей, которые появляются в сцене. В результате взаимодействия света и тени на предмете, мы можем понять форму, размер и массу объекта.
Если вы поймете, как ведет себя свет и тень на форме, то нарисовать реалистичный объект станет легче.
ВИДЕОМАТЕРИАЛ:
10.04.2023 год понедельник
Группа № 283
Предмет : Лепка
Тема урока : Лепка на тему «Покорение космоса». Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал.
Д/з: Вылепить сюжет из пластилина на тему "Космос". Применить приемы лепки: из больших форм, жгутиков, круглых форм, объемных форм.
Образец
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
Люди многое узнали про космос, про планеты . А что вы знаете о космосе? Что такое космос? (Это необъятное пространство ,где много планет, орбит, метеоритов, спутников, звезд, галактик...). Назовите планеты, которые входят в Солнечную систему?
Для того, чтобы долететь к любой планете , каждый из вас должен построить из пластилина свой космический корабль. Используя знания по работе с пластилином.
Как лепить фигуру космонавта .
10.04.2023 понедельник
Группа № 582
Предмет "Живопись"
Тема: " Постановка из трех-четырех предметов более сложной формы на контрастном фоне."
Д/з: продолжение работы над данным натюрмортом.Работа в цвете-завершающий этап.Формат А-3, акварель.
- объем предметов натюрморта;
- фактуру предметов (их материальность);
- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).
этапы цветового решения натюрморта на контрастные цвета.
• линейно – конструктивный рисунок постановки (композиция, пропорции);
• первоначальная раскладка тоново-цветового решения фона (свет-тень),
нахождение соотношений цветовых и тональных по контрасту);
• прокладка полутонов, цветовых рефлексов;
• детализация, нюансы, обобщение, завершение работы.
Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).
Заключительный этап . Синтез – подведение итогов над работой.
В основном направлен окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности на рисунке.
В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка: какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками. Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры.
Работа на завершающем этапе ведется в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.